г. Челябинск |
|
10 декабря 2020 г. |
Дело N А76-1387/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.09.2020 по делу N А76-1387/2020.
Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением об отзыве (аннулировании) разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Челябинской области, выданных индивидуальному предпринимателю Рэйнеру Андрею Семеновичу (Кузнецову Андрею Викторовичу), (далее - ответчик, предприниматель).
Согласно адресной справке по сведениям, содержащимся в отделе адресно-справочной работы УМВД ГУ МВД России по Челябинской области от 28.02.2020, Кузнецов Андрей Викторович сменил фамилию и отчество на Рэйнер Андрей Семенович.
Определением от 11.06.2020 суд определил считать надлежащими фамилией, именем и отчеством ответчика по делу N А76-1387/2020 "Рэйнер Андрей Семенович".
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 25.09.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом Министерство (далее также - апеллянт, податель жалобы) обжаловал его в апелляционном порядке. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов податель жалобы сослался на то, что лишение индивидуального предпринимателя разрешения на осуществление деятельности является правомерным. Законодатель в качестве меры воздействия на нарушителя при неисполнении предписания не предоставляет право выбора Министерству на применение иных мер.
Кроме этого полагает, что выводы суда о том, что ответчик совершал действия по частичному устранению обстоятельств, послуживших основанием для отзыва разрешений, являются необоснованными. Плановая проверка предпринимателя проводилась Министерством согласно Приказу в 2019 году, представленные предпринимателем договоры заключены 01.03.2020, следовательно, их наличие на период проверки не подтверждают и не могут свидетельствовать об устранении нарушений, указанных в предписании. Более того, данные договоры подписаны Кузнецовым А.В. уже после смены фамилии и отчества.
Также, податель жалобы отмечает, что предпринимателем не были представлены сведения о смене фамилии и отчества ни в Министерство, ни в налоговый орган, что является косвенным подтверждением его умысла на уклонение исполнения предписания.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Рэйнер Андрей Семенович (Кузнецов Андрей Викторович) зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 305740504800023 (л.д. 57-58).
Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области предпринимателю выданы следующие разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси сроком на пять лет (л.д. 17-25):
N п/п |
Номер разрешения |
Дата выдачи разрешения |
Марка, модель тс |
Государственный регистрационный знак ТС |
1 |
09420 |
18.03.2016 |
ЛАДА 219060 |
Т 897 СА 174 |
2 |
09421 |
18.03.2016 |
ШЕВРОЛЕ НИВА |
Х498ВР174 |
3 |
09422 |
18.03.2016 |
ВАЗ 21 ПО |
В 980 НА 174 |
4 |
09423 |
18.03.2016 |
ВАЗ 2107 |
В 016 МО 174 |
5 |
09484 |
25.03.2016 |
ВАЗ 21120 |
У 276 ОА 174 |
6 |
09485 |
25.03.2016 |
ФОЛЬКСВАГЕН ПОЛО |
В 789 РТ 174 |
7 |
09486 |
25.03.2016 |
ШЕВРОЛЕ КОБАЛЬТ |
У 609 РР 174 |
8 |
09866 |
31.03.2016 |
ЗАЗ СЕНС TF698P |
М783ЕХ174 |
9 |
09867 |
31.03.2016 |
РЕНО ЛОГАН (SR) |
К 648 НХ 102 |
На основании приказа N 291 от 09.09.2019 (л.д. 39-41)Министерством в отношении предпринимателя проведена плановая документарная проверка.
Министерство известило предпринимателя о проведении проверки, сроках ее начала и окончания, необходимости представления в срок до 28.10.2019 документов, перечисленных в пункте 13 приказа N 291 от 09.09.2019 (л.д. 39-41). Названное уведомление направлено предпринимателю посредством почтовой связи по адресу, указанному в выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Требования, указанные в приказе о проведении проверки, в установленные сроки предпринимателем исполнены не были.
