город Омск |
|
11 декабря 2020 г. |
Дело N А46-8154/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11710/2020) общества с ограниченной ответственностью "Орион" на решение Арбитражного суда Омской области от 17.09.2020 по делу N А46-8154/2020 (судья Распутина В.Ю), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Орион" (ИНН 5501237183; ОГРН 1115543040690, адрес: 644020, Омская область, город Омск, улица Серова, дом 19, корпус А) к Администрации города Омска (ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259, адрес: 644099, Омская область, город Омск, улица Гагарина, 34) о признании недействительным постановления об отказе в выдаче разрешения на условно разрешенное использование земельного участка, постановления об отказе в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенною строительства,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Орион" - Тарасова Алена Андреевна (по доверенности от 12.056.2020 сроком действия пять лет);
от Администрации города Омска - Васильченко Ольга Николаевна (по доверенности N 03-3190 от 13.07.2020 сроком действия один год),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Орион" (далее - ООО "Орион", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным пункта 5 части 1 постановления Администрации города Омска (далее - Администрация, заинтересованное лицо, административный орган) от 27.12.2019 N 851-п об отказе в выдаче разрешения на условно разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3064, о признании незаконным пункта 1 приложения к постановлению Администрации г. Омска от 31.01.2020 N 41-п об отказе в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3064.
В качестве способа восстановления права заявитель просил суд обязать заинтересованное лицо выдать разрешение на использование земельного участка под условно разрешенным видом использования для размещения мойки легковых автомобилей; выдать разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Решением Арбитражного суда Омской области от 17.09.2020 по делу N А46-8154/2020 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не соглашаясь с решением суда, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В жалобе общество указывает, что в качестве опровержения доводов участника публичных слушаний Бучневой Е.А., обществом комиссии был представлен эскиз размещения автомойки, схема расположения и движения автомобилей, договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, заключенный с АО "ОмскВодоканал", однако, представленные документы в заключении не отражены. Заявитель ссылается на то, что Администрацией в ответ на письмо общества от 11.03.2020 не представлено мотивировки, указывающей на несоответствие автомойки градостроительным нормам и правилам, указывающей на нарушение чьих-то интересов. Отказ мотивирован исключительно заключением комиссии по результатам публичных слушаний. ООО "Орион" отмечает, что в силу части 5 статьи 2 решения Омского городского Совета от 20.07.2005 N 272 "Об утверждении положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Омске" результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер; отказ в выдаче разрешения на отклонение от допустимых параметров строительства без указания обоснованных причин отказа, является недопустимым, нарушающим положения действующего законодательства и прав и интересов собственника земельного участка. ООО "Орион" расценивает отказ Администрации в качестве формального.
Ссылаясь на выписку из ЕГРН от 06.05.2020 N 99/2020/327381499 и градостроительный план земельного участка от 22.01.2018, ООО "Орион" указывает, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:3064 относится к категории земель "земли населенных пунктов", имеет вид разрешенного использования - для размещения автозаправочной станции. В соответствии с постановлением Администрации г. Омска N 969-п от 16.07.2012 "Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области", решения Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" земельный участок находится в габаритах красных линий, в границах территориальной зоны объектов административно-делового и назначения ОД 1-879. Администрацией при отказе в выдаче разрешений на земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:3064 были нарушены положения законодательства, которые заключаются в отсутствии учета сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Факт отказа в выдаче разрешений, позволяющих использовать земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:3064 по назначению, приводит к невозможности использования земельного участка по назначению, создаются препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, исключается возможность дальнейшего использования земельного участка.
От Администрации поступил отзыв на жалобу.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Орион" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Администрации оспаривал доводы жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв, выслушав представителя Администрации и ООО "Орион", суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "Орион" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:3064, по адресу: г.Омск, Центральный АО, пр-кт К.Маркса, д. 41/1.
ООО "Орион" обратилось в Администрацию г. Омска с заявлением о выдаче разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3064, а также с заявлением о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Рассмотрев поступившее заявление, Администрация г. Омска постановлением от 27.12.2019 N 851-п отказала в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования. Основанием для отказа послужили результаты публичных слушаний от 08.11.2019 и рекомендации комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Омска от 22.11.2019.
