город Томск |
|
6 февраля 2024 г. |
Дело N А02-1129/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гойник А. В. рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экобезопасность" (N 07АП-10642/2023) на решение от 10.11.2023 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-1129/2023 (судья Голубева О.В.) по заявлению Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (г. Кемерово) к обществу с ограниченной ответственностью "Экобезопасность" (ОГРН 1090411001086, ИНН 0411143679, ул. Промышленная, д. 4, г.Горно-Алтайск, Респ. Алтай) о взыскании 8 223 400 руб. 50 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Южно-Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Экобезопасность" (далее - ООО "Экобезопасность", общество) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год в размере 8223400 руб. 50 коп., из них: плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (КБК - 04811201010016000120) - 7700214 руб. 48 коп.; пени за несвоевременное и неполное внесение платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух с 02.03.2022 по 31.05.2023 (КБК - 04811201010012100120) - 521689 руб. 53 коп.; плата за размещение твердых коммунальных отходов (КБК - 04811201042016000120) - 1401 руб. 53 коп.; пени за несвоевременное и неполное внесение платы за размещение твердых коммунальных отходов с 02.03.2022 по 31.05.2023 (КБК - 04811201042016000120) - 94 руб. 96 коп., а также пени, начиная с 31.05.2023 по день фактического исполнения обязательства ( с учетом уточнений, представленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением от 10.11.2023 Арбитражного суда Республики Алтай заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Экобезопасность" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт - отказать в удовлетворении требований Управления.
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает на то, что обществом предприняты все от него зависящие меры по исполнению обязанности по направлению декларации в установленный законом срок и её дальнейшего уточнения; декларация уточнялась неоднократно.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 АПК РФ, с доводами апеллянта не согласилось, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В порядке части 1 статьи 266, частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно материалам дела, Управление является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС).
В свою очередь, общество осуществляет деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, на объектах II категории, в связи с чем обязано вносить соответствующую плату за негативное воздействие на окружающую среду.
10.03.2022 ООО "Экобезопасность" представило в Управление декларацию о плате за НВОС за 2021 год, сумма платы за НВОС, исчисленная обществом составила 46562,80 руб.
В данной декларации о плате за НВОС указано, что общество эксплуатирует объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду II категории, разрешительным документом является декларация о воздействии на окружающую среду N 4945659.
По данным Управления декларация N 4945659 по объекту негативного воздействия номер 84-0142-001128-П; N 4945658 по объекту негативного воздействия номер 84-0142-001130-П; N 4945657 по объекту негативного воздействия номер 84- 0122-001563-П была создана ООО "Экобезопасность" 04.04.2021, а представлена в Управление через веб-портал приема отчетности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, 25.01.2023.
При проверке декларации о плате за НВОС было установлено следующее:
В разделе 1 "Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух:
1. По объектам N 84-0204-001177-П, N 84-0142-001128-П, N 84-0142-001130- П, N 84-0122-001563-П в отсутствие разрешительных документов, а именно не представлении в Управление декларации о воздействии на окружающую среду по данным объектам: - объем выбросов неверно указан в графе 6 "НДВ, ТН", следует указать в графе 8 "Сверх ВРВ, НДВ, ТН"; - не применен повышающий коэффициент, равный 100.
2. По объектам N 84-0122-001548-П, N 84-0142-001128-П, N 84-0142-001130- П, N 84-0122-001563-П в расчет платы за выбросы загрязняющих веществ не включены такие вещества как: "Сероводород (Дигидросульфид)", "Аммиак", в то время как в отчете об организации и о результатах осуществления.
Кроме того, при расчете платы за выбросы по указанным объектам занижено количество выбросов метана по сравнению со сведениями, имеющимися в Управлении, а именно:
N объекта негативного |
Объем, указанный в |
Объем по |
воздействия на |
декларации о плате за |
сведениям, |
окружающую среду |
негативное воздействие на |
имеющимся в |
|
окружающую среду за 2021 |
Управлении, тонн |
|
год, тонн |
|
N 84-0142-001128-П |
13,306 |
193,306 |
N 84-0142-001130-П |
13,306 |
193,306 |
N 84-0122-001563-П |
13,306 |
193,306 |
N 84-0122-001548-П |
14,784 |
214,784 |
3. По объекту 84-0122-001548-П неверно указан срок представления в Управление декларации о НВОС.
При расчете платы в разделах 3.1 "Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов" установлено:
1) по объектам N 84-0142-001130-П, N 84-0142-001128-П, N 84-0122-001563-П в связи с отсутствием разрешительного документа: - стимулирующий коэффициент Кло, равный 0,3, не подлежит применению. - при расчете платы объем отхода "Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)" ФККО 7 33 100 01 72 4, образованный в процессе хозяйственной деятельности ООО "Экобезопасность" в 2021 году в количестве 0,2 тонны по каждому из указанных объектов, необходимо учитывать в графе 10 как размещение отходов сверх установленного лимита;
2) по объекту N 84-0122-001548-П при расчете платы за объем отхода "Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)" ФККО 7 33 100 01 72 4, образованный в процессе хозяйственной деятельности ООО "Экобезопасность" в 2021 году в количестве 0,2 тонны, необходимо учитывать в графе 9 как размещение отходов в пределах установленного лимита. По информации, имеющейся в Управлении, ООО "Экобезопасность" в 2021 году осуществляло эксплуатацию полигона твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: Республика Алтай, Чемальский район, урочище Толгоек, что подтверждается представленным в Управление статистическим отчетом по форме 5 2-ТП (воздух) за 2021 год. Согласно данному отчету выбросы от полигона ТКО за 2021 год составили 199,558 тонн.
