город Ростов-на-Дону |
|
15 декабря 2020 г. |
дело N А32-51144/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Абраменко Р.А.,
судей Малыхиной М.Н., Галова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бархо В.Ю,
при участии:
от истца - представитель Маковейчук Е.И., по доверенности от 26.07.2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российской железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.09.2020 по делу N А32-51144/2019
по иску открытого акционерного общества "Российской железные дороги"
(ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
к Администрации муниципального образования города Краснодар
(ОГРН: 1022301606799, ИНН: 2310032246)
при участии третьих лиц: Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Краснодара (ОГРН: 1042305701954, ИНН: 2310095359), Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (ОГРН: 1022301172475, ИНН: 2310041258), Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ОГРН: 1102308008330, ИНН: 2308171570).
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российской железные дороги" (далее - заявитель, общество, компания) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования города Краснодар (далее - администрация) о признании незаконным отказа администрации муниципального образования город Краснодар в утверждении схемы расположения земельных участков полосы отвода железной дороги по городу Краснодар направления Кавказская-Краснодар-1; обязании администрации муниципального образования город Краснодар утвердить схемы расположения земельных участков полосы отвода железной дороги по городу Краснодару направления Кавказская - Краснодар-1 (уточненные в порядке ст. 49 АПК РФ требования).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.09.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. Общество в своей апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом не принят во внимание тот факт, что государственная собственность на земельные участки, схемы которых необходимо утвердить не разграничена. В соответствии с п. 2 ст. 3.3. Федерального Закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введение в действие земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, указанных в данном Законе. Земельные участки, схемы которых просило утвердить ОАО "РЖД не вошли в перечень, указанный в Законе. Судом не принят во внимание тот факт, что схемы земельных участков до изъятия их для строительства автомобильной дороги были также утверждены администрацией МО г. Краснодар. В настоящее время право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки не зарегистрировано, право собственности на данные участки не разграничено. При этом администрация не указывала как основание для отказа в утверждении схемы расположения земельных участков - отсутствие у нее полномочий для утверждения. Основным доводом для отказа было указано, что предоставление в аренду ОАО "РЖД" испрашиваемых земельных участков будет нарушать интересы неограниченного круга лиц, так как они предназначены для строительства автомобильной дороги. Однако, из представленных в дело материалов следует, что из полосы отвода железной дороги уже выделены земельные участки для строительства автодороги. Границы земельных участков, расположенных под объектами железнодорожной инфраструктуры и переданных ОАО "РЖД" в аренду по договорам с МТУ Росимущества по Краснодарскому краю и Республике Адыгея утверждались администрациями муниципальных образований. Заявитель также указывает на нарушение судом первой инстанции срока изготовления полного текста решения, спустя два месяца после объявления резолютивной части решения.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, которую просил удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "РЖД" Северо-Кавказская железная дорога обратилось к главе администрации муниципального образования город Краснодар с заявлением от 10.06.2019, в котором просило утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории направления Кавказская - Краснодар-1.
Из данного заявления следует, что в 2008 году была поставлена на кадастровый учет полоса отвода из 47 земельных участков. По 43 участкам зарегистрировано право собственности Российской Федерации. По 4 участкам оформление права собственности было приостановлено в связи с обращением главы муниципального образования с целью изъятия частей участков для реконструкции автодороги по ул. Новороссийской от ул. Чайкиной до Восточного обхода.
Кадастровые документы на земельные участки с измененными площадями железной дороге получить не удалось, впоследствии земельные участки были сняты с кадастрового учета в соответствии с действующим на тот момент законодательством.
В 2014 году были проведены работы по межеванию земельных участков под объектами АО "РЖД", не вошедшими в полосу отвода железной дороги, сформированы четыре земельных участка. На данных земельных участках располагаются линейные объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, являющиеся собственностью АО "РЖД".
В данном заявлении АО "РЖД" просило поручить причастным подразделениям разобраться в сложившейся ситуации и оказать содействие в решении данного вопроса.
В письме от 17.08.2019 N 17820/26 департамент муниципальной собственности и городских земель администрации сообщил, что земельный участок по ул. Новороссийской, 47/5 в соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар от 26.01.2012 расположен в зоне планируемого к размещению объекта местного значения (автомобильная дорога). Согласно пункт 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, является то, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документации по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов. Предоставление испрашиваемого земельного участка, расположенного в соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар на территории общего пользования, повлечет за собой нарушение прав неограниченного круга лиц и является основанием для отказа в предоставлении в соответствии с пунктом 17 статьи 39.16 ЗК РФ.
