г. Москва |
|
08 декабря 2020 г. |
Дело N А40-126272/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А.Свиридова,
судей: |
Т.Б.Красновой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Заринске и Заринском районе Алтайского края (Межрайонное) на решение Арбитражного суда г.Москвы от 04.09.2020 по делу N А40-126272/20 (140-1947) судьи Паршуковой О.Ю.
по иску ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Заринске и Заринском районе Алтайского края (Межрайонное)
к ФКУ "Войсковая часть 46179"
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации
о взыскании,
при участии:
от истца: |
не явился, извещен; |
от ответчика: от третьего лица: |
не явился, извещен; не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Заринске и Заринском районе Алтайского края (Межрайонное) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ФКУ "Войсковая часть 46179" о взыскании убытков в виде переплаты пенсии в размере 3 199,19 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.09.2020 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Истец, не согласившись с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении исковых требований. Считает, что судом неполно выяснены обстоятельства по делу, а также выводы не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
Ответчиком представлен письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст.262 АПК РФ, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по доводам, изложенным в данном отзыве.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, а также доводы апелляционной жалобы, пришел к выводу, что оснований для отмены (изменения) принятого по делу судебного акта не имеется.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, начиная с 01.04.2016, согласно ч.4 ст.26.1 Закона N 400-ФЗ, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, производится без заявления пенсионера, прекратившего работать, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Страхователь ежемесячно, не позднее 10-го (начиная с 01.01.2017 - не позднее 15-го) числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, согласно п.2.2. ст.11 Закона N 27-ФЗ, обязан представлять сведения о своих работниках по форме СЗВ-М (утверждена Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N83п), в том числе о гражданах, принятых на работу либо уволенных с нее в отчетном месяце.
В силу ч.3 ст.26.1 Закона N 400-ФЗ, ст.7 Закона N 385-ФЗ, пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с Законом N 400-ФЗ, с учетом индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В соответствии с ч.6 ст.26.1 Закона N 400-ФЗ, решение о выплате сумм пенсии, определенных в порядке, предусмотренном частями 1-3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с п.2.2 ст.11 Закона N 27-ФЗ.
Согласно ч.7 ст.26.1 Закона N 400-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, определенные в порядке, предусмотренном ч.ч.1-3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное ч.6 настоящей статьи. Таким образом, суммы пенсии с учетом всех индексаций и корректировок пенсионер мог получить только по истечении 3-х месяцев после прекращения им работы.
Решетникова Наталия Павловна (далее Решетникова Н.П.) является получателем страховой части пенсии в ГУ-УПФР в г.Заринске и Заринском районе Алтайского края (межрайонного) с 06.12.2010.
В данном случае, ответчик, Федеральное казенное учреждение "Войсковая часть 46179" (далее - ФКУ "Войсковая часть 46179"), являющийся работодателем для пенсионеров-третьих лиц по настоящему иску, представил сведения за июнь 2017 года с типом "исх" (исходная) с отсутствием информации о работающем застрахованном лице Решетниковой Н.П., сведения за июнь 2017 по форме СЗВ-М (дополняющая) в том числе в отношении застрахованного лица Решетниковой Н.П. сданы только 16.04.2019. Следовательно, для целей пенсионного обеспечения Решетникова Н.П. являлась не работающей с 01.06.2017.
Управлением принято решение об индексации размера пенсии на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в августе 2017, а выплата пенсии с учетом индексаций и корректировок произведена с сентября 2017.
Заявитель указал, что за период с 01.09.2017 по 31.05.2019 им были выплачены суммы индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в размере 3 199,19 руб.
Заявитель посчитал, несвоевременное предоставление сведений страхователем ФКУ "Войсковая часть 46179" повлекло за собой выплату Управлением Решетниковой Н.П. излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки) и перерасход средств управления в размере 3 199,19 руб.
Управление посчитало, что совокупность условий, необходимая для возложения на ФКУ "Войсковая часть 46179" мер ответственности в виде взыскания убытков в пользу управления, а именно: противоправность действий (бездействия) ФКУ "Войсковая часть 46179", наличие и размер убытков, причинно-следственная связь между действиями ФКУ "Войсковая часть 46179" и возникшими у Управления убытками документально подтверждена и доказана. Доказательства наличия признаков недобросовестности в действиях Решетниковой Н.П. у управления отсутствуют, переплата пенсии произошла не вследствие счетной ошибки Управления. Размер нанесенного ФКУ "Войсковая часть 46179" бюджету управления материального ущерба подтверждается расчетом излишне выплаченной Решетниковой Н.П. страховой пенсии по старости за период с 01.09.2017 по 31.05.2019, а так же протоколом о выявлении излишне выплаченных гражданину сумм пенсии от 05.06.2019 N 03/2019/001814752.
Управление 25.05.2020 направило уведомление в ФКУ "Войсковая часть 46179" о необходимости возместить указанную переплату в течение 30 календарных дней (получено 08.06.2020 согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 65910047040433).
Ответом от 06.07.2020 N 447/6/11246 ФКУ "Войсковая часть 46179" сообщило, что не согласно с предъявленными требованиями.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истцом в арбитражный суд.
Апелляционный суд полагает, что принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
В соответствии со ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
На основании п.2 ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Из материалов дела видно, в июле 2017 учреждение предоставило отчет СЗВ-М в установленные сроки три раза, что подтверждается "скрином" с АРМ пенсионного фонда. Чтобы исключить двойной учет с работниками ПФР согласовано представление отчета по форме "отменяющая". При этом форма "отменяющая" содержала список всех работников УЧРЕЖДЕНИЯ. Учреждение добросовестно полагало, что все отчеты приняты к сведению, нарушение прав работников по причине невключения периодов работы на всех работников Учреждения в страховой стаж не допущено. При этом за июнь 2017 всем работникам учреждения (включая работника Решетникову Н.П.) начислена заработная плата, иные выплаты, перечислены взносы и налоги, о чем также предоставлены сведения в налоговый орган и пенсионный фонд.
