г. Пермь |
|
10 декабря 2020 г. |
Дело N А60-10146/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 декабря 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Гуляковой Г.Н., Муравьевой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уралмедснаб"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 09 сентября 2020 года
по делу N А60-10146/2020
по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928)
к обществу с ограниченной ответственностью "Уралмедснаб" (ИНН 6671278823, ОГРН 1096671001019)
третьи лица: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая больница N 1" (ГБУЗ СО "СОКБ N 1"), Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 31" (ФГБУЗ ЦМСЧ N 31 ФМБА России)
о взыскании 8 403 332,08 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - управление, антимонопольный орган) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Уралмедснаб" (далее - ответчик, общество) о взыскании в федеральный бюджет 8 403 332,08 руб. дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09 сентября 2020 года исковые требования удовлетворены. С общества в федеральный бюджет взыскан доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 8 403 332 руб.08 коп.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы ссылается на то, что суд не проверил размер дохода, подлежащего перечислению в федеральный бюджет. Взыскание такого дохода фактически является санкцией за антимонопольное нарушение в виде меры публично-правовой ответственности, "соответственно, не должна и не может определяться лицом, в отношении которого такая ответственность применяется". Судом установлен размер дохода без учета затрат общества на приобретение оборудования или имущества с указанием периода с 01.01.2016. Между тем дело о рассмотрении нарушения антимонопольного законодательства возбуждено в 2018 году, следовательно, при расчете суммы штрафа необходимо было руководствоваться показателями выручки за 2017 год. Кроме того, общество привлечено к ответственности без установления степени вины.
Антимонопольный орган с доводами апелляционной жалобы не согласен по мотивам, изложенным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьи 266, 268 АПК РФ.
Как установлено вступившими в законную силу судебными актами по делу N А60-23175/2019, рассмотренному с участием тех же лиц, что и по настоящему делу, в 2016 году ООО "Уралмедснаб" (ответчик) и ООО "ТАКСИС" (ИНН 7451377806) совместно участвовали в 13 аукционах, проведенных государственными бюджетными учреждениями здравоохранения. Антимонопольным органом по итогам оценки этих аукционов установлена общая модель поведения двух обществ: снижение начальной максимальной цены контракта (НМЦК) обществом "ТАКСИС" на 0,5%, предложение обществом "Уралмедснаб" цены на 1% ниже НМЦК. В отсутствие иных конкурентов последнее выигрывало торги. В результате исполнения заключенных контрактов общество "Уралмедснаб" получило от заказчиков 8 403 332,08 руб. Сумма дохода (выручки) по каждому из 13 контрактов приведена управлением в исковом заявлении и обществом не оспорена.
Управлением возбуждено дело N 08-16/2-2018 по признакам нарушения ответчиком и ООО "ТАКСИС" пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции.
Решением комиссии Свердловского УФАС России от 27.02.2019 по делу N 08-16/2-2018 признан факт нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции при участии в проводимых открытых аукционах электронной формы с номерами извещений 0362200038215001341, 0362200038216000502, 0362200038216000504, 0362200038216000513, 0362200038216000585, 0362100030216000556, 0362200038216000625, 0362200038216000641, 0362200038216000618, 0362200038216000663, 0362200038216001039, 0362200038216001135, 0162200011816002232, выразившегося в создании картеля - достижении соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, направленного на поддержание цены на торгах.
На основании указанного решения обществу "Уралмедснаб" выдано предписание от 27.02.2019 N 08-16/2-2018, в соответствии с которым обществу предписано перечислить в федеральный бюджет доход в размере 8 403 332,08 руб., полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в срок не позднее 15 календарных дней.
Одновременно на основании решения от 27.02.2019 по делу N 08-16/2-2018 управлением вынесено постановление от 16.05.2019 N 066/04/14.32-411/2019 о назначении обществу административного наказания по части 2 статьи 14.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 2 469 511,42 руб.
Не согласившись с выводами антимонопольного органа, общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания управления от 27.02.2019 N 08-16/2-2018, а также о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 16.05.2019 N066/04/14.32-411/2019.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.12.2019 делу N А60-23175/2019, оставленным без изменения постановлениями Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2020 и Арбитражного суда Уральского округа от 23.06.2020 требования общества удовлетворены частично. Постановление о назначении административного наказания признано незаконным и отменено в части штрафа в размере, превышающем 1 234 755 руб. 71 коп. В удовлетворении остальной части требований обществу отказано.
Поскольку предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода в размере 8 403 332,08 руб., не было исполнено, управление обратилось в арбитражный суд с требованиями о взыскании этой суммы в доход федерального бюджета.
Удовлетворяя иск, арбитражный суд исходил из того, что вступившими в законную силу судебными актами по делу N А60-23175/2019 установлены как основания для взыскания с общества в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства, так и размер этого дохода.
Выводы суда являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о защите конкуренции лицо, чьи действия (бездействие) в установленном настоящим Федеральным законом порядке признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, по предписанию антимонопольного органа обязано перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от таких действий (бездействия). В случае неисполнения этого предписания доход, полученный от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, подлежит взысканию в федеральный бюджет по иску антимонопольного органа.
