10 декабря 2020 г. |
Дело N А84-3222/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2020 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Кузняковой С.Ю.,
Яковлева А.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,
с участием в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Балаклава Марин Сервисез" - Айкиной А.В.;
представителя Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя - Ксенза А.Н.;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Балаклава Марин Сервисез" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 29 сентября 2020 года по делу N А84-3222/2020,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Балаклава Марин Сервисез" (299018, город Севастополь, улица Крестовского, дом 28А, офис 8)
к Главному управлению потребительского рынка и лицензирования Севастополя (299011, город Севастополь, улица Ленина, дом 2)
о признании недействительным уведомления,
УСТАНОВИЛ:
02.07.2020 нарочно общество с ограниченной ответственностью "Балаклава Марин Сервисез" (ОГРН: 1189204004153 - л.д. 20-25 т. 1, далее - ООО "БМС" или заявитель) подало в Арбитражный суд города Севастополя (суд первой инстанции) заявление о признании недействительным размещенного 25.06.2020 Главным управлением потребительского рынка и лицензирования Севастополя (ОГРН : 1149204005422 - л.д. 26-30 т. 1, далее - Севастопольторг) N 5/0037/СА/20 уведомления о рассмотрении 06.07.2020 вопроса по демонтажу незаконно размещенного НТО с пляжа "Золотой" Балаклавского района г. Севастополя (л.д. 5-7 т. 1).
Требования обоснованы тем, что размещенные заявителем на пляже "Золотой" деревянные настил, площадка для плавстредств, турник, навес не являются НТО, Севастопольторг не полномочен рассматривать вопрос о демонтаже объектов, не являющихся НТО.
Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных требований по тем мотивам, что размещенное Севастопольторгом на обнаруженном объекте уведомление о рассмотрении вопроса о демонтаже НТО не нарушает прав заявителя; Севастопольторг полномочен рассматривать вопрос о демонтаже НТО и формировать реестр незаконно (самовольно) размещенных НТО и передвижных аттракционов на территории города Севастополя; Севастопольторгом не проводилась проверка и не принималось решение о демонтаже размещенного заявителем на пляже "Золотой" объекта (л.д.96-99).
ООО "БМС" подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования, по тем основаниям, что судебный акт принят при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм материального права, так как Севастопольторг не вправе рассматривать вопрос о демонтаже не НТО; такие полномочия предоставлены Департаменту городского хозяйства города Севастополя, который выдал заявителю требование о демонтаже объекта (л.д. 106-108 т.1).
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что Севастопольторг не согласен с доводами апелляционной жалобы, так как размещенное Севастопольторгом уведомление о рассмотрении вопроса о демонтаже НТО не содержит в себе распорядительных указаний, обязательных для безусловного исполнения заявителем, носит информационный характер и не несет каких-либо правовых последствий (л.д.116-119).
В судебном заседании представитель заявителя поддержала доводы апелляционной жалобы, представитель Севастопольторга не согласился с этими доводами по мотивам, приведенным в отзыве на апелляционную жалобу.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее - суд апелляционной инстанции) установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
25.06.2020 главным специалистом Севастопольторга Савельевым А.В.:
- составлен акт осмотра N Б-0037/ СА/20 размещенного НТО, из которого следует, что в Балаклавском районе г. Севастополя, в районе пляжа "Золотой", расположена торговая галерея непродовольственным товаром и аренды инвентаря для отдыха площадью 45 кв.м. (л.д. 48);
- на обнаруженном НТО размещено уведомление N 5/0037/СА/20, адресованное неустановленному правообладателю НТО, которым предложено в срок до 06.07.2020 представить в Севастопольторг документы, подтверждающие законность размещения НТО, а в случае непредставления таких документов - своими силами демонтировать НТО; это лицо предупреждено о последствии невыполнения этого предложения - демонтаже НТО по действующему законодательству (л.д. 8).
На официальном сайте Правительства Севастополя размещен Реестр незаконно (самовольно) размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя. В этот Реестр включен названный павильон (л.д. 53,83).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (в ред. от 18.03.2020) и частью 1 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" от 28.12.2009 N 381-ФЗ (в ред. от 28.11.2018) размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Пункт 25 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих прин ципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. от 23.05.2020, действовавшей на момент вынесения оспариваемого уведомления) устанавливает, что к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих (в том числе) требования организации благоустройства территории городского округа (включая размещение и содержание малых архитектурных форм).
