г. Чита |
|
6 февраля 2024 г. |
Дело N А10-4222/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 февраля 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Исламовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибирская торговая организация" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 сентября 2023 года по делу N А10-4222/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сибирская торговая организация" (ОГРН 1192225019106, 656063, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Космонавтов, дом 69А, офис 2, далее - заявитель, ООО "Сибирская торговая организация", ООО "СТО") обратилось в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Бурятской таможне (ОГРН 1020300891346, 670011, Республика Бурятия, Улан-Удэ город, Виктора Военнова улица, дом 5, далее - таможенный орган) о признании незаконным и отмене решения от 23.03.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров, о признании правильным код товара согласно ТН ВЭД 1104 23 4000, вывезенный в ж/д вагонах N N 95766705, 95856050, 95268843, 95629176, 95765558, 95853907, 95624664, заявленный в декларациях на товары N N 10620010/120822/3148856, 10620010/240822/3155750.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 сентября 2023 года по делу N А10-4222/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Сибирская торговая организация" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт оспаривает выводы суда о соответствии оспариваемого решения таможни закону, поскольку суд первой инстанции не выяснил в полной мере обстоятельства, имеющие значение для дела. Кроме того, указывает, что судом первой инстанции в судебном заседании 21.09.2023, которое проходило путем использования системы веб-конференции, были допущены процессуальные нарушения. Так, по ходатайству представителя заявителя судом не были вызваны в арбитражный суд свидетели для участия в арбитражном процессе; также судом нарушены процессуальные принципы беспристрастности, объективности и состязательности.
Таможенный орган в отзыве и в дополнительных письменных пояснениях с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Определением суда от 26 декабря 2023 года судебное разбирательство по делу N А10-4222/2023 отложено на 11 час.20 мин. 23 января 2024 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 30.11.2023, 27.12.2023. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Судом апелляционной инстанции было удовлетворено ходатайство представителя общества с ограниченной ответственностью "Сибирская торговая организация" Растегаева М.В. об участии в судебном заседании 23.01.2024 путем использования систем веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание).
Однако общество явку своего представителя Растегаева М.В. не обеспечило, в связи с чем суд апелляционной инстанции констатировал его неявку, отметив, что представитель общества не уведомил суд апелляционной инстанции о наличии технических неполадок, что подтверждается видеозаписью судебного заседания от 23.01.2024.
Одновременно от общества поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства, мотивированное многочисленными командировками заявителя и существенной разницей во времени между местом пребывания представителя и местом судебного заседания.
Рассмотрев ходатайство, суд апелляционной инстанции не находит его подлежащим удовлетворению, поскольку у представителя заявителя имелась возможность участвовать в судебном заседании путем использования систем веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), однако представитель не обеспечил явку. При этом принимается во внимание неоднократное заявление аналогичных ходатайств с идентичной формулировкой, на основании которых ранее откладывалось судебное разбирательство.
При отсутствии действительного основания для отложения судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции, учитывая процессуальное поведение апеллянта, не обеспечившего явку своего представителя онлайн, квалифицирует заявленное ходатайство как направленное на необоснованное затягивание процесса.
Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, письменными пояснениями, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В период с 23.01.2023 по 09.02.2023 Бурятской таможней проведен таможенный контроль после выпуска товаров в форме камеральной таможенной проверки по вопросу контроля достоверности сведений, заявленных в декларации на товары и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары (в части контроля достоверности заявления кода ТН ВЭД ЕАЭС), а именно по товару "Зерно кукурузы дробленное для пищевых целей", задекларированному в ДТ N N 10620010/120822/3148856, 10620010/240822/3155750.
В ходе камеральной таможенной проверки установлено, что в августе 2022 года в счет исполнения контрактов от 07.11.2019 N 1983 и от 15.09.2021 N 2134, заключенных соответственно с монгольскими компаниями Mon-Egg LLC и "Тумэн Шувуут", ООО "СТО" поместило под таможенную процедуру "экспорта" товар, задекларированный в двух ДТ N 10620010/120822/3148856 и N 10620010/240822/3155750 (далее - проверяемые ДТ) и вывезенный в общем в семи железнодорожных вагонах (далее - ж/д вагон) через таможенный пост ЖДПП Наушки Бурятской таможни.