По результатам проверки 28.10.2019 составлен акт проверки N 12/2019 (л.д. 35-38), которым зафиксировано нарушение обязательных требований, а именно непредставление предпринимателем документов для проведения проверки.
Министерством 28.10.2019 выдано предписание N 4/2019 (л.д. 33-34) об устранении выявленных нарушений требований, установленных законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Челябинской области, при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Челябинской области, путем представления отчета о выполнении данного предписания, который должен содержать указанные в пунктах предписания документы.
По результатам исполнения предписания, уполномоченным органом 28.10.2019 составлен акт проверки N 13/2019, в котором указано на нарушение обязательных требований, а именно непредставление предпринимателем документов для проведения проверки (л.д. 31-32).
Названное предписание и акт проверки от 28.10.2019 N 12/2019 направлены предпринимателю почтовой связью по адресу, указанному в выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д. 42-52).
Поскольку в установленные предписанием сроки предпринимателем не представлено требуемых документов, министерством 27.11.2019 издан приказ N 285 (л.д. 28-29) о приостановлении действия разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на тридцать дней.
Уведомлением N 02-11026 от 28.11.2019 Министерство известило предпринимателя о приостановлении действия разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси до 25.12.2019 (л.д. 26-27), путем его направления посредством почтовой связи.
Полагая, что несвоевременное представление документов, подтверждающих выполнение обязательных требований, является нарушением пункта 3 части 16 статьи 19 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) и безусловным основанием для отзыва (аннулирования) разрешения, Министерство обратилось в суд с настоящим заявлением.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является правильным, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 69-ФЗ деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения разрешения на осуществление деятельности каждым транспортным средством по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Частью 10 данной статьи установлено, что в случае выявления нарушения требований, предусмотренных пунктом 1 или 3 части 16 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ, уполномоченный орган выдает индивидуальному предпринимателю предписание об устранении выявленных нарушений. В указанном предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать один месяц.
В соответствии с частями 11 - 12 статьи 9 предписано, что в установленный предписанием срок юридическое лицо или индивидуальный предприниматель направляет в уполномоченный орган отчет об исполнении предписания, включающий в себя документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания.
В случае неисполнения выданного предписания (в том числе в случае, если отчет об исполнении указанного предписания не представлен в уполномоченный орган до истечения срока, установленного указанным предписанием, или представленный отчет не подтверждает исполнение в установленный срок указанного предписания) уполномоченный орган принимает решение о приостановлении действия разрешения на срок, не превышающий одного месяца. Уполномоченный орган в течение трех дней со дня принятия решения о приостановлении действия разрешения вносит соответствующую запись в реестр выданных разрешений. Срок действия разрешения на время приостановления его действия не продлевается.
Арбитражным судом установлено, что по факту выявленных министерством в ходе проверки нарушений ИП Рейнер С.А. выдано предписание, которое не было исполнено хозяйствующим субъектом в полном объеме.
Данное обстоятельство послужило основанием, для вынесения уполномоченным органом 27.11.2019 приказа N 385 о приостановлении действия разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (т.1, л.д. 28).
Вместе с этим суд апелляционной инстанции отмечает, что аннулирование разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться права и законные интересы других лиц. Данная мера должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты экономических интересов.
