город Москва |
|
09 декабря 2020 г. |
Дело N А40-69627/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стешана Б.В.
судей: Яниной Е.Н., Лялиной Т.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гусевой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ФГБУ "Поликлиника N 3" Управления делами Президента Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.10.2020
по делу N А40-69627/20
по иску Федерального государственного бюджетного учреждения "Поликлиника N 3" Управления делами Президента Российской Федерации
к Акционерному обществу "Медицинская акционерная страховая компания"
третье лицо: Московский городской фонд обязательного медицинского страхования
о взыскании задолженности в размере 543 162 руб.18 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца - Федоров А.К.- по дов. от 27.05.2020 N 26-04/24-107;
от ответчика - Кондратов АЕ. по дов. от 01.01.2020 N 52;
от третьего лица - Катунина Ю.А. по дов. от 10.01.2020 N 14-01-45/95.
УСТАНОВИЛ:
ФГБУ "Поликлиника N 3" Управления делами Президента Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к АО "МАКС-М" о взыскании задолженности за оказанную медицинскую помощь застрахованным лицам за период октябрь 2018 года - декабрь 2019 года в размере 543 162,18 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Московский городской фонд обязательного медицинского страхования.
Решением от 01.10.2020 Арбитражный суд города Москвы в удовлетворении иска отказал.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, иск удовлетворить.
Заявитель апелляционной жалобы указал, что суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, и суд неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, иск удовлетворить.
Представитель ответчика возражал против доводов апелляционной жалобы, представил письменный отзыв. Просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица также возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве. Просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что между Федеральным государственным бюджетным учреждением "Поликлиника N 3" Управления делами Президента Российской Федерации и Акционерным обществом "Медицинская акционерная страховая компания" заключен договор от 30.12.2016 N 517 12/76-049 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В соответствии с указанным Договором Истцом в период с октября 2018 года по декабрь 2019 года включительно оказывалась медицинская помощь застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, в частности, по профилю "стоматология".
В обоснование заявленных требований истец указал, что медицинская помощь по профилю "стоматология" оплачена Ответчиком Истцу в указанном периоде не в полном объеме.
Как следует из протоколов приемки счетов и актов об оплате расчетов по подушевому финансированию, задолженность за Октябрь 2018 года составляет 52 963,08 руб., задолженность за Ноябрь 2018 года составляет 57 537,19 руб., задолженность за Декабрь 2018 года составляет 64 704,83 руб., задолженность за Январь 2019 года составляет 46 752,61 руб., задолженность за Февраль 2019 года составляет 49 146,24 руб., задолженность за Март 2019 года составляет 21 630,41 руб., задолженность за Апрель 2019 года составляет 32 592,83 руб., задолженность за Май 2019 года составляет 27 428,48 руб., задолженность за Июнь 2019 года составляет 23 873,69 руб., задолженность за Июль 2019 года составляет 26 765,07 руб., задолженность за Август 2019 года составляет 29 128,51 руб., задолженность за Сентябрь 2019 года составляет 19 209,01 руб., задолженность за Октябрь 2019 года составляет 39 534,39 руб., задолженность за Ноябрь 2019 года составляет 27 114,13 руб., задолженность за Декабрь 2019 года составляет 24 780,71 руб.
Всего 543 162,18 руб.
Истцом указано на то, что медицинские услуги по профилю "стоматология" оказывались застрахованным по обязательному медицинскому страхованию в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и стоимость оказанных медицинских услуг рассчитана по действующим на момент оказания тарифам, установленным для оплаты медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, и указана в строке "итого" подраздела "ПМСП по профилю "стоматология" (стоматологический участок)" раздела "Заявлено МО" протокола приемки счета за соответствующий месяц, размер произведенной ежемесячной оплаты оказанных медицинских услуг по профилю "стоматология" определяется как сумма пунктов 1.2 и 5.2 акта об оплате расчетов по подушевому финансированию за соответствующий месяц.
Указанная истцом задолженность возникла из неоплаты Ответчиком счетов Истца в части стоимости законченных случаев оказания медицинской помощи лицам, обратившимся за медицинской помощью к Ответчику самостоятельно, без направления другой медицинской организации.
При этом истец указал, что медицинские организации обязаны бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования, что законом гарантируется оказание застрахованным лицам бесплатной медицинской помощи, а также установлена ответственность медицинского учреждения за объем и качество предоставляемых медицинских услуг и за отказ в оказании медицинской помощи застрахованной стороне.
Истец указывает на то, что сам факт обращения застрахованных лиц за медицинской помощью Ответчиком не оспаривается и под сомнение не ставится. Претензий со стороны Ответчика к срокам, объемам и качеству медицинских услуг не предъявляется. Ответчик не оспаривает факт выставления Истцом требований по оплате за оказанные услуги, а также не оспаривает и не ставит под сомнение расчет сумм к оплате по выставленным Истцом требованиям.
