г. Вологда |
|
10 декабря 2020 г. |
Дело N А05-1658/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 10 декабря 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новый город" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 июня 2020 года по делу N А05-1658/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Новый город" (ОГРН 1082901005362, ИНН 2901178385; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Поморская, дом 34, корпус 1, вход N 8, 2 этаж; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; адрес: 163072, Архангельская область, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1; далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 28.01.2020 N ОК-05/07-06/08 об устранении выявленных нарушений.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Шапенкова Светлана Михайловна.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 09 июня 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с таким решением согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права. Считает, что в данном случае должны применяться нормы части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), которые имеют приоритет над нормами постановления Правительства от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491). Указывает на то, что судом первой инстанции не дана оценка тому обстоятельству, что ранее была проведена проверка общества по тем же основаниям и за тот же период, и в действиях общества не было выявлено нарушений.
Инспекция в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилась, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От третьего лица отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается в материалов дела, в целях рассмотрения обращения гражданина, проживающего в доме N 138 корпус 1 по проспекту Троицкому в городе Архангельске, на основании распоряжения от 23.12.2019 N ОК-05/01-15/2760 инспекцией проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обществом требований жилищного законодательства Российской Федерации к порядку определения размера платы за электроэнергию в целях содержания многоквартирного дома за период с января 2019 года по ноябрь 2019 года.
По результатам проверки выявлено нарушение порядка определения размера платы за электроэнергию на содержание общего имущества многоквартирного дома за период с января по ноябрь 2019 года.
Как установлено в ходе проверки, на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Архангельск, проспект Троицкий, дом 138, корпус 1 (протокол от 24.09.2018), принято решение об утверждении размера платы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемых по показаниям общедомового прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем утвержденный перечень работ и услуг по управлению домом, содержанию и текущему ремонту не превышает Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень).
Ввиду изложенного административный орган пришел к выводу, что в отсутствие решения собственников помещений, предусмотренного пунктом 29 Правил N 491, у управляющей организации отсутствует право устанавливать плату за коммунальные ресурсы, потребленные на содержание общего имущества многоквартирного дома, в размере, превышающем нормативный.
В платежных квитанциях за период с января по ноябрь 2019 года потребителю выставлена плата за электроэнергию на содержание общего имущества многоквартирного дома исходя из фактического объема потребления электроэнергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии выше нормативной стоимости ресурса.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 27.01.2020 N ОК-06/07-01/39, обществу выдано предписание от 28.01.2020 N ОК-05/07-06/08 об устранении выявленных нарушений, которым в срок до 30.04.2020 предписано произвести перерасчет платы за жилищные услуги по статье "электроэнергия на СОИ", выставленной потребителю в платежных документах за период с января по ноябрь 2019 года, исходя из размера, не превышающего определенный из норматива потребления электроэнергии на содержание общего имущества многоквартирного дома.
Не согласившись с предписанием инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, признав правомерными выводы инспекции.
Апелляционная инстанция не может согласится с судебным актом по следующим основаниям.
По правилам пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 2.3 статьи 161 данного Кодекса предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи 154 упомянутого Кодекса структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Пункт 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ с 10.08.2017 действует в новой редакции, в соответствии с которой структура платы включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Из части 9.1 статьи 156 ЖК РФ в редакции, действовавшей до 10.08.2017, следует, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ в редакции, действующей с 10.08.2017, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании части 9.2 указанной статьи в редакции, действовавшей в период с 04.07.2016 по 10.08.2017, размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом.
В силу частей 9 и 10 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.03.2016 N 73-ФЗ) расходы на оплату горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, включаются в состав платы за содержание жилого помещения с 01.01.2017 и при первоначальном включении в плату этих расходов их размер не могут превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
После того как органы государственной власти установят нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах (не позднее 01.06.2017), размер расходов на оплату коммунальных ресурсов будет определяться исходя из таких нормативов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления (пункт 2).
До утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 01.06.2017, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016 нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (пункт 3).
Согласно пункту 29 содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С 01.01.2017 в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Следовательно, с 01.01.2017 расходы на оплату электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, включаются в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, в период с 01.01.2017 до утверждения органом власти субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях расчета платы потребителям на содержание жилого помещения применению подлежат утвержденные по состоянию на 01.11.2016 нормативы потребления коммунальных услуг с учетом положений пунктов 40, 44 Правил N 354 (в которых имеются ссылки на формулы 10-14) о порядке применения данных нормативов, то есть исходя из разницы показаний общедомового прибора учета и сумм показаний индивидуальных приборов учета, но в пределах утвержденного норматива.
