г. Пермь |
|
15 декабря 2020 г. |
Дело N А50-14768/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Крымджановой Д.И., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Муравьевой Е.С.,
при участии:
от заинтересованного лица - Свечников К.Е., удостоверение, доверенность от 30.12.2019;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Администрации Пермского муниципального района в лице Управления архитектуры и градостроительства Администрации Пермского муниципального района,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 14 сентября 2020 года по делу N А50-14768/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя Бекова Мурада Мусаевича (ОГРНИП 316890100067093, ИНН 060101297349), индивидуального предпринимателя Золотарева Алексея Петровича (ОГРНИП 304667436200618, ИНН 666400116982)
к Администрации Пермского муниципального района в лице Управления архитектуры и градостроительства Администрации Пермского муниципального района
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Беков Мурад Мусаевич, индивидуальный предприниматель Золотарев Алексей Петрович (далее ИП Беков М.М., ИП Золотарев А.В. заявители) обратились в суд с заявлением к Администрации Пермского муниципального района (далее орган, осуществляющий публичные полномочия, Администрация) о признании незаконным отказа, изложенного в письме N 610 от 13.03.2020 Управления архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района, в предоставлении разрешения на условно разрешенное использование в соответствии с видом "Предпринимательство" в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 59:32:0670001:2346; 59:32:0670001:2347.
В порядке восстановления нарушенного права заявители просят предоставить услугу по выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства с соблюдением установленной законом процедуры, включая организацию и проведение общественных обсуждений или публичных слушаний.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 14 сентября 2020 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, Администрация (заинтересованное лицо) обратилась с апелляционной жалобой, просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт указывает, что судом не принято во внимание определение Пермского районного суда Пермского края от 30.09.2019 по делу N 2-2883/2019, которым спорные строения признаны самовольными постройками. Ссылается на предостережение Прокурора Пермского района от 10.02.2020 о недопустимости внесения изменений в Правила землепользования и застройки, а также представления на условно разрешенный вид использования земельных участков.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Заявители, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 59:32:0670001:2346 поставлен на кадастровый учет 26.09.2019. В пределах земельного участка расположены объекты недвижимости 59:32:0670001:2301 (год постройки 2018) баня, 59:32:0670001:2304 (год постройки 2018) индивидуальный жилой дом (л.д.33-38). Права на земельный участок, объекты недвижимости по доле зарегистрированы за заявителями 29.10.2019 (л.д.33-38).
Земельный участок с кадастровым номером 59:32:0670001:2347 поставлен на кадастровый учет 26.09.2019. В пределах земельного участка расположены объекты недвижимости 59:32:0670001:2321(год постройки 2019) открытый бассейн, 59:32:0670001:1599 жилой дом (л.д.39). Права на земельный участок, объекты недвижимости по доле зарегистрированы за заявителями 18.10.2019 (л.д.39-40).
Согласно сведениям ЕГРН категория земельных участков - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории Култаевского сельского поселения Пермского района Пермского края земельные участки расположены в зоне ЖУ (Зона застройки индивидуальными жилыми домами).
Золотарев А.П. привлекался к административной ответственности постановлениями мирового судьи судебного участка N 3 по делу N 5-1309/2018 и N 5-1308/2018 за незаконное строительство объектов капитального строительства по ч.1 ст. 9.5 КоАП РФ. Беков М.М. также привлекался к административной ответственности по ч.5 ст. 9.5 КоАП РФ за эксплуатацию объект капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию. Золотаревым А.П. и Бековым М.М. штрафы оплачены, соответствующие чеки Сбербанк Онлайн представлены в материалы дела. По договору аренды от 25.04.2019 Золатарев А.П. передал в аренду ИП Бекову М.М. земельный участок с недвижимым имуществом на нем (представлен в материалы дела).
29.01.2020 заявителями в адрес функционального подразделения Администрации - Управление архитектуры и градостроительства администрации Пермского района поданы заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования предпринимательство в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 59:32:0670001:2346; 59:32:0670001:2347 (л.д.41-44). К заявлениям приложены выписки из ЕГРН, градостроительный план земельного участка, эскизный проект, обоснования предоставления. В обоснованиях указано, что собственники намерены реконструировать объекты 59:32:0670001:2304 - индивидуальный жилой дом на земельном участке с кадастровым номером 59:32:0670001:2346, 59:32:0670001:1599 - жилой дом на земельном участке с кадастровым номером 59:32:0670001:2347 в нежилые здания общественного назначения для осуществления предпринимательской деятельности (л.д.45-63).
Управлением архитектуры и градостроительства администрации Пермского района 13.03.2020 в адрес заявителей направлен отказ с указанием, что фактически на данных земельных участках расположены административные здания, оказывающие услуги как "Термальный источник "Акватория" заявителями ведется предпринимательская деятельность в сфере услуг и развлечений, что не соответствует виду разрешенного использования земельных участков и территориальной зоне. Управлением от прокуратуры получено предостережение. Полагает, что возведенные объекты являются самовольной постройкой в виду нарушения градостроительных и строительных норм и правил (л.д.30-32).
