г. Москва |
|
11 декабря 2020 г. |
Дело N А40-1324/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Савенкова О.В.
судей Александровой Г.С., Бондарева А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ярахтиным А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Сосисочная"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.08.2020
А40-1324/20, принятое судьей Панфиловой Г.Е.
по иску ООО "Сосисочная"
к Департаменту городского имущества г. Москвы
заинтересованное лицо - ООО "БАР-БИЛЬЯРД НА ЖДАНОВСКОЙ"
о признании незаконным оформленный письмом отказ, об обязании сформировать земельный участок, обязании направит проект договора аренды участка
при участии в судебном заседании:
от истца: истца: Кочергин К.А. по доверенности от 16.09.2019 г.; диплом номер ВСГ 4541421 от 11.06.2010,
от ответчика: Алиева Х.Н. по доверенности от 25.12.2019 г.; диплом номерААН 1401576 от 23.06.2014,
от заинтересованное лицо: Бычков В.В. по доверенности от 21.07.2020 г.; диплом номер ФВ 448206 от 25.06.1996,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственность "СОСИСОЧНАЯ" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ответчик, Департамент) с требованиями о:
- признании незаконным оформленного письмом от 30.08.2019 г. N 33-5-90063/19- (0)-1 отказа Департамента городского имущества города Москвы в предварительном согласовании предоставления земельного участка ООО "СОСИСОЧНАЯ", по адресу: г. Москва, ул. Хлобыстова, д.22 (вл. 22, вл.22а),
- об обязании сформировать земельный участок и направить проект договора аренды участка.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.08.2020 по делу N А40-1324/20 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы, заявленные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, в связи с изложенными в жалобе обстоятельствами.
Представитель заинтересованного лица просил отменить обжалуемое решение и внести по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме
Представитель Департамента возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 28.06.2019 Общество обратилось в Департамент с запросом о предоставлении государственной услуги в виде "Предоставления земельного участка аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке в отношении ранее сформированного земельного участка по адресу ул. Хлобыстова, вл. 22 (с кадастровым номером 77:04:0002009:124).
В предоставлении Обществу указанной услуги письмом N 33-5-73573/19-(0)-1 от 26.07.2019 г., Департаментом было отказано.
Отказывая в предоставлении государственной услуги, Департамент указал, что заявителем кадастровый номер здания в запросе не указан, определить точное местоположение объекта не представляется возможным, что подтверждается выпиской на помещение.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2.10.1.1 Административного регламента, Департаментом принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги.
Также дополнительно было сообщено, что для уточнения фактического местоположения здания необходимо обратиться к кадастровому инженеру с целью подготовки соответствующего технического плана для внесения в ЕГРН сведений о местоположении объекта (Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N218-ФЗ).
Полагая, данный отказ незаконным, Общество обратилось с настоящим иском в Арбитражный суд г. Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд г. Москвы исходил из того, что в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона N 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Однако заявитель не представил вместе с заявлением в Департамент сведения о кадастровом номере здания, а также указания в ЕГРН сведений о местоположении объекта, в связи с чем Департамент не мог оказать государственную услугу.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
На основании п. 1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции и полномочия, являющиеся установленной сферой деятельности Департамента в том числе по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, жилыми помещениями, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы.
Предоставление государственной услуги "Согласование межевого плана границ земельного участка" осуществляется департаментом в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" (Приложение N 2).
Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы устанавливает состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) и (или) принятия решений по предоставлению государственной услуги, осуществляемых по запросу (заявлению) физического или юридического лица либо их уполномоченного представителя.
