г. Ессентуки |
|
11 декабря 2020 г. |
Дело N А20-550/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2020 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Белова Д.А. и Цигельникова И.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мамаевым О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 22.09.2020 по делу N А20-550/2020, при участии представителя ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" Асланян А.Э. (доверенность от 22.06.2020), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа местной администрации Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (далее - администрация, администрация района) в принятии решения о размещении информационной стелы (табло) на части земельного участка, из земель кадастрового квартала 07:04:4900000, с южной стороны от земельного участка с кадастровым номером 07:044900000:283, площадью 10 кв.м, расположенного в границах земель муниципального образования с. п. Алтуд между АГЗС и автодорогой Новопавловск - Прохладный - Моздок, выраженного в письме от 22.11.2019 N 52-1.1./5729; возложении на администрацию обязанности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о размещении информационной стелы (табло) на соответствующем земельном участке (уточненные требования).
Решением суда от 22.09.2020 в удовлетворении требований отказано. Суд исходил из того, что информационная стела (табло) о размещении которой испрашивает заявитель, является рекламной конструкцией, установка и эксплуатация которой должны осуществляться на основании договора в соответствии Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе). Суд указал, что отказ администрации в выдаче обществу разрешения на установку рекламной конструкции соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку информация о месте нахождения организации может быть размещена иным путем.
В апелляционной жалобе общество просило отменить решение от 22.09.2020 и удовлетворить его требования. Заявитель указал на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела; вывод суда о том, что информационная стела (табло) с информацией о фирменном наименовании общества, режиме работы АГЗС, видах нефтепродуктов и ценах на них, является рекламной конструкцией, ошибочен. Правовые выводы, содержащиеся в судебном акте по делу N А20-3266/2018, не имеют преюдициального значения для настоящего спора. Суд не учел, что в отношении части информационной стелы (табло) местной администрацией городского округа Прохладный (далее - администрация округа) вынесено постановление N 701 от 16.07.2019 о размещении на части земельного участка площадью 10 кв.м, находящегося в распоряжении администрации округа. Отказ в размещении другой части информационной стелы (табло) на земельном участке, находящемся в распоряжении администрации района, нарушает права и законные интересы общества, препятствует ему в осуществлении предпринимательской деятельности.
В отзыве администрация просила отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 07:04:4900000:283 площадью 7500 кв.м., расположенного в границах земель муниципального образования сельского поселения Алтуд и предоставленного администрацией по договору аренды N 9 от 30.12.2014 для эксплуатации принадлежащей обществу на праве собственности многотопливной АГЗС, сроком на 49 лет.
В июне 2018 года Управлением Росреестра по Кабардино-Балкарской Республике проведена выездная плановая проверка соблюдения обществом требований земельного законодательства. В ходе промеров границ земельного участка, занимаемого обществом на основании договора аренды N 9 от 30.12.2014, установлено, что общество самовольно заняло земельный участок, расположенный между АГЗС и автодорогой Новопавловск-Прохладный-Моздок в кадастровом квартале 07:04:4900000, площадью 9 кв.м., на котором установило информационную стелу АЗС.
Постановлением уполномоченного органа от 15.06.2018 N 19 общество привлечено к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб. Решением суда от 22.11.2018 по делу N NА20-3266/2018 в признании постановления от 15.06.2018 N 19 незаконным отказано.
Обществу выдано предписание от 06.06.2018 об устранении нарушения земельного законодательства, на общество возложена обязанность оформить в установленном порядке правоустанавливающие документы на самовольно занятый земельный участок.
Во исполнение предписания от 06.06.2018 общество неоднократно обращалось к главе администрации с просьбой выдать разрешение на размещение информационной стелы (табло) на находящемся в неразграниченной собственности земельном участке, расположенном в границах земель муниципального образования сельского поселения Алтуд между АГЗС и автодорогой Новопавловск-Прохладный-Моздок, без предоставления земельного участка и установления сервитута.
По результатам рассмотрения заявлений администрация в письме от 14.03.2019 сообщила обществу, что проект постановления о размещении объекта находится на стадии согласования. В письме от 26.03.2019 администрация сообщила, что в ходе согласования схемы границ земельного участка установлено пересечение границ испрашиваемого земельного участка и земельного участка, находящегося в ведении городского округа.
