г. Москва |
|
10 декабря 2020 г. |
Дело N А41-3211/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Семушкиной В.Н., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Малофеевой Ю.В.
в судебном заседании участвуют представители:
от ООО "Специализированный застройщик "Стрелец" (ОГРН: 1045006486095, ИНН: 5032030102) - Силайчев М.В. представитель по доверенности от 09.01.20 г.;
от Министерства жилищной политики Московской области (ИНН 5024190060, ОГРН 1185053037476) - представитель не явился, извещен,
от Администрации Одинцовского городского округа Московской области - представитель не явился, извещен;
от Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области - представитель не явился, извещен;
рассмотрев апелляционную жалобу Министерства жилищной политики Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 14 сентября 2020 года по делу N А41-3211/20,
по заявлению ООО "Специализированный застройщик "Стрелец" к Министерству жилищной политики Московской области, третьи лица: Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Администрация Одинцовского городского округа Московской области о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Стрелец" (далее - ООО "Специализированный застройщик "Стрелец") обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Министерству жилищной политики Московской области (Министерство) с требованиями: незаконными отказы Министерства жилищной политики Московской области в выдаче разрешений на строительство многоквартирных домов по адресу: Московская область, Одинцовский район, с. Немчиновка, территория ООО "Стрелец", дом N 2, дом N 4 - Номер обращения: 72272 от 27.12.2019; Номер обращения: 72449 от 30.12.2019;
2. Обязать Министерство жилищной политики Московской области выдать Обществу с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Стрелец" ИНН 5032030102 разрешение на строительство многоквартирного жилого дома N 2 по адресу: Московская область, Одинцовский район, с. Немчиновка, территория ООО "Стрелец", дом N 2, по номеру обращения 72272 от 27.12.2019;
3. Обязать Министерство жилищной политики Московской области выдать Обществу с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Стрелец" ИНН 5032030102 разрешение на строительство многоквартирного жилого дома N 4 по адресу: Московская область, Одинцовский район, с. Немчиновка, территория ООО "Стрелец", дом N 4, по номеру обращения 72449 от 30.12.2019.. (т. 1 л.д. 5-11).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области и Администрация Одинцовского городского округа Московской области..
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 сентября 2020 года по делу N А41-3211/20, заявленные требования удовлетворены в полном объеме (т. 2 л.д. 174-177).
Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Заслушав представителя истца, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела ООО "Специализированный застройщик "Стрелец" является застройщиком многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: Московская область, Одинцовский район, с. Немчиновка, ООО "Стрелец", дома N 1,2, 3, 4.
Администрацией городского поселения Одинцово 28.08.2009 г. выдано разрешение на строительство N RU50511105-15 четырехэтажных многоквартирных домов N N 1-4.
Впоследствии взамен указанного разрешения 25.04.2012 Администрацией городского поселения Одинцово выдано разрешение на строительство N RU50511105-021 четырехэтажных многоквартирных жилых домов NN1-4 по указанному адресу.
Впоследствии разрешение на строительство неоднократно продлевалось Министерством строительного комплекса Московской области (правопредшественником заинтересованного лица).
Как пояснил заявитель, на настоящий момент не завершено строительство домов N 2 и N 4. Общество обратилось в адрес министерства с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома N 2 и жилого дома N 4.
Министерство жилищной политики Московской области 27.1.2019 г. и 30.12.2019 г. отказало в выдаче разрешений на строительство, указав на отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0010206:227, предусмотренный для размещения асфальтобетонных проездов, автостоянок, на несоответствие представленных документов разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и действующим на дату выдачи разрешения на строительство: отсутствует решение регионального органа охраны объектов культурного наследия о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального или по согласованию с органами местного самоуправления - местного значения либо об отказе во включении объекта в реестр, принятые по результатам государственной историко-культурной экспертизы, проведенной путем археологических натурных исследований.
Считая указанный отказ незаконными, истец обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, признал требования обоснованными.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе Министерство указывает на то, что решение суда необоснованное.
Апелляционный суд не может согласиться с доводами апелляционной жалобы в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконным возможно при установлении несоответствия названных акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
Частью 19 статьи 51 Грк РФ предусмотрено, что разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 данной статьи.
