г.Москва |
|
08 декабря 2020 г. |
А40-114567/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Е.В. Бодровой, |
|
рассмотрев апелляционную жалобу
АО "РОССИЙСКАЯ ЭЛЕКТРОНИКА" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.10.2020 принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А40-114567/20, по иску ФГКУ Росгранстрой (ИНН: 7709827266) к АО "РОССИЙСКАЯ ЭЛЕКТРОНИКА" (ИНН: 7710277994) о взыскании 25 000 рублей,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ФГКУ Росгранстрой обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с АО "РОССИЙСКАЯ ЭЛЕКТРОНИКА" штрафных санкций по Государственному контракту от 16.08.2019 N Ф.2019.501959 в размере 25 000 руб.
Решением суда от 06.10.2020 исковые требования ФГКУ Росгранстрой удовлетворены.
АО "РОССИЙСКАЯ ЭЛЕКТРОНИКА" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, между Федеральным государственным казенным учреждением "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" (далее - ФГКУ Росгранстрой, Учреждение, Заказчик) и Акционерным обществом "Росэлектроника" (далее - Общество, Подрядчик) заключен Государственный контракт от 16.08.2019 N Ф.2019.501959 на выполнение работ по разработке проектной документации на реконструкцию автомобильного пункта пропуска Светогорск, Ленинградская область.
Сроки выполнения работ определены сторонами Четвертым разделом контракта, в соответствии п. 4.1 которого, Работы по контракту выполняются Подрядчиком в соответствии с Графиком выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту), являющимся неотъемлемой частью контракта; срок выполнения работ по контракту: с даты заключения Контракта до 31.12.2020 г. (п. 4.2 контракта).
В силу п. 1.4 Контракта, график выполнения работ - это подписанный сторонами график, устанавливающий срок начала и срок окончания выполнения работ, являющихся предметом Контракта.
Пунктом 6.1.2. установлено, что подрядчик обязан выполнить работы в срок, установленный графиком выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту) в соответствии с Заданием на проектирование, требованиями Градостроительного Кодекса РФ и иных нормативных правовых актов РФ в области проектирования и строительства, действующих на момент передачи результата работ.
В соответствии с 7.1 Контракта, подрядчик обеспечивает надлежащим образом выполнение всех работ по Контракту в сроки, предусмотренные Графиком выполнения работ.
Пунктом 7.2 Контракта установлено, что подрядчик сдает Государственному заказчику по месту нахождения Государственного заказчика результаты выполненных работ, состав и сроки которых определены Графиком выполнения работ.
Согласно п. 7.5 Контракта, результаты работ по разработке проектной документации, включая согласования государственных контрольных органов, подрядчик сдает Государственному заказчику в сроки, предусмотренные Графиком выполнения работ в объеме: два экземпляра разработанной проектной документации по объекту в полном объеме по Акту приема-передачи проектной документации с сопроводительным письмом Государственному заказчику для проверки.
Ответственность сторон установлена Девятым разделом контракта, согласно п. 9.1. которого, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Контрактом.
В силу п. 9.5 Контракта, что в случае просрочки Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик направляет Подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пунктом 9.8. Контракта в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2019 N 1042 установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается из расчета 5 000 рублей, если цена Контракта составляет от 3 млн. руб. до 50 млн. руб.
Цена Контракта в соответствии с п. 5.1., составляет 13 177 764 руб.
В связи с выявленными нарушениями Сроков, уготовленных Приложением N 2 контракта, истец обратился к ответчику с претензией об оплате штрафных санкций за 5 выявленных нарушений в размере 25 000 руб.
Между тем, указанное требование Ответчик оставил без ответа.
В силу положений ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Как установлено частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик), обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу, и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять и оплатить ее.
В соответствии со ст. 758 ГК РФ, По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
В силу пп. 1-2 ст. 759 ГК РФ По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.
Ответчиком в материалы дела представлен Отзыв, согласно которому ответчик ссылается на то, что истцом не соблюдены встречные обязательства.
Как указывает ответчик, письмом от 27.08.2019 N РЭ/Исх-ПО/7977, Подрядчик запросил у Заказчика исходные данные, а также иные требования к архитектурным и конструктивным решениям пункта пропуска для учета при разработке визуализации объектов.
В соответствии с п. 7 Приложения N 1 (являющегося неотъемлемым приложением к Контракту и устанавливающим сроки исполнения работ) Исполнитель в течение 10 рабочих дней с даты заключения Государственного контракта предоставляет в адрес Государственного заказчика детализированный график выполнения работ в виде Календарно-ресурсного плана (диаграмма Ганта (базовый)), то есть указанный график должен был быть представлен до 26.08.2019. Наличие или отсутствие исходных данных не может влиять на выполнение указанного вида работ, поскольку детализированный график выполнения работ в виде Календарно-ресурсного плана (диаграмма Ганга (базовый)) представляет собой более детализированную версию графика исполнения работ, являющегося Приложением N 2 к Контракту, и составляется в рамках установленных Приложением N 2 сроков.
Общество запросило у Заказчика исходные данные, а также иные требования к архитектурным и конструктивным решениям пункта пропуска для учета при разработке визуализации объектов письмом от 27.08.2019 N РЭ/Исх-ПО/7977, то есть за пределами установленного Техническим заданием (Приложение N 1) срока для предоставления календарно-ресурсного плана.
Указанный план представлен только 22.10.2019 письмом N РЗ/исх-ПО/10123.
