город Омск |
|
09 декабря 2020 г. |
Дело N А70-9605/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Рыжикова О.Ю., Дубок О.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, заявление Войсковой части 3059 (ИНН 7203126481, ОГРН 1027200781035, 625014, Тюменская область, г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, 207) к Администрации города Тюмени о признании незаконным отказа в предоставлении права повторного заселения, изложенного в письме от 10.12.2019 N 44-06-8318/19,
при участии в деле заинтересованного лица Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени,
при участии в судебном заседании представителей:
от Войсковой части 3059 - Федотов Владислав Владимирович (по доверенности N 10 от 02.12.2020 сроком действия по 31.12.2020),
УСТАНОВИЛ:
Войсковая часть 3059 (далее - заявитель, войсковая часть) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Администрации города Тюмени (далее - Администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении права повторного заселения, изложенного в письме от 10.12.2019 N 44-06-8318/19.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 14.09.2020 по делу N А70-9605/2020 заявленные требования удовлетворены, отказ в предоставлении права повторного заселения, выраженный в письме от 10.12.2019 N 44-06-8318/19 признан незаконным. На Администрацию возложена обязанность предоставить жилое помещение по адресу: г.Тюмень, ул. Рижская, дом 70, квартира 20 следующему очереднику - военнослужащему войсковой части 3059.
Не согласившись с указанный судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.09.2020 по делу N А70-9605/2020 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Администрация указывает, что на основании распоряжения Администрации г. Тюмени от 13.11.2010 N 1276 жилое помещение, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Рижская, д. 70, кв. 20, включено в муниципальный жилищный фонд коммерческого использования г. Тюмени, в силу чего не относится к служебным жилым помещениям, положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ) не применимы. Обязанность по предоставлению жилья отсутствует.
По мнению Администрации, надлежащим ответчиком по настоящему делу является Департамент имущественный отношений Администрации города Тюмени (далее - Департамент), поскольку Департаментом принято решение, изложенное в письме от 10.12.2019 N 44-06-8318/19 об отказе в предоставлении права повторного заселения, именно Департамент является органом, уполномоченным на предоставление жилого помещения.
Администрация также заявляет о том, что права заявителя не нарушены, изложенный в письме от 10.12.2019 N 44-06-8318/19 отказ имеет разъяснительный характер, не содержит властных предписаний, не влечет для заявителя последствия правового характера, не возлагает какие-либо обязанности.
От заявителя поступил отзыв на жалобу.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии безусловного основания для перехода к рассмотрению дела по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции, предусмотренного пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в связи с тем, что оспариваемый отказ (письмо от 10.12.2019 N 44-06-8318/19) изготовлено и направлено Департаментом. В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте, утвержденным распоряжением главы Администрации города Тюмени от 10.12.2007 N 317-рг, Департамент является функциональным органом, созданным с целью решения вопросов формирования и управления муниципальным имуществом города Тюмени. Департамент осуществляет полномочия собственника по управлению и распоряжению недвижимыми и движимыми объектами (за исключением земельных участков и средств местного бюджета), составляющими муниципальную казну города Тюмени, в пределах полномочий, установленных настоящим Положением (пункт 1.2). Является самостоятельным юридическим лицом.
Установив, что надлежащим заинтересованным лицом по делу является Департамент, определением от 13.11.2020 суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Департамент имущественный отношений Администрации г. Тюмени.
24.11.2020 от Департамента поступил отзыв на заявление.
В судебном заседании представитель войсковой части поддержал заявленные требования.
Администрация и Департамент, надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об его отложении не заявили, в связи с чем, заявление рассмотрено в отсутствие данных лиц в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы заявления и отзыва на него, заслушав представителя заявителя установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в период с 2009 года по 2018 год жилое помещение по адресу: г.Тюмень, ул. Рижская, д. 70, кв. 20, согласно договору найма жилого помещения занимали военнослужащие войсковой части 3059.
В 2018 году данное жилое помещение было освобождено военнослужащим.
В 2018 и 2019 годах войсковая часть неоднократно обращалась с ходатайством к Департаменту о повторном заселении в жилое помещение военнослужащего войсковой части 3059 (л. д. 17-18, 21-23, 29, 33).
Из Департамента поступали ответы о том, что в данном жилом помещении проходят ремонтно-восстановительные работы и жилое помещение подлежит предоставлению после проведения капитального ремонта и признания его пригодным для проживания (л. д. 19-20, 24-28, 30-32, 34-37).
30.10.2019 войсковая часть обратилась к Департамент о повторном заселении в жилое помещение военнослужащего войсковой части 3059, но получила оспариваемый отказ, изложенный в письме от 10.12.2019 N 44-06-8318/19, которой мотивирован тем, что жилое помещение не относится к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда, в связи с чем пункт 5 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ в отношении жилого помещения не может быть применён; обязанность по предоставлению жилого помещения военнослужащему войсковой части 3059 у органов местного самоуправления отсутствует.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд апелляционной инстанции считает данный отказ не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Военная служба, по смыслу статьи 59 и 71 (пункт "т") Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.