В связи с чем, по мнению истца, законных оснований для отказа от оплаты оказанной помощи у Ответчика не имеется. Фактов наличия нарушения Истцом условий договора, освобождающих Ответчика от обязанности оплатить оказанные услуги, также не имеется.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, предметом спора является оплата медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - ОМС), оказанная сверх объемов, установленных для медицинской организации Комиссией по разработке территориальной программы ОМС г. Москвы.
В целях реализации задач в сфере обязательного медицинского страхования, а также во исполнение положений ст. 4 и ст. 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) между истцом и ответчиком был заключен Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 30.12.2016 N 517 12/76-049.
Форма типового договора является обязательной и предусмотрена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.12.2012 N 1355н "Об утверждении формы типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию".
Таким образом, все существенные условия Договора, заключенного между истцом и ответчиком, не определяются сторонами, а предписаны нормативным правовым актом.
К правоотношениям сторон по настоящему спору применяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре возмездного оказания услуг (ст. 779 Кодекса) с учетом особенностей, регламентированных специальными правовыми нормами.
Согласно п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу положений ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации существенными условиями договора, помимо его предмета, являются условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Договор не признан недействительным, истцом не оспорен, соглашение по всем существенным условиям сторонами достигнуто, таким образом, Договор считается заключенным.
Как следует из искового заявления, истцом предъявлена к взысканию с ответчика задолженность за медицинскую помощь по профилю "стоматология" за период с октября 2018 года по декабрь 2019 года включительно в размере 543 162, 18 руб.
Как следует из п. 1 Договора, предметом Договора является оказание медицинской помощи застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и оплата оказанной медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Согласно п. 3.1 Договора (в редакции Соглашения от 25.12.2017) медицинская организация вправе получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании Договора в соответствии с тарифами, установленными Тарифным соглашением на оплату медицинской помощи, оказываемой по Территориальной программе обязательного медицинского страхования города Москвы, и способами оплаты медицинской помощи, утвержденными территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В соответствии с п. 4.12.2 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 14.12.2017 N 1011-ПП (далее - Территориальная программа на 2018 год), и п. 4.12.2 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27.12.2018 N 1703-ПП (далее - Территориальная программа на 2019 год), при ее реализации применяются следующие способы оплаты медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях по профилю "стоматология": по подушевому нормативу финансирования по профилю "стоматология" на прикрепившихся лиц к медицинской организации; за единицу объема медицинской помощи - за медицинскую услугу, за посещение, за обращение (законченный случай), который используется при оплате медицинской помощи, оказанной в городе Москве лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию в другом субъекте Российской Федерации, лицам, не прикрепленным к медицинским организациям, в которых применяется способ оплаты медицинской помощи по подушевому нормативу финансирования по профилю "стоматология" на прикрепившихся лиц к медицинской организации, а также в отдельных медицинских организациях, не имеющих прикрепившихся лиц и включенных в утвержденный Тарифным соглашением на оплату медицинской помощи, оказываемой по Территориальной программе обязательного медицинского страхования города Москвы на 2018 год (далее - Тарифное соглашение на 2018 год), Тарифным соглашением на оплату медицинской помощи, оказываемой по Территориальной программе обязательного медицинского страхования города Москвы на 2019 год (далее - Тарифное соглашение на 2019 год), перечень медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по профилю "стоматология", применяющих способ оплаты медицинской помощи по профилю "стоматология" за единицу объема медицинской помощи - за медицинскую услугу, за посещение, за обращение (законченный случай).
При этом согласно п. 4.13 Территориальной программы на 2018 год и п. 4.13 Территориальной программы на 2019 год формирование перечней медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по профилю "стоматология", применяющих способ оплаты медицинской помощи по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц к медицинской организации, медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по профилю "стоматология", применяющих способ оплаты медицинской помощи по профилю "стоматология" за единицу объема медицинской помощи - за медицинскую услугу, за посещение, за обращение (законченный случай), осуществляется Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования и утверждается Тарифным соглашением на оплату медицинской помощи, оказываемой по Территориальной программе обязательного медицинского страхования города Москвы.
ФГБУ "Поликлиника N 3" включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, на основании добровольно направленного в соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона N 326-ФЗ в адрес МГФОМС уведомления.
В соответствии с Решением Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования города Москвы с 01.10.2018 для истца был установлен новый способ оплаты медицинской помощи, оказанной по профилю "стоматология", - по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц к медицинской организации, что подтверждается Дополнительным соглашением N 6 от 17.09.2018 к Тарифному соглашению на 2018 год (приложения N 1 и N 2).
Тарифным соглашением на 2019 год истцу также был установлен способ оплаты медицинской помощи, оказанной по профилю "стоматология", - по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц к медицинской организации (приложение N 3).
Таким образом, истцу с 01.10.2018 был установлен способ оплаты медицинской помощи по профилю "стоматология" - по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц к медицинской организации.
