г. Санкт-Петербург |
|
09 декабря 2020 г. |
Дело N А26-5435/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Савина Е.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29510/2020) общества с ограниченной ответственностью "Алегрия"
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.10.2020 по делу N А26-5435/2020,
принятое в порядке упрощенного производства
по иску общества с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс" к обществу с ограниченной ответственностью "Алегрия"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс" (далее - ООО "Автоспецтранс") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Алегрия" (далее - ООО "Алегрия") о взыскании 71 167,80 руб. задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с мая 2018 года по ноябрь 2019 года по договору от 17.06.2019 N 002-2471 АСТ, 2 299,16 руб. пеней за несвоевременное внесение платежей согласно пункту 22 договора N 002-2471 АСТ от 17.06.2019 за период с 10.08.2019 года по 27.01.2020 и пени, начисленные в размере 1/130 ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации на сумму основной задолженности (71 167,80 руб.), начиная с 28.01.2020 по дату ее фактического погашения.
Исходя из части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Решением суда в виде резолютивной части от 09.09.2020, исковые требования удовлетворены.
06.10.2020 судом изготовлено мотивированное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы указывает, что договорные отношения между сторонами отсутствуют, ответчиком в адрес истца возвращены все первичные документы по договору без подписания.
Вывоз ТКО осуществляется ответчиком своими силами. Собственником отходов является ООО "Беккер Джой", с которым у истца заключен договор оказания услуг.
Также ссылается на то, что не извещен судом о рассмотрении дела.
03.11.2020 в суд от представителя истца поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба и отзыв на нее размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте арбитражного суда http://kad.arbitr.ru/.
Согласно абзацу 1 части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Автоспецтранс" 19.02.2018 присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Карелия.
Оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Петрозаводского муниципального округа Республики Карелия в спорный период осуществлялось Обществом с ограниченной ответственностью "Экосервис" и Петрозаводским муниципальным унитарным предприятием "Автоспецтранс", что подтверждается актами оказанных услуг.
Между ООО "Автоспецтранс" и Министерством строительства, жилищно - коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с 19.02.2018 года сроком на 10 лет.
Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 25.04.2018 N 29 Обществу установлены предельные единые тарифы на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Предложение регионального оператора о заключении договоров по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора (публичная оферта) размещено 01.03.2018 в официальном печатном издании Республики Карелия - газете "Карелия" (за N 12 (2837)).
Указанное предложение также опубликовано на официальном сайте Общества http://rotko10.ru/ 23 марта 2018 года за номером 1794 и одновременно размещена информация о тарифе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Истец направил ответчику договор от 17.06.2019 N 002-2471 АСТ, который не подписан ответчиком (правопредшественником ответчика - ООО "Беккер М", переименовано в ООО "Алегрия", что подтверждается записью от 09.01.2020).
В приложении к договору N 002-2471 АСТ от 17.06.2019 определено место сбора и накопления твердых коммунальных отходов.
Срок действия договора определен с 01.05.2018 (пункт 4 раздела 1 договора).
В обоснование исковых требований ООО "Автоспецтранс" ссылалось на то, что по состоянию на 30.11.2019 истец оказал ответчику услуги по вывозу твердых коммунальных отходов стоимостью 71 167,80 руб., однако оплата не произведена,
Суд первой инстанции признал предъявленные требования обоснованными как по праву, так и по размеру.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, всесторонне исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, верно оценил в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
В силу пункта 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641", договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1(1) настоящих Правил.
Согласно подпункту "в" пункта 8(1) раздела 1(1) указанных Правил региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Пунктом 8(4) указанного раздела Правил предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом заявка потребителя должна содержать наименование и местонахождение помещений и иных объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 8(1).
В силу пунктов 8(8), 8(10), 8(10) Правил заявка потребителя и документы рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления; если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, региональный оператор в течение 15 рабочих дней направляет потребителю 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем (проект составляется в соответствии с типовым договором).
Согласно пункту 8(12) упомянутых Правил в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
В установленные сроки ООО "Алегрия" и его правопредшественник обязательств по заключению договора с региональным оператором не исполнили.
Вместе с тем обязательства сторон по обращению с твердыми коммунальными отходами в спорный период возникли в силу закона.
Заключение договора с региональным оператором является обязанностью потребителя, реализуемой им в силу закона самостоятельно, путем направления соответствующей заявки, рассматриваемой в ограниченные сроки.
При этом возможностью отказаться от заключения договора с региональным оператором имеют те юридические лица, которые обладают правом собственности или иным законным основанием на объекты размещения отходов, расположенные в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы (пункт 6 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Доказательства того, что ООО "Автоспецтранс" в спорный период не осуществляло деятельность по вывозу твердых коммунальных отходов с площадок, используемых потребителем, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Карелия утверждены приказом Министерства строительства, жилищно - коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 23.03.2018 N 81.
Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 25.04.2018 года N 29 "О тарифах ООО "Автоспецтранс" на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (территория оказания услуг - Республика Карелия)" с изменениями внесенными 28.12.2018, для истца установлены тарифы, применяемые при начислении платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 16 договора в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора.
При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото - и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Доказательств невыполнения истцом своих обязанностей в рамках договора, путем составления и направления соответствующего акта истцу, а также в уполномоченный орган в порядке, предусмотренном пунктами 16 и 20 договора, ответчик в материалы дела не представил, претензий о ненадлежащем качестве услуг не заявлено, равно как не представлено доказательств того, что отходы не вывозились, или вывозились самостоятельно ответчиком. Составление и подписание акта оказанных услуг Правилами и условиями типового договора не предусмотрено.
В данном случае ответчик в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств того, что услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ему могла оказывать и фактически оказывала иная организация, и что эти услуги им оплачены.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 8(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641", региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицами, владеющими такими нежилыми помещениями на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Поскольку доказательства соответствия ответчика критерию, указанному в пункте 6 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" материалы дела не содержат, при этом в установленном порядке и сроки ООО "Алегрия" свою обязанность по заключению договора с региональным оператором не исполнило.
Доказательств того, что ООО "Автоспецтранс" в спорный период не осуществляло деятельность по выводу твердых коммунальных отходов с площадок, используемых потребителем в нарушение требований 65 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Таким образом, факт оказания услуг истцом в спорный период суд считает доказанным на основе совокупности представленных доказательств, в отсутствие в деле документов, опровергающих оказание услуг.
Согласно части 1 статьи 67 АПК РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Вместе с тем, в силу части 2 статьи 268 АПК РФ Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
Согласно пункту 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, суд должен определить, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам.
Документы, приложенные подателем жалобы, не могут быть приняты апелляционным судом в качестве дополнительного доказательства, поскольку они не были предметом исследования в суде первой инстанции, в связи с чем подлежат возвращению.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.10.2020 по делу N А26-5435/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Е.В. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-5435/2020
Истец: ООО "Автоспецтранс"
Ответчик: ООО "Алегрия"