г. Пермь |
|
08 декабря 2020 г. |
Дело N А71-13925/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 08 декабря 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мармазовой С.И.,
судей Гладких Е.О., Макарова Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания Карпаковой С.В.,
при участии:
от уполномоченного органа - Федеральной налоговой службы России (ФНС России) в лице Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю (УФНС России по Пермскому краю): Фадеева Н.В. (удостоверение, доверенность от 07.02.2020),
от иных лиц, участвующих в деле: не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
уполномоченного органа ФНС России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (УФНС по Удмуртской Республике)
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 04 сентября 2020 года
о признании Мацулевича Константина Сергеевича (Мацулевич К.С.) несостоятельным (банкротом), о введении в отношении него процедуры реализации имущества, о включении требования ФНС России в реестр требования кредиторов должника в размере 1 742 549 руб. 06 коп.,
по делу N А71-13925/2018
о признании Мацулевича К.С. несостоятельным (банкротом),
УСТАНОВИЛ:
10.08.2018 ФНС России в лице УФНС России по Удмуртской Республике (далее - уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании Мацулевича К.С. (далее - должник) несостоятельным (банкротом), в котором просила признать должника несостоятельным (банкротом), включить требования уполномоченного органа в размере 1 897 400 руб. 90 коп., в том числе по налогам (основному долгу) в размере - 1 490 813 руб. 77 коп., по пени - 403 360 руб. 45 коп., по штрафам - 3 226 руб. 68 коп., в реестр требований кредиторов должника, утвердить финансового управляющего должника из числа членов саморегулируемой организации Ассоциация "Дальневосточная межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих" (Ассоциация "ДМСО") (с учётом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.10.2018 заявление уполномоченного органа о признании должника несостоятельным (банкротом) принято к производству суда.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.09.2020 должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества, включено в реестр требований кредиторов должника требование уполномоченного органа в размере 1 742 549 руб. 06 коп., из них: по второй очереди удовлетворения 1 077 921 руб. 76 коп. основой долг; по третьей очереди удовлетворения 258 040 руб. 17 коп. основой долг, 406 587 руб. 13 коп. пени, штрафы, в остальной части требование признано необоснованным, во включении в реестр требований кредиторов должника отказано, финансовым управляющим должника утверждён Соловьев Дмитрий Леонидович (Соловьев Д.Л.), установлено вознаграждение финансовому управляющему в размере 25 000 руб. единовременно за счёт денежных средств и имущества должника (с учётом определения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.09.2020 об исправлении арифметической ошибки).
Уполномоченный орган, не согласившись с вынесенным решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части отказа во включении в реестр требований кредиторов должника суммы задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 154 851 руб. 84 коп., включить в реестр требований кредиторов должника сумму задолженности в размере 1 897 400 руб. 90 коп., в том числе по налогам (основному долгу) в размере 1 490 813 руб. 77 коп., по пени - 403 360 руб. 45 коп., по штрафам - 3 266 руб. 68 коп. (в том числе по второй очереди удовлетворения требований кредиторов сумму задолженности по НДФЛ - 174 511 руб., по страховым взносам на ОПС - 1 058 262 руб. 60 коп. В апелляционной жалобе ссылается на то, что задолженность по налоговому обязательству: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный Фонд Российской Федерации (далее - ПФ РФ) на выплату страховой пенсии (перерасчёты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчётные периоды, истекшие до 01.01.2017) в размере 154 851 руб. 84 коп. (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии), списанию в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N436-ФЗ) не подлежит и не освобождает должника от обязанности уплатить страховые взносы в полном объёме; сумма страховых взносов в размере 154 851 руб. 84 коп. не начислялась индивидуальному предпринимателю согласно формуле, как санкция за непредставление отчётности; по заявленным требования срок взыскания утрачен не был, меры принудительного взыскания были предприняты в установленный срок.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа доводы апелляционной жалобы поддерживает, просит решение в обжалуемой части отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в судебное заседание не направили, что в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, ч.5 ст. 268 АПК РФ только в обжалуемой части.
Возражений относительно проверки законности и обоснованности судебного акта только в обжалуемой части не заявлено.
