г. Москва |
|
09 декабря 2020 г. |
Дело N А41-28581/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Шереметьевской таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 20.08.2020 по делу N А41-28581/20 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Интерфорвард" к Шереметьевской таможне о признании,
при участии в заседании:
от ООО "Интерфорвард" - Ярыгин В.А. по доверенности от 20.11.2020,
от Шереметьевской таможни - Аксенов Е.В. по доверенности от 31.12.2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Интерфорвард" (далее - общество) обратились в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган, таможня) с требованием признать незаконным решение Шереметьевской таможни о внесении изменений в ДТ N 10005030/190220/0048008 от 19.04.2020.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.08.2020 по делу N А41-28581/20 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе таможенный орган просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель таможни в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установил следующие обстоятельства.
19.02.2020 таможенным постом была зарегистрирована ДТ N 10005030/190220/0048008.
Декларантом в рамках контракта от 11.01.2016 N IF-001 (далее - Контракт), заключенного между ООО "Интерфорвард" (покупатель) и компанией ALL TECHNOLOGY СО, LTD (предыдущее наименование ALEXIA TECHNOLOGY CO., LTD) (продавец) на территорию Российской Федерации ввезены товары - компоненты для электрооборудования и электроаппаратуры (ультразвуковые динамики, переключатели электрические, диоды, части термостата, цифровые дисплеи со встроенными светодиодами, электрические реле, корпус и контакты штекера, кабель связи, всего девять наименований) производства Тайвань, республика Китай, общим весом нетто 374.4 кг., общей стоимостью 42 097.97 долларов США.
В соответствии с пунктом 1 Контракта Продавец продает, а Покупатель покупает товары в количестве, ассортименте, по ценам и условиям, указанным в инвойсе, выставляемом продавцом на каждую партию товара и являющихся неотъемлемой частью настоящего контракта.
В соответствии с пунктом 3 Контракта цены инвойсов устанавливаются в долларах США, цена каждой партии товаров определяется согласно инвойсу.
Пунктами 4, 5 Контракта предусмотрено, что условие поставки (цены) согласно ИНКОТЕРМС для каждой конкретной партии товаров указывается в соответствующем инвойсе. Оплата каждой партии товара осуществляется банковским переводом в срок не позднее 90 дней с момента получения партии товара. Моментом получения считается дата завершения импортного таможенного оформления.
12.02.2020 Продавец выставил в адрес Покупателя инвойс от 12.02.2020 N IF120220 на товар: компоненты для электрооборудования и электроаппаратуры (ультразвуковые динамики, переключатели электрические, диоды, части термостата, цифровые дисплеи со встроенными светодиодами, электрические реле, корпус и контакты штекера, кабель связи, всего девять наименований) производства Тайвань, республика Китай, общим весом нетто 374.4 кг., общей стоимостью 42 097.97 долларов США.
Согласно инвойсу от 12.02.2020 N IF120220 товар по Контракту поставляется на условиях СРТ Москва.
В инвойсе от 12.02.2020 N IF120220 указана сумма, подлежащая к оплате за товар.
Таможенная стоимость декларируемых в ДТ N 10005030/190220/0048008 товаров заявлена декларантом по методу определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами в соответствии со статьей 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
Для подтверждения заявленных в ДТ N 10005030/190220/0048008 сведений о таможенной стоимости товаров на таможенный пост Декларантом были представлены, среди прочего, следующие документы в электронной форме: контракт от 11.01.2016 N IF-001, авианакладная N 580-23602574 от 15.02.2019, инвойс от 12.02.2020 N IF120220, уставные документы, упаковочный лист от 12.02.2020 N IF 120220, подтверждение стоимости по предыдущим поставкам N б/н от 23.01.2020.
При проведении проверки должностным лицом таможенного органа было выявлено отличие цены сделки от ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа.
Таможенный орган счел предоставленные документы недостаточными для определения таможенной стоимости по 1 методу определения таможенной стоимости ввозимых товаров.
Руководствуясь положениями статьи 325 ТК ЕАЭС должностным лицом таможенного поста было принято решение от 20.02.2020 о запросе документов и (или) сведений, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений.
Основанием для принятия указанного решения послужили выявленные должностным лицом таможенного поста признаки недостоверности заявленных в ДТ сведений о таможенной стоимости товаров, а именно: "отклонение заявленной величины таможенной стоимости декларируемых товаров от ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа; стоимость сделки документально не подтверждена; должным образом не подтверждена структура таможенной стоимости товаров".
Для целей выпуска товаров было рассчитано обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в размере 513 401.49 рублей.
Срок предоставления документов был установлен до 29.02.2020 в случае предоставления документов до выпуска товаров, или до 18.04.2020 в случае применения положений статьи 121 ТК ЕАЭС согласно положениям пункта 6 статьи 325 ТК ЕАЭС и предоставления запрашиваемых документов после выпуска товаров при условии предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей.
Документы по запросу таможенного органа представлены декларантом 20.03.2020 (письмо от 19.03.2020 N ИМ917УКТС), в рамках установленных сроков на их предоставление, а именно копии: Контракта от 11.01.2016 N IF-001, инвойса от 11.01.2016 N IF-001, авианакладной от 15.02.2020 N 580-23602574, паспорта сделки по контракту (архивная копия), ведомость банковского контроля, отражающая произведенные платежи по контракту, банковских платежных документы, подтверждающих оплату Продавцу данной партии товара, экспортной декларации, бухгалтерские документы об оприходовании и движении ввезенных товаров (приходный ордер на ввезенные товары по ДТ N 10005030/190220/0048008 на дату оприходования с указанием остатка на начало и конец), постановке на баланс организации товара с указанием номеров баланса (41, 90, 60), счета с детализацией сумм налогов.