Полагая отказ незаконным, заявители обратились в суд с рассматриваемыми заявлениями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что нормы земельного и градостроительного законодательства позволяет правообладателю земельного участка претендовать на изменение условно разрешенного вида использования по результатам публичных слушаний, на дату принятия оспариваемого решения в отношении объектов недвижимости заявителей вступивший в законную силу судебный акт о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой и о ее сносе отсутствует, в связи с чем заинтересованным лицом допущено нарушение требования Технического регламента и, как следствие, нарушение таким отказом прав и законных интересов заявителей. В порядке восстановления нарушенных прав суд обязал Администрацию рассмотреть заявления заявителей в соответствии со ст. 39 ГрК РФ и принять решение об удовлетворении или отказе с приведение всех оснований (ч.8,9 ст. 39 ГрК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления или, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, местной администрацией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса (ч. 1 ст. 32 ГрК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.
Частью 6 ст. 30 ГрК РФ установлено, что в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются в частности виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Заявители обратились с требованием о признании незаконным отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами 59:32:0670001:2346 и 59:32:0670001:2347.
Отказ в предоставлении разрешения на условно разрешенное использование земельных участков с кадастровыми номерами 59:32:0670001:2346; 59:32:0670001:2347, изложенный в письме N 610 от 13.03.2020, мотивирован заинтересованным лицом тем, что земельные участки расположены в территориальной зоне ЖУ "Зона застройки индивидуальными жилыми домами", на указанных земельных участках расположены строения - жилой дом, баня, открытый бассейн, указанные объекты используются для осуществления вида деятельности в сфере досуга и развлечений, имеют признаки самовольной постройки.
Статьей 7 Земельного кодекса предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статьей 35 ГрК РФ установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Зоны застройки индивидуальными жилыми домами включены в состав жилых зон. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (ч. 3 ст. 36 ГрК РФ).
Согласно п. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Из материалов дела следует, что заявители являются собственниками земельных участков с кадастровыми номерами 59:32:0670001:2346; 59:32:0670001:2347, категория земли - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства. Согласно данным ЕГРН на указанных земельных участках расположены объекты капитального строительства, а именно жилые дома с кадастровыми номерами 59:32:0670001:1599, 59:32:0670001:2304, а также баня, открытый бассейн (кадастровые номера 59:32:0670001:2301, 59:32:0670001:2321).
В соответствии с ч. 1 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Частью 3 ст. 37 ГК РФ установлено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно ч. 6 ст. 37 ГрК РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
Статьей 39 ГрК РФ определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Так, проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 2 статьи 39 ГрК РФ).
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 ГрК РФ).
В пунктах 1, 4 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018) разъяснено, что при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления. Исходя из положений пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или об отказе в таком разрешении без соблюдения установленной законом процедуры, включая организацию и проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, не допускается.
Необходимость изменения разрешенного вида использования земельных участков мотивирована заявителями реконструкцией расположенных на этих земельных участках объектов капитального строительства 2018-2019 годов постройки.
В соответствии с ч. 7 ст. 33 ГрК РФ со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса, не допускается внесение в правила землепользования и застройки изменений, предусматривающих установление применительно к территориальной зоне, в границах которой расположена такая постройка, вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которым соответствуют вид разрешенного использования и параметры такой постройки, до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями.
Частью 11.1 ст. 39 ГрК РФ установлен запрет на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении земельного участка, на котором расположена самовольная постройка, или в отношении такой постройки до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями.
Частями 1, 6 ст. 55.32 ГрК РФ предусмотрено, что снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда или органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации. Снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, в срок, установленный соответствующим решением суда или органа местного самоуправления.
Вступившим в законную силу судебным актом Пермского районного суда Пермского края от 30.09.2019 по делу N 2-2883/2019 утверждено мировое соглашение, по условиям которого Золотарев А.П. обязался привести самовольные постройки с кадастровыми номерами 59:32:0670001:1599, 59:32:0670001:2301, 59:32:0670001:2304, расположенные на земельных участков с кадастровыми номерами 59:32:0670001:2346, 59:32:0670001:2347, что подтверждено выписками из ЕГРН, в соответствии с параметрами, установленными Правилами землепользования и застройки.
Как указано выше, в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории Култаевского сельского поселения Пермского района Пермского края земельные участки расположены в зоне ЖУ (Зона застройки индивидуальными жилыми домами).
В силу части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Доказательств исполнения указанного судебного акта материалы дела не содержат.
Учитывая положения ч. 3 ст. 85 ЗК РФ, ч. 7 ст. 33, ч. 11.1 ст. 39 ГрК РФ, согласно которым градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки, введен запрет на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении земельного участка, на котором расположена самовольная постройка, то обстоятельство, что на дату обращения заявителей с заявлениями о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами 59:32:0670001:2346 и 59:32:0670001:2347 (29.01.2020) имелся вступивший в законную силу судебный акт о возложении на Золотарев А.П. обязанности по приведению самовольных построек, расположенных на указанных выше земельных участках в соответствии с параметрами, установленными Правилами землепользования и застройки, доказательств исполнения судебного акта заявителями не представлено, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований полагать права и законные интересов заявителей нарушенными. В связи с чем оснований для признания оспариваемого отказа незаконным судом не установлено.
При названных обстоятельствах решение Арбитражного суда Пермского края от 14 сентября 2020 года подлежит отмене на основании п. 1 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 14 сентября 2020 года по делу N А50-14768/2020 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
Д.И. Крымджанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-14768/2020
Истец: Беков Мурад Мусаевич, Золотарев Алексей Петрович
Ответчик: Управление архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕРМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА