г. Пермь |
|
09 декабря 2020 г. |
Дело N А50-38578/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 декабря 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Голубцова В.Г., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Прикамская гипсовая компания": Новикова И.Ю., паспорт, доверенность от 06.11.2020;
от иных лиц, участвующих в деле, - представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы заявителя общества с ограниченной ответственностью "Прикамская гипсовая компания" и заинтересованного лица Администрации Свердловского района города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 08 сентября 2020 года по делу N А50-38578/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Прикамская гипсовая компания" (ОГРН 1025900912707, ИНН 5904039360)
к Администрации Свердловского района города Перми (ОГРН 1025900918251, ИНН 5904080513)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Теплосберегающая компания" (ОГРН 1065902056615, ИНН 5902834236), общество с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (ОГРН 1075904022644, ИНН 5904176536), открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала"
о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Прикамская гипсовая компания" (далее - ООО "ПГК", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Свердловского района города Перми (далее - администрация, заинтересованное лицо) с требованиями (с учетом уточненных требований, принятых арбитражным судом в порядке ст. 49 АПК РФ):
- признать незаконными действие администрации Свердловского района г. Перми, выразившееся в выдаче разрешения на земельные работы N 231 от 29.07.2019 на объекте "Реконструкция тепловой сети 2d800 от ТК-747 до ТК756 M1-09 по ул. Гусарова" на участке от ТК-747 до ТК-756 в связи с нарушением порядка процедуры выдачи разрешения, предусмотренного постановлением администрации г. Перми от 22.02.2008 N 129 "Об утверждении Порядка координации, планирования и выдачи разрешений на производство земляных работ на территории города Перми";
- признать незаконным бездействие администрации Свердловского района города Перми, выразившееся в нарушении следующих пунктов решения Пермской городской Думы от 29.01.2013 N 7 "О территориальных органах администрации города Перми":
пп. 3.2.4.2 - не информирование органа администрации города Перми, осуществляющей функции управления в сфере земельных отношений, о нарушениях земельного законодательства;
пп. 3.2.4.4. - не осуществлен земельный контроль;
п. 3.2.3.4. - не выявлена самовольная постройка (производства строительных работ ООО "ТСК", ООО "ПСК" на объекте по реконструкции тепловой сети 2d800 от ТК-747 до ТК-756 M1-09, на участке по адресу: г. Пермь, ул. Василия Васильева, 1, без оформления разрешительных документов, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ и Земельным кодексом РФ) и не принятии решений, предусмотренных действующим законодательством и пп.3.2.3.4. прим 1 и прим 2.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 08 сентября 2020 года заявленные требования удовлетворены частично. Признаны незаконными действия администрации Свердловского района г. Перми, выразившиеся в выдаче разрешения на земельные работы N 231 от 29.07.2019 на объекте "Реконструкция тепловой сети 2d800 от ТК-747 до ТК-756 M1-09 по ул. Гусарова" на участке от ТК-747 до ТК-756, в связи с нарушением порядка процедуры выдачи разрешения, предусмотренного постановлением администрации г. Перми от 22.02.2008 N 129 "Об утверждении Порядка координации, планирования и выдачи разрешений на производство земляных работ на территории города Перми". В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом в части выводом суда об отказе в удовлетворении требований ООО "ПГК", заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в признании незаконным бездействия администрации Свердловского района города Перми, выразившегося в нарушении следующих пунктов Решения Пермской городской Думы от 29.01.2013 N 7 "О территориальных органах администрации города Перми":
пп. 3.2.4.2 - не информирование органа администрации города Перми, осуществляющей функции управления в сфере земельных отношений, о нарушениях земельного законодательства;
пп. 3.2.4.4. - не осуществлен земельный контроль;
п. 3.2.3.4. - не выявлена самовольная постройка (производства строительных работ ООО "ТСК", ООО "ПСК" на объекте по реконструкции тепловой сети 2d800 от ТК-747 до ТК-756 M1-09, на участке по адресу: г. Пермь, ул. Василия Васильева, 1, без оформления разрешительных документов, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ и Земельным кодексом РФ) и не принятии решений, предусмотренных действующим законодательством и пп.3.2.3.4. прим 1 и прим 2; удовлетворить требования ООО "ПГК" в полном объеме.
