город Москва |
|
11 декабря 2020 г. |
Дело N А40-109162/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Елоева А.М.,
судей Сазоновой Е.А., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Козиным О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 23 сентября 2020 года по делу N А40-109162/20
по иску Акционерного общества "Федеральная пассажирская компания"
(ИНН 7708709686, ОГРН 1097746772738)
к Министерству финансов Российской Федерации
(ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636)
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца представитель не явился, извещен,
от ответчика представитель не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации о взыскании убытков в размере 27 327 руб. 30 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23 сентября 2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда отменить, в иске отказать.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебное заседание апелляционного суда стороны не явились, извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом по правилам, предусмотренным главой 34 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы, исходя из следующего:
Как следует из материалов дела, в период с января 2019 года по декабрь 2019 года истец оказал услуги по перевозке граждан, пользующихся правом льготного (бесплатного) проезда железнодорожным транспортом на общую сумму 27 327 руб. 30 коп. в Нижегородской, Свердловской областях, Республиках Татарстан и Удмуртская.
С 01.01.2005 в связи со вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", натуральные льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте маршрутами дальнего следования, предоставленные отдельным категориям российских граждан на основании Закона о ветеранах, были заменены ежемесячными денежными выплатами.
В то же время был сохранен прежний порядок предоставления льгот инвалидам и участникам Великой отечественной Войны, а также для лиц, приравненных к ним, являющихся гражданами СНГ, в дальнем сообщении в соответствии с действующим международным договором.
Российская Федерация в силу участия в действующем межгосударственном соглашении от 12.03.1993, не прекратила свои обязательства по обеспечению предоставления льгот гражданам стран, являющихся участницами упомянутого соглашения.
Исходя из норм ст. ст. 6, 7 межгосударственного соглашения от 12.03.1993, транспортные организации обязаны обеспечить льготные условия обслуживания лиц, указанных в этом соглашении, независимо от места их проживания на основании листов талонов на льготный проезд, выданных другими странами по месту постоянного жительства лица, имеющего право на льготный проезд; сохранены также сезонные льготы (с 01 октября по 15 мая) по оплате проезда на железнодорожном транспорте инвалидам ВОВ и лицам, приравненным к ним; лицам, сопровождающим в поездах инвалидов ВОВ 1 группы и лиц, приравненных к ним, предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда железнодорожным транспортом.
Согласно реестрам оформленных проездных документов недополученная стоимость льготных перевозок железнодорожным транспортом - по субъекту Нижегородская область за период март, апрель, август, октябрь 2019 года составила 14 353 руб. 20 коп. - по субъекту Свердловская область за апрель 2019 года составила 1 428 руб. 70 коп. - по субъекту Республика Татарстан за декабрь 2019 года составила 3 167 руб. 2 коп. - по субъекту Удмуртская Республика за апрель 2019 года составила 8 378 руб. 2 коп.
Факт предоставления льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом на основании соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников ВОВ, а также лиц, приравненных к ним, от 12.03.1993, подтверждается данными продажи билетов автоматизированной системы "Экспресс" (АСУ "Экспресс"), содержащей информацию о фамилии, имени и отчестве пассажира, категории льготы, номере удостоверения, подтверждающего право на льготу, паспортных данных пассажира, дате поездки, виде льготы (со скидкой, бесплатно), номере билета, номера терминала, через который продан билет, общей стоимости проезда, фактически уплаченной пассажиром суммы, размере неполученных средств; согласно реестру оформленных проездных документов АСУ "Экспресс", АО "Федеральная пассажирская компания" оказало услуги по перевозке граждан по территории Российской Федерации.
Использование указанной системы для продажи проездных билетов предусмотрено Правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Минтранса России от 19.12.2013 N 473.
Из пункта 17 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Минтранса России от 19.12.2013 N 473, следует, что отрывные талоны, полученные в обмен на бесплатные или льготные проездные документы (билеты), прилагаются к отчету билетного кассира; при этом необходимо отметить, что по общему правилу (статья 7 соглашения) основанием для приобретения льготного проездного документа является соответствующее удостоверение и лист талонов на льготный проезд.
В решении от 24.06.2003 N 01-1/2-03, Экономический Суд Содружества Независимых Государств в рамках своих полномочий (п. п. 5, 16 Положения об экономическом Суде СНГ), дал официальное толкование применения статей 2, 3, 4, 7 соглашения, согласно которому, в период действия сезонных льгот количество поездок инвалидам ВОВ, лицам, приравненным к ним, не ограничивается; документом, служащим основанием для предоставления сезонных льгот, является только удостоверение инвалида ВОВ, в связи с чем, оформление льготных проездных документов в период с 01 октября по 15 мая указанным категориям граждан (сезонные льготы) осуществляются без талона.
Исходя из преамбулы соглашения, целью его является взаимное признание государствами - участниками прав инвалидов и участников Великой Отечественной войны на льготы по проезду, независимо от их места жительства, что означает, что льготный проезд указанным в соглашении лицам, должен быть предоставлен как при передвижении внутри государства его места жительства, так и передвижении из одного государства в другое.
Данная позиция отражена в судебной практике, в том числе, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.07.2015 N 305-ЭС15-8213.
Соглашение от 12.03.1993 является действующим межгосударственным документом о взаимном признании прав на льготный проезд инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
В силу ст. 6 соглашения, транспортные организации обязаны обеспечивать льготные условия обслуживания лиц, указанных в соглашении, независимо от места их проживания.
Обязанность государства по возмещению транспортной организации понесенных расходов в связи с предоставлением льготного проезда инвалидам и участникам Великой Отечественной войны возникает из соглашения.
Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним от 12.03.1993 г. является нормативным актом (международным договором), исполнение которого является обязательным в данной ситуации всеми субъектами - перевозчиком (АО "ФПК"), льготной категорией лиц (льготникам) и органами власти (Министерство финансов Российской Федерации).
АО "ФПК" был предъявлен иск о взыскании убытков, связанных с оказанием услуг по перевозке граждан, пользующихся правом льготного (бесплатного) проезда железнодорожным транспортом, который правомерно удовлетворен судом первой инстанции, с чем согласился апелляционный суд.
Доводы заявителя апелляционной жалобы были предметом рассмотрения судом первой инстанции, которым им была дана надлежащая оценка и с которой согласился апелляционный суд.
Соглашение от 12.03.1993 является действующим межгосударственным документом о взаимном признании прав на льготный проезд инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Исходя из ст. 6 соглашения, транспортные организации обязаны обеспечивать льготные условия обслуживания лиц, указанных в соглашении, независимо от места их проживания.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2015 по делу N А40-113442/2013 отражено, что льготный проезд указанным в соглашении лицам должен быть предоставлен как при передвижении внутри государства его места жительства, так и при передвижении внутри государства его места жительства, так и при передвижении из одного государства в другое.
Арбитражный апелляционный суд, проверив выводы суда первой инстанции, считает их законными, обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Арбитражный суд согласно п. 1 ст. 71 АПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Заявитель апелляционной жалобы не доказал наличия оснований для отмены решения по настоящему делу.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23 сентября 2020 года по делу N А40-109162/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.М. Елоев |
Судьи |
Е.А. Сазонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-109162/2020
Истец: АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