г. Воронеж |
|
03 декабря 2020 г. |
Дело N А08-10837/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 декабря 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Багрянцевой Ю.В.,
при участии:
от Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в лице Белгородского областного управления инкассации - филиала Российского объединения инкассации (РОСИНКАС): представитель не явился, доказательства надлежащего извещения в материалах дела имеются;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения в материалах дела имеются.
от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородских областях: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Комитета имущественных и земельных отношений администрации города Белгорода: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ГУП "Белгородоблтехинвентаризация": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в лице Белгородского областного управления инкассации - филиала Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) на решение Арбитражного суда Белгородской области от 09.06.2020 по делу N А08-10837/2019, по исковому заявлению Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в лице Белгородского областного управления инкассации - филиала Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области о признании незаконным решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером 31:16:23:2/1999:1259, расположенного на 1-м этаже многоквартирного жилого дома по адресу: г. Белгород, ул. Октябрьская, д. 23 и обязании осуществить государственный кадастровый учет технического плана вышеуказанного нежилого помещения; о признании права собственности Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка (Банка России) на нежилое помещение с кадастровым номером 31:16:23:2/1999:1259, расположенное на 1-м этаже многоквартирного жилого дома по адресу: г. Белгород, ул. Октябрьская, д. 23, об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области (Росреестр) произвести государственную регистрацию права собственности Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка (Банка России) на нежилое помещение с кадастровым номером 31:16:23:2/1999:1259, расположенное на 1-м этаже многоквартирного жилого дома по адресу: г. Белгород, ул. Октябрьская, д. 23 и выдать Белгородскому областному управлению инкассации - филиалу Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) в установленный законом срок для предоставления ее Российскому объединению инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка (Банка России) как собственнику данного нежилого помещения,
третьи лица: Государственное унитарное предприятие Белгородской области "Белоблтехинвентаризация", Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородский областях, Комитет имущественных и земельных отношений администрации г.Белгорода,
УСТАНОВИЛ:
Российское объединение инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в лице Белгородского областного управления инкассации - филиала Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области (далее - Управление Росреестра по Белгородской области, Управление) о признании незаконным решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером 31:16:23:2/1999:1259, расположенного на 1-м этаже многоквартирного жилого дома по адресу: г. Белгород, ул. Октябрьская, д. 23 и обязании осуществить государственный кадастровый учет технического плана вышеуказанного нежилого помещения; признании права собственности Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка (Банка России) на нежилое помещение с кадастровым номером 31:16:23:2/1999:1259, расположенное на 1-м этаже многоквартирного жилого дома по адресу: г. Белгород, ул. Октябрьская, д. 23, просило обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области (Росреестр) произвести государственную регистрацию права собственности Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка (Банка России) на нежилое помещение с кадастровым номером 31:16:23:2/1999:1259, расположенное на 1-м этаже многоквартирного жилого дома по адресу: г. Белгород, ул. Октябрьская, д. 23 и выдать Белгородскому областному управлению инкассации - филиалу Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) в установленный законом срок для предоставления ее Российскому объединению инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка (Банка России) как собственнику данного нежилого помещения (с учетом уточнений).
Дело рассматривалось с участием третьих лиц - Государственного унитарного предприятия Белгородской области "Белоблтехинвентаризация", Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородский областях, Комитет имущественных и земельных отношений администрации г.Белгорода.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 09.06.2020 по делу N А08-10837/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, истец обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе истец указывает на то, что суд первой инстанции неправильно определил основание и предмет иска.
Ссылается на то, что свидетельством о государственной регистрации права хозяйственного ведения на спорное нежилое помещение подтверждается, что во владении, пользовании и распоряжении у истца находится нежилое помещение с кадастровым номером 31:16:23:2/1999:1259, расположенное на 1-м этаже многоквартирного жилого дома по адресу: г. Белгород, ул. Октябрьская, д. 23, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения. Спорное имущество находится на балансе истца.
Указывает, что судом первой инстанции не были привлечены к участию в судебном заседании Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородский областях, Комитет имущественных и земельных отношений администрации г.Белгорода, которые могли бы представить свои пояснения и доказательства, что повлияло на итоговое решение суда.
В представленных суду возражениях на апелляционную жалобу Управление соглашается с выводами суда первой инстанции, настаивает на несостоятельности доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Указывает, что представленные на государственный кадастровой учет документы не соответствуют требованиям ст. 21 Закона N 218-ФЗ, не подтверждают наличие права истца на спорное помещение.