В апелляционной жалобе заявитель настаивает на доводах о допущенном администрацией незаконном бездействии, считает, что в материалы дела представлены достаточные доказательства факта нарушения администрацией земельного законодательства РФ и субъекта РФ, что в силу статьи 72 Земельного кодекса РФ является предметом земельного контроля, обязанность по проведению которого возложена на администрацию Свердловского района города Перми; факт отсутствия необходимых разрешений и согласований при проведении строительных работ (в том числе документации, предусмотренной статьей 41 Градостроительного кодекса РФ) обществами "Теплосберегающая компания" и "Пермская сетевая компания" подтверждены материалами дела.
Администрация Свердловского района города Перми также обжалует вынесенное судом первой инстанции решение в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
Администрация не согласна с выводом суда, что работы по разрушению и частичному приведению в ненадлежащее состояние защитного футляра кабельной линии, а также по извлечению кабельной линии из грунта ковшом экскаватора, и приведение кабеля в натяжение с размещением его на деревянных брусках между железобетонными футлярами теплосети, произведены обществом "Теплосберегающая компания" на основании разрешения на проведение земляных работ N 231 от 29.07.2019, выданного администрацией Свердловского района города Перми; также администрация не согласна с выводом суда, что указанное разрешение выдано с нарушением пунктов 4.4, 3.4.4, 4.5.2, 4.5.7, 4.8 Порядка выдачи разрешения, утвержденного Постановлением администрации г. Перми от 22.02.2008 N 129.
Участвовавший в судебном заседании представитель ООО "ПГК" выразил несогласие с решением суда в обжалуемой заявителем части, доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, поддержал, против удовлетворения апелляционной жалобы заинтересованного лица возражал по основаниям, приведенным в отзыве на апелляционную жалобу администрации.
Третьими лицами отзывы на апелляционные жалобы не представлены.
Заинтересованное лицо, третьи лица о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела. От администрации Свердловского района города Перми поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит сооружение - кабельная линия 10кВ для электроснабжения ЦРП-6 кВ (лит. Ч) протяжностью 5 188 м., кадастровый номер: 59:01:4411480:522, согласно записи в Едином государственном реестре недвижимости от 25 августа 2016 года N 59-59/021-59/021/211/2016- 7 6626/1. Кабельная линия находится на земельном участке, расположенном по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Василия Васильева.
На территории земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Василия Васильева производились строительно-монтажные работы по возведению сооружения - линии теплотрассы, для чего был произведен раскоп грунта с применением строительной техники. Работы произведены силами ООО "Теплосберегающая компания", привлеченного к выполнению работ заинтересованным лицом. Кабельная линия находится непосредственно в месте раскопа, лишена защитного кожуха (футляра). После извлечения кабельной линии из грунта, ООО "Теплосберегающая компания" привело кабель в натяжение при помощи ковша экскаватора, намеренно вытянув его перпендикулярно от поверхности земли, что создало натяжение расположенной в грунте линии на ее изгибах, поскольку геометрия кабельной линии была нарушена. После чего кабель размещен на деревянный брус между железобетонными футлярами теплосети, пребывает в постоянном натяжении.
Как указывает заявитель, положение кабельной линии в грунте до начала работ соответствовало проектной документации, согласно которой были произведены работы по укладке кабеля, ввод его в эксплуатацию. В настоящее время положение кабельной линии не соответствует согласованному с надзорными и контролирующими организациями и утвержденному проекту. Заявитель не давал согласие на выполнение каких-либо работ вблизи своей кабельной линии. Работы на объекте выполняются с грубыми нарушениями действующих технических норм и правил.
Вышеуказанные земляные работы выполнялись ООО "Теплосберегающая компания" на основании выданного администрацией Свердловского района г. Перми разрешения на производство земляных работ N 231 от 29.07.2019. Сроки производства работ согласно разрешению с 05.08.2019 по 09.09.2019, с продлением срока до 11.10.2019.