Согласно п. 2.5.1 Административного регламента предоставление государственной услуги осуществляется на основании перечисленных в пп. 2.5.1.1 документов, которые должны быть предоставлены заявителем (сведений), в частности к ним относятся:
- запрос (заявление) на предоставление государственной услуги. Запрос оформляется согласно приложению 1 к настоящему Регламенту (в случае, если собственниками зданий, строений, сооружений являются несколько лиц, запрос подписывается и подается всеми собственниками совместно либо их уполномоченным представителем);
- документ, удостоверяющий личность заявителя;
- документ, подтверждающий полномочие представителя действовать от имени заявителя;
- нотариально удостоверенные копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права заявителя на земельный участок, а также на здания, сооружения, если права на земельный участок, здания, сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (представляются при наличии на земельном участке зданий, сооружений и при отсутствии сведений о правах на такие здания, сооружения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
И только после представления вышеперечисленных документов на Департаменте лежит обязанность представления государственной услуги результатом которой является выдача (направление) дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка, либо выдача (направление) решения об отказе в предоставлении государственной услуги, которые впоследствии заявитель может обжаловать по правилам, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Так, обязанность по оказанию государственной услуги города Москвы "Предоставление земельного участка в собственность собственникам зданий, строений, сооружений" возложена на ответчика постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 No 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом земельных ресурсов города Москвы".
В соответствии с п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных ст. 39.20 Кодекса, на праве оперативного управления (пп. 9).
В силу п. 2 ст. 39.20 ЗК РФ в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам, или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Таким образом, согласно Земельному кодексу Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены объекты недвижимости, предоставляется в аренду без проведения торгов собственникам этих объектов недвижимости.
С 01.03.2015 случаи предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов перечисляются в п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
Согласно Земельному кодексу Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены объекты недвижимости, предоставляются в аренду без проведения торгов собственникам этих объектов недвижимости.
Порядок предоставления земельного участка в аренду собственнику объекта недвижимости, расположенного на этом участке, установлен ст. 39.14 ЗК РФ, и предполагает подачу в уполномоченный орган заявления о предоставлении земельного участка и заключение договора аренды земельного участка.
Данная государственная услуга осуществляется Департаментом в соответствии с приложением N 21 к постановлению Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы".
В соответствии с пунктом 2.10.1.1 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является наличие одного или нескольких оснований, предусмотренных статьей 39.15 и 39.16 ЗК РФ, а именно: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований ЗК РФ к образуемым земельным участкам.
Согласно п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
Земельный участок в соответствии со статьей 11.9 ЗК РФ должен быть сформирован с учетом требований земельного и градостроительного законодательства, в том числе с учетом возможности использования расположенного на нем объекта недвижимости.
Согласно п. 1 ст. 39.15 ЗК РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка необходимо указать основания предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований.
В соответствии с п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с п. 32 Приказ Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" заявителю необходимо представить перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.
На основании п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Согласно пункту 2.5.1.2.3 Административного регламента выписка из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) об основных характеристиках на здания, строения, сооружения является необходимым документом для предоставления государственной услуги.
Указанный документ запрашивается Департаментом в рамках межведомственного взаимодействия согласно указанным сведениям (кадастровый номер) об объекте (объектах) недвижимости, расположенном на земельном участке.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, необходимых документов, позволяющих установить местоположение объекта недвижимости в отношении которого предоставляется услуга, невозможно.
На основании п. 7 ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно ст. 8 Закона N 218-ФЗ описание местоположения объекта недвижимости относится к числу обязательных сведений, подлежащих отражению в государственном кадастре недвижимости.
Частью 8 ст. 22 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Более того, согласно сведениям информационной системы ИС РЕОН (Положение о Реестре единых объектов недвижимости города Москвы, утвержденное Распоряжением Правительства Москвы от 22.12.2009 N 3277-РП) здание по адресу: г. Москва, ул. Хлобыстова, д.22, не имеет границ в ЕГРН.
Также, здание, находящееся на спорном земельном участке, имеет нескольких собственников.
Изложенное свидетельствует о том, что установлении границ земельного участка, принадлежащего истцу на праве аренды, в соответствии с указанным проектом границ раздела земельного участка, и удовлетворение заявленных требований повлечет нарушение установленного законодательством порядка, а также может привести к нарушению прав и законных интересов третьих лиц
Таким образом, оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17.08.2020 N А40-1324/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Сосисочная" (ИНН 7721009490, ОГРН 1037739672794) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
Г.С. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-1324/2020
Истец: ООО "СОСИСОЧНАЯ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ООО "БАР-БИЛЬЯРД НА ЖДАНОВСКОЙ"