город Омск |
|
09 декабря 2020 г. |
Дело N А46-7297/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Дубок О.В., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11899/2020) общества с ограниченной ответственностью "Теплогенерирующий комплекс" на решение Арбитражного суда Омской области от 10.09.2020 по делу N А46-7297/2020 (судья Третинник М.А), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Теплогенерирующий комплекс" (ИНН 5503109356, ОГРН 1075503004587, 644099, Омская область, г. Омск, ул. Чапаева, д. 71) к Государственной жилищной инспекции Омской области (ИНН 5503242245, ОГРН 1135543018511, 644007, Омская область, г. Омск, ул. Булатова, д. 68) о признании недействительным предписания от 22.01.2020 N 03-02-14/3 в части, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищник-2 "Амурский" (ИНН 5503226476, ОГРН 1115543007282, 644086 Омская область, г. Омск, ул. Багратиона, д. 33, пом. 3П),
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Теплогенерирующий комплекс" - Грищенко Максим Анатольевич по доверенности от 06.05.2019 N 14 сроком действия 3 года;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Теплогенерирующий комплекс" (далее - заявитель, общество, ООО "ТГКом") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, Госжилинспекция Омской области) о признании недействительным предписания от 22.01.2020 N 03-02-14/3 в части проведения перерасчета корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению по жилым помещениям многоквартирного дома (далее также МКД) ул. 20-я Амурская, д. 57 в г. Омске за 2018 год с учетом общей площади жилых и нежилых помещений указанного многоквартирного дома; признании недействительным предписания от 22.01.2020 N 03-02-14/3 в части перерасчета корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению по жилым помещениям многоквартирного дома ул. 20-я Амурская, д. 57 в г. Омске за 2018 год с учетом фактического объема тепловой энергии за отопление.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищник-2 "Амурский" (далее - третье лицо, ООО УК "Жилищник-2 "Амурский").
Решением Арбитражного суда Омской области от 10.09.2020 по делу N А46-7297/2020 требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным предписание Госжилинспекции Омской области от 22.01.2020 N 03-02-14/3 в части возложения обязанности произвести перерасчет корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению по жилым помещениям указанного многоквартирного дома за 2018 год в соответствии с требованиями законодательства (с учетом общей площади всех жилых и нежилых помещений указанного многоквартирного дома).
При принятии решения суд первой инстанции, учитывая, что в жилом доме установлен отдельный ОДПУ, ООО "ТГКом" заключены отдельные договоры теплоснабжения в отношении частей объекта недвижимости, имеющего адрес: г. Омск, ул. 20-я Амурская, д. 57, исходил из отсутствия правовых оснований у инспекции для возложения на ООО "ТГКом" обязанности произвести перерасчет корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению жилых помещений спорного МКД за 2018 год с учетом общей площади всех жилых и нежилых помещений МКД.
При этом, признав необоснованным произведенный обществом расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению за период с июня по сентябрь 2018 года суд первой инстанции посчитал правомерным оспариваемое предписание инспекции в части пересчета корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению по жилым помещениям многоквартирного дома ул. 20-я Амурская, д. 57 в г. Омске за 2018 год с учетом фактического объема тепловой энергии за отопление.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что в соответствии с приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 20.11.2017 N 288/69 нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории г. Омска установлены одинаковые (0,0503 Гкал на 1 м3) для всех систем горячего водоснабжения и конструктивных особенностей многоквартирных домов, в связи с чем апеллянт полагает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что тепловая энергия, использованная на подогрев воды в межотопительный период, включается в тариф на горячее водоснабжение. Обращая внимание на то, что в МКД даже в межотопительный период происходит потребление тепловой энергии, в том числе, на нужды отопления, податель жалобы указывает, что Госжилинспекцией Омской области не было представлено относимых и допустимых доказательств отсутствия потребления тепловой энергии в межотопительный период на нужды отопления.
В письменном отзыве Госжилинспекция Омской области просит отменить решение Арбитражного суда Омской области от 10.09.2020 по делу N А46-7297/2020 в части, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме, оставить апелляционную жалобу без удовлетворения. Инспекция настаивает на необходимости проведения перерасчета корректировки платы за отопление с учетом площади нежилых помещений
От общества поступили возражения на отзыв инспекции.
Инспекция, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, возражения на отзыв, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Госжилинспекцией Омской области в отношении ООО "ТГКом" была проведена внеплановая документарная проверка в целях осуществления контроля в связи с рассмотрением обращения граждан проживающих в многоквартирном доме по адресу: 644086, г. Омск, ул. 20-я Амурская, д. 57, в ходе которой был составлен акт проверки от 22.01.2020 N 03-03-14/9 и выдано предписание от 22.01.2020 N 03-02-14/3.
Указанный многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, квартиры индивидуальными приборами учета тепловой энергии не оборудованы. В акте проверки в качестве выявленных нарушений указано:
- согласно информации БУ "Омский центр КО и ТД" от 09.08.2016 N 703872 площадь жилых помещений в МКД по адресу: 644086, г. Омск, ул. 20-я Амурская, д. 57, составляет 5554,3 кв.м, площадь нежилых помещений указанного многоквартирного дома составляет 807 кв.м.
Корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению по жилым помещениям указанного многоквартирного дома за 2018 год произведена, исходя из общей площади 4747,3 кв. м (площади только жилых помещений) без учета площади нежилых помещений данного дома;
Корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению за 2018 год произведена, исходя из объема тепловой энергии с учетом тепловой энергии на горячее водоснабжение с июня по сентябрь 2018 год.
По результатам проверки выдано предписание от 22.01.2020 N 03-02-14/3, в соответствии с которым ООО "ТГКом" обязано произвести перерасчет корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению жилых помещений указанного многоквартирного дома за 2018 год с учетом:
1) общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома;
2) фактического объема тепловой энергии за отопление за 2018 год.
Не соглашаясь с предписанием инспекции от 22.01.2020, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
10.09.2020 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. На основании статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг, порядок изменения арендной платы за коммунальные услуги при предоставлении услуг ненадлежащего качества регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно абзацу 2 пункта 42 (1) Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Как следует из материалов дела, объект недвижимости по адресу: г. Омск, ул. 20-я Амурская, д. 57, состоит из двух зданий:
1) многоквартирного жилого дома (литера А) с этажностью в 5 этажей и 6 подъездами (91 жилое помещение) с общей площадью жилых помещений - 4747,3 кв. м, площадью общего имущества собственников (места общего пользования) - 530,6 кв. м, объем подвала - 2450 куб.м;
2) нежилого помещения 1П с этажностью в 2 этажа (литера А1), являющееся пристройкой к многоквартирному дому, имеющее отдельный вход (крыльцо), над крышей нежилого помещения отсутствуют иные помещения примыкающего к нему многоквартирного жилого дома, отдельный фундамент (подвал в помещении отсутствует). Общая площадь нежилого помещения составляет 807 кв.м.
Схемой теплоснабжения г. Омска на период до 2033 года данные здания учтены в качестве самостоятельных объектов теплоснабжения.
При этом указанные части имеют отдельные тепловые вводы для организации теплоснабжения, что подтверждается указанной схемой теплоснабжения г. Омска, а также актами границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, заключенными с соответствующими абонентами, что заинтересованным лицом не оспаривается.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Согласно пункту 1 части 2 указанного выше Федерального закона в системе теплоснабжения определенная схемой теплоснабжения единая теплоснабжающая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения.
Согласно пункту 44 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), в случае если в жилом доме имеется встроенное или пристроенное нежилое помещение, то заявки о заключении договора теплоснабжения подаются лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством в отношении многоквартирного дома, за исключением нежилого помещения, а в отношении нежилого помещения - владельцем такого помещения в соответствии с настоящими Правилами, и при этом объем потребления (в ценовых зонах теплоснабжения - порядок его определения) и порядок учета поставляемых собственникам жилых и нежилых помещений тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя фиксируются в договоре теплоснабжения раздельно по жилой части дома и встроенному или пристроенному нежилому помещению.
В отношении административного здания (нежилого) между ООО "ТГКом" и Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Омску (государственный заказчик) заключен государственный контракт от 27.06.2018 N 310, положения которого распространяют действия на правоотношения, возникшие с 01.01.2018.
В приложении N 2 к указанному контракту "Перечень отапливаемых объектов государственного заказчика с указанием адресов, наружных объемов, тепловых нагрузок", в том числе, указано административное здание по адресу: г. Омск, ул. 20-я Амурская, д. 57, с объемом 3 348 куб.м.