Полагая, что администрацией нарушен порядок предоставления, предусмотренный постановлением администрации города Перми от 22.02.2008 N 129 "Об утверждении Порядка координации, планирования и выдачи разрешений на производство земляных работ на территории города Перми", а также ссылаясь на допущенное администрацией незаконное бездействие, выразившееся в нарушении Положения о территориальных органах администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 N 7, ООО "ПГК" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, заслушав в судебном заседании представителя заявителя, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ст. 20 Закона Пермского края от 14.09.2011N 805-ПК "О градостроительной деятельности в Пермском крае" до начала строительства и (или) реконструкции объектов, указанных в пунктах 6, 7 части 4 статьи 20 настоящего Закона, застройщик (технический заказчик) обязан получить в уполномоченном органе разрешение на осуществление земляных работ в случае, если, эти работы предусмотрены проектной документацией.
В силу п. 3.2.7.13 решения Пермской городской Думы от 29.01.2013 N 7 "О территориальных органах администрации города" администрация Свердловского района города Перми, как территориальный орган администрации города Перми, осуществляет в установленном порядке организацию и контроль за проведением земляных работ, выдачу и закрытие разрешений на их проведений в пределах территории района и поселка Новые Ляды (п.3.2.4.3), а также осуществляет муниципальный земельный контроль в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами города Перми (п.3.2.4.4.).
Реализация данных функций осуществляется администрацией района в соответствии с Правилами благоустройства территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 18.12.2018 N 265 (далее - Правила благоустройства), Порядком координации, планирования и выдачи разрешений на производство земляных работ на территории города Перми, утвержденным Постановлением администрации города Перми от 22.02.2008 N 129 (далее - Порядок).
Отношения, возникающие в процессе планирования и координации производства земляных работ, выдачи и закрытия разрешений на производство земляных работ регулируются Порядком.
В п. 2.5. Порядка определено, что объектом производства земляных работ является земельный участок, часть земельного участка, в границах которого производятся земляные работы.
Согласно п. 4.1 Порядка земляные работы на территории города Перми производятся на основании разрешения на производство земляных работ (далее - разрешение) по форме согласно приложению 8 к настоящему Порядку. Разрешение выдается Уполномоченным органом. Правом подписи разрешения обладает глава Уполномоченного органа, заместитель главы Уполномоченного органа, курирующий вопросы благоустройства.
При выполнении земляных работ протяженностью более чем один городской квартал Разрешение оформляется поэтапно по каждому кварталу (п. 4.2 Порядка).
При производстве земляных работ на территории двух или более районов города заказчику необходимо получить Разрешения у каждого Уполномоченного органа по территориальной принадлежности (п. 4.3 Порядка).
Обязательным условием выдачи Разрешения является наличие объекта производства земляных работ в Сводном плане района (за исключением аварийных земляных работ) (п. 4.4 Порядка).
В соответствии с п. 4.5 Порядка для получения Разрешения в Уполномоченный орган подается заявка на выдачу Разрешения по форме согласно приложению 9 к настоящему Порядку (далее - Заявка) с приложением документов, подтверждающих правовой статус заказчика (п. 4.5.1 Порядка).
Пунктом 4.5.2 предусмотрено предоставление правоустанавливающего документа на земельный участок или согласия правообладателя земельного участка, в границах которого планируется производство земляных работ; или
согласия представителя организации, управляющей многоквартирным жилым домом, в случае производства земляных работ на земельном участке, в границах которого расположен многоквартирный жилой дом; или документа, выданного департаментом земельных отношений администрации города Перми, на использование земель или земельного участка без предоставления земельных участков или установления сервитута в случае производства земляных работ на Городских землях (за исключением аварийных земляных работ); или договора с владельцем автомобильной дороги (согласие владельца автомобильной дороги) в случае производства земляных работ в границах полосы отвода автомобильной дороги; в случае если участок производства земляных работ включает несколько земельных участков, необходимо представить документы, указанные в настоящем пункте, в отношении каждого земельного участка.
Пунктом 4.5.3 для получения разрешения на производство земляных работ предусмотрено предоставление документа, подтверждающего право заказчика на эксплуатацию объекта, который расположен на участке производства земляных работ (справка о нахождении объекта на балансе или договор).