Согласно заявленному в графе 31 описанию товара в проверяемых ДТ N N 10620010/120822/3148856, 10620010/240822/3155750 указаны следующие сведения о товаре: "Зерно кукурузы дробленное, для пищевых целей.
Производитель: ООО "Сибирская торговая организация".
Товарный знак: отсутствует, без упаковки". Общий вес брутто/нетто товара, задекларированного в ДТ N 10620010/120822/3148856 - 280800 кг; согласно графе 18 данной ДТ проверяемый товар перемещался в 4-х ж/д вагонах N N 95624664, 95629176, 95765558 и 95953907.
Общий вес брутто/нетто товара, задекларированного в ДТ N 10620010/240822/3155750 - 210600 кг; согласно графе 18 данной ДТ проверяемый Товар перемещался в 3-х ж/д вагонах N N 95268843, 95766705 и 95856050. В графе 33 ДТ NN10620010/120822/3148856, 10620010/240822/3155750 код проверяемого товара заявлен в товарной подсубпозиции 1104 23 400 0 ТН ВЭД БАЭС, которой соответствует ставка вывозной таможенной пошлины 0%.
В ходе таможенной проверки установлено, что партии проверяемого товара, задекларированные ООО "СТО" в ДТ N N 10620010/120822/3148856, 10620010/240822/3155750 и вывезенных соответственно в количестве 280800 кг и 210600 кг, представляют собой смесь целых зерен кукурузы без признаков обработки с продуктами дробления зерен кукурузы, в которой количество целых зерен кукурузы составляет более 59,2 масс. %. При этом целые зерна кукурузы не имеют признаков обработки, продукты дробления зерен кукурузы получены из зерен кукурузы путем дробления (измельчения).
Тем самым, проверяемый товар "зерно кукурузы дробленное, для пищевых целей", задекларированный в ДТ N N 10620010/120822/3148856, 10620010/240822/3155750, в соответствии с ОПИ 1, 3 (б) и 6 ТН ВЭД ЕАЭС подлежит классификации в товарной подсубпозиции 1005 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС "Злаки: кукуруза: прочая (кроме семенной)". В отношении проверяемого товара "зерно кукурузы дробленое для пищевых целей" выявлена неверная классификация товара в товарной подсубпозиции 1104 23 400 0 ТН ВЭД ЕАЭС, что повлекло за собой неуплату таможенных платежей в общей сумме 1 879 141,68 рублей.
По результатам камеральной таможенной проверки в соответствии с положениями пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС, пункта 3 статьи 112 ТК ЕАЭС, статей 218, 237 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) на основании акта таможенной проверки от 09.02.2023 N 10718000/210/090223/А000002, Бурятской таможней 23.03.2023 приняты решения в области таможенного дела, в том числе решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС от 23.03.2023 NN РКТ-10718000-23/000035, РКТ-10718000-23/000036 (далее - Решения о классификации) и решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары N10620010/120822/3148856, N 10620010/240822/3155750.
На основании указанных решений в области таможенного дела должностным лицом Бурятской таможни 23.03.2023 произведены корректировки ДТ N 10620010/120822/3148856, N 10620010/240822/3155750, согласно которым внесены изменения в графу 33 ДТ в части изменения классификационного кода товара (1005 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС), а 27.03.2023 произведены дополнительные корректировки в части изменения сведений в графе 31 об описании товара (Зерно кукурузы, для пищевых целей: смесь целых зерен кукурузы с продуктами дробления зерен кукурузы и примесью в виде стеблей, листьев и семян других культурных растений (подсолнечника). Целые зерна кукурузы не имеют признаков обработки").
Таким образом, в ходе таможенной проверки в отношении проверяемого товара "зерно кукурузы дробленое для пищевых целей" выявлена неверная классификация товара в товарной подсубпозиции 1104 23 400 0 ТН ВЭД ЕАЭС, что повлекло за собой неуплату таможенных платежей в общей сумме 1 879 141,68 рублей.