По результатам анализа документов и сведений, представленных для контроля таможенной стоимости, 19.04.2020 таможенным постом принято и направлено в адрес декларанта Решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в ДТ N 10005030/190220/0048008.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза (пункт 2).
Порядок проверки документов и сведений при проведении таможенного контроля таможенной стоимости до выпуска товаров установлен статьями 324, 325 ТК ЕАЭС.
По правилам пункта 2 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, определяется в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС, если при ввозе на таможенную территорию Союза товары пересекли таможенную границу Союза.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10 статьи 38 ТК ЕАЭС).
Пунктом 15 статьи 38 ТК ЕАЭС предусмотрено, что основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС, при выполнении следующих условий: отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров; установлены актами органов Союза или законодательством государств - членов; продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено; никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу; покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств - членов.
Как установлено пунктом 1 статьи 104 ТК ЕАЭС, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
В декларации на товары подлежат указанию сведения о заявляемой таможенной процедуре, о таможенной стоимости товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров) и о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 ТК ЕАЭС (подпункты 1, 4, 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС).
К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров (подпункт 10 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС).
По правилам пункта 2 статьи 108 ТК ЕАЭС, в случае если в документах, указанных в пункте 1 указанной статьи, не содержатся сведения, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, такие сведения подтверждаются иными документами.
В силу пункта 1 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.
Если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, таможенный орган вправе в отношении проверяемых сведений запросить у декларанта документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации (пункт 1 статьи 325 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях: документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 указанной статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения; таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений настоящего Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств - членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
На основании пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с указанной статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств - членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 ТК ЕАЭС.
Для изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, применяется корректировка декларации на товары (пункт 4 статьи 112 ТК ЕАЭС).
В качестве оснований принятого решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в ДТ, послужило: непредставление документов, на основании которых осуществлялся выбор и заказ товара; отсутствие информации, позволяющей установить причину расхождений в сведениях о стоимости идентичных товаров, ввезенных в рамках Контракта, со сведениями о стоимости, заявленной в ДТ в отношении ранее ввезенных товаров.
Как было указано выше, ООО "Интерфорвард" в таможенный орган представлены следующие документы, подтверждающие достоверность заявленной обществом в ДТ N 10005030/190220/0048008 таможенной стоимости:
копия внешнеэкономического Контракта N IF-001 от 11.01.2016, в положениях которого (п. 1, 3,4, 5) значится, что Покупатель приобретает товар в количестве, ассортименте, по цене, и на условиях, указанным в Инвойсе, выставленным Продавцом на каждую партию товара, являющихся неотъемлемой частью данного Контракта;
инвойс поставки N IF-001 от 11.01.2016, в котором указан ассортимент, количество, цена товара, условия поставки, а также условия оплаты данной партии товара;
копия авианакладной N 580-23602574 от 15.02.2020; копия паспорта сделки N 16040041/2275/0000/2/1 по Контракту N IF001 от 11.01.2016 (архивная копия) от 14.04.2016;
ведомость банковского контроля, отражающая произведенные платежи по Контракту;
копии банковских платежных документов (валютные платежные поручения N 25, 26 от 25.02.2020, N 29 от 26.02.2020), подтверждающих оплату Продавцу данной партии товара;
копия экспортной декларации;
бухгалтерские документы об оприходовании и движении ввезенных товаров: приходный ордер на ввезенные товары по данной ДТ на дату оприходования, с указанием остатка на начало и конец; постановка на баланс организации товара с указанием N баланса (41, 90, 60), счета с детализацией сумм налогов;
документы, подтверждающие реализацию данной партии товаров;
калькуляцию себестоимости данной партии товара.
Пунктом 8 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" разъяснено, что в соответствии с пунктом 10 статьи 38 Таможенного кодекса таможенная стоимость ввозимых товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом данных требований Таможенного кодекса судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.
Согласно п. 9 Постановления Пленума N 49 при оценке выполнения декларантом требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса судам следует принимать во внимание, что таможенная стоимость, определяемая исходя из установленной договором цены товаров, не может считаться количественно определяемой и документально подтвержденной, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме, или содержащаяся в представленных им документах ценовая информация не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара.
В то же время выявление отдельных недостатков в оформлении представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.) в соответствии с установленными требованиями, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о несоблюдении требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, требования пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС соблюдены.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, необходимость согласования инвойса (счета) путем подписания обеими сторонами внешнеторговой сделки не следует из содержания контракта, требований действующего законодательства или обычаев делового оборота.
Как следует из пояснений общества и не опровергнуто административным органом, инвойс формируется продавцом и общество лишено возможности влиять на его условия, однако общество предварительно обладает информацией о стоимости заказываемого товара из открытых источников, а действиями по оплате товара соглашается с предлагаемой в инвойсе ценой.
Апелляционный суд обращает внимание на то, что активные действия сторон по исполнению сделки на условиях такого инвойса свидетельствуют о наличии достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации о содержании сделки.
При таких обстоятельствах апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о недоказанности предусмотренных ТК ЕАЭС оснований для принятия оспариваемого решения о внесении изменений в декларацию на товары путем корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей.
Указанным решением на заявителя необоснованно возлагаются дополнительные обязанности по корректировке таможенной стоимости и таможенных платежей, что свидетельствует о нарушении его прав и законных интересов, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с частями 2 и 4 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу и представленных доказательств не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20.08.2020 по делу N А41-28581/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-28581/2020
Истец: ООО "ИНТЕРФОРВАРД"
Третье лицо: ШЕРЕМЕТЬЕВСКАЯ ТАМОЖНЯ