г. Москва |
|
14 декабря 2020 г. |
Дело N А40-82063/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
В.А.Свиридова, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "Телекомпания 8 канал"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.09.2020 по делу N А40-82063/20
по заявлению ООО "Телекомпания 8 канал"
к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Баймурзаев Г.К. по дов. от 26.11.2019; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Телекомпания 8 Канал" (далее также - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - ответчик, Роскомнадзор) о признании незаконным решения от 24.04.2020 N 04-23577.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.09.2020 в удовлетворении требований Общества отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, требование Общества удовлетворить.
Роскомнадзор считает решение суда законным и обоснованным, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель своего представителя в судебное заседание не направил.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Как следует из обстоятельств дела, 02.02.2018 Роскомнадзором Обществу выдана лицензия серии ТВ N 29134 на осуществление телевизионного вещания (далее - лицензия N 29134).
В соответствии с условиями лицензии N 29134, указанными в приложениях N 1, N 2 к лицензии, предусматривается распространение средства массовой информации - телеканала "ВОСЬМОЙ КАНАЛ КРАСНОЯРСК" общим объёмом вещания 168 часов в неделю на территории Российской Федерации (универсальная), программная направленность вещание - рекламное.
14.09.2018 Роскомнадзором Обществу выдана лицензия серии ТВ N 29465 на осуществление телевизионного вещания (далее - лицензия N 29465).
В соответствии с условиями лицензии N 29465, указанными в приложениях N 1, N 2 к лицензии, предусматривается распространение средства массовой информации - телеканала "ВОСЬМОЙ КАНАЛ КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ" общим объёмом вещания 168 часов в неделю на территории Российской Федерации (универсальная), программная направленность вещание - информационно-аналитическое, публицистическое, развлекательное, общественно-информационное, справочное, экономическое, юридическое, общественно-политическое, религиозное, экологическое.
19.04.2019 Роскомнадзором Обществу выдана лицензия серии ТВ N 29769 на осуществление телевизионного вещания (далее - лицензия N 29769).
В соответствии с условиями лицензии N 29769, указанными в приложениях N 1, N 2 к лицензии, предусматривается распространение средства массовой информации - телеканала "ВОСЬМОЙ КАНАЛ КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ" соотношение вещания продукции данного СМИ к общему объёму вещания 98 часов в неделю на территории Российской Федерации (универсальная), программная направленность вещание - информационно-аналитическое, публицистическое, развлекательное, общественно-информационное, справочное, экономическое, юридическое, общественно-политическое, религиозное, экологическое; телеканала "ВОСЬМОЙ КАНАЛ КРАСНОЯРСК" соотношение вещания продукции данного СМИ к общему объёму вещания 70 часов в неделю на территории Российской Федерации (универсальная), программная направленность вещание - рекламное.
Таким образом, Общество имеет три универсальных лицензии на два телеканала "Восьмой канал Красноярский край" и "Восьмой канал Красноярск".
07.04.2019 Общество обратилось в Роскомнадзор с заявлением на предоставление еще одной универсальной лицензии на осуществление вещания этих же телеканалов, но с другими объемами вещания.
Роскомнадзор письмом от 24.04.2020 N 04-23577 вернул заявление Общества вместе с приложенными документами.
В связи с изложенным заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд города Москвы, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что оспариваемое решение ответчика об отказе в выдаче универсальной лицензии соответствует действующему законодательству, права и законные интересы заявителя не нарушает.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 3 статьи 31 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) лицензирование телевизионного вещания и радиовещания осуществляется в порядке, установленном законом о лицензировании, с учетом особенностей, установленным Законом о СМИ.
Вещатель, являющийся редакцией телеканала или радиоканала, в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять распространение телеканала или радиоканала на всей территории Российской Федерации в любых средах вещания, в том числе осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание (часть 3 статьи 31 Закона о СМИ).
Закон предусматривает два варианта выдаваемой лицензии, различающиеся по объему правомочий: универсальная и "ограниченная". Универсальная лицензия действует без ограничений и допускает распространение теле- или радиоканала в любых средах на всей территории Российской Федерации. Универсальная лицензия на вещание может быть выдана только редакции теле-, радиоканала.
"Ограниченная" лицензия выдается иным вещателям. "Ограниченная" лицензия предоставляет таким вещателям ограниченный объем правомочий, а также конкретно указывает допустимые способы распространения теле- или радиоканала (конкретную среду или среды распространения: наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание). Объем правомочий в "ограниченной" лицензии определяется в зависимости от того, какие правомочия предоставила по договору такому вещателю редакция теле- или радиоканала.
