10 декабря 2020 г. |
А79-10885/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.09.2020
по делу N А79-10885/2019,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Илем" (428026, г. Чебоксары, ул. Болгарстроя, д. 9/11; ОГРН 1152130005840, ИНН 2130154044) о признании незаконным решения Государственной жилищной инспекции по Чувашской Республики от 28.08.2019 N 01/246,
без участия лиц,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Илем" (далее - ООО УК "Илем", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным решения Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики (далее - Инспекция, надзорный орган, уполномоченный орган) от 28.08.2019 N 01/246 "О внесении изменений в реестр лицензий Чувашской Республики на осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами". Одновременно Общество просило суд обязать Инспекцию внести изменения в реестр лицензий Чувашской Республики.
К участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Прогресс" (далее - ООО "УК "Прогресс").
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.09.2020 заявленные требования удовлетворены, и оспариваемое решение признано незаконным. Одновременно суд взыскал с надзорного органа в пользу Общества судебные расходы.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Уполномоченный орган настаивает на том, что на момент принятия оспариваемого решения решение общего собрания собственников помещений в доме N 8/1 от 08.08.2019 не было признано судом недействительным. Кроме того, в настоящее время оспариваемое решение от 28.08.2019 N 01/246 утратило юридическую силу.
ООО УК "Илем" в отзыве на апелляционную жалобу опровергает доводы, изложенные в ней, указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
ООО УК "Илем" ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что 09.07.2019 в Инспекцию поступило заявление от ООО УК "Илем" (вх.N 6580) о внесении изменений в реестр лицензий в связи с заключением договора управления многоквартирным домом N 8 корпус N 1 по ул. Розы Люксембург г. Чебоксары (далее - дом N 8/1) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 8/1 о выборе управляющей организации ООО УК "Илем", оформленного протоколом от 01.07.2019.
Согласно сведениям, содержащимся в реестре лицензий Чувашской Республики на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, деятельность по управлению многоквартирным домом N 8/1 осуществляет ООО "УК "Прогресс".
Заявление от ООО "УК "Прогресс" в адрес Инспекции о внесении изменений в реестр лицензий Чувашской Республики на осуществление предпринимательской деятельности по управлению домом N 8/1 или исключении его из перечня домов, деятельность по управлению которым оно осуществляет, не поступало.
Инспекция приняла решение от 22.07.2019 N 01/203 о приостановлении рассмотрения заявления ООО "УК "Илем".
26.07.2019 Инспекция издала распоряжение N 916 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО "УК "Илем" с целью рассмотрения заявления (вх.N6580 от 09.07.2019) о внесении изменений в реестр лицензий ЧР на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании решения от 22.07.2019 N 01/203 о приостановлении рассмотрения заявления.
08.08.2019 в Инспекцию поступил протокол от 08.08.2019 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 8/1, проведенного в очно-заочной форме, содержащий решение собственников помещений в доме о выборе управляющей организации ООО "УК "Прогресс".
Результаты проверки зафиксированы в акте от 22.08.2019 N 22/70.
28.08.2019 Инспекция составила заключение N 12/246, согласно которому установлено:
1. Заявление ООО УК "Илем" от 09.07.2019 N 6580 соответствует требованиям, установленным пунктами 2, 3 Порядка.
2. Достоверность выбора собственниками помещений в многоквартирном доме N 8, корп. 1 по ул. Розы Люксембург г. Чебоксары Чувашской Республики управляющей организации ООО УК "Илем" для осуществления управления многоквартирным домом не подтверждается в связи с тем, что общим собранием собственников помещений в доме N 8/1 принято решение, оформленное протоколом от 08.08.2019, о выборе управляющей компании ООО "УК "Прогресс" в целях управления многоквартирным домом.
3. На момент рассмотрения заявления установлено наличие противоречий сведений, представленных лицензиатом, сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления: дом N 8/1 не исключен из реестра лицензий ООО "УК "Прогресс".