Лицо, которому выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, не может быть привлечено к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, в отношении которого выдано данное предписание, если данное предписание исполнено.
В спорном случае общество не исполнило предписание антимонопольного органа от 27.02.2019 N 08-16/2-2018 о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства, поэтому было привлечено к административной ответственности постановлением от 16.05.2019 N066/04/14.32-411/2019. Учитывая, тем не менее, обязанность общества по перечислению в федеральный бюджет дохода, суды в рамках дела N А60-23175/2019 снизили назначенный ему административный штраф в 2 раза.
И после вступления в силу судебных актов по делу N А60-23175/2019 общество предписание антимонопольного органа не исполнило, полученный в результате нарушения законодательства доход в федеральный бюджет не перечислило.
В силу подпункта "е" пункта 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган при осуществлении своих полномочий обращается в арбитражный суд с исками о взыскании в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Как следует из пункта 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" право антимонопольного органа обращаться в арбитражный суд с исками, заявлениями о понуждении к исполнению своих решений и предписаний (подпункт "и" пункта 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) предполагает в случае неисполнения лицом выданного ему предписания помимо привлечения данного лица к административной ответственности право антимонопольного органа обратиться в арбитражный суд с самостоятельным требованием к нарушителю, связанным с исполнением решения и направленным на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в рамках полномочий антимонопольного органа, определенных пунктом 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
В пункте 13 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016) разъяснено, что под доходом, подлежащим взысканию в федеральный бюджет с лица, чьи действия (бездействия) признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, следует понимать доход, полученный от таких противоправных действий (бездействия).
Их расчета, приведенного в исковом заявлении, следует и обществом не оспорено, что доход в сумме 8 403 332,08 руб. рассчитан управлением на основании платежных поручений, подтверждающих перечисление заказчиками денежных средств на счет ООО "Уралмедснаб" во исполнение заключенных с ним контрактов (по результатам 13 аукционов с номерами извещений 0362200038215001341, 0362200038216000502, 0362200038216000504, 0362200038216000513, 0362200038216000585, 0362100030216000556, 0362200038216000625, 0362200038216000641, 0362200038216000618, 0362200038216000663, 0362200038216001039, 0362200038216001135, 0162200011816002232).
То есть, как это и разъяснено в пункте 13 Обзора, управлением взыскивается только тот доход, который получен обществом в результате противоправных действий - недобросовестной конкуренции при участии в государственных закупках.
Довод апелляционной жалобы об участии в аукционах иного лица (ООО "ТАКСИС"), вину которого также следует учитывать при взыскании дохода, отклоняется, поскольку, как уже указано в постановлении, победителем во всех 13 аукционах становилось ООО "Уралмедснаб" и именно им получен доход в сумме 8 403 332,08 руб.
Довод общества о необходимости учета его расходов, связанных с получением дохода (выручки) в сумме 8 403 332,08 руб., основан на неверном толковании норм материального права.
В части 3 статьи 51 Закона о защите конкуренции идет речь о взыскании именно дохода, а не прибыли, полученной от недобросовестной конкуренции.
В соответствии с статьей 248 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) к доходам относятся: 1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав; 2) внереализационные доходы.
Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав (пункт 1 статьи 249 НК РФ).
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах (пункт 2 статьи 249 НК РФ).
В соответствии с Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.
Как разъясняет Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 24.06.2009 N 11-П, взыскание в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства, является специфической формой принудительного воздействия на участников охраняемых антимонопольным законодательством общественных отношений. Она призвана обеспечивать восстановление баланса публичных и частных интересов путем изъятия доходов, полученных хозяйствующим субъектом в результате злоупотреблений, и компенсировать таким образом не подлежащие исчислению расходы государства, связанные с устранением негативных социально-экономических последствий нарушения антимонопольного законодательства.
Довод обществом о неверном определении периода взыскания дохода со ссылкой на постановление Президиума ВАС РФ от 13.12.2011 N 11132/11 отклоняется, поскольку в рамках настоящего дела взыскивается доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства, а не штраф по части 2 статьи 14.32 КоАП РФ, который исчисляется от суммы выручки правонарушителя за период, установленный пунктом 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ, и о котором идет речь в постановлении Президиума ВАС РФ от 13.12.2011 N 11132/11.
Ссылка общества на пункт 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" отклоняется, так как указанное в пункте разъяснение давалось до внесения изменений в часть 3 статьи 51 Закона о Защите конкуренции. Пункт 9 был исключен постановлением Пленума ВАС РФ от 14.10.2010 N 52.
Кроме того, необходимо учитывать, что размер дохода, подлежащего взысканию с общества, был установлен предписанием от 27.02.2019 N 08-16/2-2018, законность и обоснованность которого уже являлись предметом оценки арбитражных судов в рамках дела N А60-23175/2019.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
На основании изложенного решение суда о взыскании с общества в федеральный бюджет дохода в сумме в сумме 8 403 332,08 руб. является законным и обоснованным. Оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 сентября 2020 года по делу N А60-10146/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-10146/2020
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "УРАЛМЕДСНАБ"
Третье лицо: ПЕРВИЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА N1", ФГБУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ЦЕНТРАЛЬНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ЧАСТЬ N 31 ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА"