г. Красноярск |
|
14 декабря 2020 г. |
Дело N А33-5476/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "08" декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "14" декабря 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Хабибулиной Ю.В.,
судей: Бутиной И.Н, Дамбарова С.Д.,
при ведении протокола судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД": Веретновой Е.В., представителя по доверенности от 23.01.2018 N КРАС 16/Д, диплом N1/57-Ю03 от 02.04.2009,
от общества с ограниченной ответственностью "Магистраль": Хрисаниди Ю.Н., представителя по доверенности от 04.08.2020, диплом от 07.07.1996 N 103,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Магистраль" (ИНН 2465156004, ОГРН 1162468119593)
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "20" августа 2020 года по делу N А33-5476/2020,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Магистраль" (2465156004, ОГРН 1162468119593, далее - ответчик, ООО "Магистраль") о взыскании платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования, задержанных в пути следования в размере 304 200 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 5 325 рублей 20 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму основного долга с 02.02.2020 по день погашения задолженности.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 13.02.2020 исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства. Определением Арбитражного суда Красноярского края от 21.04.2020 исковое заявление принято к производству суда по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20.08.2020 иск удовлетворен, с общества с ограниченной ответственностью "Магистраль" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "Российские железные дороги" взыскано 309 525 рублей 20 копеек, в том числе 304 200 рублей платы, 5 325 рублей 20 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, начиная с 02.02.2020 проценты за пользование чужими денежными средствами на сумму долга 304 200 рублей исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующий периоды, 9 191 рубль судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на отсутствие в договоре согласованного размера платы, необоснованное взимание платы за период до даты срока доставки вагонов.
От истца в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.09.2020 апелляционная жалоба оставлена без движения до 23.10.2020.
26.10.2020 апелляционная жалоба принята к производству, поскольку заявителем были устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления апелляционной жалобы без движения, судебное заседание назначено на 08.12.2020.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы от 26.10.2020, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/) 27.10.2020 11:47:29 МСК.
Таким образом, лица, участвующие в деле, извещены о дате и времени судебного заседания надлежащим образом в порядке главы 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал требования апелляционной жалобы.
Представитель истца отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном суду апелляционной инстанции отзыве. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из иска, по транспортной железнодорожной накладной ЭН882433 в адрес грузополучателя ООО "Магистраль" осуществлялась перевозка вагонов N N 97033492, 97033690, 97033393, 97033294, 97033195, 97033898, 97033799, 97034490, 97034599, 97034292, 97030597, 97030498, 97030894, 97030795, 97030696, 97034391, 97034698, 97030290, 97032098, 97031496, 97031793, 97031090, 97030191, 97029896, 97030092, 97031892, 97032296, 97032395, 97029995, 97032692, 97032890, 97032791, 97032593, 97031595, 97029797, 97030399, 97031694, 97033096, 97031298, 97030993, 97032999, 97031991, 97034193, 97034094, 97033997, 97032494, 97032197, 97031397, 97031199, 97033591.
На основании оперативного приказа N 2709 от 09.08.2019 по обращению N 988 от 09.08.2019 начальника станции Карабула Красноярской железной дороги, вышеуказанные вагоны временно отставлены от движения на станции Ингашская Красноярской железной дороги (начало простоя), в связи с неприемом поезда N 2082 индекс 0475-504-8958 железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя.
Согласно акту общей формы N 908 от 09.08.2019 начало задержки вышеперечисленных вагонов 09.08.2019 в 20:55 часов на станции Ингашская КРС ж.д. О данных обстоятельствах извещен представитель ООО "Магистраль" (извещение от 09.08.2019 г.), который от подписи отказался, о чем составлен акт общей формы N 22807 от 09.08.2019.
Оперативным приказом N 2749 от 22.08.2019 по обращению N 1036 от 22.08.2019 начальника станции Карабула Красноярской железной дороги задержанные вагоны отправлены на станцию назначения Карабула, акт общей формы N 973 от 22.08.2019 об окончании задержки вагонов 22.08.2019 в 06:21 час.
Сведения об окончании задержки оформлены извещением от 22.08.2019, которое предъявлено на подпись представителю ООО "Магистраль", представитель от подписи отказался, о чем составлен акт общей формы N 23507 от 22.08.2019.
Между ОАО "РЖД" и ООО "Магистраль" заключены договоры N 3/3967 от 01.02.2019, N 3/3979 от 28.02.2019, N 3/3800 от 11.05.2018 N 3/3867 от 15.10.2018, N 3/4007 от 18.04.2019 на подачу и уборку вагонов.
Пунктом 8 указанных договоров установлены технологические нормы на погрузку лесных грузов - 1,1 часа.