4. Требования о размещении информации, указанной в заявлении, в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензиатом ООО УК "Илем" выполнено.
5. На момент рассмотрения заявления установлено отсутствие вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
6. Установлено отсутствие признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 8/1, оформленного протоколом от 01.07.2019, по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации.
На основании заключения от 28.08.2019 N 12/246 Инспекция приняла решение от 28.08.2019 N 01/246 об отказе ООО УК "Илем" во внесении изменений в реестр лицензий и включении многоквартирного дома N 8 корпус N 1 по ул. Розы Люксембург г. Чебоксары в реестр домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО УК "Илем".
Не согласившись с решением уполномоченного органа от 28.08.2019 N 01/246, ООО УК "Илем" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 69, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 46, 161, 162, 192, 195, 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 181.4, 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр и исходил из того, что Инспекция не доказала законность и обоснованность оспариваемого решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1.1 Положения о государственной жилищной инспекции Чувашской Республики, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 05.10.2010 N 327, пунктом 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики является уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим на территории Чувашской Республики государственный жилищный надзор.
Согласно части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В силу части 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации Сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в следующих реестрах:
1) реестр лицензий субъекта Российской Федерации;
2) сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - сводный федеральный реестр лицензий).
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Согласно части 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок).
В силу пункта 2 Порядка N 938 изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации
Пункт 3 Порядка N 938 содержит перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр.
Согласно пункту 4 Порядка N 938 рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов.
В силу пункта 5 Порядка N 938 в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка; в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 7 Порядка N 938 по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Согласно пункту 10 Порядка N 938 основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются: а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 настоящего Порядка; б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома; в) поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя.
Согласно пункту 15 Порядка N 938 при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора: а) в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов.
В силу пункта 16 Порядка N 938 в случае принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления, срок, указанный в пункте 4 настоящего Порядка, продлевается на срок проведения мероприятий, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, но не более чем на 30 рабочих дней.
Пункт 17 Порядка N 938 предусматривает, что по результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора принимает в отношении каждого заявителя соответствующее решение из предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 7 настоящего Порядка.
Установлено по делу, что по результатам рассмотрения заявления ООО "УК "Илем" Инспекция приняла решение об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Чувашской Республики с учетом представленного в ходе проверки протокола общего собрания собственников помещений дома N 8/1 от 08.08.2019.
В силу статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды принимают судебные постановления в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции. Вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Вступившим в законную силу апелляционным определением Верховного Суда Чувашской Республики от 03.06.2020 отменено решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 03.03.2020 по делу N 2-123/2020 и признано недействительным решение общего собрания собственников помещений в доме N 8/1, проведенного в форме очно-заочного голосования в период с 19.07.2019 по 01.08.2019.
Порядок проведения общего собрания, порядок принятия решения и голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме установлены статьями 45-48 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.
Согласно статье 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:
1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;
2)принято при отсутствии необходимого кворума;
3)принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
Согласно статье 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона (оспоримость решения собрания), в том числе в случае, если:
1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;
2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;
3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;
4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Верховный суд Чувашской Республики-Чувашии установил, что в период с 19.07.2019 по 01.08.2019 по инициативе собственника квартиры Филипповой В.В. проведено внеочередное общее собрание собственников помещений дома N 8/1.
В сообщении о проведении внеочередного общего собрания собственников помещений в доме указано, что по инициативе собственника помещений председателя МКД Филипповой В.В. будет проводиться внеочередное общее собрание собственников помещений в доме N 8/1 в форме очно-заочного голосования для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование. Очная часть голосования состоится в 19 час. 00 мин. 19 июля 2019 года во дворе дома. Заочная часть голосования состоится в период с 19 июля 2019 года по 1 августа 2019 года. Срок окончания приема письменных решений собственников 1 августа 2019 года в 14:00. Место приема решений собственников помещений: у председателя МКД Филипповой В.В. под роспись.