Государственное унитарное предприятие Белгородской области "Белоблтехинвентаризация", Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородский областях, Комитет имущественных и земельных отношений администрации г.Белгорода отзывы в суд апелляционной инстанции не представили.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Дело рассматривалось в отсутствие участников судебного процесса, надлежащим образом уведомленных, в порядке ст.ст. 123, 156, 166 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании объявлялся перерыв с 19.11.2020 по 26.11.2020.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, Белгородское областное управление инкассации (далее - Белгородское ОУИ) - филиал Российского объединения инкассации РОСИНКАС на праве хозяйственного ведения владеет нежилым помещением с кадастровым номером 31:16:23:2/1999:1259, расположенным на 1-м этаже многоквартирного жилого дома по адресу: г. Белгород, ул. Октябрьская, д. 23, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, серия 31 N 021634 выданным филиалом государственного Белгородского областного учреждения технической инвентаризации 05.08.1999.
В связи с необходимостью приведения всей правоустанавливающей документации по объектам недвижимого имущества, находящемся на балансе Белгородского ОУИ в надлежащее состояние и закреплением права собственности на данные объекты недвижимости за юридическим лицом - Российским объединением инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации ( Банка России), Белгородское ОУИ заказало в ГУП "Белоблтехинвентаризация" изготовление технического плана нежилого помещения площадью 467,3 кв.м, с кадастровым номером 31:16:23:2/1999:1259, расположенного на 1-м этаже многоквартирного жилого дома по адресу: г. Белгород, ул. Октябрьская, д. 23.
14.08.2019 Белгородское ОУИ обратилось в ГАУ Белгородской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" для осуществления государственного кадастрового учета.
22.08.2019 Управлением Россреста по Белгородской области вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета, в связи с тем, что с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащие лицо, а также не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
22.11.2019 на основании статьи 27 Федерального Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" РОСИНКАС было отказано в государственном кадастровом учете в отношении помещения с кадастровым номером 31:16:0207035:381 по адресу: Белгородская область, г.Белгород, ул. Октябрьская, д. 23.
Полагая, что отказ Управления является незаконным, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также ведением Единого государственного реестра, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Частью 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4 статьи 1 Закона N 218-ФЗ) и является единственным доказательством существования зарегистрированного права (часть 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально - определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Закона).
Статьей 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Законом порядке.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 15 N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости осуществляется по заявлению собственника такого объекта.
Согласно статье 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (подпункт 3 пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Статьями 26 и 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ приведен исчерпывающий перечень оснований для приостановления государственной регистрации и ее последующего прекращения.
В силу части 1 статьи 26 Закона 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).
В соответствии со статьей 27 Закона 218-ФЗ не устранение причины, препятствующей осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанных в статье 26 настоящего Федерального закона, в течение срока приостановления служит основанием для отказа в осуществлении регистрационных действий.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что 14.08.2019 с заявлением N 31-0-1-44/3004/2019-780 для осуществления государственного кадастрового учета изменений в отношении помещения кадастровый номер 31:16:0207035:381 по адресу: Белгородская область, г. Белгород, ул. Октябрьская, д. 23, обратился Чирва Д.В. представитель по доверенности Белгородского областного управления инкассации - филиала Российской объединения инкассации (РОСИНКАС).
К указанному заявлению были приложены следующие документы:
- заявление о государственного кадастрового учета изменений от N 31-0-1- 44/3004/2019-780;
- технический план помещения от 31.07.2019,
- оптический компакт-диск;
- доверенность от 16.09.2019 N 13.
При проведении правовой экспертизы документов государственным регистратором прав в соответствии с пунктом 2, 5 части 1 статьи 26 Закона N 218, 22.08.2019 было принято решение N 31/19-38936 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета в отношении вышеуказанного помещения, в связи с тем, что с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо, а также не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Заявителем в ходе доработки документов представлен правоудостоверяющий документ - свидетельство о государственной регистрации права от 05.08.1999, согласно которому помещение по адресу г. Белгород, ул. Октябрьская, д. 23, кадастровый номер 31:16:23:2/1999:1259 (без указания общей площади) зарегистрировано на праве хозяйственного ведения за Белгородским областным управлением инкассации.
Управлением в ходе правовой экспертизы установлено, что согласно представленному документу невозможно однозначно идентифицировать объект, так как спорное помещение не соответствует заявленному объекту - здание по адресу г. Белгород, ул. Октябрьская, д. 23, предыдущий кадастровый номер 31:16:00 00 000:0000:008029-00/001:0001 /А/1001 инвентарный - 8029, общая площадь - 466,1 кв.м.
Кроме того, согласно представленному правоудостоверяющему документу вышеуказанный объект находится в хозяйственном ведении, то есть РОСИНКАС собственником объекта не является.
18.09.2019 государственным регистратором прав в соответствии с пунктом 2 части 1 Закона N 218-ФЗ принято решение N 31/19-42022 об отказе в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учета.