Согласно п. 2.2 Порядка расчета и перечисления финансовых средств для подушевого финансирования в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, и в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь по профилю "стоматология" в амбулаторных условиях прикрепившимся лицам, на 2018 год, являющегося приложением N 12 к Тарифному соглашению на 2018 год, расчет подушевых нормативов финансового обеспечения, дифференцированных по группам населения по полу и возрасту с учетом коэффициентов дифференциации, осуществляется исходя из установленного размера годового подушевого норматива для финансирования медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по профилю "стоматология" в амбулаторных условиях, применяющих способ оплаты по подушевому нормативу финансирования по профилю "стоматология" на лиц, прикрепившихся к медицинской организации, в сроки, предусмотренные договорными отношениями.
Дифференцированные подушевые нормативы являются едиными для всех медицинских организаций.
В соответствии с п. 5.1 указанного Порядка расчет суммы средств к оплате медицинской организации за оказанную в отчетном периоде медицинскую помощь осуществляется на основании Акта об оплате расчетов по подушевому финансированию исходя из расчетного объема подушевого финансирования с учетом: суммы средств за медицинскую помощь по профилю "стоматология", оказанную лицам, не прикрепившимся к медицинской организации из Перечня МО (приложение N 1.6.1 к Тарифному соглашению на 2018 год) (подлежит оплате первичный лечебно-диагностический прием в амбулаторных условиях или на дому); суммы средств, подлежащих исключению из финансирования по результатам проведения МЭЭ и ЭКМП и расчетов прошлых периодов. Аналогичные положения содержатся в Тарифном соглашении на 2019 год.
В соответствии с п. 20 Положения о деятельности Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее - Правила ОМС N 108н), п. 15 Положения о деятельности Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования", (действовавшими до 28.05.2019) (далее - Правила ОМС N 158н), все решения, принимаемые Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования города Москвы в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех участников обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации.
Кроме того, Верховный Суд РФ в своем определении указал, что тарифное соглашение является нормативным правовым актом, поскольку рассчитано на неоднократное применение и устанавливает тарифы, адресованные неопределенному кругу лиц, которые в течение определенного года могут изменяться (определение Верховного Суда РФ от 17.12.2015 N 306-КГ15-17001).
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 326-ФЗ порядок оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию утверждается уполномоченным федеральном органом исполнительной власти, осуществляющим права и обязанности по осуществлению полномочий, переданных в соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 326-ФЗ.
Разделом IX Правил ОМС N 108н (разделом VIII Правил ОМС N 158н) предусмотрен порядок оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Учитывая изложенное, условие о порядке оплаты медицинской помощи является существенным условием для Договора, заключенного между истцом и ответчиком.
Однако в нарушение требований Федерального закона N 326-ФЗ, Правил ОМС N 108н, Правил ОМС N 158н, Территориальной программы на 2019 год, Территориальной программы на 2018 год, Тарифного соглашения на 2019 год, Тарифного соглашения на 2018 год и условий Договора, заключенного между истцом и ответчиком, в нарушение установленного способа оплаты медицинской помощи истец предъявляет к взысканию с ответчика дополнительно денежные суммы, превышающие расчетный объем подушевого финансирования.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у ответчика в спорный период не было оснований для перечисления указанных истцом денежных средств.
В соответствии со ст.ст. 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с п.п. 4.5 и 5.12 Договора на истца и ответчика возложена обязанность по проведению сверки расчетов ежемесячно на 1 число месяца, следующего за отчетным, а также ежегодно на конец финансового года, по результатам которой составляется акт о принятии к оплате оказанной медицинской помощи, подтверждающий сумму окончательного расчета между истцом и ответчиком и содержащий сведения, предусмотренные Правилами ОМС N 108н, Правилами ОМС N 158н.
Актов сверки расчетов, подтверждающих кредиторскую задолженность АО "МАКС-М" перед ФГБУ "Поликлиника N 3" за спорный период, в материалы дела не представлено.
Тарифное соглашение на оплату медицинской помощи, оказываемой по территориальной программе обязательного медицинского страхования города Москвы на 2018-2019 год, является обязательным к применению истцом и ответчиком.
Доводы жалобы истца суд апелляционной инстанции признает несостоятельными, поскольку доказательств того, что все оказанные услуги, превышающие расчетный объем подушевого финансирования, относятся к экстренной или неотложной медицинской помощи, материалы дела не содержат.
Девятый арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно определен характер спорного правоотношения, круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, верно определены законы и иные нормативные акты, которые следовало применить по настоящему делу, дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства.
Вместе с тем, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного решения арбитражного суда первой инстанции, по настоящему делу не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 01 октября 2020 года по делу N А40-69627/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.В. Стешан |
Судьи |
Е.Н. Янина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-69627/2020
Истец: ФГБУ "ПОЛИКЛИНИКА N 3" УПРАВЛЕНИЯ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "МЕДИЦИНСКАЯ АКЦИОНЕРНАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ"
Третье лицо: МГФОМС