Постановлением Администрации города Омска от 31.01.2020 также было отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельных участках в соответствии с приложением "Перечень земельных участков, в отношении которых принято решение об отказе в предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства" к настоящему постановлению.
ООО "Орион", полагая указанные отказы незаконными и нарушающими его права и интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим требованием.
17.09.2020 Арбитражный суд Омской области принял решение обжалуемое заявителем в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков указываются в градостроительном регламенте соответствующей территориальной зоны в составе правил землепользования и застройки муниципального образования (статьи 1, 30, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)).
Согласно части 1 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Согласно части 6 указанной статьи предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
В силу положений частей 1, 2, 8, 9, 12 статьи 39 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Частью 5 статьи 28 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно части 5 статьи 5.1 ГрК РФ участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства являются граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, граждане, постоянно проживающие в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлены данные проекты, правообладатели таких земельных участков или расположенных на них объектов капитального строительства, правообладатели помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, в отношении которого подготовлены данные проекты, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 39 настоящего Кодекса, также правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия на окружающую среду в результате реализации данных проектов.
В соответствии с частью 8 статьи 39 ГрК РФ на основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации..
Закон устанавливает, что решение глава администрации принимает самостоятельно, но с учетом мнения участников публичных слушаний, рекомендаций и заключения комиссии.
На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Как следует из материалов дела и было выше сказано, ООО "Орион" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:3064, по адресу: г.Омск, Центральный АО, пр-кт К.Маркса, д. 41/1.
Согласно общедоступным данным публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:3064 имеет вид разрешенного использования - для размещения производственных зданий.
ООО "Орион" обратилось в Администрацию г. Омска с заявлением о выдаче разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3064 для размещения мойки легковых автомобилей.
Решением Омского городского Совета от 20.07.2005 N 272 "Об утверждении положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Омске" утвержден порядок организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений в городе Омске.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 постановления Мэра города Омска от 15.10.2019 N 33-пм "Об организации и проведении публичных слушаний по проекту постановления Администрации города Омска о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования некоторых земельных участков" проведены публичные слушания по проекту постановления Администрации города Омска о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования некоторых земельных участков, в том числе, по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3064 для размещения мойки легковых автомобилей.
Согласно пункту 3.3 Заключения Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки (далее - Комиссия) от 08.11.2019 по проекту постановления Администрации города Омска о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования некоторых земельных участков и объектов капитального строительства в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3064 в ходе проведения публичных слушаний в Комиссию поступили возражения от участника публичных слушаний Бучневой Е.А., представителя собственников помещений здания, расположенного по адресу: город Омск, проспект К. Маркса, дом 41/1, о том, что размещение автомойки на центральной магистрали города проспекте К. Маркса нецелесообразно, кроме того приведет к дополнительному скоплению припаркованных автомобилей вблизи рассматриваемого земельного участка. Новое строительство может привести к аварийной ситуации водоотводов, находящихся в ветхом состоянии.
Согласно пункту 3.3 рекомендаций Комиссии по обращениям о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования некоторых земельных участков и объектов капитального строительства от 22.11.2019 года Комиссией рекомендовано отказать в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3064 для размещения мойки легковых автомобилей.
С учетом заключения Комиссии и рекомендаций, Администрация постановлением от 27.12.2019 N 851-п отказала ООО "Орион" в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования.
Оспаривая указанной постановление, податель жалобы ссылается на то, что отказ Администрации является формальным, несоответствие автомойки градостроительным нормам является неустановленным, отказ мотивирован исключительно заключением комиссии по результатам публичных слушаний, в то время как результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер.
Отклоняя доводы жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из того, что действующее законодательство не возлагает на орган местного самоуправления обязанность по принятию положительного решения вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и не устанавливает оснований для отказа в предоставлении такого разрешения. Орган местного самоуправления при решении вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка вправе отказать в предоставлении такого разрешения, исходя из любых признанных органом местного самоуправления существенными обстоятельств.