Как следует из материалов дела, по расчёту уполномоченного органа, у должника имеется задолженность в общем размере 1 897 400 руб. 90 коп., в том числе:
- недоимка по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 4 кв. 2016 года, за 1 кв. 2017 года в размере 2 801 руб.;
- пеня, начисленная на недоимку по единому налогу на вменённый доход для отдельных видов деятельности за 4 кв. 2016 года, за 1 кв. 2017 года в размере 371 руб. 16 коп.;
- недоимка по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов за 2015 - 2016 годы в размере 229 778 руб.;
- пеня, начисленная на недоимку по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов за 2015-2016 годы в размере 48 175 руб. 26 коп.;
- недоимка по НДФЛ за 2016 год в размере 174 511 руб.;
- пени, начисленная на недоимку по НДФЛ за 2016 год в размере 44 158 руб. 38 коп.;
- денежные взыскания (штрафы) в размере 3 226 руб. 68 коп.,
- недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчётные периоды до 01.01.2017 в размере 1 053 481 руб. 95 коп.;
- пени, начисленная на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчётные периоды до 01.01.2017 в размере 309 005 руб. 17 коп.;
- пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в размере 1 189 руб. 93 коп.;
- недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01.01.2017 в размере 4 780 руб. 65 коп.;
- недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Фонд ОМС за периоды до 01.01.2017 в размере 7 447 руб. 43 коп.;
- пени, начисленная на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Фонд ОМС за периоды до 01.01.2017 в размере 2 111 руб. 81 коп.;
- недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Фонд ОМС за периоды с 01.01.2017 в размере 937 руб. 74 коп.;
- пени, начисленная на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Фонд ОМС за периоды с 01.01.2017 в размере 118 руб. 74 коп.;
- недоимка по транспортному налогу с физических лиц за 2015 - 2016 годы в размере 17 076 руб.;
- пени, начисленная на недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2015 - 2016 годы в размере 331 руб. 99 коп.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на то, что у должника имеется задолженность перед уполномоченным органом, порядок и сроки внесудебного взыскания задолженности, предусмотренные Налоговым кодексом российской Федерации (далее - НК РФ) соблюдены, размер задолженности должника составляет более 500 000 руб., не погашена должником в течение более 3х месяцев с даты, когда она должна была быть погашена, должник отвечает признакам неплатёжеспособности, уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом), включении требования уполномоченного органа в размере 1 897 400 руб. 90 коп., в том числе по налогам (основному долгу) в размере - 1 490 813 руб. 77 коп., по пени - 403 360 руб. 45 коп., по штрафам - 3 226 руб. 68 коп., в реестр требований кредиторов должника, утверждении финансового управляющего должника из числа членов саморегулируемой организации Ассоциация "ДМСО".
Признавая заявление обоснованным, вводя процедуру реализации имущества гражданина, включая требование уполномоченного органа в размере 1 742 549 руб. 06 коп., отказывая в удовлетворении требований в остальной части, суд первой инстанции исходил из того, что должник отвечает признакам неплатёжеспособности, размер задолженности должника составляет более 500 000 руб., срок, в течение которого не были исполнены обязательства, превышает три месяца с момента наступления даты их исполнения, доказательства оснований возникновения задолженности, принятия мер к её взысканию, представлены уполномоченным органом в материалы дела, соответствующие сведения отражены в расчёте сумм задолженности в разрезе налогов и по периодам образования, а также принятые уполномоченным органом меры по взысканию задолженности, в материалы дела, представлены судебные приказы о взыскании указанной задолженности, наличие вступившего в законную силу судебного акта подтверждает обоснованность заявленного требования и освобождает от обязанности доказывать требование по праву и по размеру другими доказательствами, должник возражений не заявил, требования по размеру и существу считает обоснованными, доказательств фактического взыскания задолженности в предъявленном уполномоченным органом размере в материалы дела не представлено, в части требования о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по страховым взносам, начисленным за период до 01.01.2017 подлежат применению положения Закона N 436-ФЗ, задолженность по страховым взносам в размере 154 851 руб. 84 коп. в силу прямого указания Закона N 436-ФЗ признаётся безнадежной к взысканию и подлежит списанию, бездействие уполномоченного органа по списанию задолженности и отсутствие установленного порядка такого списания не могут влечь для налогоплательщика негативные последствия с учётом установленных законом положений о безусловном списании безнадежной ко взысканию задолженности, доказательства наличия сведений, необходимых для принятия решения о списании задолженности, представлены в материалы дела; учитывая размер неисполненных обязательств, должник не соответствует требованиям для утверждения плана реструктуризации долгов, установленных п. 1 ст. 213.13 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве), поскольку не имеет источника дохода, который, исходя из целей Закона о банкротстве, должен отвечать критерию достаточности, позволяющего с разумной долей вероятностью предполагать возможность погашения имеющейся кредиторской задолженности на условиях её отсрочки (рассрочки), является неплатёжеспособным, вследствие чего ходатайство должника об открытии процедуры реализации имущества является обоснованным; кандидатура Соловьева Д.Л. соответствует ст.ст. 20 и 20.2 Закона о банкротстве, о наличии сведений в отношении кандидатуры Соловьева Д.Л. применительно к положениям ст. 19 Закона о банкротстве лицами, участвующими в деле, не заявлено.