Согласно пункту 40 этих Правил потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения 2 к настоящим Правилам.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11-14 приложения 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В силу прямого указания части 9.2 статьи 156 ЖК РФ с 01.06.2017 (с момента утверждения нормативов) расчет должен осуществляться с применением установленного норматива, независимо от показаний общедомового (коллективного) прибора учета электроэнергии.
Вместе с этим Федеральным законом от 29.07.2017 N 258-ФЗ "О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в статьи 154 и 156 ЖК РФ.
Так, часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ изложена в новой редакции, согласно которой размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 9.3 статьи 156 ЖК РФ).
Указанные изменения вступили в силу с 10.08.2017.
Таким образом, по общему правилу размер расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, может определяться исходя из объема фактического потребления соответствующей услуги на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного и введенного в эксплуатацию в соответствии с требованиями законодательства, однако не должен превышать размера норматива потребления данных услуг.
Исключения составляют МКД, собственники которых приняли решения об определении размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Такой размер расходов жильцов не ограничен нормативом потребления и основан только на фактическом потреблении (по прибору учета), которое в отдельные расчетные периоды может быть больше или меньше норматива.
В данном случае материалами дела подтверждается, что после вступления в законную силу с 10.08.2017 новой редакции части 9.2 статьи 156 ЖК РФ собственники помещений в спорном МКД приняли решение, оформленное протоколом от 24.09.2018, об утверждении размера платы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества МКД исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемых по показаниям общедомового прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российский Федерации, за что проголосовало 82,93 % голосов, принявших участие в голосовании (вопрос 7 протокола).
Данное решение изложено понятным для понимания и исключает какое-либо его двоякое толкование.
Вопреки доводам инспекции, отсутствие в таком решении слов "с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" не свидетельствует о принятии собранием собственникам спорного МКД решения не в соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ.
В материалах дела не имеется доказательств признании этого решения общего собрания собственников недействительным.
Ссылка инспекции на правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21 августа 2019 года N 309-ЭС19-13542, не может быть признана обоснованной, поскольку вынесено по делу с иными фактическими обстоятельствами, с учетом применения редакции части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, действовавшей в период с 04.07.2016 по 10.08.2017, тогда как к рассматриваемым правоотношениям подлежит применению редакция части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, действующая с 10.08.2017.
При таких обстоятельствах с учетом принятого общим собранием собственников спорного МКД решения, оформленного протоколом от 24.09.2018, общество вправе определять размер платы за электрическую энергию на содержание общего имущества данного дома исходя из объема потребления, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом объем потребления, выставляемый заявителем как управляющей компанией жильцам этого дома, не ограничен стоимостью норматива потребления.
Доводы инспекции об обратном не основаны на положениях части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, действующей в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ.
Изложенное соответствует правовой позиции, приведенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.11.2020 по делу N А05-657/2020.
Вывод инспекции и суда первой инстанции со ссылкой на пункт 29 Правил N 491 о том, что с 10.08.2017 распределение сверхнормативного объема коммунальных ресурсов на содержание общего имущества, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, возможно только в случае, если перечень работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме превышает установленный Минимальным перечнем и собственниками принято соответствующее решение, апелляционный суд считает ошибочным.
Из содержания абзаца четвертого указанного пункта Правил не следует регулирование специального случая, когда соответствующий МКД оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, данной нормой предусмотрена возможность включения в плату за содержание жилого помещения расходов на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления без указания конкретного способа определения такой платы.
Вместе с тем специальная норма части 9.2 статьи 156 ЖК РФ регулирует порядок определения соответствующих расходов при наличии общедомового прибора учета и предоставляет собственникам право принятия решения, предусмотренного пунктом 2 этой нормы, независимо от каких-либо дополнительных условий.
При вышеизложенных обстоятельствах, оспариваемое предписание инспекции от 28.01.2020 N ОК-05/07-06/08 не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем в соответствии с положениями части 2 статьи 201 АПК РФ подлежит признанию недействительным. Оснований для отказа в удовлетворении требований общества у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, обжалуемое решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ ввиду удовлетворения требований общества с инспекции в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судами первой и апелляционной инстанции в общем размере 4 500 руб.
Руководствуясь статьями 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 июня 2020 года по делу N А05-1658/2020 отменить.
Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Архангельской области от 28.01.2020 N ОК-05/07-06/08 об устранении выявленных нарушений.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; адрес: 163072, Архангельская область, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Новый город" (ОГРН 1082901005362, ИНН 2901178385; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Поморская, дом 34, корпус 1, вход N 8, 2 этаж) 4 500 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судами первой и апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-1658/2020
Истец: ООО "Новый город"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Архангельской области
Третье лицо: Шапенкова Светлана Михайловна