В соответствии с пунктами 4.5.5 - 4.5.10 также необходимо представить такие документы как проект производства работ, включающий, в том числе восстановление нарушенного благоустройства, а также схему места производства работ, предусматривающую меры безопасности при производстве земляных работ; график производства земляных работ; ситуационный план места производства земляных работ; временный проект организации дорожного движения на период производства земляных работ - в случае производства земляных работ на автомобильных дорогах местного значения; фотография формата А4 места (территории) аварийного участка со всеми расположенными на нем элементами благоустройства, позволяющая установить место проведения аварийных земляных работ в случае производства аварийных земляных работ; карточка согласований по форме согласно приложению 10 к настоящему Порядку.
Согласно приложению 10 к Порядку в карточке согласований указываются наименований функциональных органов администрации города Перми, физических и юридических лиц, участвующих в согласовании, перечень лиц, чье согласие на производство земляных работ предусмотрено пунктами 4.5.2 Порядка.
При этом в случае отказа от согласования указываются причины отказа со ссылкой на требования действующего законодательства, в том числе строительных норм и правил, правовых актов города Перми.
В соответствии с п. 4.8 Порядка Уполномоченный орган в течение 1 рабочего дня со дня подачи заказчиком Заявки и документов, указанных в пункте 4.5 настоящего Порядка, в случае производства земляных работ на Городских землях направляет их для согласования в управление внешнего благоустройства и управление по экологии и природопользованию администрации города Перми (далее - управление по экологии и природопользованию), в случае производства земляных работ в границах улично-дорожной сети города Перми - в департамент дорог и транспорта администрации города Перми (далее - департамент дорог и транспорта).
При поступлении документов, указанных в пункте 4.5 настоящего Порядка, от Уполномоченного органа управление внешнего благоустройства, управление по экологии и природопользованию, департамент дорог и транспорта в течение 2 рабочих дней со дня получения соответствующих документов согласовывают производство указанных земляных работ или отказывают в согласовании в случае, если производство земляных работ повлечет нарушение действующего законодательства, в том числе строительных норм и правил, правовых актов города Перми. Согласование производства земляных работ или отказ от согласования производства земляных работ оформляется непосредственно в карточке согласований, которая направляется в Уполномоченный орган (п. 4.9 Порядка).
Согласно п. 4.12 Порядка разрешение на производство земляных работ выдается на срок, указанный в Заявке. Срок производства земляных работ, указанный в Заявке, должен соответствовать Планируемому периоду, установленному в Сводном плане района, и не должен превышать 25 рабочих дней.
В соответствии с п. 4.13 Порядка по результатам рассмотрения документов, указанных в пункте 4.5 настоящего Порядка, и на основании согласований, указанных в пункте 4.8 настоящего Порядка, Уполномоченным органом принимается решение о (об): выдаче разрешения на производство земляных работ; отказе в выдаче разрешения на производство земляных работ при наличии оснований, предусмотренных пунктом 4.16 настоящего Порядка.
Решение принимается Уполномоченным органом в течение 1 рабочего дня со дня получения согласований.
Согласно п. 4.16 Порядка основанием для отказа выдаче Разрешения являются: непредставление документов, указанных в пункте 4.5 настоящего Порядка; представленные документы и их копии оформлены ненадлежащим образом (документы и (или) их копии не читаются, в документах отсутствуют или не читаются подпись и печать заказчика, сведения о заказчике, месте его расположения, наличие исправлений, копии не заверены в установленном порядке); отсутствие сведений об участке производства земляных работ в Сводном плане района (за исключением аварийных работ); получение мотивированного отказа функционального органа администрации города Перми, указанного в пункте 4.8 настоящего Порядка, от согласования производства земляных работ.
В п. 4.18 Порядка указано, что перед началом производства земляных работ заказчиком и Уполномоченным органом производится обследование места производства земляных работ (за исключением производства аварийных земляных работ). По результатам обследования составляется акт, а также производится фотофиксация места (территории) производства земляных работ со всеми расположенными на нем элементами благоустройства, позволяющая установить место производства земляных работ.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 10.10.2019 в результате производства работ по реконструкции тепловой сети М2-13 от ПН-1 до ТК-756 1Ду800мм, протяженностью 2000-м.п., на территории земельного участка по адресу: г. Пермь, ул. Василия Васильева, было произведено извлечение из грунта и защитного футляра кабельной линии, которая в настоящее время находится непосредственно в чаше раскопа. Кабель приведен в натяжение ковшом экскаватора, размещен на деревянных брусках между железобетонными футлярами теплосети, пребывает в натяжении.