Судебный акт обжалуется в части отказа во включении требования уполномоченного органа в размере 154 851 руб. 84 коп. в реестр требований кредиторов должника.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя уполномоченного органа в судебном заседании, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) судебного акта в обжалуемой части в связи со следующим.
В силу п. 1 ст. 213.1 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные главой X, регулируются главами I-III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI названного закона.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона о банкротстве если иное не предусмотрено самим законом, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей, а в отношении должника - физического лица - не менее размера, установленного п. 2 ст. 213.3 названного закона.
Согласно п. 2 ст. 213.3 и п. 1 ст. 213.5 Закона о банкротстве заявление о признании гражданина банкротом принимается арбитражным судом при условии, что требования к гражданину составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона о банкротстве, для определения наличия признаков банкротства должника учитываются: размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате компенсации сверх возмещения вреда, обязательств по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия; размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.
Согласно п. 1 ст. 213.6 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом арбитражный суд выносит одно из следующих определений: о признании обоснованным указанного заявления и введении реструктуризации долгов гражданина; о признании необоснованным указанного заявления и об оставлении его без рассмотрения; о признании необоснованным указанного заявления и прекращении производства по делу о банкротстве гражданина.
Определение о признании обоснованным заявления должника о признании его банкротом и введении реструктуризации его долгов выносится в случае, если указанное заявление соответствует требованиям, предусмотренным п. 2 ст. 213.3 и 213.4 настоящего Федерального закона, требования конкурсного кредитора или уполномоченного органа признаны обоснованными, не удовлетворены гражданином на дату заседания арбитражного суда и доказана неплатёжеспособность гражданина.
В соответствии со ст. 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия судом такого заявления, а также в период конкурсного производства определяются на дату введения соответствующей процедуры банкротства.
В соответствии с п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона.
Согласно ст.ст. 71 и 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве суд должен исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности. При этом необходимо иметь в виду, что целью проверки обоснованности требований является недопущение включения в реестр необоснованных требований, поскольку такое включение приводит к нарушению прав и законных интересов кредиторов, имеющих обоснованные требования, а также должника и его учредителей (участников).
По смыслу ст. 44 НК РФ обязанность налогоплательщика (плательщика) по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии установленных Кодексом оснований и возлагается на него с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога и сбора.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение обязанности по уплате налога является в соответствии с пунктом 4 названной статьи основанием для применения мер принудительного исполнения этой обязанности, которые предваряет направление налоговым органом требования об уплате налога (сбора).
В силу п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, установленном ст. 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, определенном ст. 47 и 48 НК РФ.
Положения, предусмотренные ст. 69 НК РФ, применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, а также штрафов в случаях, предусмотренных НК РФ.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 1 ст. 70 НК РФ).
Из разъяснений п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25), следует, что при установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 70 НК РФ), а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счёт имущества должника.
В соответствии с п. 1 ст. 46 НК РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса (п. 7 ст. 46 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 47 НК РФ, решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу п. 4 ст. 47 НК РФ, исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.
Предусмотренные статьями 46 и 47 НК РФ меры принудительного взыскания налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика-организации представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности, а не самостоятельные, независимые друг от друга процедуры.
Согласно п.п. 1,2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 руб., налоговый орган(таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.
Согласно п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "О некоторых вопросах обеспечения интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве", ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Пунктом 1 ст. 11 Закона N 436-ФЗ установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Решение о признании указанных в части 1 статьи 11 Федерального закона N 436-ФЗ недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 статьи 11 Федерального закона N 436-ФЗ, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности (ч. 2 ст. 11 Закона N 436-ФЗ).
В силу ч. 11 ст. 14 Закона N 436-ФЗ положения части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона не применяются к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 11 ст. 14 Закона о страховых взносах сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В пункте 11 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства", утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016, указано, что утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии с положениями статей 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными.