Решением от 22.11.2019 на основании ст. 27 Закона N 218-ФЗ в связи с не устранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета Белгородскому областному управлению инкассации отказано в государственном кадастровом учете в отношении помещения с кадастровым номером 31:16:0207035:381 по адресу: Белгородская область, г. Белгород, ул. Октябрьская, д. 23.
Управлением в решении указано, что отказ в государственном кадастровом учете не лишает заявителя права вновь обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете в случае устранения причин, препятствующих государственному кадастровому учету.
Оценив оспариваемый отказ регистрирующего органа на соответствие закону, суд первой инстанции, признал его правомерным, исходя из следующих обстоятельств и применяемых норм права.
В соответствии с распоряжением Центрального банка России от 01.08.1997 N Р-220, приказом Центрального банка России от 02.12.1997 N 02-519 была проведена реорганизация Российского объединения инкассации путем присоединения территориальных управлений инкассации.
В результате реорганизации были созданы филиалы управлений инкассации в различных субъектах Российской Федерации, которые не являются юридическими лицами.
Постановлением главы администрации г. Белгорода от 08.12.1999 N 1963 в связи с реорганизацией Белгородского областного управления инкассации в форме присоединения к Российскому объединению инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о прекращении деятельности Белгородского областного управления инкассации как отдельного юридического лица.
В силу ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России, Закон N 86-ФЗ) Банк России является юридическим лицом, уставный капитал и имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России.
Согласно статье 83 Закона о Банке России Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.
В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, образовательные и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.
В пункте 13 статьи 18 Закона N 86-ФЗ предусмотрено, что Совет директоров Центрального Банка Российской Федерации утверждает уставы организаций Банка России, в том числе и Устав Российского объединения инкассации РОСИНКАС.
18.09.2003 решением совета директоров Банка России была утверждена новая редакция устава РОСИНКАС.
Согласно пункту 1.1 устава РОСИНКАС является организацией Банка России, создано в целях обеспечения деятельности Банка России по организации наличного денежного обращения и входит в единую централизованную систему Банка России.
В силу пунктов 1.2, 1.3 устава РОСИНКАС Российское объединение инкассации является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Федеральным законом "Об оружии", иными федеральными законами, нормативными актами Банка России и настоящим уставом.
Пунктами 3.1, 3.2, 3.3 устава РОСИНКАС предусмотрено, что объединение осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, переданным ему Банком России, которое отражается на балансе объединения.
Сведения о недвижимом имуществе, владельцем которого является объединение, отражается в реестре объектов недвижимости Банка России.
Судом установлено, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) в отношении помещения с кадастровым номером 31:16:0207035:381, расположенного по адресу: Белгородская область, г. Белгород, ул. Октябрьская, д. 23, права не зарегистрированы.
Заявителем в ходе доработки документов представлен правоудостоверяющий документ, а именно - свидетельство о государственной регистрации права от 05.08.1999, согласно которому помещение по адресу г. Белгород, ул. Октябрьская, д. 23, кадастровый номер 31:16:23:2/1999:1259 (без указания общей площади) зарегистрировано на праве хозяйственного ведения за Белгородским областным управлением инкассации.
Как было отмечено ранее, 08.12.1999 в отношении Белгородского областного управления инкассации в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности в связи с реорганизацией в форме присоединения к РОСИНКАС.
Управлением в ходе правовой экспертизы установлено, что согласно представленному документу невозможно однозначно идентифицировать объект, так как спорное здание не соответствует заявленному объекту - здание по адресу г. Белгород, ул. Октябрьская, д. 23, предыдущий кадастровый номер 31:16:00 00 000:0000:008029-00/001:0001 /А/1001 инвентарный - 8029, общая площадь - 466,1 кв.м.
Кроме того, согласно представленному правоудостоверяющему документу вышеуказанный объект находится в хозяйственном ведении, то есть РОСИНКАС собственником объекта не является.
Представленные Белгородским областным управлением инкассации документы на государственный кадастровый учет изменений вышеуказанного объекта недвижимости не соответствовали требованиям ст. 21 Закона N 218-ФЗ, поскольку не подтверждали наличие права истца на помещения 31:16:0207035:381 по адресу: Белгородская область, г. Белгород, ул. Октябрьская, д. 23, на основании которых в кадастр недвижимости могут быть внесены сведения об изменении основных характеристик объекта недвижимости.
Доказательств передачи Белгородским ОУИ на баланс Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) испрашиваемого имущества истцом не представлено.
Согласно представленному в материалы дела договору от 25.11.1994 в дополнение к ранее заключенному договору от 14.09.1993 между СМУ-7 и Областным управлением инкассации, руководство СМУ-7 выделяет управлению инкассации в строящемся 140- квартирном жилом доме по ул.Калинина в г.Белгороде во II секции I этажа общую полезную площадь 167,2 кв.м.