До апреля 2019 никаких уведомлений налогового органа о возврате сведений в связи с расхождением со сведениями, указанными страхователем, уведомлений от пенсионного фонда в связи с расхождениями в учете или недостоверности представленных сведений в адрес Учреждения не поступало. В апреле 2019 Пенсионный фонд предоставил уведомление о необходимости исправить учетные данные на персонилизированных счетах, рекомендуя еще раз повторить отчет за июнь 2017 по форме "ДОП". Действуя исключительно в интересах работников и в целях исключения нарушения учета в пенсионном фонде периода, засчитываемого в страховой стаж, учреждение еще раз выполнило просьбу Пенсионного фонда и предоставило отчет за июнь 2017 повторно, но уже по форме "ДОП" с штатным количеством работников учреждения (включая Решетникову Н.П.).
Отчет был принят к сведению, после чего в отношении учреждения возбудили дело о привлечении к ответственности за несвоевременное предоставление отчета СЗВ-М за июнь 2017. Учреждение обжаловало решение Пенсионного фонда в арбитражный суд (Дело N А40-68609/2020), иск удовлетворен. Решение признано незаконным и отменено, решение оставлено в силе Постановлением апелляционной инстанции. Таким образом, вина Учреждения в предоставлении отчетов по форме СЗВ-М за июнь 2017 года в более поздние сроки, не установлена.
В соответствии с ч.1 ст.28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Учреждением представлены доказательства, свидетельствующие о предоставлении сведений для ведения персонализированного пенсионного учета на работника Решетникову. Пенсионным фондом не представлено доказательств выявления расхождений в учете и выполнения обязанностей по выявлению ошибок в представленной отчетности по учету страхового стажа и периодов работы работников учреждения за июнь 2017. Пенсионный фонд имел возможность своевременно выявить разногласия в отчетности, однако полагаю засчитал в страховой стаж за июнь 2017 года период работы на всех работников учреждения, присутствующих в отчете. Отчет по форме отменяющий не должен был отменить сведения по всем работникам Учреждения, так как был представлен по консультации с Пенсионным фондом исключительно с целью исключить двойной учет отчета, который представлен три раза. До апреля 2019 такое положение дел устраивало Пенсионный фонд и не вызывало разногласий со сведениями, представляемыми из других контрольных организаций.
Согласно положениям Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" индексации подлежат страховые пенсии только не работающим пенсионерам.
В силу п.6 ст.26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном ч.ч.1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с п.2.2 ст.11 Закона N 27-ФЗ.
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном ч.ч.1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное ч.6 данной статьи (п.7 ст.26.1 Закона N 400-ФЗ).
Из представленных доказательств усматривается, что сведения о работающих застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2017 года Учреждение представило в сроки, установленные действующим законодательством. Указанные сведения за июль 2017 года и последующие периоды предоставлялись страхователем своевременно.
В п.4 ст.28 Закона N 400-ФЗ указано, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены "Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии" (далее - Правила).
Согласно п.84 Правил выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) производится в порядке, предусмотренном ст.26.1 Закона N 400-ФЗ.
Из п.85 Правил следует, что определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в ст.26.1 Закона N 400-ФЗ, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
В п.86 Правил предусмотрено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в ст.26.1 Закона N 400-ФЗ, осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Согласно п.88 Правил в случаях, предусмотренных ч.ч.9 и 10 ст.26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч.ч.6 и 7 ст.16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с ч.10 ст.1.8 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных ч.6 ст.26.1 Закона N 400-ФЗ.
Вместе с этим, предусмотренном ч.10 ст.26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном ч.ч.1 - 3 ст.26.1 Закона N400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное п.88 Правил, без удержания за прошлое время (п.90 Правил).
Таким образом, выплата неработающим пенсионерам, индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных ч.6 ст.26.1 Закона N 400-ФЗ (п.88 Правил).
Согласно п.90 Правил в случае, предусмотренном ч.10 ст.26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном ч.ч.1 - 3 ст.26.1 указанного закона, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное п.88 Правил, без удержания за прошлое время.
В этой связи, вопреки доводам, изложенным в иске, Фонд не был лишен возможности до принятия решения об индексации пенсии уточнить и скорректировать полученные сведения о работе Решетниковой, а также исправить ошибку на основании сведений по форме СЗВ-М за июль 2017 года, полученных в августе 2017 года, уже в сентябре 2017 года принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии. Совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на Учреждение ответственности в виде возмещения убытков, Фондом не доказана.
Кроме того Фондом не представлены доказательства перечисления переплаты пенсии, не указана, за какой период сделана индексация пенсии и на основании какого нормативного документа принято решение об индексации. В какой сумме проведена индексация и когда она перечислена Решетниковой (определение Верховного Суда РФ от 24.04.2020 N 307-ЭС20-4596 и постановлении от 23.01.2020 Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу N А56-14755/2019).
Факт причинения истцу убытков по вине ответчика в результате ненадлежащего исполнения им своих обязательств своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашел.
При таких данных, апелляционному суду представляется правомерным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку указанные требования необоснованны и документально не подтверждены.
Согласно ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы влияли или опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч.4 ст.270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 04.09.2020 по делу N А40-126272/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-126272/2020
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. ЗАРИНСКЕ И ЗАРИНСКОМ РАЙОНЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 46179"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