При этом решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту учета индивидуальных предпринимателей, месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.
Согласно п. 3.1 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Судом установлено, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 14.12.2015 N 376-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" в 2016 году минимальный размер оплаты труда составлял 6 204 руб.
Таким образом, с учётом положений Закона N 436-ФЗ, за 2016 год подлежит списанию недоимка по страховым взносам в пределах 154 851 руб. 84 коп. (8*0,26*12*6204 руб.).
Учитывая, что задолженность по страховым взносам образовалась до 01.01.2017 в соответствии с положениями ч. 11 ст. 14 Закона о страховых взносах, при отсутствии доказательств превышения задолженности по страховым взносам указанного выше восьмикратного минимального размера оплаты труда, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что заявленная уполномоченным органом задолженность в части размера 154 851 руб. 84 коп., в силу прямого указания Закона N 436-ФЗ признаётся безденежной ко взысканию и подлежит списанию, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для включения данного требования в реестр требований кредиторов должника.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал обоснованным и подлежащим включению в реестр требований кредиторов должника требование уполномоченного органа в размере 1 742 549 руб. 06 коп., из них: по второй очереди удовлетворения 1 077 921 руб. 76 коп. основой долг; по третьей очереди удовлетворения 258 040 руб. 17 коп. основой долг, 406 587 руб. 13 коп. пени, штрафы и отказал в удовлетворении требований в части 154 851 руб. 84 коп.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что задолженность по налоговому обязательству: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчёты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчётные периоды, истекшие до 01.01.2017) в размере 154 851 руб. 84 коп. (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии), списанию в соответствии со ст. 11 Закона N 436-ФЗ не подлежит и не освобождает должника от обязанности уплатить страховые взносы в полном объёме, сумма страховых взносов в размере 154 851 руб. 84 коп. не начислялась индивидуальному предпринимателю согласно формуле, как санкция за непредставление отчётности, по заявленным требования срок взыскания утрачен не был, меры принудительного взыскания были предприняты в установленный срок, отклоняются.
Частью 1 ст. 11 Закона N 436-ФЗ установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с ч. 11 ст. 14 Закона N 212-ФЗ, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя.
Решение о признании указанных в ч. 1 ст. 11 Закона N 436-ФЗ недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в ч. 1 ст. 11 Закона N 436-ФЗ, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности (ч. 2 ст. 11 Закона N 436-ФЗ).
Таким образом, положения ч. 1 ст. 11 Закона N 436-ФЗ о списании задолженности по страховым взносам, образовавшейся за периоды до 01.01.2017, распространяют своё действия на все виды страховых взносов, неуплаченных до 01.01.2017, для всех перечисленных в ней лиц, установлено лишь ограничение по максимальной сумме списания.
Данная норма не содержит ограничений по сфере её применения в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы. Имеющаяся в ч. 1 ст. 11 Закона N 436-ФЗ отсылка к положениям ч. 11 ст. 14 Закона N 212-ФЗ касается лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период, а не оснований образования задолженности, подлежащей списанию.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что требования уполномоченного органа в части 154 851 руб. 84 коп. являются необоснованными и неподлежащими включению в реестр, поскольку недопустимо предъявление к должнику признанной в соответствии с НК РФ безнадёжной к взысканию задолженности.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, бездействие налогового органа по списанию задолженности и отсутствие установленного порядка такого списания не могут влечь для налогоплательщика негативные последствия с учётом установленных законом положений о безусловном списании безнадежной ко взысканию задолженности.
Иные обстоятельства, приведённые в апелляционной жалобе, не имеют правового значения, так как основанием для удовлетворения апелляционной жалобы не являются.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены судебного акта в обжалуемой части не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу п.1 ст.333.35 НК РФ заявитель апелляционной жалобы освобождён от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04 сентября 2020 года по делу N А71-13925/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
С.И. Мармазова |
Судьи |
Е.О. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-13925/2018
Должник: Мацулевич Константин Сергеевич
Кредитор: Микрокредитная компания Удмуртский фонд развития предпринимательства, Шамшурин Григорий Константинович
Третье лицо: Ассоциация "Дальневосточная межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих", Соловьев Дмитрий Леонидович, Союз "Саморегулируемая организация "Гильдия арбитражных управляющих", Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике
Хронология рассмотрения дела:
18.10.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6994/2022
11.08.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12810/20
08.12.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12810/20
04.09.2020 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-13925/18