Кабельная линия КЛ-10, обеспечивает электрической энергией ООО "Прикамская гипсовая компания" и иных потребителей, по адресам г. Пермь, ул. Василия Васильева 1 и ул. Василия Васильева, 3.
Согласно представленной заявителем в материалы дела исполнительной съемки электрокабеля "Инженерно-геодезические работы на объекте "г. Пермь, Свердловский район ОАО "Гипсополимер" исполнительная съемка нанесена на план масштаб 1 500 (планшеты) о чем проставлена печать Отдела инженерных изысканий ДГА администрации города Перми от 07.04.2015.
Вернуть кабельную линию в грунт в положение соответствующее рабочему проекту "Кабельные линии 6 кВ от РУ-бкВ ПС 110/бкВ "Крохалевка" (яч.32, яч.46) для электроснабжения нового производства ООО "Гипсополимер" по адресу: г. Пермь, ул. Васильева, 1" (шифр 1 -1/2014-ЭС), согласно которому были произведены работы по укладке кабеля и вводу его в эксплуатацию, невозможно в связи с проведением работ по реконструкции тепловой сети (размещению трубопровода).
Указанные земляные работы выполнялись обществом "Теплосберегающая компания" - подрядчик, привлеченный к выполнению работ ООО "Пермская сетевая компания", на основании разрешения на проведение земляных работ N 231 от 29.07.2019, выданного администрацией Свердловского района города Перми (далее - разрешение N 231).
Разрешение N 231 выдано на производство земляных работ на объекте "Реконструкция тепловой сети 2d800 от ТК-747 до ТК-756 M1-09 по ул. Гусарова" на участке от ТК-747 до ТК-756.
Однако, как следует из материалов дела и не опровергается сторонами, земляные работы проводились не на ул. Гусарова, а на улице Василия Васильева (другом городском квартале), что противоречит положениям п. 2.5, 4.2 Порядка N 129. Разрешение на проведение земляных работ в квартале их проведения по ул. Василия Васильева ни администрацией, ни ООО "Теплосберегающая компания" не представлено.
Доводы администрации о том, что разрешение выдано в отношении ориентировочного адреса, поскольку фактически согласно представленным схемам теплосеть 2d800 от ТК-747 до ТК-756 M1-09 проходит от ул. Гусарова до ул. Василия Васильева и далее на территории Индустриального района, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку выдача разрешения при выполнении земляных работ протяженностью более чем один городской квартал оформляется поэтапно по каждому кварталу, а в случае производства работ на территории двух и более районов города необходимо получить разрешение у каждого уполномоченного органа по территориальной принадлежности.
В данном случае разрешение поэтапно по каждому кварталу оформлено не было, у Администрации Индустриального района г. Перми на производство земляных работ на территории Индустриального района г. Перми заказчиком не получено. Разрешение N 231, выданное Администрацией Свердловского района, не является разрешительным документом, позволяющим заказчику осуществлять земные работы на территории другого района города (п. 4.3 Порядка).
Вопреки доводам администрации в разрешении должно быть указано конкретное место проведения работ (графа "точное место работ"), форма разрешения не предусматривает указания ориентировочных данных в отношении места проведения работ.
Кроме того, в нарушение п. 4.4. Порядка в Сводном плане Свердловского района, размещенном на официальном сайте администрации Свердловского района города Перми, отсутствует объект, соответствующий описанию, приведенному в разрешении на проведении земляных работ N 231, участок производства работ по ул. Василия Васильева, 1 отсутствовал.
Доказательств того, что разрешение N 231 было выдано заказчику администрацией с соблюдением требований пункта 4.5.2 Порядка с предоставлением правоустанавливающих документов на участок либо согласия правообладателя земельного участка на производство работ или документ, выданный департаментом земельных отношений администрации города Перми на использование земель или земельного участка без предоставления земельных участков, материалы дела не содержат, Администрацией Свердловского района также не представлено.