Таким образом, результаты публичных слушаний могут быть расценены органом местного самоуправления в качестве существенного обстоятельства и положены в основу отказа в предоставлении условно разрешенного вида использования земельного участка. Обстоятельства того, что результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер таковому не препятствуют.
Указание подателя жалобы на то, что в качестве опровержения доводов участника публичных слушаний Бучневой Е.А. обществом был представлен эскиз размещения автомойки, схема расположения и движения автомобилей, договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, заключенный с АО "ОмскВодоканал", судом апелляционной инстанции не принимается.
Согласно разъяснениям, данным в определении Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 18-КПЗ-129, возражения заинтересованных лиц относительно предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не могут подвергаться проверке в ходе судебного разбирательства на предмет их соответствия требованиям закона, поскольку они являются средством реализации гражданами и юридическими лицами предоставленного им законом права на выражение своего мнения по поводу изменения разрешенного вида земельного участка, граничащего с их земельными участками. Предметом судебного разбирательства может быть только сама установленная законом процедура проведения публичных слушаний по вопросу об изменении разрешенного вида использования земельного участка.
Порядок принятия оспариваемого постановления органом местного самоуправления не нарушен и соответствует закону. Ненормативный правовой акт принят в пределах предоставленных Администрации полномочий.
Ссылки суда первой инстанции на разъяснения, данные Конституционным Судом Российской Федерации, являются правомерными.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (Определения от 6 ноября 2003 г. N 387-0, от 15 июля 2010 г. N 931-0-0 и от 25 февраля 2016 г. N242-0).
Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает проведения публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (статьи 24, 28, 31, 39, 40 и 46). Приведенные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующие проведение публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений, в том числе устанавливающие для граждан, проживающих на соответствующей территории, гарантии при осуществлении процедуры выдачи специальных разрешений, направлены на обеспечение комплексного учета интересов населения и сами по себе не могут рассматриваться как ограничивающие какие-либо конституционные права и свободы граждан.
Как указано Конституционным Судом РФ в определении от 15.07.2010 N 931-0-0, нормы Градостроительного кодекса РФ, регламентирующие проведение публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений, в том числе устанавливающие для граждан, проживающих на соответствующей территории, гарантии при осуществлении процедуры выдачи специальных разрешений, направлены на обеспечение комплексного учета интересов населения, требуют обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений и не могут рассматриваться как ограничивающие какие-либо конституционные права и свободы граждан. Следовательно, наличие или отсутствие согласия участников публичных слушаний на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является одним из решающих факторов при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения.
С учетом того, что отказ Администрации является мотивированным, принимает во внимание существенные обстоятельства в виде наличия возражения иного представителя собственников помещений здания, расположенного по адресу: город Омск, проспект К. Маркса, дом 41/1, то принятое административным органом решение является правомерным.
Указание подателя жалобы на то, что, несмотря на наличие отрицательного мнения участника публичных слушаний, комиссия рекомендовала предоставить заявителю специальное разрешение, противоречит содержанию пункта 3.3 рекомендаций Комиссии, согласно которому Комиссией рекомендовано отказать в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3064 для размещения мойки легковых автомобилей.
Кроме того, как верно указано судом первой инстанции, статьей 45 Правил установлен такой предельный параметр разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, как "условия размещения и максимальные и (или) минимальные размеры (площадь) отдельных объектов" (подпункт 4 пункта 6), согласно которому станции технического обслуживания легковых автомобилей без малярно-жестяных работ, шиномонтажные мастерские и автомобильные мойки легковых автомобилей размещаются в составе гаражей-стоянок. Поскольку заявителем в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3064 испрашивалось разрешение только на такой условно разрешенный вид использования как "размещение мойки легковых автомобилей", специальное разрешение на размещение гаража-стоянки заявителем не испрашивалось, предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования - для "размещения мойки легковых автомобилей" не могло быть предоставлено.
Из материалов дела также следует, что ООО "Орион" также обращалось в Администрацию г. Омска с заявлением о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
В соответствии с постановлением Мэра города Омска от 15 октября 2019 года N 34-пм "Об организации и проведении публичных слушаний по проекту постановления Администрации города Омска о предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства" 7 ноября 2019 года состоялось собрание участников публичных слушаний по проекту постановления Администрации города Омска "О предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства".
В отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3064 в ходе проведения публичных слушаний в Комиссию поступили возражения участника публичных слушаний Бучневой Е.А. о том, что предоставление минимального отступа от красных линий до зданий, строений, сооружений до 3 м для строительства мойки легковых автомобилей спровоцирует большое скопление автомобилей в пешеходной зоне смежного землепользователя. Объект предполагаемого строительства планируется на общегородской магистрали. Новое строительство может привести к аварийной ситуации водоотводов, находящихся в ветхом состоянии. Членами Комиссии рекомендовано отказать заявителю в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Согласно части 5 статьи 40 ГрК РФ на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
По результатам публичных слушаний по проекту постановления Администрации города Омска о предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства подготовлены соответствующее Заключение (от 08.11.2019) и Рекомендации (от 22.11.2019). Согласно пункту 4.3 Рекомендаций по обращениям о предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства Комиссией было рекомендовано отказать в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером 55:36:09 02 05:3064, в части уменьшения минимального отступа от красных линий до зданий, строений, сооружений до 3 м.
В соответствии с частью 6 статьи 40 ГрК РФ глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
По смыслу положений статьи 40 ГрК РФ глава местной администрации принимает решение по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства с учетом поступивших рекомендаций о результатах публичных слушаний.
Согласно части 2 статьи 40 ГрК РФ отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов.
В соответствии с частью 2 статьи 5 ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений (пункты 1, 2, 3 части 1 статьи 8 ГрК РФ).
Решением Омского городского Совета от 22.03.2017 N 519 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области" были утверждены нормативы градостроительного проектирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области.
Согласно пункту 6.1.1 Решения Омского городского Совета от 22.03.2017 N 519 требованием к формированию общественного пространства в общественно-деловых зонах, прилегающих к магистральным улицам, является формирование общественного пространства на основе пешеходной части магистрали (тротуара), площадок перед зданием, имеющих отступ от линии застройки, скверов, примыкающих к линии застройки, контактных с пешеходным уровнем этажей зданий.
Представленный в материалы дела эскизный проект автомойки положениям пункта 6.1.1 Решения Омского городского Совета от 22.03.2017 N 519 не соответствует.
Кроме того, на момент проведения публичных слушаний, было учтено, что заявителю не предоставлен условно разрешенный вид использования земельного участка.
С учетом результатом публичных слушаний, постановлением Администрации города Омска от 31.01.2020 было отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельных участках в соответствии с приложением "Перечень земельных участков, в отношении которых принято решение об отказе в предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства" к настоящему постановлению.
Доводы подателя жалобы о том, что Администрацией при отказе в выдаче разрешений на земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:3064 были нарушены положения законодательства, которые заключаются в отсутствии учета сложившейся планировки территории и существующего землепользования, материалами дела не подтверждаются.
Судом апелляционной инстанции также принимается во внимание, что частью 1 статьи 40 ГрК РФ установлено, что правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность принятия решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лишь при наличии одного из условий:
- размер земельного участка меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров;
- конфигурация, инженерно-геологические и иные характеристики земельного участка неблагоприятны для застройки.
Основанием для применения части 1 статьи 40 ГрК РФ являются характеристики земельного участка, не позволяющие осуществить строительство в соответствии с установленными разрешенными параметрами строительства.
Заявителем не подтверждено наличие условий для применения части 1 статьи 40 ГрК РФ.
Обстоятельства того, что сами по себе параметры строительства не соответствуют характеристикам земельного участка, не являются основание для изменения предельных параметров разрешенного строительства.
Вопреки доводам жалобы, оспариваемые отказы сами по себе не приводят к невозможности использования земельного участка по назначению и не создают препятствий для осуществления предпринимательской деятельности.
Отказав в удовлетворении требования общества, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Неправильного применения норм материального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Орион" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 17.09.2020 по делу N А46-8154/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-8154/2020
Истец: ООО "ОРИОН"
Ответчик: Администрация г. Омска
Третье лицо: Департамен архитектуры и градостроительства Администрации города Омска