В отношении жилого дома между ООО "ТГКом" и ООО УК "Жилищник-2 "Амурский" заключен договор теплоснабжения от 01.01.2017 N 101.
В приложении N 2 к договору от 01.01.2017 N 101 "Перечень жилых домов и годовых объемов потребления коммунального ресурса" указан многоквартирный жилой дом по адресу: г. Омск, ул. 20-я Амурская, д. 57, с площадью 4 756,90 кв.м.
Как указано выше, в административном здании (нежилой части) прибор учета тепловой энергии отсутствует. В жилом доме установлен ОДПУ, что не отрицается лицами, участвующими в деле.
Таким образом, в связи с тем, что в жилом доме установлен отдельный ОДПУ, ООО "ТГКом" заключены отдельные договоры теплоснабжения в отношении частей объекта недвижимости, имеющего адрес: г. Омск, ул. 20-я Амурская, д. 57, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для возложения инспекцией на ООО "ТГКом" обязанности произвести перерасчет корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению жилых помещений спорного МКД за 2018 год с учетом общей площади всех жилых и нежилых помещений МКД. В указанной части требования заявителя о признании недействительным предписания Госжилинспекции Омской области от 22.01.2020 N 03-02-14/3 правомерно признаны судом первой инстанции обоснованными.
Доводы инспекции о необходимости проведения перерасчета корректировки платы за отопление с учетом площади нежилых помещений отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку материалами дела (схемой теплоснабжения, актами границ балансовой принадлежности) подтверждается, что жилая и нежилая части многоквартирного дома имеют отдельные тепловые вводы, ОДПУ не учитывает объем тепловой энергии, потребленный на их отопление. Данные обстоятельства предполагают как самостоятельные договорные отношения в отношении жилой и нежилой частей, так и самостоятельный коммерческий учет тепловой энергии, порядок расчетов, в связи с чем в рассматриваемом случае не имеется оснований для возложения на ООО "ТГКом" обязанности произвести корректировку платы за отопление жилых помещений с учетом общей площади дома, включая нежилые помещения.
Обстоятельства, на которые обращено внимание заинтересованным лицом (факт единого почтового адреса и сведения об общей площади многоквартирного дома) не опровергают установленных при рассмотрении спора судом первой инстанции обстоятельств возможности самостоятельного функционирования систем теплоснабжения разных частей дома с привлечением автономных систем. О проведении по делу экспертизы в порядке статьи 82 АПК РФ лица, участвующие в деле, не заявляли (статья 9 АПК РФ).
В остальной части оснований для удовлетворения требования заявителя не имеется в силу из следующего.
Пунктом 4 статьи 154 ЖК РФ предусматривается, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 157 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
До вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг, с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.
С 01.07.2016 на территории города Омска и Омской области начисление платы за отопление собственникам помещений в многоквартирных домах должно производится равномерно в течение календарного года из расчета 1/12, с учетом положений пункта 42(1) Правил N 354.
В силу пункта 4 Правил N 354 потребителю может быть предоставлена, в том числе, коммунальная услуга отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Согласно пункту 42 (1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил N предоставления коммунальных услуг (в редакции до 01.01.2019) определяется при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года по формуле 3(1): Pi = Si x VT x ТТ, где:
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
VT - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению;
ТТ - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(1), один раз в год корректируется исполнителем по формуле 3(2): Pi = Pk.пр x Si/Sоб - Pfn.i, где:
Pk.пр - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год;
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
Pfn.i - общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме за прошедший год.
Таким образом, при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению и корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению учитывается объем потребления тепловой энергии на отопление и размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенные исходя из показаний ОДПУ тепловой энергии, соответственно.
Согласно Правилам N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД. Тепловая энергия, использованная на подогрев воды, включается в тариф на горячее водоснабжение, следовательно, основания для учета указанной энергии при корректировке платы за коммунальную услугу по отоплению отсутствуют.