Согласно статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Таким образом, застройщик имеет право осуществлять строительство (реконструкцию) только на основании разрешения на строительство (реконструкцию), выданного в установленном порядке.
Соответственно, разрешение на строительство (реконструкцию) является гарантией, выдаваемой государственными органами, подтверждающей надежность конструкций строящегося (реконструируемого) объекта и его безопасность для жизни и здоровья людей.
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
В силу части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В обжалуемых отказах Министерство указывает на отсутствие технических условий на подключение жилых домов к ливневой канализации, тогда как представитель Министерства приложил указанные технические условия N 01-Стр от 06.06.2019.
В т.ч. технические условия приложены к разделу N 5 проектной документации "Водоотведение", загруженной в ИСОГД.
Таким образом, данные технические условия были представлены.
Кроме того, Министерство жилищной политики Московской области ссылается на Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "Состав раздела проектной документации на линейные объекты капитального строительства и требования к содержанию этих разделов".
Согласно п. 18 Положения, решения в отношении ливневой канализации и расчетного объема дождевых стоков входят в состав раздела "Система водоотведения", а не в состав раздела "Пояснительная записка". Обжалуемые отказы не содержат претензий Министерства к разделу "Системы водоотведения".
Описание маршрута прохождения линейного объекта; сведения о линейном объекте с указанием наименования, месторасположения линейного объекта (пп. "г", "д" п. 34 Положения) относятся к проектированию линейных объектов.
В соответствии с п. 2 Положения, для линейных объектов установлены отдельные требования проектирования (предусмотрены разделом III Положения), а для производственных и не производственных объектов правила проектирования предусмотрены разделом II Положения.
В данном случае общество отдельного разрешения на строительство ливневой канализации в соответствии с п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ не запрашивает.
Как указывает министерство, заявитель не представил документы, подтверждающие получения (или невозможности их получения) технических условий на подключение к централизованным ливневым системам водоотведения. При этом, Министерством не учтено следующее.
Схема водоснабжения и водоотведения городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области на период до 2025 г. утверждена Постановлением Администрации городского поселения Одинцово Московской области N 1271 от 25.12.2014 г.
Данная схема не содержит схем централизованной системы ливневой канализации в с. Немчиновка.
В связи с этим проектными решениями предусматривается сбор дождевых вод от домов "2,3,4 в дождеприемные колодцы с последующей очисткой в емкости Векса М-30. Все указанные емкости расположены рядом с домом N 3. Данное проектное решение согласовано с Федеральным агентством по рыболовству. (т. 1 л.д. 36-39) Инженерные решения по ливневой канализации надлежаще описаны в проектной документации.
В соответствии с Разделом 5. "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" Подраздел 3.
Система водоотведения Часть 1. Система водоотведения (документация представлена Суду Министерством), шифр 222-02-2019-ИОС3.1, подраздел "Система водоотведения", Текстовая часть, лист 1: Сведения о существующих и проектируемых системах канализации, водоотведения и станциях сточных вод.
В соответствии с техническими условиями N 01-Стр ООО "Специализированный застройщик "Стрелец" на присоединение малоэтажных жилых домов N 2 и N 4, водоотведение жилого дома N 2, N 4 по адресу: Московская область, Одинцовский район, село Немчиновка, территория ООО "Стрелец", осуществляется от проектируемых сетей канализации, см. раздел ИОС3.2.
В соответствии с Разделом 5. Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженернотехнологического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений, Подраздел 3. Система водоотведения.
Часть 2. Наружные сети водоотведения, шифр 222-02-2019-ИОС3.2, Раздел "Система водоотведения", лист 2:
Для канализования вновь возводимых зданий согласно Техническим условиям на присоединение N 01-стр от 06.06.2019 г., выданными для ООО "Сигма", проектом предусмотрено устройство внутриплощадочных сетей самотечной санитарно-бытовой канализации с точкой подключения Т2 к существующим канализационной насосной станции с напорным санитарно-бытовым коллектором Drill0мм (см. лист 3 ГЧ) и самотечной ливневой канализации с точкой подключения ТЗ к существующей самотечной сети ливневой канализации с имеющимися на ней очистными сооружениями ливневых стоков ЛОС ВЕКСА30-М (см. лист 3 ГЧ).