23 сентября 2019 года администрация городского округа и общество заключили договор N 4 о размещении объекта на землях городского округа Прохладный без предоставления земельного участка и установления сервитута, по условиям которого обществу предоставлено право на размещение информационной стелы (табло) на находящемся в неразграниченной собственности на землях городского округа земельном участке.
В письме от 22.11.2019 администрация района, сославшись на правовые выводы, содержащиеся в решении суда от 22.11.2018 по делу N А20-3266/2018, проинформировала общество об отказе в выдаче разрешения на размещение объекта со ссылкой на то, что информационная стела (табло) является рекламной конструкцией, её установка и эксплуатация осуществляется на основании договора, заключаемого по результатам торгов в соответствии с Законом о рекламе.
Считая отказ администрации незаконным, нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в суд.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из них исключает удовлетворение заявленных требований.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия (должностного лица), входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов. Установка и эксплуатация рекламных конструкций на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются согласно пункту 2 указанной статьи на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с Законом о рекламе.
Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 Земельного кодекса).
Согласно пункту 8 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, к числу таких объектов отнесены информационные табло (стелы) и флагштоки.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Статьей 19 Закона о рекламе установлено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований этой статьи.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 этой статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция. Решение о выдаче предписания о демонтаже рекламной конструкции, демонтаж рекламной конструкции могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в течение трех месяцев со дня получения соответствующего предписания или со дня демонтажа рекламной конструкции.
Согласно пункту 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.
В силу подпунктов 2, 5 пункта 2 статьи 2 Закона о рекламе, закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательной в соответствии с Федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Таким образом, для разграничения информации и рекламы значение имеет предусмотренная Федеральным законом обязательность размещения в целях доведения до потребителя соответствующей информации и место ее размещения; манера исполнения при размещении этой информации значения не имеют.
Согласно пункту 1 статьи 1538 Гражданского кодекса юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
Указание юридическим лицом своего наименования (фирменного наименования) на вывеске в месте нахождения не является рекламой (пункт 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе").
В Законе Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) предусмотрено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы (статья 9).
Статьей 10 Закона N 2300-1 установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услуга), обеспечивающую возможность их правильного выбора, цену в рублях и условия товаров (работ, услуг).
Данным законом не определено место размещения указанной информации.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" даны разъяснения, в соответствии с которыми, при применении пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой. Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Деятельность автозаправочных станций регулируется Правилами технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 01.08.2001 N 229 (далее - Правила).
Согласно пункту 3.1 Правил при осуществлении контроля и надзора проверяется наличие на АЗС, помимо прочего, наименование организации, перечень реализуемой продукции с указанием розничных цен и оказываемых услуг.
В силу пункта 3.3 Правил на автозаправочных станциях допускается нанесение фирменных знаков, символов, логотипов на зданиях, сооружениях, конструкциях АЗС, установка флагштоков с фирменными вымпелами, флагами организации. Нанесенные фирменные знаки, символы и т.д., установленные флагштоки с вымпелами, флагами не должны нарушать условий безопасности эксплуатации АЗС. Вся информация должна быть хорошо различима и читаема.
В пунктах 1.2, 1.3 Правил указано, что положения и требования настоящего документа распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые АЗС, которые осуществляют обеспечение нефтепродуктами владельцев транспортных средств, водителей специального автотранспорта и автотранспорта специального назначения, а также для удовлетворения собственных нужд организаций и индивидуальных предпринимателей.
Изготовители и (или) продавцы автомобильного бензина и (или) дизельного топлива обязаны указывать в информационных материалах, размещенных в местах, доступных для приобретателей, в том числе на топливораздаточном оборудовании, наименование продукции, марку и класс автомобильного бензина или дизельного топлива, а также в кассовых чеках - класс этого бензина или дизельного топлива (пункт 31 Технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 118).
Как следует из материалов дела и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, заявителю на праве собственности принадлежит автозаправочная станция, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 07:04:4900000:283, предоставленном обществу по договору аренды N 9 от 30.12.2014 для эксплуатации АГЗС.
Информационная стела (табло) с информацией о фирменном наименовании общества, режиме работы АГЗС, видах нефтепродуктов и ценах на них установлена за пределами этого участка между АГЗС и автодорогой Новопавловск - Прохладный - Моздок и занимает часть участка площадью 10 кв.м, находящегося в ведении администрации района и часть участка площадью 10 кв.м, находящегося в ведении администрации округа.
