город Москва |
|
11 декабря 2020 г. |
Дело N А40-76816/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Елоева А.М.,
судей Сазоновой Е.А., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Козиным О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Товарищества собственников жилья "Курчатовское"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 25 сентября 2020 года по делу N А40-76816/20,
по иску Департамента культурного наследия города Москвы
(ОГРН 1027700151170, ИНН 7705021556)
к Товариществу собственников жилья "Курчатовское"
(ОГРН 1037739844603, ИНН 7734502952)
о обязании,
при участии в судебном заседании:
от истца Шастун А.В. по доверенности от 30.12.2019 N ДКМ-16-37-105/9,
от ответчика представитель не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Мосгорнаследие обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ТСЖ "Курчатовское" о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия "Ансамбль "Академгородок лаборатории N 2 АН СССР" 1945-1949 гг., архитекторы И.В.Жолтовский, Л.Б.Карлик", расположенного по адресам: г.Москва, ул.Максимова, д.8, ул.Маршала Новикова, д.1, 3, в порядке, установленном ст.45 ФЗ от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ, а именно:
- в течении 6 месяцев с даты вступления решения в силу разработать и согласовать с Департаментом проектную документацию на проведение работ по его сохранению (включающую демонтаж навесного оборудования с фасадов, а также работы по входным группам, фасадам, пилонам ворот);
- в течение 8 месяцев с даты согласования с Департаментом указанной проектной документации выполнить по ней работы, сдать в установленном порядке отчетную документацию и получить акт приемки работ Департамента.
Решением суда от 25.09.2020 иск удовлетворен полностью.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда отменить, в иске отказать.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм процессуального права.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен. Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствии указанного лица.
Представитель истца против доводов жалобы возражал, считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом по правилам, предусмотренным главой 34 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ТСЖ "КУРЧАТОВСКОЕ" согласно Уставу, протоколу общего собрания собственников от 22 декабря 2016 г. N 14 является организацией, объединяющей собственников помещений в вышеуказанных многоквартирных домах с целью обеспечения их эксплуатации, владения, пользования и распоряжения общим имуществом домов, осуществляющей обслуживание, содержание и ремонт общего имущества указанных домов.
Объекты недвижимости, расположенные по адресам: г. Москва, ул. Максимова, д.8, ул. Маршала Новикова, д.1, 3, отнесены к выявленным объектам культурного наследия с наименованием "Ансамбль "Академгородок лаборатории N 2 АН СССР" 1945-1949 гг., архитекторы И.В.Жолтовский, Л.Б.Карлик (далее - объекты 1,2,3).
04.04.2017 сотрудником Департамента осуществлен выезд на Объект в соответствии с заданием на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия от 4 апреля 2017 г. N УТК159/2017 (копия прилагается) и составлен Акт осмотра от 4 апреля 2017 г. N 266/2017, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства об объектах культурного наследия, в связи с чем ТСЖ выдано предписание.
ТСЖ "КУРЧАТОВСКОЕ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Департамента по проведению проверки и выдаче указанного предписания.
Решением Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-124454/17, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанции, в удовлетворении требований ТСЖ "КУРЧАТОВСКОЕ" отказано полностью.
Департаментом выдано повторное предписание от 4 апреля 2018 года N ПР-53/2018. За неисполнение указанных предписаний ТСЖ "КУРЧАТОВСКОЕ" постановлениями Хамовнического районного суда города Москвы от 11 сентября 2019 года и от 18 октября 2017 года привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 000 руб.
19 апреля 2018 года ТСЖ "КУРЧАТОВСКОЕ" оформлен акт технического состояния Объекта 1 и выдано предписание с требованием о его исполнении от 25 июня 2018 года N ПР-АТС-280/2018; 28 июня 2018 года оформлены акты технического состояния Объектов 2 и 3, а также выданы предписания об их исполнении от 3 августа 2018 года N ПР-АТС-365/2018 и N ПР-АТС-366/2018.
В связи с неисполнением указанных предписаний Департаментом 26 июля 2019 года выданы повторные предписания, которые также не исполнены ТСЖ "КУРЧАТОВСКОЕ", что подтверждается актом осмотра Объектов 1, 2, 3 от 15 августа 2019 года.
Постановлениями Хорошевского районного суда города Москвы от 20 ноября 2019 года ТСЖ "КУРЧАТОВСКОЕ" привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ в виде штрафов в размере 150 000 руб.
Основанием для обращения истца с данным иском послужило обстоятельство того, что до настоящего времени требования законодательства, актов технического состояния Объектов 1, 2, 3 и предписаний Департамента ТСЖ "КУРЧАТОВСКОЕ" не исполнены, навесное оборудование с фасадов Объектов 1, 2, 3 не демонтировано, работы по сохранению Объектов 1, 2, 3 в части общего имущества многоквартирных жилых домов, в том числе по входным группам, фасадам, пилонам ворот, не проведены.
В силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73 -ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ) объекты культурного наследия являются особым видом имущества, к которому требования гражданского законодательства применяются с учетом особенностей, установленных указанным законом.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с пунктом 5 статьи 16.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73- ФЗ выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.
Согласно ст. 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73 -ФЗ требования к сохранению выявленного объекта культурного наследия предусматривают консервацию, ремонт, реставрацию выявленного объекта культурного наследия, приспособление выявленного объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. Состав (перечень) видов работ по сохранению Объекта и сроки (периодичность) проведения таких работ определяются уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия на основании составленного им акта технического состояния Объекта с учетом вида данного Объекта, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования Объекта.
В силу ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73 -ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания его в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния собственник обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Состав (перечень) работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются Департаментом с учетом мнения собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия на основании составленного Департаментом акта технического состояния выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования.
В соответствии с п.2.4.1.2 Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, выявленного объекта культурного наследия" в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 13 февраля 2013 г. N 58-ПП "Об административных регламентах предоставления государственных услуг Департаментом культурного наследия города Москвы", в качестве заявителей для получения указанной государственной услуги могут выступать: управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы либо иные организации, осуществляющие функции управления многоквартирными домами, являющимися объектами культурного наследия.
На основании изложенного в соответствии с уставом работы по сохранению Объектов 1, 2, 3 должны проводиться ТСЖ "КУРЧАТОВСКОЕ".
В силу части 1 статьи 40 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
На основании части 1 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В силу статьи 11 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ Департамент как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномочен осуществлять региональный государственный надзор в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Ответчиком в нарушение ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств принятия мер по разработке и согласованию с Департаментом культурного наследия города Москвы проектной документации на проведение работ по его сохранению (включающую демонтаж навесного оборудования с фасадов, а также работы по входным группам, фасадам, пилонам ворот).
Доводы заявителя апелляционной жалобы рассмотрены судебной коллегией, признаются несостоятельными.
В материалах дела имеются доказательства извещения ответчика о начавшемся судебном разбирательстве (л.д. 85-86).
Доводы о наличии внутренних организационных проблемах юридического лица не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не свидетельствует о законности бездействия ТСЖ.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 сентября 2020 года по делу N А40-76816/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.М. Елоев |
Судьи |
Е.А. Сазонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-76816/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: АССОЦИАЦИЯ "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ", ТСЖ "КУРЧАТОВСКОЕ"