Далее в графической части описываются точки подключения к ЛОС. В соответствии с пунктами 1 и 2 раздела "Ливневая канализация" технических условий N 01-Стр от 06.06.2019 - дождевые стоки с прилегающей территории жилых домов отвести в сеть ливневой канализации, выполненной в составе наружных инженерных сетей дома 3. Точка подключения - колодец КЛ N 1 (точка подключения ТЗ на схеме).
В связи с этим первоначально к исковому заявлению были приложены разделы проектной документации к дому N 3 о монтаже ливневой канализации "Векса-М" при указанном доме, а также договор и исполнительная документация, подтверждающая указанный монтаж.
В соответствии с п.2. ч.12 ст. 48 ГрК РФ схема планировочной организации земельного участка выполняется в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка. Обществу выдан единый градостроительный план земельного участка на дома N 2,3,4. Градостроительный план содержит единый чертеж размещения домов N 2,3,4. (т. 1 л.д. 147).
На дома N 2 и N 4 выдано единое свидетельство о согласовании архитектурно-градостроительного облика объектов капитального строительства.
Согласно п. 3 Положения о рассмотрении архитектурно-градостроительного облика капитального строительства и выдаче Свидетельства о согласовании градостроительного облика объекта капитального строительства на территории Московской области, утвержденного Постановлением Правительства МО от 27.12.2019 N 1042/39, Свидетельство о согласовании архитектурно-градостроительного облика подтверждает, что в архитектурных решениях Объекта сформированы внешний вид и пространственная организация в объеме, необходимом для их реализации на территории Московской области.
Согласно Свидетельству, дома являются группой домов, на которое выдано единое свидетельство.
В обоснование отказа министерство также ссылается на не предоставление заявителем правоустанавливающих документов на земельный участок, предусмотренный для размещения асфальтобетонных проездов, автостоянок.
В соответствии с п. 3 ст. 39.6. ЗК РФ, постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Получение разрешения на использование земель неразграниченной государственной собственности для размещения проезда с парковочными местами регламентируется Порядком, утвержденным Постановлением Правительства МО от 08.04.2015 г. N 229/13. ООО "Стрелец" получено Разрешение на размещение объекта N 449/2019, выданное Администрацией Одинцовского городского округа Московской области. (т. 1 л.д. 56)
Из пояснений заявителя следует, что проектируемые проезды будут использоваться для парковочных мест, обозначенных обычной разметкой, без создания каких-либо сооружений.
В соответствии с пунктом 21 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, статьи 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ, пункта 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту, либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств.
Таким образом, парковочные места в силу прямого указания закона являются принадлежностью соответствующего проезда, обочины, тротуара и т.п. и специальное оборудование парковочных мест не является обязательным. Довод министерства о том, что разрешение на размещение объекта не подписано Администрацией г.п. Одинцово отклоняется ввиду следующего.
В соответствии с п. 6.5 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешения на размещение объектов на землях или на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена", утвержденного Постановлением Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 23.07.2018 N 3419, результат оказания государственной услуги может быть получен как через региональный портал государственных услуг (РПГУ), так и через многофункциональные центры Московской области (МФЦ).
В данном случае заявитель получил разрешение на размещение объекта через МФЦ.
При указанных обстоятельствах, не соответствует закону и нарушает права заявителя отказ Министерства Обществу с ограниченной ответственностью "Зордекс" в продлении разрешения на строительство в продлении разрешения на строительство.
На основании изложенного, обоснованно удовлетворены заявленные требования об обязании Министерства жилищной политики Московской области выдать Обществу с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Стрелец" разрешение на строительство многоквартирного жилого дома N 2 по адресу: Московская область, Одинцовский район, с. Немчиновка, территория ООО "Стрелец", дом N 2, по номеру обращения 72272 от 27.12.2019 г. и разрешение на строительство многоквартирного жилого дома N 4 по адресу: Московская область, Одинцовский район, с. Немчиновка, территория ООО "Стрелец", дом N 4, по номеру обращения 72449 от 30.12.2019 г.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны приводимым в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14 сентября 2020 года по делу N А41-3211/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-3211/2020
Истец: ООО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "СТРЕЛЕЦ"
Ответчик: Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ОДИНЦОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