Также к заявке на выдачу Разрешения заказчиком не был приложен ситуационный план места производства земляных работ, что является нарушением п. 4.5.7 Порядка.
Довод администрации, что в качестве приложения заказчиком представлена выкопировка (распечатка) с 2Гис является необоснованным, поскольку на дату выдачи спорного разрешения требование п. 4.5.7 Порядка действовало в редакции от 30.11.2018, не предусматривающего представления иного документа кроме ситуационного плана. При этом, п. 4.5.7 Порядка, действующий в ред. Постановления Администрации г. Перми от 17.03.2020 N 233,предусматривает необходимым предоставление как ситуационного плана места производства земляных работ, так и выкопировку из публичной кадастровой карты с указанием места производства земляных работ.
В карточке по форме согласно приложению 10 отсутствует согласование всеми заинтересованными лицами, включая Департамент дорог и транспорта администрации города Перми, и ООО "ПГК" как собственника инженерных подземных коммуникаций, чем нарушены п. 4.8, 4.5.10 Порядка N 129.
Помимо этого, установлено, что карточка согласования представлена на ремонт т/с М2-13 от ПН-1 до К-756 Ду 800 мм протяженностью 2000п.м., тогда как разрешение N 231 выдано администраций Свердловского района города Перми на производство земляных работ на объекте "Реконструкция тепловой сети 2d 800 от ТК-747 до ТК-756 М1-09 по ул. Гусарова".
Кроме того, администрацией не были выполнены требования п. 4.18 Порядка N 129, доказательств обследования места производства земляных работ перед началом их производства совместно с заказчиком и составления по результатам обследования соответствующего акта с фотофиксацией места (территории) производства земляных работ, материалы дела не содержат.
На основании изложенного, с учетом установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает, что администрации не имелось правовых оснований для выдачи разрешения на земельные работы N 231 от 29.07.2019 на объекте "Реконструкция тепловой сети 2d800 от ТК-747 до ТК756 M1-09 по ул. Гусарова" на участке от ТК-747 до ТК-756. Допущенные администрацией существенные нарушения установленного порядка выдачи разрешения на производство земляных работ подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами и заинтересованным лицом не опровергнуты.
При таких обстоятельствах, действия администрации, выразившееся в выдаче указанного разрешения на производство земельных работ, правомерно признаны судом первой инстанции незаконными, а требования заявителя в соответствующей части подлежащими удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным бездействия администрации Свердловского района города Перми, выразившегося в нарушении пунктов 3.2.4.2, 3.2.4.4, 3.2.3.4 Решения Пермской городской Думы от 29.01.2013 N 7 "О территориальных органах администрации города Перми" суд исходил из следующего.
В соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.
В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.
Порядок взаимодействия органов государственного земельного надзора с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется в соответствии с указанным законодательством.
В случае, если по результатам проведенной проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля должностным лицом органа местного самоуправления выявлен факт размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, указанное лицо в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения данного земельного участка или в случае нахождения данного земельного участка на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Результаты указанной проверки могут быть обжалованы правообладателем земельного участка в судебном порядке.
Так в соответствии с представленным в материалы дела доказательствами в том числе: договора подряда N 3500-FA050/02-011/0071-2019 от 14.05.2019 предметом которого является "Реконструкция участка тепловых сетей М2-13 от ПН 1 до К 756 Ду 800 мм, протяженность 2000 п.м. заключенного между подрядчиком ООО "ТСК" и заказчиком - ООО "Пермская сетевая компания", рабочей документацией тепловые сети "Техническое перевооружение тепловой сети М2-13 от ПН-1 дл К-756 1ДУ 800 мм протяженностью 2000 п.м"., осуществлена реконструкция тепловых сетей. Собственником сооружения - тепловая трасса является ООО "Пермская сетевая компания", кадастровый номер 59:01:4311973:51, о чем в Едином государственном реестре недвижимости внесена запись N 59/021/2017 от 07.03.2017 г.
Принимая во внимание характер спорных правоотношений и заявленных требований заявителя, суд первой инстанции не нашел основания считать, что сложившиеся правоотношения сторон по выдаче разрешения на производство земляных работ подпадают под регулирование отношений в сфере муниципальный земельного контроля при проведении данных работ, что в свою очередь также не возлагает обязанности на администрацию Свердловского района города Перми в порядке пп.3.2.4.2. информирование органа администрации города Перми, осуществляющего функции управления в сфере земельных отношений, о нарушениях земельного законодательства; и реализацию п.3.2.3.4. - на выявления самовольной постройки.