Лишение разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси ограничивает правоспособность лица, осуществляющего указанный вид деятельности, и является мерой государственного принуждения, которая должна применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Из материалов дела следует, что Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области вынесено предписаниеN 4/2019 от 28.10.2019 с требованием устранить следующие нарушения и предоставить:
1) копии учредительных и регистрационных документов индивидуального предпринимателя;
2) копии разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Челябинской области;
3) копии водительских удостоверений лиц, допущенных в установленном порядке к управлению транспортным средством, которое используется для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;
4) копии документов, подтверждающих обеспечение проведения технического обслуживания и ремонта легковых такси, проведение контроля технического состояния легковых такси перед выездом на линию (копии документов на владение на праве собственности или ином законном основании зданиями, помещениями и оборудованием для осуществления технического обслуживания, ремонта транспортных средств и проведения предреисового контроля технического состояния транспортных средств либо копии договоров со специализированными организациями на оказание услуг по техническому обслуживанию, ремонту транспортных средств и проведению предреисового контроля технического состояния транспортных средств);
5) копии документов, подтверждающих прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра (копия лицензии на осуществление медицинской деятельности по проведению медицинских осмотров (пред рейсовых), или копии документов, подтверждающих наличие у юридического лица или индивидуального предпринимателя специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств", или копии договоров с организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности по проведению медицинских осмотров (предрейсовых), с приложением копии указанной лицензии;
6) копии заполненных путевых листов (за две недели до даты начала проверки) на панспортные средства, которые используются для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Согласно акту N 13/2019 от 26.11.2019 о неисполнении предписания N 4/2019 от 28.10.2019 предпринимателем не представлены следующие документы для проведения проверки:
1) документы, подтверждающие обеспечение проведения технического обслуживания и ремонта легковых такси, проведение контроля технического состояния легковых такси перед выездом на линию (документы на владение на праве собственности или ином законном основании зданиями, помещениями и оборудованием для осуществления технического обслуживания, ремонта транспортных средств и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств либо договоры со специализированными организациями на оказание услуг по техническому обслуживанию, ремонту транспортных средств и проведению предрейсового контроля технического состояния транспортных средств;
2) документы, подтверждающие прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра (лицензия на осуществление медицинской деятельности по проведению медицинских осмотров (предрейсовых), или документы, подтверждающие наличие у индивидуального предпринимателя специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по Дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств", или договор с организацией или договора с организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на осуществление мединской деятельности по проведению медицинских осмотров (предрейсовых), с приложением копии указанной лицензии;
3) заполненные путевые листы (за две недели до даты начала проверки) на транспортные средства, которые используются для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Кроме того, материалами дела подтверждено, что в спорном случае ИП Рейнер С.А. принимал меры к устранению выявленных нарушений, однако, не в полной мере учел требования действующего законодательства.
Так, ИП Рейнер С.А. 26.05.2020 обращался в Министерство с предложением заключить мировое соглашение по настоящему делу, к которому были приложены договоры на оказание услуг по проведению предрейсового и послерейсового контроля состояния транспортных средств от 01.03.2020 с ООО "Автоэксперт", индивидуальным предпринимателем Третьяковой Т.Н. (л.д. 99-113).
Суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что указанные документы свидетельствуют о том, что ответчик, будучи осведомленным о начале арбитражного процесса, совершал действия по частичному устранению обстоятельств, послуживших основанием для обращения Министерства в суд с настоящим заявлением.
Таким образом, предписание не было исполнено только в части, в связи с чем требование об аннулировании разрешений на осуществление деятельности по перевозке обоснованно признано несоразмерным и преждевременным.
При рассмотрении заявления об аннулировании разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси суд не может ограничиться формальной констатацией факта нарушения законодательства Российской Федерации без выяснения фактических обстоятельств совершения данного нарушения. При этом аннулирование разрешения является правом суда, а не его обязанностью, и сама мера должна быть применена в крайнем случае.
Соответственно в каждом конкретном случае административный орган должен доказать не только наличие формальных оснований для аннулирования разрешения, но и обосновать необходимость применения именно такой меры воздействия.
Довод подателя жалобы о том, что предпринимателем не представлены сведения о смене фамилии и отчества, не могут однозначно свидетельствовать о наличии умысла на уклонение от исполнения предписания, в силу чего не принимается апелляционной коллегией.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.09.2020 по делу N А76-1387/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-1387/2020
Истец: Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области
Ответчик: Кузнецов Андрей Викторович, Рэйнер Андрей Семенович