г. Вологда |
|
10 декабря 2020 г. |
Дело N А05-5480/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 10 декабря 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зориной Ю.В. и Ралько О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ручкиновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управления лесничествами (Вельского обособленного подразделения) на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 октября 2020 года по делу N А05-5480/2020,
УСТАНОВИЛ:
территориальный орган Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничествами (Вельское обособленное подразделение) (адрес: 164501, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Бойчука, д. 3, оф. 10; ОГРН 1162901060376, ИНН 2902083136; далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Группа компаний "УЛК" (ОГРН 1112907000898, ИНН 2922008546; адрес: 165210, Архангельская обл., Устьянский р-н, раб.пос. Октябрьский, ул. Заводская, д. 17, оф. 1; далее - Общество) о взыскании 12 202 888 руб. 32 коп. неустойки, начисленной в связи с ненадлежащим исполнением договора аренды лесных участков, предоставленных для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, от 27.01.2016 N 1913, а именно за рубку лесных насаждений, предусмотренную проектом освоения лесов, без подачи лесной декларации (подпункт "г" пункта 14 договора).
Решением суда от 19 октября 2020 года с Общества в доход федерального бюджета взыскано 500 000 руб. неустойки; в удовлетворении остальной части иска отказано; с ответчика в доход федерального бюджета взыскано 3 442 руб. государственной пошлины.
Истец с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части отказа в удовлетворении иска. Выражает несогласие со снижением судом размера неустойки. По мнению апеллянта, неустойка является средством, обеспечивающим исполнение обязательства, мерой, направленной на стимулирование исполнения обязательства, а не способом обогащения. Полагает, что суд не принял во внимание, что неисполнение договора аренды в части использования лесного участка только после подачи лесной декларации может привести к существенным неблагоприятным последствия для лесных участков, а именно бесконтрольным рубкам, несоответствию лесосек разрешенным параметрам и, как следствие, истощению лесных ресурсов, снижению их полезных функций.
Ответчик в отзыве доводы апеллянта опроверг, считает решение суда законным и обоснованным.
Исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, 27.01.2016 Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (Арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды лесных участков, предоставленных для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов N 1913.
Лесной участок передан Арендатору в целях использования лесов для заготовки древесины (пункт 4 договора).
Согласно подпунктам "б", "ж" пункта 12 договора Арендатор обязуется использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим договором, осуществлять установленный договором вид использования лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и лесной декларации (подпункт "ж" договора).
В ходе проведения натурной проверки фактов возможных нарушений лесного законодательства, выявленных при непрерывном дистанционном мониторинге использования лесов в 2019 году на территории Вельского лесничества, специалистами государственного казенного учреждения Архангельской области "Вельское лесничество" выявлены факты рубки лесных насаждений без лесной декларации на землях лесного фонда, а именно в квартале 127 выделе 6 делянке 3 Вельского участкового лесничества Вельского лесничества, в квартале 21 выделах 15, 18 Вельского участкового лесничества, квартале 40 выделах 2, 6 Важского участкового лесничества (участок ЗАО "Долматовское"), что подтверждается представленными в материалы дела карточками дешифрирования мест использования лесов N 24030030901270301, N 24030022200400801, N 24030043200210301.
Подпунктом "г" пункта 14 договора установлена ответственность Арендатора за рубку лесных насаждений, предусмотренную проектом освоения лесов, без подачи лесной декларации в виде 25-кратной стоимости заготовленной древесины, определенная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, установленным Правительством Российской Федерации.
В связи с выявленным фактом рубки лесных насаждений без лесной декларации на землях лесного фонда Арендодатель начислил Обществу неустойку в размере 12 202 888 руб. 32 коп.
В претензионном письме от 13.03.2020 Управление предложило Обществу уплатить неустойку, начисленную на основании пункта 14 договора.
Поскольку требование Арендодателя об уплате неустойки Общество не исполнило, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования частично, снизив сумму неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
Частью 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) установлено, что использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
К видам использования лесов относится заготовка древесины (подпункт 1 части 1 статьи 25 ЛК РФ).
В силу части 1 статьи 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
В части 2 статьи 26 ЛК РФ предусмотрено, что ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута.
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 26 ЛК РФ).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 16.01.2015 N 17 утверждена форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, требования к формату лесной декларации в электронной форме (далее - Приказ N 17).
Пунктом 2 указанного Приказа установлено, что срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.
На основании пункта 4 Приказа N 17 в лесную декларацию вносится следующая информация: а) о наименовании уполномоченного органа; б) о лице, подавшем лесную декларацию: в) о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, в частности: номер договора аренды лесного участка или иного документа, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, номер государственной регистрации (при наличии); дата договора аренды лесного участка или иного документа, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; г) о декларируемом периоде; д) о виде использования лесов в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации; е) о наименовании органа, утвердившего заключение государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, и дата утверждения.
В силу частей 1 и 9 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в статье 23 настоящего Кодекса лесничествах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 4 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 13.09.2016 N 474, заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации контракта).
Согласно пункту 11 названных Правил, рубка лесных насаждений, трелевка, частичная переработка, хранение, вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации.
Увеличение сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины, указанных в настоящем пункте, допускаются в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований. Срок рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса. Разрешение на изменение сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины выдается в письменном виде с указанием местонахождения лесосеки (участковое лесничество, номер лесного квартала, номер лесотаксационного выдела, номер лесосеки), площади лесосеки, объема древесины и вновь установленного (продленного) срока (даты) рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывозки древесины.