По результатам камеральной таможенной проверки в соответствии с положениями пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС, пункта 3 статьи 112 ТК ЕАЭС, статей 218, 237 Федерального закона N 289-ФЗ, на основании акта таможенной проверки от 09.02.2023 N10718000/210/090223/А000002, Бурятской таможней 23.03.2023 приняты решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС NN РКТ-10718000-23/000035, РКТ-10718000-23/000036 и решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары N10620010/120822/3148856, N 10620010/240822/3155750.
На основании указанных решений в области таможенного дела должностным лицом Бурятской таможни 23.03.2023 произведены корректировки ДТ N 10620010/120822/3148856, N 10620010/240822/3155750, согласно которым внесены изменения в графу 33 ДТ в части изменения классификационного кода товара (1005 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС), а 27.03.2023 произведены дополнительные корректировки в части изменения сведений в графе 31 об описании товара (Зерно кукурузы, для пищевых целей: смесь целых зерен кукурузы с продуктами дробления зерен кукурузы и примесью в виде стеблей, листьев и семян других культурных растений (подсолнечника). Целые зерна кукурузы не имеют признаков обработки").
Несогласие с решениями о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары после выпуска товаров от 23.03.2023, а также с решением об изменении решения о классификации товара от 23.03.2023, явилось основанием для обращения ООО "СТО" в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Главой 17 ТК ЕАЭС предусмотрено таможенное декларирование товаров при их помещении под таможенную процедуру (за исключением ряда случаев). По общему правилу, таможенное декларирование осуществляется в электронной форме (пункт 3 статьи 104 Таможенного кодекса).
При помещении товаров под таможенные процедуры используется декларация на товары (пункт 3 статьи 105 Таможенного кодекса).
Согласно пункту 4 статьи 105 ТК ЕАЭС перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах, в том числе: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС определено, что к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие характеристики товаров, использованные при их классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
На основании подпункта 1 пункта 2 той же статьи таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 289-ФЗ при обнаружении таможенным органом, как до выпуска товара, так и после выпуска товара его неверной классификации таможенный орган осуществляет классификацию товара и принимает решение о классификации товара. Решение о классификации товара подготавливается в виде документа на бумажном носителе или электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица таможенного органа (часть 2).
Решение о классификации товара является основанием для требования или решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации (часть 3). Частью 4 статьи 15 Федерального закона N 289-ФЗ предусмотрено, что решение о классификации товара должно содержать, в частности, наименование товара; сведения, необходимые для классификации товара; десятизначный классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; обоснование решения о классификации товара, включая причины, послужившие основанием для принятия такого решения; номер товара, номер документа (таможенной декларации или другого документа, используемого в качестве таможенной декларации), в котором таможенным органом выявлен неверный классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД) является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности может использоваться в целях налогообложения товаров и в иных целях, предусмотренных международными договорами и актами, составляющими право Союза, и (или) законодательством государств-членов (пункт 1 статьи 19 ТК ЕАЭС).
С 1 января 1997 года для Российской Федерации вступила в силу Международная Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года. Гармонизированная система описания и кодирования товаров означает Номенклатуру, включающую в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также Основные правила интерпретации Гармонизированной системы (пункт а) статьи 1 указанной Международной конвенции).
Как закреплено в пункте 2 статьи 19 ТК ЕАЭС, международной основой ТН ВЭД являются Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Евразийской экономической комиссией. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 сентября 2021 года N 80 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (до 1 января 2022 г. были утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N54), которым определены Основные правила интерпретации ТН ВЭД, имеющие правовое значение при классификации товаров и в соответствии с которыми определяется разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям.
Положением о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров (далее - Положение), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 года N 522, определено, что Основные правила интерпретации ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на определенном уровне.
В соответствии с пунктом 1 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС, названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими положениями:
2. а) Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
б) Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с другими материалами или веществами. Любая ссылка на товар из определенного материала или вещества должна рассматриваться и как ссылка на товары, полностью или частично состоящие из этого материала или вещества. Классификация товаров, состоящих более чем из одного материала или вещества, осуществляется в соответствии с положениями Правила 3.
Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями вышеизложенных Правил, классифицируются в товарной позиции, соответствующей товарам, наиболее сходным (близким) с рассматриваемыми товарами (пункт 4 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС).
Пунктом 6 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС (Правило 6) предусмотрено, что для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Аналогичные положения содержатся в Основных правилах интерпретации ТН ВЭД, содержащихся в Рекомендациях Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 ноября 2017 года N 21 "О пояснениях к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза".
Согласно пункту 5 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (далее - Положение N 522), основные правила интерпретации ТН ВЭД (ОПИ) предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.
На основании пункта 6 Положения N 522 ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно:
ОПИ 1 применяется в первую очередь;
ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1;
ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2;
ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3;
ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ;
ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
При применении ОПИ 2 сначала применяется ОПИ 2а, затем ОПИ 2б - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 2а.
При применении ОПИ 3 сначала применяется ОПИ 3а, затем ОПИ 3б - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3а, затем ОПИ 3в - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3а или ОПИ 3б.
В соответствии с пунктами 7.1 и 7.2 Положения N 522 Определение товарной позиции с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 настоящего Положения.
Определение субпозиции (подсубпозиции) на основании ОПИ 6 и с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 настоящего Положения, путем замены в текстах ОПИ 1 - ОПИ 4 термина "товарная позиция" термином "субпозиция" ("подсубпозиция") в соответствующем числе и падеже, если товарная позиция, определенная в соответствии с подпунктом 7.1 настоящего Положения, имеет подчиненные субпозиции (подсубпозиции):
определение однодефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной товарной позиции;
определение двухдефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной однодефисной субпозиции (подсубпозиции);
определение трехдефисной подсубпозиции в рамках данной двухдефисной субпозиции (подсубпозиции);
и так далее до достижения необходимого уровня классификации.
На основании изложенного, для правильности классификации товаров по ТН ВЭД необходимо установить характеристики товара как с точки зрения его состава и функциональных особенностей, так и назначения, и затем соотнести их с текстом соответствующей товарной позиции с учетом Примечаний и Пояснений к ТН ВЭД.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 года N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 49) указано, что суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, руководствуясь Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 Таможенного кодекса решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному товару. Для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.
Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) рекомендованы Евразийской экономической комиссией к применению в качестве одного из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД (рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21;далее - Пояснения ТН ВЭД).
При классификации товара по ТН ВЭД последовательно должны применяться ОПИ, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, что не исключает возможности при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС, содержащие дополнительную информацию, необходимую для классификации товаров.
Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
Как следует из материалов дела, в августе 2022 года в счет исполнения контрактов от 07.11.2019 N 1983 и от 15.09.2021 N 2134ООО "СТО" поместил под таможенную процедуру "экспорта" товар, задекларированный в декларациях на товар N 10620010/120822/3148856, 10620010/240822/3155750.
В проверяемых ДТ указаны следующие сведения о товаре: описание товара - "Зерно кукурузы дробленное, для пищевых целей". В графе 33 проверяемых ДТ код товара по ТН ВЭД ЕАЭС заявлен в товарной подсубпозиции -1104 23 400 0 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка вывозной таможенной пошлины - 0%).
Таможенный орган в результате проведенной проверки пришел к выводу, что проверяемый товар "зерно кукурузы дробленное, для пищевых целей", задекларированный в ДТ N 10620010/120822/3148856, 10620010/240822/3155750 подлежит классификации в товарной подсубпозиции 1005 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС "Злаки: кукуруза: прочая (кроме семенной)" (ставка вывозной таможенной пошлины на дату декларирования - 46,1 долларов США за 1000 кг).
Таким образом, спорным является вопрос классификации товара по подсубпозиции 1104 23 400 0 ТН ВЭД ЕАЭС, либо 1005 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС. В соответствии с текстом товарной позиции 1104 ТН ВЭД ЕАЭС "Зерно злаков, обработанное другими способами (например, шелушенное, плющеное, переработанное в хлопья, обрушенное, в виде сечки или дробленое), кроме риса товарной позиции 1006; зародыши зерна злаков, целые, плющеные, в виде хлопьев или молотые" в нее включаются все неготовые продукты помола зерна злаков, за исключением муки тонкого помола (товарные позиции 1101 и 1102), крупы, муки грубого помола и гранул (товарная позиция 1103) и остатков (товарная позиция 2302).