Истцом заявлены требования об уплате штрафа в размере 25 000 рублей за следующие выявленные нарушения: проведение обследования (60 календарных дней с даты заключения Контракта - 14.10.2019) - не представлен отчет; выполнение инженерно-изыскательских работ (90 календарных дней с даты заключения Контракта -13.11.2019) - не представлен отчет; разработка и согласование демонстрационных материалов (концепция размещения объектов) (60 календарных дней с даты заключения Контракта -14.10.2019) - фактически направлено 02.12.2019; разработка основных технических решений (90 календарных дней с даты заключения Контракта -13.11.2019) - не выполнено; в соответствии с п. 7 Приложения N 1 Исполнитель в течение 10 рабочих дней с даты заключения Государственного контракта предоставляет в адрес Государственного заказчика детализированный график выполнения работ в виде Календарно-ресурсного плана (диаграмма Ганта (базовый)), то есть указанный график должен был быть представлен до 26.08.2019, фактически представлен 22.10.2019 письмом N РЗ/исх-ПО/10123.
Таким образом, Обществом нарушены сроки, установленные Приложением N 2 к Контракту, что отражено в том числе в претензии от 09.12.2019 N АС-2170/1Ф.
Вся последующая работа, проделанная после представления соответствующих отчетов, не влияет на факт нарушения установленных графиком сроков исполнения работ. Довод Общества о том, что концепция реконструкции МАПП Светогорск была представлена в установленный срок, не соответствует фактическим обстоятельствам.
Ссылка Общества на догоночный график работ является несостоятельной. Контрактом не предусмотрена разработка догоночного графика исполнения контракта. Никакие дополнительные соглашения к Контракту, устанавливающие сроки выполнения работ, отличные от предусмотренных графиком (Приложенных N 2 к Контракту), не установлены.
Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки над суммой возможных убытков, вызванных нарушением обязательств, длительность неисполнения обязательств и др.
В соответствии с ч. 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Пунктом 4 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (в редакции от 30.08.2017), принятых во исполнение ст. 34 Закона N 44-ФЗ, установлены конкретные размеры штрафов, определяемые в качестве процента от цены контракта.
Расчет неустойки и сумма ответчиком не оспорена, ходатайство о применении ст.333 ГК РФ не заявлено.
Общество в апелляционной жалобе указывает, что оно запросило у Заказчика исходные данные, а также иные требования к архитектурным и конструктивным решениям пункта пропуска для учета при разработке визуализации объектов письмом от 27.08.2019 N РЭ/Исх-ПО/7977. При этом, в соответствии с п. 7 Приложения N 1 (являющегося неотъемлемым приложением к Контракту и устанавливающим сроки исполнения работ) Исполнитель в течение 10 рабочих дней с даты заключения Государственного контракта предоставляет в адрес Государственного заказчика детализированный график выполнения работ в виде Календарно-ресурсного плана (диаграмма Ганта (базовый)), то есть указанный график должен был быть представлен до 26.08.2019. Наличие или отсутствие исходных данных не может влиять на выполнение указанного вида работ, поскольку детализированный график выполнения работ в виде Календарно-ресурсного плана (диаграмма Ганта (базовый)) представляет собой более детализированную версию графика исполнения работ, являющегося Приложением N 2 к Контракту, и составляется в рамках установленных Приложением N 2 сроков.
Общество запросило у Заказчика исходные данные, а также иные требования к архитектурным и конструктивным решениям пункта пропуска для учета при разработке визуализации объектов письмом от 27.08.2019 N РЭ/Исх-ПО/7977, то есть за пределами установленного Техническим заданием (Приложение N 1) срока для предоставления календарно-ресурсного плана. Указанный план представлен только 22.10.2019 письмом N РЗ/исх-ПО/10123.
Нарушение сроков Контракта подтверждается следующим:
1. проведение обследования (60 календарных дней с даты заключения Контракта - 14.10.2019) - в апелляционной жалобе Общество указывает, что отчет представлен 30.12.2019;
2. выполнение инженерно-изыскательских работ (90 календарных дней с даты заключения Контракта - 13.11.2019) - в апелляционной жалобе Общество указывает, что отчеты направлены 30.12.2019;
3. разработка и согласование демонстрационных материалов (концепция размещения объектов) (60 календарных дней с даты заключения Контракта -14.10.2019) - в апелляционной жалобе Общество подтверждает фактическое представление 02.12.2019;
4. разработка основных технических решений (90 календарных дней с даты заключения Контракта - 13.11.2019) - не выполнено.
Таким образом, Обществом нарушены сроки, установленные Приложением N 2 к Контракту, что отражено в том числе в претензии от 09.12.2019 N АС-2170/1Ф.
Вся последующая работа, проделанная после представления соответствующих отчетов, не влияет на факт нарушения установленных графиком сроков исполнения работ. Довод Общества о том, что концепция реконструкции МАПП Светогорск была представлена в установленный срок, не соответствует фактическим обстоятельствам.
Ссылка Общества на догоночный график работ также является несостоятельной. Контрактом не предусмотрена разработка догоночного графика исполнения контракта. Никакие дополнительные соглашения к Контракту, устанавливающие сроки выполнения работ, отличные от предусмотренных графиком (Приложение N 2 к Контракту), не установлены.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.10.2020 по делу N А40-114567/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу АО "РОССИЙСКАЯ ЭЛЕКТРОНИКА" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Е.В. Бодрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-114567/2020
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДИРЕКЦИЯ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ РОСГРАНИЦЫ"
Ответчик: АО "РОССИЙСКАЯ ЭЛЕКТРОНИКА"