Заинтересованным лицом установлено и заявителем не опровергнуто то обстоятельство, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению указанного выше МКД за период с июня по сентябрь 2018 года произведен по фактическим показаниям ОДПУ тепловой энергии с учетом тепловой энергии на горячее водоснабжение не в соответствии с формулой 3 (2) приложения N 2 к Правилам N 354 в редакции сроком действия до 01.01.2019. Изложенное, как верно отметил суд первой инстанции, свидетельствует о нарушении действующего правового регулирования.
Доводы подателя жалобы о том, что тепловая энергия, использованная на подогрев воды в межотопительный период, не включается в тариф на горячее водоснабжение, отклоняются судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Пунктом 5 раздела II Правил N 354 предусмотрено, что если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный сезон должен начинаться не позднее и заканчиваться не ранее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия и среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия соответственно.
В 2018 году отопительный период 2017-2018 годов завершился 21.05.2018, а отопительный период 2018-2019 годов начался 25.09.2018.
Согласно подпункту "в" пункта 3 раздела II Правил N 354 предоставление потребителю коммунальной услуги по отоплению осуществляется круглосуточно в течение отопительного периода.
Следовательно, рассматриваемый летний период (с июня по сентябрь 2018 года) не относится к отопительному периоду, и коммунальная услуга по отоплению не предоставляется.
Таким образом, применение в расчетах объема тепловой энергии по ОДПУ на отопление за период с июня по сентябрь 2018 года не основано на нормах действующего законодательства.
Вместе с тем согласно информации ООО "ТГКом" общий объем потребления тепловой энергии на отопление с учетом ГВС по показаниям ОДПУ тепловой энергии указанного многоквартирного дома составлял 1268,834037 Гкал на общую сумму 1 708 487 руб. 53 коп. с учетом тепловой энергии на горячее водоснабжение на 2018 год (в расчет приняты объемы тепловой энергии на горячее водоснабжение за летние месяцы: июнь 2018 года - 21,424598 Гкал, июль - 28,740204 Гкал, август - 18,394009 Гкал, сентябрь - 23,907893 Гкал (всего за летние месяцы - 92,466704 Гкал)). В период с января по май и с октября по декабрь объем тепловой энергии на ГВС не указан, указана плата за ГВС, выставленная потребителям дома.
Таким образом, в расчете корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению использовался размер платы за тепловую энергию 1 708 487 руб. 53 коп., с учетом объема тепловой энергии на горячее водоснабжение, что не предусмотрено пунктами 3(1), 3(2) приложения N 1 Правил N 354 (в редакции, действующей до 01.01.2019).
Утверждение подателя жалобы о том, что необходимая для обогрева полотенцесушителя тепловая энергия при нецентрализованном приготовлении горячей воды должна быть учтена в плате за отопление, а также ссылка на приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 20.11.2017 N 288/69 признаны судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку в материалы дела не представлены относимые, допустимые, достаточные доказательства, подтверждающие факт и размер потребления такой тепловой энергии в летний период.
Ссылка на пункт 37 Обзора практики Верховного суда Российской Федерации N 3 (2019) также не является состоятельной, так как в указанном пункте Обзора рассматривалась иная правовая ситуация, фактические обстоятельства которой отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232 по делу N А41-27683/2016, в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, в силу Правила N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Исходя из обозначенной выше позиции, тепловая энергия, использованная на подогрев воды, включается в тариф на горячее водоснабжение, следовательно, основания для учета указанной энергии при корректировке платы за коммунальную услугу по отоплению отсутствуют.
На основании вышеизложенного, вопреки доводам подателя жалобы, предписание Госжилинспекции Омской области от 22.01.2020 N 03-02-14/3, возлагающее на ООО "ТГКом" обязанность произвести перерасчет корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению жилых помещений спорного МКД за 2018 год с учетом фактического объема тепловой энергии за отопление за 2018 год, является законным и соответствует нормам действующего законодательства.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 АПК РФ относятся на ООО "ТГКом".
Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб., а обществом фактически уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб. (платежное поручение от 06.10.2020 N 3760), то излишне уплаченная 1500 руб. подлежит возврату ООО "ТГКом".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 10.09.2020 по делу N А46-7297/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Теплогенерирующий комплекс" (ИНН 5503109356, ОГРН 1075503004587) из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 3760 от 06.10.2020 государственную пошлину 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
О.В. Дубок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-7297/2020
Истец: ООО "Теплогенерирующий комплекс"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "Жилищник-2 "Амурский"