Подпунктами 3 и 4 пункта 1.2 Порядка выявления и демонтажа (перемещения) незаконно (самовольно) размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 31.08.2017 N 631-ПП (в ред. на 26.04.2018, далее - Порядок N 631-ПП) даны понятия:
- незаконно (самовольно) размещенный нестационарный торговый объект - НТО, размещенный на земельном участке либо в здании, строении, сооружении или их частях, находящихся в собственности города Севастополя, в отсутствие договора на размещение НТО, договора аренды или иного договора, который заключается в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Севастополя;
- реестр незаконно (самовольно) размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя - перечень сведений об НТО, подлежащих демонтажу (перемещению) в соответствии с настоящим Порядком (далее - Реестр).
Органом, уполномоченным на выявление фактов незаконного (самовольного) размещения НТО, принятие решения о демонтаже (перемещении) незаконно (самовольно) размещенного НТО, а также формирование Реестра, является Севастопольторг; выявление таких фактов производится работниками Севастопольторга, что следует из пунктов 1.4 и 2.2 Порядка N 631-ПП.
Согласно пункту 2.3 Порядка N 631-ПП работники Севастопольторга в рамках проведения информационно-аналитического наблюдения в целях выявления незаконно (самовольно) размещенных НТО:
1) составляют акт осмотра размещенного НТО по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, с осуществлением фото- и (или) видеофиксации, при необходимости составляют схему с привязкой к местности, позволяющую идентифицировать размещенный НТО;
2) вручают правообладателю размещенного НТО или его представителю уведомление о рассмотрении вопроса по демонтажу (перемещению) незаконно (самовольно) размещенного НТО по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку лично под подпись; при отсутствии информации о правообладателе НТО уведомление размещается непосредственно на НТО и опубликовывается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Правительства Севастополя.
Пункт 2.5 Порядка N 631-ПП предписывает правообладателю НТО в течение 10 рабочих дней со дня получения (размещения на НТО) уведомления предоставить в Севастопольторг документы (заверенные копии документов), подтверждающие законность размещения НТО, либо своими силами и за свой счет демонтировать (переместить) незаконно (самовольно) размещенный НТО.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Части 2 и 3 статьи 201 АПК РФ устанавливают, что основанием для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решения незаконным является одновременное наличие двух обстоятельств: 1) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту, 2) нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено, Севастопольторг, обнаружив объект - торговую галерею по продаже непродтоваров и услуг аренды инвентаря для отдыха, и оценив этот объект как НТО, правомерно и в пределах предоставленных законодательством полномочий разместил на этом объекте уведомление о необходимости предоставления документов о законности его размещения или его демонтаже, при этом это уведомление адресовано не заявителю, а неустановленному лицу.
Данное уведомление не нарушает прав заявителя, так как документов на размещение как НТО, так и некапитального объекта заявитель не имел.
Вопрос о наличии (отсутствии) признаков у размещенного заявителем на пляже "Золотой" объекта как НТО или некапитального объекта и, как следствие, наличие (отсутствие) у Севастопольторга соответствующих полномочий, подлежал рассмотрению в установленный в оспариваемом уведомлении срок.
Из последующих событий (привлечение ООО "БМС" к административной ответственности по статьям 7.9 и 8.39 КоАП РФ - л.д. 9-15, 71-73; выдача иным органом - Департаментом городского хозяйства города Севастополя, требования о демонтаже объекта - л.д. 85) следует, что Севастопольторг не принимал действий по продолжению процедуры демонтажа выявленного объекта как НТО.
Таким образом, обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав заявителя оспариваемым уведомлением, не установлено.
Тот факт, что обнаруженный Севастопольторгом объект включен в Реестр незаконно (самовольно) размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя не является основанием для признания уведомления незаконным, так как действия по включению объекта в Реестр является самостоятельным предметом судебной защиты; ООО "БСМС" не заявляло требований об оспаривании таких действий в судебном порядке, доказательств обращения к соответствующему органу за исключением этого объекта из названного Реестра также не представлено.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, и без нарушений норм материального права; иных (в том числе безусловных) оснований для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 29 сентября 2020 года по делу N А84-3222/2020 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Балаклава Марин Сервисез" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
С.Ю. Кузнякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-3222/2020
Истец: ООО "Балаклава Марин Сервисез"
Третье лицо: Главное Управление потребительского рынка и лицензирования города Севастополя