Федеральный закон N 76-ФЗ устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций для военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
По смыслу указанной нормы, реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений только к государственному жилищному фонду.
Данная правовая норма является императивной.
Согласно статье 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищный фонд в Российской Федерации включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд. Таким образом, независимо от того, в каком жилищном фонде находятся жилые помещения, они не теряют своего целевого назначения по обеспечению права на жилище специальной категории граждан-военнослужащих и членов их семей.
Закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся в том числе в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, Федеральный закон N 76-ФЗ допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей, при освобождении последними данных помещений в связи с выездом на другое место жительства.
Положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" были дважды рассмотрены Конституционным Судом Российской Федерации, который в своих Определениях от 25.12.2003 N 453-О и от 22.04.2004 N 170-О отметил, что жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.
Также Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что, возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.
Однако, несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя.
Таким образом, избранная заинтересованным лицом позиция, выраженная в том, что жилое помещение не относится к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда, признается судом неправомерной, противоречащей нормам действующего законодательства.
Кроме изложенной выше и отклоненной судом позиции, Департаментом также заявлены доводы о том, что помещение не может быть предоставлено заявителю в силу того, что признано не пригодным для проживания в связи с выявлением оснований для проведения капитального ремонта, в подтверждение чего представлено заключение от 23.04.2018 N 161; капитальные работы выполняются на основании муниципального контракта от 31.08.2020 N 16001.20.064 со сроком до 31.12.2020. Вопрос о возможности предоставления спорного жилого помещения может быть решен только после исполнения муниципального контракта и принятия решения межведомственной комиссии о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
Суд апелляционной инстанции признает указанные доводы несостоятельными по следующим мотивам.
В соответствии с частью 2 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (часть 4 статьи 15 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 33 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" (далее - Положение N 47) основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания (пункт 34 Положения N 47).
Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции урегулирован разделом IV Положения N 47.
В частности в пункте 47 Положения N 47 указано, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Как следует из представленного в материалы дела заключения от 23.04.2018 N 161 жилое помещение по адресу: г.Тюмень, ул. Рижская, дом 70, квартира 20 признано подлежащим капитальному ремонту.
Соответственно, спорное помещение не было признано непригодным для проживания.
Обстоятельства того, что капитальные работы выполняются на основании муниципального контракта от 31.08.2020 N 16001.20.064 со сроком до 31.12.2020, не препятствуют предоставлению указанного помещению заявителю непосредственно после окончания данных ремонтных работ.
По убеждению апелляционного суда, у органов местного самоуправления нет объективных оснований для невыполнения требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О статусе военнослужащих" в отношении предоставления жилого помещения военнослужащим за выездом из них других военнослужащих.
Доводы о том, что права заявителя не нарушены, изложенный в письме от 10.12.2019 N 44-06-8318/19 отказ имеет разъяснительный характер, не содержит властных предписаний, не влечет для заявителя последствия правового характера, не возлагает какие-либо обязанности, являются несостоятельными.
Оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы Войсковой части 3059 в экономической сфере, связанные с несением затрат для обеспечения военнослужащих жильем, аренде квартиры или выплате компенсации стоимости проживания военнослужащего и членов его семьи в г. Тюмени в ином порядке (в денежном выражении).
На основании вышеизложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению.
В качестве способа восстановления нарушенных прав и интересов заявителя суд обязывает Департамент предоставить в пригодном для проживания состоянии жилое помещение по адресу г.Тюмень, ул.Рижская, дом 70, квартира 20 следующему очереднику - военнослужащему войсковой части 3059.
Поскольку в ходе рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.09.2020 по делу N А70-9605/2020 подлежит отмене с принятием нового судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, разъяснений абзаца второго пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
Судебные расходы по государственной пошлине за рассмотрение заявления не распределяются, так как не были понесены заявителем при подаче заявления в связи с освобождением от уплаты государственной пошлины как таковой.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.09.2020 по делу N А70-9605/2020 отменить.
Рассмотрев по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, заявление Войсковой части 3059 о признании незаконным отказа в предоставлении права повторного заселения, изложенного в письме Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени от 10.12.2019 N 44-06-8318/19, принять по делу новый судебный акт.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени в предоставлении права повторного заселения, изложенный в письме Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени от 10.12.2019 N 44-06-8318/19.
Обязать Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени предоставить жилое помещение по адресу: г.Тюмень, ул.Рижская, дом 70, квартира 20, следующему очереднику - военнослужащему Войсковой части 3059.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-9605/2020
Истец: Войсковая часть 3059
Ответчик: Администрация города Тюмени, Департамент имущественный отношений Администрации города Тюмени
Третье лицо: 8 ААС