Информационная конструкция, которую представляет из себя стела (табло) не содержит сведений рекламного характера и не подпадает под понятие рекламы, так как сведения, размещенные на указанной конструкции, доводят до потребителя информацию (наименование организации, ассортимент и цены на отпускаемую продукцию), которая по форме и содержанию является для юридического лица обязательной для размещения на основании требований закона.
С учетом того, что размещение такой информационной конструкции в непосредственной близости к объекту реализации товара является допустимым и не преследует цели рекламы, установка её в соответствии с Правилами технической эксплуатации автозаправочных станций разрешена, судом первой инстанции сделан необоснованный вывод о признании спорной конструкции рекламной.
Автозаправочные станции являются объектами сервиса автомобильных дорог, и информирование водителей о приближении к автозаправочной станции (АЗС) или непосредственно на территории АЗС путем установления стелы или флага со сведениями о наименовании АЗС, видах оказываемых услуг, экологическом классе и стоимости реализуемого топлива является сложившимся обычаем делового оборота в этой сфере предпринимательской деятельности, который соответствует требованиям статьи 13 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
С учетом данных обстоятельств, размещенная на информационной стеле информация не служит для формирования и поддержания интереса к юридическому лицу, виду его деятельности и реализуемой им продукции и, соответственно не является рекламной конструкцией.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2014 N 11-АД13-18 и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.10.2011 N 7517/11 и от 22.05.2012 N 15805/11, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 29.02.2016 N 304-ЭС16-21, от 22.08.2016 N 307-ЭС16-10288, от 29.09.2016 N 307-ЭС16-12307, от 23.06.2017 N 301-КГ17-6940.
Ссылка суда первой инстанции на правовые выводы, содержащиеся в решении от 22.11.2018 по делу N А20-3266/2018, является ошибочной, поскольку правовые выводы не имеют преюдициального значения. Для суда преюдиция означает невозможность переоценки ранее установленных фактов, а не выводов суда, сделанных по ранее рассмотренному делу.
Поскольку на иные основания для принятия решения об отказе в выдаче обществу разрешения на использование земельного участка, администрация не ссылалась, отказ администрации в выдаче обществу разрешения на использование земельного участка в целях размещения информационной стелы (табло), выраженный в письме от 22.11.2019 N 52-1.1.13/5729, является незаконным, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах решение суда от 22.09.2020 подлежит отмене, а требования общества удовлетворению.
Руководствуясь статьями 150, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 22.09.2020 по делу N А20-550/2020 отменить, принять новый судебный акт.
Признать незаконным отказ местной администрации Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (г. Прохладный ИНН 0704001917, ОГРН 1030700150348) в принятии решения о размещении обществом с ограниченной ответственностью "Лукойл-Югнефтепродукт" (г. Краснодар, ИНН 2309051942, ОГРН 1022301424254) информационной стелы (табло) на части земель, находящихся в государственной собственности, в кадастровом квартале 07:04:4900000, с южной стороны от земельного участка с кадастровым номером 07:044900000:583, площадью 10 кв.м., расположенного в границах земель муниципального образования с. п. Алтуд Прохладненского района, вдоль автодороги Новопавловск-Прохладный-Моздок, без предоставления земельного участка и установления сервитута, выраженный в письме от 22.11.2019 исх. N 52-1.1.13/5729.
Обязать местную администрацию Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики в течение месяца со дня вступления настоящего постановления в законную силу принять решение о размещении информационной стелы (табло) обществом с ограниченной ответственностью "Лукойл-Югнефтепродукт" на части земель, находящихся в государственной собственности, в кадастровом квартале 07:04:4900000, с южной стороны от земельного участка с кадастровым номером 07:044900000:583, площадью 10 кв.м., расположенного в границах земель муниципального образования с. п. Алтуд Прохладненского района, вдоль автодороги Новопавловск-Прохладный-Моздок, без предоставления земельного участка и установления сервитута.
Взыскать с местной администрации Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (г. Прохладный, ИНН 0704001917, ОГРН 1030700150348) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Югнефтепродукт" (г. Краснодар, ИНН 2309051942, ОГРН 1022301424254) 6 000,00 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-550/2020
Истец: ООО "Лукойл-Югнефтепродукт"
Ответчик: Местная администрация Прохладненского муниципального района
Третье лицо: Асланян Анжелика Эдуардовна, Шестнадцатый Арбитражный апелляционный суд