Доводы заявителя в жалобе сводятся к тому, что в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие нарушения земельного законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, что в силу ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации является предметом муниципального земельного контроля, выводы суда первой инстанции об обратном противоречат материалам дела и нормам материального права.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что при производстве ООО "Теплосберегающая компания" земляных работ на основании выданного администрацией в нарушение установленного Порядка разрешения N 231 допущено повреждение кабельной линии (подземных коммуникаций) ООО "Прикамская гипсовая компания", а именно футляра кабеля и приведение кабельной линии в состояние, не отвечающее требованиям Правил устройства электроустановок, что материалами дела подтверждается, находит обоснованными доводы заявителя о наличии у администрации оснований для осуществления муниципального земельного контроля в связи со сложившейся ситуацией.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии соответствующей обязанности коллегия апелляционного суда признаю ошибочными, однако, не влекущими отмену (изменение) обжалуемого судебного акта.
В соответствии с Положением о территориальном органе администрации г. Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 N 7, территориальный орган осуществляет в пределах административных границ в соответствии с возложенным на него задачами, среди прочих, следующие функции: выявляет самовольные постройки (п. 3.2.3.4); в сфере земельных отношений информирует орган администрации города Перми, осуществляющий функции управления в сфере земельных отношений, о нарушениях земельного законодательства (п. 3.2.4.2); осуществляет муниципальный земельный контроль в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами города Перми (п. 3.2.4.4).
Как следует из материалов дела, в отношении ООО "Теплосберегающая компания" Администрацией Свердловского района г. Перми вынесены постановление по делу об административном правонарушении от 19.11.2019 N 485 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.7 Закона Пермского края N 460-ПК и постановление по делу об административном правонарушении от 10.12.2019 N 448 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 Закона Пермского края N 460-ПК (за производство земляных работ без соответствующего разрешения).
Письмом Администрации Свердловского района г. Перми от 24.04.2020 заявителю было сообщено о том, что в отношении возведенной на объекте в результате строительных работ тепловой сети администрацией направлен запрос в Инспекцию государственного строительного надзора, а также готовится пакет документов для подачи искового заявления в судебный орган о сносе самовольной постройки.
Письмом от 03.06.2020 Администрация Свердловского района сообщила заявителю, что администрацией направлено письмо в инспекцию строительного надзора о предоставлении материалов по привлечению к административной ответственности ООО "Пермская сетевая компания" по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ по факту осуществления строительных работ на объекте "Реконструкция участка тепловых сетей М2-13 от ПН 1 до К 756 Ду 800 мм, протяженность 2000 п.м.".
Таким образом, в соответствии с требованиями вышеуказанного Положения земельный контроль администрацией был осуществлен, доказательств недостаточности принятых администрацией мер, повлекших нарушения прав заявителя, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, оснований для признания оспариваемого бездействия незаконным не имеется, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований в указанной части.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы не опровергают обоснованность выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении норм действующего законодательства и по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Несогласие апеллянтов с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены (изменения) обжалуемого решения суда не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе ООО "ПГК" относятся на заявителя. Излишне уплаченная при подаче жалобы государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета на основании ст. 104 АПК РФ.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация Свердловского района города Перми освобождена от уплаты государственной пошлины при обжаловании судебного акта.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 08 сентября 2020 года по делу N А50-38578/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Прикамская гипсовая компания" (ОГРН 1025900912707, ИНН 5904039360) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 5577 от 07.10.2020.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-38578/2019
Истец: ООО "ПРИКАМСКАЯ ГИПСОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ СВЕРДЛОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ПЕРМИ
Третье лицо: ОАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ УРАЛА", ООО "ПЕРМСКАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ", ООО "ТЕПЛОСБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПАНИЯ"
Хронология рассмотрения дела:
09.04.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1369/2021
09.12.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12736/20
17.09.2020 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-38578/19
08.09.2020 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-38578/19