Считая отказ администрации муниципального образования город Краснодар в утверждении схемы расположения земельных участков полосы отвода железной дороги по городу Краснодар направления Кавказская -Краснодар-1 незаконным, нарушающим права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Кодекса организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.
Основанием для удовлетворения таких требований является наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение им прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 4 статьи 200, части 2 и 3 статьи 201 Кодекса).
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федеральным законом от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью. Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность" предприятия и объекты железнодорожного транспорта отнесены к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации, земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.10.2017 N 310-ЭС17-14492 по делу N А64-1643/2016 приведена правовая позиция, согласно которой полномочиями по образованию земельных участков из земель федеральной собственности в целях установления полосы отвода железных дорог наделено Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
Пунктом 5.3.18 постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 397 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта" к полномочиям Федерального агентства железнодорожного транспорта отнесено принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков и предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Как верно указал суд первой инстанции, в настоящем деле АО "РЖД" просит обязать администрацию муниципального образования город Краснодар утвердить схему расположения земельных участков, расположенных на землях железнодорожного транспорта и относящихся к землям, которые относятся к федеральной собственности в силу императивного указания закона, вследствие чего ссылка истца на положения п. 2 ст. 3.3. Федерального Закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введение в действие земельного кодекса Российской Федерации", содержащей правила распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, является несостоятельной.
Подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Согласно пункту 1 статьи 11.10 Земельного кодекса схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. В пункте 2 названной статьи определено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе, размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В силу пункта 13 статьи 11.10 Земельного кодекса схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса).
По общему правилу органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2 статьи 11 Земельного кодекса). Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2 статьи 10, пункт 2 статьи 11 Земельного кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В случае, если право собственности на соответствующий земельный участок возникает в силу закона, отсутствие кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, не исключают полномочия соответствующего органа государственной власти в утверждении схемы его расположения, в силу чего соответствующие доводы жалобы подлежат отклонению.
С учетом изложенного, как верно указал суд первой инстанции, администрация муниципального образования в данном случае не является уполномоченным органом на принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка и об утверждении схемы его расположения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что схемы земельных участков до изъятия их для строительства автомобильной дороги были также утверждены администрацией МО г. Краснодар; что администрация не указывала как основание для отказа в утверждении схемы расположения земельных участков - отсутствие у нее полномочий для утверждения, подлежат отклонению, поскольку не опровергают вышеуказанные выводы суда первой инстанции применительно к обстоятельствам настоящего дела.
Правовая позиция, в соответствии с которой полномочия по утверждению схемы расположения земельного участка принадлежат тому органу государственной власти, к ведению которого отнесены полномочия по распоряжению земельным участком в соответствии с законодательным разграничением государственной собственности на землю, изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.06.2020 по делу N А32-33316/2019, от 03.06.2020 по делу N А32-33313/2019, от 06.03.2019 по делу N А32-5609/2017.
Таким образом, поскольку земли под объектами железнодорожного транспорта в силу закона находятся в собственности Российской Федерации, полномочия по утверждению схемы расположения земельного участка под объектами железнодорожного транспорта принадлежат соответствующему федеральному органу исполнительной власти, представляющего федерального собственника в части земельных отношений. Администрация муниципального образования полномочиями федерального собственника по распоряжению землями железнодорожного транспорта, расположенными под объектами железнодорожного транспорта АО "РЖД", не наделена.
С учетом вышеизложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон в порядке ст. 71 АПК РФ, поскольку вопросы утверждения схемы расположения земельных участков находятся в ведении того органа исполнительной власти или местного самоуправления, которому принадлежат полномочия по распоряжению соответствующими землями, с учетом разграничения государственной собственности на землю, и в настоящем случае такими полномочиями администрация муниципального образования город Краснодар применительно к землям железнодорожного транспорта, на которых расположены объекты железнодорожного транспорта, не обладает, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы относительно нарушения судом норм процессуального права в части нарушения срока изготовления полного текста решения подлежат отклонению, ввиду того, что основанием для отмены судебного акта они не являются.
В соответствии с ч. 3 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
В данном случае отсутствуют основания полагать, что нарушение судом срока изготовления мотивированного решения привело к принятию неверного судебного акта.
При таких обстоятельствах оснований к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Несогласие апеллянта с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может являться основанием для отмены судебного акта.
Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.09.2020 по делу N А32-51144/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Абраменко |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-51144/2019
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "РОССИЙСКОЙ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: Администрация МО г. Краснодар, Администрация муниципального образования города Краснодар
Третье лицо: департамент архитектуры и градостроительства администрации города Краснодар, ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР, Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации мо г. Краснодара, ДЕПАРТАМЕНТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОРОДСКИХ ЗЕМЕЛЬ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ И РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