В данную товарную позицию включаются:
(1) Зерно злаков вальцованное, или плющеное, или переработанное в хлопья (например, ячмень или овес), получаемое в результате раздавливания или вальцевания целого зерна (шелушеного или нешелушеного), или дробленое зерно или продукты, описанные ниже в пунктах (2) и (3) и в пунктах (2) - (5) пояснений к товарной позиции 1006. При этом процессе зерно обычно прогревается паром или прокатывается между нагретыми вальцами. Готовые завтраки типа "кукурузных хлопьев" - это готовые к употреблению продукты и поэтому, аналогично другим готовым продуктам из зерна злаков, включаются в товарную позицию 1904.
(2) Овес, гречиха и просо с удаленной пленкой, но с сохранившимся околоплодником. Однако голозерный овес, который по своей природе не имеет пленки или лузги, не включается в данную товарную позицию при условии, что он не подвергался обработке любым другим способом, кроме обмолота и провеивания (товарная позиция 1004).
(3) Зерно злаков шелушеное или подвергнутое обработке каким-либо другим способом для частичного или полного удаления околоплодника (то есть тонкого слоя под пленкой). Допустимо, что в результате такой обработки становится видимым мучнистое ядро. Зерно пленчатых разновидностей ячменя, если с него удалены пленки (или лузга), также включается в данную товарную позицию. (Поскольку пленки слишком плотно прирастают к зерновке, их нельзя отделить просто обмолачиванием или провеиванием, пленки отделяются только путем обдирного помола - см. пояснения к товарной позиции 1003.)
(4) Обрушенное зерно злаков (в основном ячмень), то есть зерно, с которого почти полностью удален околоплодник; оно более закруглено с концов.
(5) Дробленое зерно злаков, то есть зерно (шелушеное или нешелушеное), измельченное или раздробленное на части, отличающееся от крупы большим размером и неправильностью формы частиц.
(6) Зародыши зерна злаков, отделяемые от зерна на первой стадии помола, целые или слегка вальцованные.
Для повышения сохраняемости зародыши могут быть частично обезжирены или подвергнуты тепловой обработке.
В зависимости от цели использования зародыши могут быть переработаны в хлопья или подвергнуты помолу (крупному или тонкому, как мука) и могут содержать добавки витаминов, чтобы компенсировать потери, связанные с обработкой.
Целые или вальцованные зародыши обычно используются для извлечения масла.
Переработанные в хлопья или молотые зародыши используются для изготовления продуктов питания (бисквитов или других хлебобулочных изделий, диетического питания), корма для животных (производство кормовых добавок) или в производстве фармацевтической продукции.
В соответствии с пояснениями к товарной подсубпозиции 1104 23 400 0 ТН ВЭД ЕАЭС "шелушенное, переработанное в сечку или непереработанное, дробленое или недробленое; обрушенное" помимо обрушенного зерна злаков, указанного в пояснениях к товарной позиции 1104, второй абзац (4), в данную подсубпозицию включаются частицы зерна злаков, которые после обрушения имеют форму округлых гранул.
При этом согласно пояснениям к товарной позиции 1104 23 980 0 ТН ВЭД ЕАЭС, в данную подсубпозицию включаются продукты, полученные в результате дробления нешелушеных зерен злаков, которые не соответствуют критериям просеивания, определенным в примечании 3 к данной группе.
Раздробленные зерна кукурузы, полученные в процессе просеивания очищенных нешелушеных зерен кукурузы и удовлетворяющие критериям, определенным в примечании 2 (А) к данной группе, включаются в данную подсубпозицию как зерна "дробленые без какой-либо иной обработки".
В соответствии с примечанием 2 (А) к группе 11 ТН ВЭД ЕАЭС продукты мукомольного производства, перечисленные в приведенной таблице, включаются в данную группу в том случае, если по массе сухого вещества: (а) содержание крахмала (определяемое по изменению поляризации методом Эверса) превышает указанное в графе 2 таблицы (в отношении кукурузы должно превышать 45% масс); (б) зольность (после внесения поправки на все добавленные минеральные вещества) не превышает данных, указанных в графе 3 таблицы (в отношении кукурузы не более 2% масс).