Дополнительным соглашением к ранее заключенному договору руководство СМУ-7 выделяет управлению инкассации в I-ой секции I этажа строящегося 140- квартирного жилого дома полезной площадью 273,47 кв.м. и вспомогательной площади 54 кв.м. вместо 5-ти двухкомнатных квартир в этом же доме по ранее заключенному договору.
Выделенные квартиры в I-ой секции I-го этажа используются управлением инкассации для производственных нужд, все архитектурные перепланирования решаются в соответствии с нормами и требованиями Госархстройконтроля.
Управление инкассации оказывает всемерную помощь финансовыми средствами СМУ-7 с целью скорейшего завершения строительства 140-квартирного жилого дома.
Вместе с тем, документы, подтверждающие факт создания заявителем спорного объекта недвижимости - договор участия в долевом строительстве, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в Управление Росреестра по Белгородской области также представлены не были.
Суд области принял во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно которым при разрешении споров необходимо иметь в виду, что начиная с 8 декабря 1994 года созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения и могут распоряжаться недвижимостью только с согласия собственника.
Как установлено судом, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 31:16:0207035:381, площадью 467,3 кв.м., расположенное по адресу: г.Белгород, ул.Октябрьская, д.23 отсутствуют сведения о зарегистрированных правах.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Истцом в Управление не был представлен документ, подтверждающий права собственности (РОСИНКАС) на указанный объект.
Таким образом, как правильно отметил суд области, у государственного регистратора прав не было оснований предусмотренных ч. 2 ст. 15 Закона N 218-ФЗ для внесения сведении о государственном кадастровом учете изменений помещения, поскольку в представленных документах, в том числе имеющихся в распоряжении РОСИНКАС, отсутствовали сведения, подтверждающие, в том числе наличие права о собственности на указанный в заявлении объект недвижимости.
Иных документов, соответствующих требованиям, истец при обращении в Управление не представил.
На основании изложенного, суд области правомерно отказал в удовлетворении требований о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области (Росреестр) об отказе в учете изменений объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером 31:16:23:2/1999:1259, расположенного на 1-м этаже многоквартирного жилого дома по адресу: г. Белгород, ул. Октябрьская, д. 23.
Требование истца о признании права собственности Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка (Банка России) на нежилое помещение с кадастровым номером 31:16:23:2/1999:1259, расположенное на 1- м этаже многоквартирного жилого дома по адресу: г. Белгород, ул. Октябрьская, д. 23, правомерно не удовлетворено судом области по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно пункту 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, в том числе самостоятельно избирают порядок и способ защиты гражданских прав и интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, а также иными способами, предусмотренными законом.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Таким образом, правомерен вывод о том, что заявитель должен обосновать наличие у него материально-правовой заинтересованности в деле и указать, на защиту каких именно его субъективных прав и законных интересов направлены заявленные требования, какие права заявителя могли бы быть защищены (восстановлены) в случае удовлетворения заявленных требований.
Иск о признании права относится к искам о правах на недвижимое имущество (абзац третий пункта 2 Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22).
В пункте 58 Постановления N 10/22 разъяснено, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Вместе с тем, как верно отметил суд первой инстанции, государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, поскольку согласно части 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ и пунктам 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
Обращаясь в суд с иском к Управлению Росреестра по Белгородской области о признании права собственности, истцом выбран ненадлежащий способ защиты, что является основанием для отказа в удовлетворении требований о признании права собственности.
Довод о том, что судом первой инстанции к участию в судебном заседании не были привлечены Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородский областях, Комитет имущественных и земельных отношений администрации г.Белгорода, что повлияло на итоговое решение суда отклоняется.
Указанные лица были привлечены в качестве третьих лиц, были уведомлены судом о начавшемся судебном процессе.
Ссылка на то обстоятельство, что указанные лица могли представить свои пояснения и дополнительные документы, отклоняется, поскольку истец не указал, какие документы, которые у него отсутствуют, и могли бы повлиять на исход спора, находятся у указанных лиц и не могли быть истребованы самим истцом.
Аргументированных доводов, опровергающих выводы суда области, в апелляционной инстанции не заявлено.
Исходя из изложенного, апелляционная инстанция находит, что при принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции исследовал все представленные доказательства, и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции также не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины, исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, подлежат отнесению на ее заявителя.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 09.06.2020 по делу N А08-10837/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-10837/2019
Истец: Российское объединение инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России)
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области
Третье лицо: ГУП "Белгородоблтехинвентаризация", Комитет имущественных и земельных отношений администрации города Белгорода, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородских областях