Однако в декларации о плате за НВОС за 2021 год расчеты платы по указанному объекту негативного воздействия отсутствуют.
30.03.2022 Управлением в адрес ООО "Экобезопасность" направлено требование о предоставлении лицом, обязанным вносить плату за НВОС, пояснений и (или) внесении исправлений в декларацию о плате за НВОС, установлен срок для подачи уточняющей декларации в течении 7 рабочих дней с момента его получения. Обществом требование не исполнено, в связи с чем Управлением самостоятельно выполнен перерасчет суммы платы за НВОС за 2021 год.
Обществу направлено требование от 20.01.2023 о доначислении и внесении в бюджеты бюджетной системы РФ платы за НВОС в размере 7701616,11 руб. в течение 10 календарных дней со дня получения требования.
В связи с неисполнением данного требования в добровольном порядке в указанный в нем срок, Управление обратилось в суд с настоящим требованием.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные исковые требования, правомерно руководствуясь следующим.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно статье 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля. Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (статья 16.2 Закона N 7-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 названного Закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.
В силу пункта 13 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В рассматриваемый период начисления платы - 2021 год - порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливался Правилами N 255, утратившими силу с 01.09.2023 в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2023 N 881 "Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации".
Следует отметить, что Законом N 219-ФЗ внесены изменения в ряд отраслевых норм, регулирующих отношения в области охраны окружающей среды. В частности, указанным Законом с 01.01.2019 введена новая система нормирования в области охраны окружающей среды, в том числе нормирования хозяйствующих субъектов по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду и отнесенным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" к объектам I, II, III и IV категорий.
Так, в соответствии с частью 1.2 статьи 11 Закона N 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов.
Порядок предоставления декларации о воздействии на окружающую среду, а также ее содержание определены статьей 31.2 Закона N 7-ФЗ в редакции Закона N 219-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (пункт 4 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ).
Пунктом 11(3) Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255) установлено, что при исчислении платы лицами, обязанными вносить плату, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в декларации о воздействии на окружающую среду, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов. В отношении объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, такие лица используют формулу, указанную в пункте 17 настоящих Правил.
В пункте 12 Правил N 255 определено общее правило исчисления платы лицами, осуществляющими деятельность на объектах I, II и III категорий в случае отсутствия у них разрешительных документов (комплексных экологических разрешений - для лиц, эксплуатирующих объекты I категории; декларации о воздействии на окружающую среду - для лиц, эксплуатирующих объекты II категории; отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов - для лиц, эксплуатирующих объекты III категории) - такие лица при расчете платы используют формулы, содержащие в себе повышающие коэффициенты (пункты 20 и 21(1) Правил N 255).
Из материалов дела следует, что обществу ранее не утверждались нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и образования отходов и лимитов на их размещение (до 2021 года).
Обращаясь с настоящим заявлением, Управление ссылается на наличие у общества задолженности по внесению платы за НВОС за 2021 год, исчисленной с учетом коэффициентов 100 и 25.
Возражая против удовлетворения требования, общество указало на отсутствие оснований требовать оплаты задолженности, поскольку декларация о плате за НВОС предоставлена в Управление в установленный срок (04.04.2021), в связи с чем исчисление платы в спорный период с учетом повышающих коэффициентов необоснованно.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что общество представило декларацию за 2021 год через веб-портал приема отчетности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью 25.01.2023, что подтверждается скриншотом с экрана информационного ресурса - портал приема отчетности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Таким образом, принимая во внимание, что общество осуществляло деятельность в отсутствие необходимых разрешительных документов на сброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух и на размещение отходов и декларацию о воздействии на окружающую среду за 2021 год, в которой содержатся расчеты нормативов допустимых сбросов отходов, не представило, суд первой инстанции верно пришел к выводу, что Управление правомерно исчислило плату за НВОС в соответствии с положениями пунктов 12, 20, 21.1 Правил N 255, с повышающими коэффициентами: 100 - за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, 25 - за размещение отходов. Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.09.2023 N 302-ЭС23-6935.
По расчетам Управления размер платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год составил 8 223 400 руб. 50 коп.
Поскольку доказательств уплаты данной задолженности обществом не представлено, основания возникновения и размер задолженности общества по оплате за негативное воздействие на окружающую среду документально подтверждены, требования Управления обоснованно признаны судом законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в заявленном размере платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Доводам апелляционной жалобы, аналогичным заявленным в суде первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований с ней не согласиться апелляционный суд не находит.
Снимки экрана из личного кабинета природопользователя ООО "Экобезопасность" в подтверждение формирования декларации о плате за НВОС 04.04.2021 обоснованно восприняты судом первой инстанции критически, поскольку указанные скриншоты имеют разное содержание, из них невозможно установить дату и время направления соответствующей декларации в Управление.
Приведенные в жалобе доводы не являются основанием для освобождения организации, осуществляющей хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, от внесения соответствующей такой деятельности платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В связи с допущенной обществом просрочкой оплаты судом правомерно удовлетворено требование о взыскании пеней. Самостоятельных доводов относительно исчисления размера неустойки апелляционная жалоба не содержит. Арифметическая правильность расчета ответчиком не оспорена.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклонены, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных по правилам статьи 71 АПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на ее подателя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.11.2023 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-1129/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экобезопасность" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-1129/2023
Истец: ЮЖНО-СИБИРСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: ООО "Экобезопасность"