В перечень повестки дня общего собрания включены следующие вопросы:
1) Избрание председателя, секретаря общего собрания и наделения их полномочиями счетной комиссии;
2) Избрание Совета МКД, в том числе председателя и членов совета дома, со сроком полномочий 2 года;
3) Представление полномочий Совету многоквартирного дома осуществлять контроль за выполнением заключенных договоров оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества дома, подписывать акты приемки оказанных услуг и выполнения работ от имени собственников помещений дома;
4) Выбор способа управления многоквартирным домом - управляющей компанией, и выбор управляющей компании;
5) Утверждение условий договора управления многоквартирным домом. Определение места размещения сообщений о проведении общих собраний собственников в многоквартирном доме и об итогах проведенных собраний на досках объявлении в подъездах или возле входных дверей подъездов;
6) Предоставление вновь выбранной управляющей организации право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, оконченного оборудования, если для установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, установить арендную плату за одну точку доступа в размере 500 руб.;
7) Утверждение тарифа по статье "содержание жилья";
8) Утверждение тарифа по статье "текущий ремонт";
9) Внесение платы за жилое помещение (содержание и текущий ремонт жилья) и коммунальные услуги (МУП "Теплосеть", АО "Водоканал", АО "Чувашская энергосбытовая компания") управляющей организации;
10) Принятие решения об определении порядка расчета расходов на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, исходя из показаний общедомового прибора учета.
Из протокола общего собрания в форме очного голосования собственников помещений в доме от 19.07.2019 следует, что в связи с отсутствием кворума принято решение провести общее собрание в форме очно-заочного голосования с 19 июля 2019 года по 1 августа 2019 года.
С 19.07.2019 по 01.08.2019 состоялось внеочередное общее собрание собственников помещений в доме N 8/1, проведенное в форме очно-заочного голосования и оформленное протоколом от 08.08.2019, на котором были приняты следующие решения:
1. Избрать председателем собрания Филиппову В.В., секретарем собрания собственника кв. 90. Наделить председателя и секретаря общего собрания полномочиями счетной комиссии;
2. Избрать состав Совета МКД в лице председателя (собственник кв. 54), Совет дома: собственники кв. 90, кв. 64. Предложить срок полномочий Совета МКД 2 года.
3. Представить полномочия Совету многоквартирного дома осуществлять контроль за выполнением заключенных договоров оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества дома, подписывать акты приемки оказанных услуг и выполнения работ от имени собственников помещений дома.
4. Выбрать способ управления многоквартирным домом - управляющей компанией, и выбрать управляющую компанию ООО УК "Прогресс". Определить срок полномочий управляющей компании - 5 лет.
5. Утвердить условия договора управления многоквартирным домом в соответствии с проектом договора, являющегося неотъемлемой частью настоящего решения и протокола общего собрания собственников, сроком на 5 лет. Предложено определить место размещения сообщений о проведении общих собраний собственников в многоквартирном доме и об итогах проведенных собраний на досках объявлений в подъездах или возле входных дверей подъездов.
6. Утвердить ООО УК "Прогресс" право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, оконченного оборудования, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, установить арендную плату за одну точку доступа в размере 500 руб.
7. Утвердить плату на содержание общего имущества многоквартирного дома в размере 14,94 руб. за 1 кв.м. площади помещения (без учета расходов на коммунальные услуги в целях содержания общего имущества многоквартирного дома) с 1 августа 2019 года;
8. Утвердить плату на текущий ремонт многоквартирного дома в размере 3 руб. за 1 кв.м. площади помещения с 1 августа 2019 года.
9. Осуществлять внесение платы за жилое помещение (содержание и текущий ремонт жилья) и коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление) управляющей организации;
10. Определить порядок расчета расходов на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, исходя из показаний общедомового прибора учета.
Из протокола от 08.08.2019 внеочередного общего собрания собственников помещений в доме N 8/1 следует, что собственники владеют 3715,40 кв.м всех жилых и нежилых помещений в доме.
