город Ростов-на-Дону |
|
11 декабря 2020 г. |
дело N А32-3624/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.,
судей Ковалевой Н.В., Маштаковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чекуновой А.Т.,
при участии:
от заявителя: представитель Петрий Н.Г. По доверенности от 18.09.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Скворцова Александра Геннадьевича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.09.2020 по делу N А32-3624/2020 по заявлению Скворцова Александра Геннадьевича
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
о признании незаконным решения, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Скворцов Александр Геннадьевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете и регистрации права от 29.10.2019 N N 23/237/002/801/2019-448, 23-0-1-218/3102/2019-274; об обязании управления осуществить постановку на государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности за Скворцовым Александром Геннадьевичем на нежилое здание с кадастровым номером/условным номером: 23-23/033-000000007482294-000, расположенное по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, г. Усть-Лабинск, ул. Кавказская, готовностью 20%, площадью 1 387,2 кв.м, документы на который были представлены с заявлением от 25.01.2019 N N 23/237/002/801/2019-448, 23-0-1-218/3102/2019-274.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.09.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, предприниматель обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе предприниматель просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
По мнению предпринимателя, уведомление управления от 29.10.2019 об отказе в государственном кадастровом учете и регистрации права N 23/237/002/801/2019-448, 23-0-1-218/3102/2019-274 нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности, поскольку, по его мнению, для объекта незавершенного строительства, к которому применима статья 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, существует риск продажи на публичных торгах в судебном порядке по иску муниципального органа.
Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства путем публикации определения суда на сайте суда согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя управления.
Отзыв на апелляционную жалобу управлением не представлен.
Представитель предпринимателя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, предприниматель на основании разрешения на строительство N RU-23536101198 осуществил строительство объекта капитального строительства - складского здания по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, г. Усть-Лабинск, ул. Кавказская. Степень готовности 20%.
Строительство осуществлено в пределах земельного участка 23:35:0505018:104 площадью 57 796 кв.м, по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, г. Усть-Лабинск, ул. Кавказская, 13, разрешенное использование: для размещения объектов складского назначения различного профиля, из земель населенных пунктов.
Земельный участок с кадастровым номером 23:35:0505018:104 до 13.02.2019 находился в аренде у Скворцова А.Г. на основании договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 26.10.2012 N 3505002834.
Скворцов А.Г. подал заявление об учете N 23-0-1-218/3102/2019-274 и о регистрации права N 23/237/002/801/2019-448 на объект незавершенного строительства в регистрирующий орган.
Согласно уведомлению о невозможности возобновления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 13.02.2019 управлением было указано, что договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 26.10.2012 N 3505002834 расторгнут администрацией Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района 13.02.2019 в одностороннем порядке. Основанием невозможности пройти регистрацию права собственности на объект незавершенного строительства является отсутствие документов на земельный участок с кадастровым номером 23:35:0505018:104.
29.10.2019 управлением было сформировано уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и регистрации права N 23/237/002/801/2019-448, 23-04-218/3102/2019-274.
Не согласившись с отказом управления, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, может быть признан судом недействительным.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Федеральным законом порядке.
К заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами (пункт 3 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
Статьей 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрены основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе, если лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что Скворцов А.Г. 25.01.2019 обратился в управление с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства с условным номером 23-23/033-000000007482294-000.
06.02.2019 государственный регистратор вынес уведомление о приостановлении государственной регистрации N 23/237/002/801/2019-448. Основанием для приостановления послужило несоответствие формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ: представлен технический план, подготовленный 17.01.2019 в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием объекта незавершенного строительства. В соответствии с пунктом 17 требований N 953 в Декларации об объекте недвижимости строки "Описание объекта незавершенного строительства" реквизита "Описание объекта недвижимости" заполняются исходя из следующего: если объект незавершенного строительства представляет собой здание, строительство которого не завершено, в строке "площадь (кв.м)" указывается значение площади здания, строительство которого не завершено, в квадратных метрах с округлением до 0,1 кв.м. Представленный на государственную регистрацию права и государственный кадастровый учет объекта незавершенного строительства технический план здания в форме электронного документа подготовлен на основании проектной документации. При этом сведения о площади, указанные в элементе "Area" технического плана в форме электронного документа, не соответствуют сведениям, указанным в проектной документации. В техническом плане в графе элемента Area площадь объекта незавершенного строительства была указана 741,1 кв.м, тогда как в разрешении на строительство за N RU 23536101-198 от 08.08.2014 общая площадь объекта указывается как 1 387,17 кв.м.
Как установлено судом первой инстанции, что земельный участок, на котором располагается заявленный объект недвижимого имущества, находится в аренде по договору аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения, заключаемый по результатам торгов от 26.10.2012 N 3500002834, срок которого был окончен 22.10.2015.
В соответствии с имеющимся в материалах дела ответом администрации Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района от 07.02.2019 N 72, срок договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности, от 26.10.2012 N 3500002834 в отношении Скворцова А.Г., истек 22.10.2015. В адрес арендатора было направлено уведомление о расторжении договора аренды, которое было получено Скворцовым А.Г. 02.10.2018.
В соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно пункту 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3.1.4 договора аренды земельного участка государственной собственности сельскохозяйственного назначения, заключенного по результатам торгов от 26.10.2012 N 3500002834 между администрацией муниципального образования Усть-Лабинский район (арендодатель) и Скворцовым А.Г. (арендатор), арендодатель имеет право в одностороннем порядке принимать решение о прекращении права пользования участком и досрочном расторжении в установленном порядке договора при нарушении арендатором условий, указанных в разделе 10 договора, и невыполнение арендатором обязанностей, указанных в пунктах 4.2, 4.3 договора.
Пунктом 4.3.4 договора предусмотрено, что арендатор обязан обеспечить на участке размещение объектов в соответствии с разрешенным использованием земельного участка. Максимальный срок осуществления строительства в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка - 3 года.
Как следует из проектно-технической документации, представленной для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, степень готовности объекта незавершенного строительства составляет 20%, то есть арендатором не соблюден порядок и срок строительства, что является нарушением условий договора аренды и одним из оснований для расторжения соответствующего договора в одностороннем порядке по инициативе арендодателя.
В соответствии с пунктом 8.4 договора, договор признается расторгнутым в одностороннем порядке по требованию арендодателя в случаях, указанных в п. 3.1.4 договора, по истечении десяти дней с даты получения арендатором акта о расторжении договора. Для целей настоящего договора датой получения арендатором акта о расторжении договора является, в том числе, дата доставки арендатору акта о расторжении договора заказным письмом с уведомлением о вручении в случае направления его арендатору заказной почтой.
Письмом от 28.09.2018 N 2917 администрация Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района уведомила Скворцова Александра Геннадьевича о прекращении действия договора, в связи с истечением срока аренды участка 22.10.2015. Указанное письмо получено 02.10.2018 согласно уведомлению о вручении почтового отправления.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для осуществления управлением погашения записи о праве аренды Скворцова А.Г. от 20.11.2012 за N 23-23-33/057/2012-386.
Таким образом, в период действия уведомления о приостановлении осуществления государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объекта незавершенного строительства готовностью 20%, арендодателем - администрацией муниципального образования Усть-Лабинский район Краснодарского края было произведено погашение записи об аренде Скворцова А.Г.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции признал обоснованными, соответствующим закону и не нарушающими права и законные интересы заявителя действия государственного регистратора по приостановке, отказу осуществления государственной регистрации права собственности и осуществлению государственного кадастрового учета на спорный объект от 29.10.2019 N N 23/237/002/801/2019-448, 23-0-1-218/3102/2019-274, в связи с отсутствием у предпринимателя правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства.
Таким образом, у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявления предпринимателя.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Ссылка предпринимателя на судебные акты не принимается апелляционным, поскольку они приняты при иных фактических обстоятельствах дела.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.09.2020 по делу N А32-3624/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-3624/2020
Истец: ИП Скворцов Александр Геннадьевич, Скворцов Александр Геннадьевич
Ответчик: Управление государственной службы регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Управление Росреестра по КК