г. Санкт-Петербург |
|
14 декабря 2020 г. |
Дело N А56-127387/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лебедева Г.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26556/2020) АО "Тандер" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.08.2020 по делу N А56-127387/2019, принятое
по заявлению АО "Тандер"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области
об оспаривании постановлений
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Тандер" (ОГРН: 1022301598549, адрес: 350002, г.Краснодар, ул. им. Леваневского, д. 185; далее - заявитель, Общество, АО "Тандер") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в лице Территориального отдела в Приозерском районе (далее - Управление, заинтересованное лицо, административный орган) с заявлением об оспаривании постановлений от 29.10.2019 N 47-14-615-19, N 47-14-616-19, N 47-14-617-19, N 47-14-618-19, N 47-14-619-19, N 47-14-620-19, N 47-14-621-19, N 47-14-622-19, N 47-14-623-19, N 47-14-624-19, N 47-14-625-19, N 47-14-626-19, N 47-14-627-19, N 47-14-628-19 по делам об административном правонарушении по статье 14.15 КоАП РФ (далее - Постановления) с назначением 30 000 руб. штрафа по каждому постановлению.
Решением от 15.08.2020 суд первой инстанции постановления от 29.10.2019 N 47-14-615-19, N 47-14-616-19, N 47-14-617-19, N 47-14-618-19, N 47-14-619-19, N 47-14-620-19, N 47-14-621-19, N 47-14-622-19, N 47-14-623-19, N 47-14-624-19, N 47-14-625-19, N 47-14-626-19, N 47-14-627-19, N 47-14-628-19 - изменил в части административного наказания, снизив размер назначенного штрафа до 10 000 руб. по каждому из указанных постановлений; в удовлетворении заявления в остальной части отказал.
Не согласившись с решением суда, АО "Тандер" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь н процессуальные нарушения, допущенные Управлением, просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает на то, что поскольку административным органом проводилась одна проверка на основании одного распоряжения, составлен один акт проверки, Управление неправомерно привлекло Общество к административной ответственности на основании 14 постановлений.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили.
Управлением заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, которое апелляционным судом удовлетворено.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в период с 21.08.2019 по 16.09.2019 Управлением Роспотребнадзора проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей в ходе деятельности магазинов Общества, расположенных по адресам в Ленинградской области:
- г. Приозерск, ул. Северопарковая, д. 3, ул. Леншоссе, д. 33; ул. Привокзальная, д. 5; ул. Ленина, д. 34; ул. Ленина, д. 28; ул. Гоголя, д. 44; ул. Красноармейская, д. 3, корп. 1;
- Приозерский р-н, д.Снегиревка, ул.Школьная, д.3А;
- Приозерский р-н, д.Кривко;
- Приозерский р-н, пос.Мельниково, ул.Выборгская, д.4;
- Приозерский р-н, пос.Коммунары, ул.Ленинградская, д.27;
- Приозерский р-н, пос.Мичуринское, ул.Первомайская, д.15А;
- Приозерский р-н, пос.Лосево, ул.Озерная, д.2;
- Приозерский р-н, пос.Лосево.
В ходе проверки установлено, что в магазинах АО "Тандер" нарушаются требования в области законодательства о защите прав потребителей, а именно: в торговых залах магазина не соблюдаются рекомендованные способы выкладки продукции (с применением разделителей, с дополнительным оформлением ценников) и ее информационного сопровождения (с дополнительным цветовым оформлением ценников и т.д.), позволяющие визуально отделить молочные, молочные составные и молокосодержащие продукты - "Продукты без заменителя молочного жира" от иных пищевых продуктов; на ценниках некоторой продукции с заменителем молочного жира отсутствует информация, что продукт изготовлен с заменителем молочного жира (ЗМЖ) что нарушает право потребителей на полную и достоверную информацию о реализуемом продукте.
Указанные факты свидетельствуют о нарушении статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), пунктов 11, 33 (1) "Правила продажи отдельных видов товаров РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
По результатам проверки составлен акт проверки от 16.09.2019 N 256.
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями Управлением Роспотребнадзора в отношении Общества составлены протоколы от 07.10.2019 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.15 КоАП РФ, вынесены определения от 07.10.2019 о назначении времени и места рассмотрения дел об административных правонарушениях.
29.10.2019 Управлением Роспотребнадзора вынесены постановления о привлечении Общества к административной ответственности по статье 14.15 КоАП РФ по каждому проверенному магазину с назначением каждым постановлением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Общество не согласилось с вынесенными постановлениями и обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом наличия состава и события вменяемого Обществу административного правонарушения, процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к ответственности не выявил, оснований для признания административного правонарушения малозначительным не установил. Вместе с тем, суд усмотрел основания для снижения назначенных Обществу штрафов до 10 000 руб. по каждому постановлению.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии со статьей 14.15 КоАП РФ нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Правилами продажи отдельных видов товаров.
Пунктом 1 статьи 10 Закона N 2300-1 предусмотрено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров, разработанные в соответствии с Законом о защите прав потребителей и регулирующие отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов товаров.
В соответствии с пунктом 33(1) данных Правил, в торговом зале или ином месте продажи размещение (выкладка) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов должно осуществляться способом, позволяющим визуально отделить указанные продукты от иных пищевых продуктов, и сопровождаться информационной надписью "Продукты без заменителя молочного жира".