Для проверки состояния лесов, их количественных и качественных характеристик проводится государственная инвентаризация лесов (часть 1 статьи 90 ЛК РФ). Порядок проведения государственной инвентаризации лесов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 90 ЛК РФ).
Приказом Федерального Агентства лесного хозяйства от 10.11.2011 N 472 утверждены методические рекомендации по проведению государственной инвентаризации лесов (далее - Методические рекомендации).
Согласно разделу III Методических рекомендаций под дистанционным мониторингом использования лесов подразумевается систематическое слежение за состоянием использования лесов с целью своевременного выявления и прогнозирования развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса на основе контурного и аналитического дешифрирования, материалов аэрокосмической съемки (далее - ДЗЗ).
Пунктом 3 раздела III Методических рекомендаций установлено, что в процессе проведения мониторинга и (или) непрерывного мониторинга решаются следующие задачи: информационное обеспечение контроля за исполнением субъектами Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации в области лесных отношений; оценка соблюдения лесного законодательства при использовании лесных участков; выявление лесных участков с признаками нарушений лесного законодательства; определение площади и запасов древесины на лесных участках с признаками незаконного использования лесов.
Как следует из материалов дела, Обществом представлены:
- лесная декларация от 14.12.2018 N 3-18/178 об использовании с 25.12.2018 по 31.12.2018 леса для заготовки древесины на лесном участке, предоставленном в аренду в Вельском лесничестве Архангельской области (уч. Вельское, лесной квартал 127, лесотакционный выдел 6);
- лесная декларация от 19.12.2018 N 3-18/179 об использовании с 30.12.2018 по 31.12.2018 леса для заготовки древесины на лесном участке, предоставленном в аренду в Вельском лесничестве Архангельской области в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу (Вельское лесничество, уч. СПК к-з Пежемский, лесной квартал 21, лесотакционные выделы 15, 18);
- лесная декларация от 02.11.2018 N 3-18/163 об использовании с 14.11.2018 по 31.12.2018 леса для заготовки древесины на лесном участке, предоставленном в аренду в Вельском лесничестве Архангельской области в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу (Вельское лесничество, участковое лесничество Важское, урочище ЗАО "Долматовское", лесной квартал 40, лесотакционные выделы 2, 6 и 16).
В соответствии с представленными истцом в материалы дела карточками дешифрирования от 06.01.2019 по состоянию на момент съемки на указанных выше лесных участках вырубка не производилась.
При повторной космосъемке данных участков, состоявшейся 14.02.2019, 16.02.2019, установлено, что древесина на лесных участках вырублена. Вместе с тем лесные декларации в период рубки лесных насаждений на указанных лесосеках (с 06.01.2019 по 16.02.2019) у Арендатора отсутствовали, а срок действия лесных деклараций 02.11.2018 N 3-18/163, от 14.12.2018 N 3-18/178, от 19.12.2018 N 3-18/179 истек.
Таким образом, представленными в материалы дела карточками дешифрирования мест использования лесов подтверждается факт рубки за пределами декларируемого периода, что ответчиком не оспаривается.
В силу пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться в том числе неустойкой.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
На основании пункта 1 статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения размера неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств независимо от того, является неустойка законной или договорной.
С учетом компенсационного характера гражданско-правовой ответственности под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства ГК РФ предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
Согласно пункту 69 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7) подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке (пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
В силу пункта 71 Постановления N 7, если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме.
Из материалов дела следует, что ответчик при рассмотрении дела в суде первой инстанции заявил ходатайство о снижении неустойки на основании статьи 333 ГК РФ.
Судебная коллегия отмечает, что степень соразмерности заявленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, в силу чего оценка данного критерия дается судом с учетом положений статьи 71 АПК РФ, исходя из своего внутреннего убеждения, обстоятельств конкретного дела и представленных сторонами доказательств.
Как указано в пункте 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", критериями для установления несоразмерности неустойки последствиям неисполнения обязательства в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки, значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств, длительность неисполнения договорных обязательств и др.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 73 Постановления N 7, бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.
В силу абзаца третьего пункта 75 Постановления N 7, установив основания для уменьшения размера неустойки, суд снижает сумму неустойки.
В данном случае суд первой инстанции принял во внимание, что предусмотренная в договоре неустойка не является санкцией за неисполнение денежного обязательства, поэтому для оценки соразмерности неустойки во внимание могут приниматься иные обстоятельства, не связанные с пользованием чужими денежными средствами и платой за такое пользование.
Принимая во внимание компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, высокий размер неустойки, предусмотренный договором, учитывая, что иных нарушений ответчиком при рубке лесных насаждений истец не выявил, суд посчитал возможным уменьшить сумму пеней, подлежащих взысканию с ответчика, до разумных пределов - 500 000 руб.
Оснований для переоценки данного вывода суда апелляционный суд не усматривает. Сумма неустойки, уменьшенная и взысканная судом, соответствует последствиям допущенного Обществом нарушения, обеспечивает баланс интересов сторон.
Доводы истца, изложенные в жалобе, о существенных неблагоприятных последствиях для лесных участков допущенного Обществом нарушения основаны на предположениях, доказательств наступления таковых последствий в деле не имеется.
Иных убедительных доводов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, Управлением в апелляционной жалобе не приводится.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права судом при рассмотрении спора не допущено.
Таким образом, поскольку оснований для отмены или изменения решения суда не установлено, апелляционная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 октября 2020 года по делу N А05-5480/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управления лесничествами (Вельского обособленного подразделения) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-5480/2020
Истец: территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничествами
Ответчик: ООО "Группа компаний "УЛК"