В общем собрании приняли участие собственники и их представители в количестве письменных решений, владеющие 1945,58 кв.м жилых и нежилых помещений в доме, что составляет 52,37% голосов.
Учитывая, что общее собрание собственников помещений в доме N 8/1 было проведено в форме очно-заочного голосования, то в силу части 4.1 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации голосование по вопросам повестки дня собрания осуществляется только посредством оформленных в письменной форме решений собственников.
Согласно части 5.1 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны:
1) сведения о лице, участвующем в голосовании;
2) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме;
3) решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался".
При голосовании, осуществляемом посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, засчитываются голоса по вопросам, по которым участвующим в голосовании собственником оставлен только один из возможных вариантов голосования. Оформленные с нарушением данного требования указанные решения признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются. В случае, если решение собственника по вопросам, поставленным на голосование, содержит несколько вопросов, поставленных на голосование, несоблюдение данного требования в отношении одного или нескольких вопросов не влечет за собой признание указанного решения недействительным в целом (часть 6).
Верховный Суд Чувашской Республики установил, что письменные решения (бюллетени голосований) содержали существенные недостатки в их оформлении, соответственно, за вычетом не соответствующих требованиям бюллетеней в общем собрании приняли участие собственники и их представители, владеющие 1157,28 кв.м жилых и нежилых помещений в доме, что составляет 31,15% голосов, следовательно, кворум отсутствовал.
Таким образом, решения собственников помещений в доме N 8/1, оформленные протоколом от 08.08.2019, приняты с существенным нарушением норм действующего законодательства в отсутствие необходимого кворума и являются ничтожными.
Уполномоченный орган последовательно утверждает, что на момент принятия оспариваемого решения он не мог установить признаки ничтожности решении общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом от 08.08.2019.
Такая позиция Инспекции является несостоятельной, поскольку системное толкование части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "е" пункта 5 Порядка N 938 позволяет прийти к выводу о том, что при рассмотрении заявления ООО "УК "Илем" уполномоченный орган должен устанавливать отсутствие признаков ничтожности как решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 8/1, оформленного протоколом от 01.07.2019, так и решения, оформленного протоколом от 08.08.2019, поскольку заявителю было отказано во внесении изменений в реестр лицензий и включении рассматриваемого дома в реестр обслуживаемых домов именно со ссылкой на последнее решение собственников помещений.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что при обращении в Инспекцию Обществом были соблюдены все требования, установленные Порядком N 938, что подтверждается заключением от 28.08.2019 N 12/246, в том числе, установлено отсутствие признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в доме N8/1, оформленное протоколом от 01.07.2019. Одновременно уполномоченный орган мог самостоятельно установить, что решение общего собрания собственников помещений в доме N 8/1, оформленное от 08.08.2019, является ничтожным. Это подтверждается вступившим в законную силу судебным актом Верховного Суда Чувашской Республики от 03.06.2020 по делу N 2-123/2020.
Следовательно, при этих обстоятельствах в их совокупности оспариваемое решение Инспекции как уполномоченного органа нельзя признать законным и обоснованным.
Оспариваемое решение Инспекции не соответствует Жилищному кодексу Российской Федерации, Порядку N 938 и нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии законно и обоснованно удовлетворил заявление ООО УК "Илем".
Одновременно суд первой инстанции принял во внимание, что собственники помещений в многоквартирном доме N 8/1 на внеочередном общем собрании 11.06.2020 в очно-заочной форме приняли решение о выборе в качестве управляющей организации ООО "УК "Прогресс".
Поскольку суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации он законно и обоснованно взыскал с надзорного органа в пользу заявителя понесенные им судебные расходы.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба надзорного органа признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего жилищного законодательства.
Изложенные в апелляционной жалобе аргументы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.09.2020 по делу N А79-10885/2019 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.09.2020 по делу N А79-10885/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-10885/2019
Истец: ООО Управляющая компания "Илем"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики
Третье лицо: ООО "Управляющая компания "Прогресс", Первый арбитражный апелляционный суд