Согласно анализу памяток приемосдатчика на уборку вагонов в период с 09.08.2019 по 22.08.2019 на путях необщего пользования были нарушены технологические нормы на погрузку вагонов ООО "Магистраль".
Из анализа памяток следует, что вагоны находились под погрузкой от 56 часов до 403 часов, что в значительно превышает нормы, установленные в договоре.
Плата за нахождение вагонов на путях общего пользования, задержанных в пути следования, начислена согласно накопительной ведомости N 1209100 за период с 24.08.2019 по 12.09.2019 составляет 304 200 рублей. От подписи накопительных ведомостей представитель ООО "Магистраль" отказался, о чем составлен акт общей формы N 1/773 от 12.09.2019.
03.10.2019 за N 8138/КРС ТЦФТО в адрес ООО "Магистраль" направлена претензия с приложением расчета задолженности для рассмотрения возможности добровольной оплаты.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Правоотношения по перевозке урегулированы нормами главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также транспортными уставами и кодексами, законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Пунктами 1 и 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что перевозка грузов, пассажиров, багажа осуществляется на основании договора перевозки; общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 64 Федерального закона N 18-ФЗ от 10.01.2003 "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
В соответствии с частью 11 статьи 39 УЖТ РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
В силу части 12 статьи 39 УЖТ РФ, если в указанных в части 11 этой статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
На основании части 17 статьи 39 УЖТ РФ размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Согласно части 19 статьи 39 УЖТ РФ для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных данной статьей, оформляется акт общей формы.
В соответствии со статьей 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажиров при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
В соответствии со статьей 61 УЖТ РФ учет времени нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования осуществляется номерным способом (номерной способ - учет времени нахождения вагона, контейнера по их номерам).
Из анализа данной нормы и ее системного толкования с учетом пункта 4.5 Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации 18.6.2003 N 26, следует, что технологические сроки оборота вагонов - это время, затрачиваемое на погрузку и выгрузку грузов с учетом затрат времени на подготовительные, вспомогательные и заключительные операции в отношении конкретного вагона, указанного в памятке приемосдатчика на подачу и уборку вагонов (ф.ГУ-45).
Суд первой инстанции исследовал представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и установил следующее.
Факт нарушения грузополучателем технологических сроков оборота вагонов подтверждается актами общей формы от 09.08.2019 N N 908, 22807 составленными по прибытии на станцию назначения, а также памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов.
В данном случае предполагается, что ООО "Магистраль", действуя с надлежащей степенью разумности и осмотрительности, должно было учесть пропускную и перерабатывающую способность путей необщего пользования, ответчик не урегулировал надлежаще, с учетом пропускной способности путей, поток поступающих в его адрес грузов таким образом, чтобы не нарушать технологический срок оборота вагонов.
Таким образом, следует согласиться с выводом судов о наличии оснований для удовлетворения требований по взысканию платы в сумме 304 200 рублей.
Апелляционный суд обращает внимание на то, что предметом исковых требований является не договорная плата, а плата, начисленная в соответствии со статьи 39 Устава железнодорожного транспорта. Данная плата начисляется за нахождение вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожных путях общего пользования, по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, а не плата за пользование вагонами, как указывает ответчик в жалобе.
Апелляционный суд со ссылкой на статью 33 УЖТ РФ отклоняет довод заявителя апелляционной жалобы об освобождении от внесения спорной платы в связи с прибытием вагонов на станцию назначения ранее истечения срока доставки, поскольку законодательно закреплены условия, при которых доставка вагонов ранее срока, указанного в договоре или железнодорожной накладной, считается осуществленной в установленный срок, следовательно, несоблюдение данного срока не является основанием для признания действий перевозчика причиной нарушения ООО "Магистраль" сроков нахождения спорных вагонов на путях общего пользования.
Проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 25.10.2019 по 01.02.2020 и проценты, начисленные на сумму задолженности за период с 02.02.2020 по день фактической оплаты долга, обоснованно взысканы со ссылкой на пункты 1 и 3 статьи 395 ГК РФ, абзац 1 пункта 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Расчет процентов в сумме 5 325 рублей 20 копеек повторно проверен судом апелляционной инстанции, признан арифметически верным, ответчиком не оспорен.
Доводов относительно выводов суда первой инстанции в данной части апелляционная жалоба не содержит.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, судом апелляционной инстанции установлено, что доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, дал им правильную оценку (с учетом их достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и не допустил нарушения норм материального и процессуального права.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "20" августа 2020 года по делу N А33-5476/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.В. Хабибулина |
Судьи |
И.Н. Бутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-5476/2020
Истец: ОАО "РЖД" Красноярский филиал, ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "Магистраль"