Из оспариваемых постановлений следует, что Общество с нарушением пункта 33(1) Правил N 55 осуществляло реализацию молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов с нарушением рекомендованных способов выкладки продукции и ее информационного сопровождения, позволяющих визуально отделить молочные, молочные составные и молокосодержащие продукты - "Продукты без заменителя молочного жира" от иных пищевых продуктов; на ценниках некоторой продукции с заменителем молочного жира отсутствовала информация, что продукт изготовлен с заменителем молочного жира (ЗМЖ) что нарушает право потребителей на полную и достоверную информацию о реализуемом продукте.
Факт нарушения Обществом вышеприведенных положений установлен Управлением, подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств (актом проверки от 16.09.2019 с фотоматериалами, протоколами об административных правонарушениях).
Указанные нарушения образуют событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.15 КоАП РФ.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение Управлением процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемых постановлений незаконными, срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.
Вместе с тем, в силу части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
При совершении виновным лицом нескольких действий (актов бездействия), содержащих состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена одной и той же нормой КоАП РФ, они могут быть квалифицированы в качестве единого правонарушения и за них может быть назначено только одно наказание при наличии одновременно двух условий: данные правонарушения были выявлены административным органом в ходе проведения одной проверки и их объектом являются одни и те же защищаемые государством общественные отношения.
Согласно данным, содержащимся в ЕГРЮЛ, основным видом деятельности Общества является торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 14.15 КоАП РФ, заключается в нарушении Обществом установленных правил продажи отдельных видов товаров.
Несмотря на то, что административным органом проверено несколько объектов торговли, совершенные на разных объектах правонарушения связаны с неисполнением виновным лицом одной обязанности по соблюдению Правил продажи отдельных видов товаров.
В рассматриваемом случае выявленные в рамках одной проверки правонарушения в виде действий Общества по неправильному размещению молочных продуктов имеют одну направленность и представляют собой единое деяние - нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров, подлежащее квалификации по статье 14.15 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что по факту выявленных в ходе проверки нарушений административным органом составлен единый акт проверки N 256 от 16.09.2019 по всем магазинам Общества.
Общество привлечено к административной ответственности по статье 14.15 КоАП РФ постановлениями Управления от 29.10.2019 N N 47-14-615-19, 47-14-616-19, 47-14-617-19, 47-14-618-19, 47-14-619-19, 47-14-620-19, 47-14-621-19, 47-14-622-19, 47-14-623-19, 47-14-624-19, 47-14-625-19, 47-14-626-19, 47-14-627-19, 47-14-628-19.
При таких обстоятельствах, с учетом совершения Обществом единого деяния, выразившегося в нарушении установленных Правил продажи отдельных видов товаров, выявленного по результатам одной проверки, следует признать, что привлечение Общества к административной ответственности по статье 14.15 КоАП РФ постановлениями Управления от 29.10.2019 N N 47-14-616-19, 47-14-617-19, 47-14-618-19, 47-14-619-19, 47-14-620-19, 47-14-621-19, 47-14-622-19, 47-14-623-19, 47-14-624-19, 47-14-625-19, 47-14-626-19, 47-14-627-19, 47-14-628-19, противоречит части 5 статьи 4.1 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного постановления Управления от 29.10.2019 по делам об административных правонарушениях N N 47-14-616-19, 47-14-617-19, 47-14-618-19, 47-14-619-19, 47-14-620-19, 47-14-621-19, 47-14-622-19, 47-14-623-19, 47-14-624-19, 47-14-625-19, 47-14-626-19, 47-14-627-19, 47-14-628-19 подлежат признанию незаконными и отмене.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая характер допущенных нарушений, степень вины привлекаемого к ответственности, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, суд считает, что назначенное Обществу наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. по постановлению Управления Роспотребнадзора от 29.10.2019 N N 47-14-615-19 соответствует принципам справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
С учетом установленных апелляционным судом обстоятельств, в удовлетворении заявления Общества в части требований о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области от 29.10.2019 N N 47-14-615-19 надлежит отказать.
Апелляционный суд считает необходимым отметить также, что 18.06.2019 Роспотребнадзором и Минпромторгом России издан совместный приказ "Об утверждении методических рекомендаций о рекомендуемых способах размещения (выкладки) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов в торговом зале или ином месте продажи, позволяющих их визуально отделить от иных пищевых продуктов, а также о рекомендуемых способах сопровождения такой продукции информационной надписью "Продукты без заменителя молочного жира" (далее - Методические рекомендации).
Несмотря на то, что Методические рекомендации не содержат обязательных требований, и организации торговли вправе самостоятельно определять, как визуально отделить такую продукцию, рекомендованные способы выкладки продукции (с применением разделителей, с дополнительным оформлением товарных полок, в отдельных низкотемпературных холодильниках) и ее информационного сопровождения (с дополнительным цветовым оформлением ценников, надписями на "ценникодержателях" или "стопперах" и др.) позволят обеспечить право потребителя на получение необходимой и достоверной информации о товарах, которое защищено положениями статьи 8 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года "О защите прав потребителей".
Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции от 15.08.2020 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 августа 2020 года по делу N А56-127387/2019 отменить.
Признать незаконными и отменить постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области от 29.10.2019 N N 47-14-616-19, 47-14-617-19, 47-14-618-19, 47-14-619-19, 47-14-620-19, 47-14-621-19, 47-14-622-19, 47-14-623-19, 47-14-624-19, 47-14-625-19, 47-14-626-19, 47-14-627-19, 47-14-628-19.
В удовлетворении заявления АО "Тандер" в части признания незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области от 29.10.2019 N N 47-14-615-19 отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-127387/2019
Истец: АО "ТАНДЕР"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В ПРИОЗЕРСКОМ РАЙОНЕ