В соответствии с частью 8 статьи 31 Закона о СМИ, в лицензии на телевизионное вещание, радиовещание указываются:
1) сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности;
2) наименование (название) распространяемого телеканала или радиоканала;
3) программная направленность телеканала, радиоканала (основные тематические направления вещания - информационный, музыкальный, спортивный и подобные);
4) территория распространения телеканала или радиоканала;
5) объем вещания (в часах);
6) дата начала вещания;
7) срок действия лицензии на телевизионное вещание, радиовещание, отметка о продлении срока ее действия в случае, предусмотренном статьей 31.4 настоящего Закона;
8) сведения о среде вещания телеканала или радиоканала (наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание, иные среды вещания) в случаях, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи;
9) сведения об используемых радиочастотах, о месте установки и мощности используемых передатчиков, позиции телеканала или радиоканала в мультиплексе (за исключением наземного эфирного аналогового вещания), параметры спутникового вещания, программная концепция вещания, заявленная при проведении торгов (конкурса, аукциона), в случаях, предусмотренных частью пятой настоящей статьи.
В силу части 9 статьи 31 Закона о СМИ, Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 1025, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату, в том числе являются соблюдение лицензиатом параметров вещания, указанных в лицензии на вещание (вещание указанного в лицензии телеканала или радиоканала; вещание в пределах территории распространения телеканала или радиоканала, указанной в лицензии; соблюдение объемов вещания; вещание телеканала или радиоканала в определенной лицензией среде вещания - для вещателей, не являющихся редакцией телеканала или радиоканала).
Согласно части 2 статьи 31.3 Закона о СМИ в случае изменения наименования (названия), программной направленности телеканала или радиоканала, программной концепции вещания, территории распространения телеканала или радиоканала, объема вещания, даты начала вещания, среды вещания телеканала или радиоканала лицензиат обязан представить в лицензирующий орган до начала фактического осуществления соответствующих изменений заявление о переоформлении лицензии с указанием соответствующих изменений.
Таким образом, в силу положений отраслевого законодательства, в целях соблюдения установленных законодателем лицензионных требований, в случае изменения сведений или планирование изменений, указанных в лицензии, лицензиату необходимо обратиться в Роскомнадзор (лицензирующий орган) с заявлением о внесении изменений в действующую лицензию.
Как усматривается из заявления Общества на получение лицензии, Обществом заявлено о получении универсальной лицензии для вещания телеканалов "Восьмой канал Красноярский край" и "Восьмой канал Красноярск" с условиями, аналогично уже имеющейся у Общества лицензии N 29769, за исключением соотношения объема вещания продукции указанных телеканалов к общему объёму вещания.
Заявитель получение новой лицензий с разным соотношением вещания продукции телеканалов "Восьмой канал Красноярский край" и "Восьмой канал Красноярск" к общему объёму вещания ставит, в том числе, в зависимость от субъекта Российской Федерации, но при этом обращается с заявлением на получение новой универсальной лицензии.
Таким образом, как верно указал суд, по существу обращение в Роскомнадзор с заявлением о выдаче новой лицензии сводится именно к внесению изменений в уже имеющуюся лицензию N 29769.
Порядок предоставления Роскомнадзором государственной услуги лицензирования в области телевизионного вещания и радиовещания определен Административным регламентом предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги лицензирования в области телевизионного вещания и радиовещания, утвержденным приказом Роскомнадзора от 24.07.2019 N 210 (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 23 Административного регламента для переоформления лицензии лицензиат представляет заявление о переоформлении лицензии в соответствии с приложением N 2 к настоящему Административному регламенту, а также пакет документов, включающий оригинал действующей лицензии на бумажном носителе или лицензию в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Действующим законодательством заявителю также предоставлено право обратиться с заявлением на получение лицензии в конкретном регионе вещания с конкретным объемом вещания, либо обратиться с заявлением о несении изменений в лицензию N 29769.
Лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), в том числе телевизионное вещание и (или) радиовещание (п. 37).
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.
Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 9 Закона о лицензировании).
Таким образом, при буквальном толковании положений Закона о лицензировании, содержащий общий порядок лицензирования отдельных видов деятельности, лицензируется конкретный вид деятельности на определённой территории Российской Федерации.
В статье 18 Закона о лицензировании предусмотрена процедура переоформления лицензии, при этом основанием для переоформления прежде всего лежит инициатива лицензиата в таких вопросах как организационно-правовая форма юридического лица, смена его наименования, адреса, вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, что влечет обязательное внесение изменений в лицензию.
Следовательно, заявитель с учетом фактических обстоятельств дела с целью изменения объема вещания, в том числе в конкретных субъектах РФ должен был обратиться либо с заявлением о внесении изменений в действующую универсальную лицензию, либо с заявлением на получение лицензии в конкретном регионе вещания с конкретным объемом вещания, что сделано не было.
При таких данных апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что решение Роскомнадзора от 24.04.2020 N 04-23577 является законным и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм права, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03.09.2020 по делу N А40-82063/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б. Краснова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-82063/2020
Истец: ООО "ТЕЛЕКОМПАНИЯ 8 КАНАЛ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