В противном случае они включаются в товарную позицию 2302. Однако зародыши зерна злаков, целые, плющеные, в виде хлопьев или молотые, всегда включаются в товарную позицию 1104.
Согласно примечанию 3 к группе 11, в товарной позиции 1103 термины "крупа" и "мука грубого помола" означают продукты дробления зерна: (а) не менее 95 мас. % которых просеивается через сито из металлической сетки с ячейками 2 мм, в случае продуктов дробления кукурузы; (б) не менее 95 мас % которых просеивается через сито из металлической сетки с ячейками 1,25 мм, в случае продуктов дробления прочих злаков.
Кроме того, в соответствии с Общими положениями товарной группы 11, в данную группу включаются: (1) Продукты помола зерна злаков группы 10 и сахарной кукурузы группы 07, кроме остатков помола товарной позиции 2302.
При этом продукты помола пшеницы, ржи, ячменя, овса, кукурузы (включая целые початки, молотые вместе со стержнем или без него), сорго, риса и гречихи, включаемые в данную группу, следует отличать от остатков, включаемых в товарную позицию 2302 в соответствии с требованиями по содержанию крахмала и зольности, указанными в примечании 2 (А) к данной группе.
Внутри группы 11 ТН ВЭД ЕАЭС муку из зерна вышеупомянутых злаков, включаемую в товарную позицию 1101 или 1102, следует отличать от продуктов товарной позиции 1103 или 1104 в соответствии с требованиями прохождения через сито, указанными в примечании 2 (Б) к данной группе.
Вместе с тем все крупы товарной позиции 1103 должны соответствовать требованиям прохождения через сито, приведенным в примечании 3 к данной группе. (2) Продукты, также получаемые из злаков группы 10, после обработки, предусмотренной в товарных позициях данной группы, такой как осолаживание или извлечение крахмала или пшеничной клейковины. (3) Продукты, полученные обработкой сырья из других групп (сушеные бобовые овощи, картофель, плоды и т.п.) способами, аналогичными указанным выше в пунктах (1) или (2).
В соответствии с примечанием 1 к товарной группе 10 ТН ВЭД в товарные позиции данной группы включаются только зерна, в том числе не отделенные от колосьев или стеблей. В данную группу не включается зерно, шелушенное или обработанное любым другим способом.
Согласно Общим положениям пояснений к группе 10 ТН ВЭД ЕАЭС, в данную группу включается только зерно злаков, в том числе в снопах или колосьях. Необмолоченное зерно скошенных до фазы полной спелости злаков тоже включается вместе с обычным зерном. Свежеубранное зерно злаков (кроме сахарной кукурузы группы 07), пригодное или непригодное для использования в качестве растительных продуктов, включается в данную группу.
Однако зерно других культур не включается в данную группу, если его шелушили или обработали другим способом, например, как описано в товарной позиции 1104.
В товарную позицию 1005 ТН ВЭД ЕАЭС включается зерно кукурузы, согласно пояснениям к данной товарной позиции имеются несколько типов кукурузы с зерном разного цвета (золотисто-желтого, белого, иногда красновато-коричневого или пестрого) и разной формы (круглой, зубовидной, плоской и т.п.).
На этапе убытия с таможенной территории Евразийского экономического союза в регионе деятельности таможенного поста ЖДПП Наушки (далее - т/пост ЖДПП Наушки) в отношении задекларированного ООО "СТО" по ДТ N 10620010/120822/3148856, 10620010/240822/3155750 проверяемого товара "Зерно кукурузы дробленое для пищевых целей", должностными лицами т/поста ЖДПП Наушки в целях идентификации данного товара произведены отборы проб и (или) образцов и приняты решения о назначении таможенных экспертиз:
- от 15.09.2022 N 10718020/150922/ПВ/500008 в отношении товара перемещавшегося в ж/д вагоне N95856050 (ДТ N10620010/240822/3155750, акт отбора проб и (или) образцов товаров N10718020/170922/500015);
- от 18.09.2022 N 10718020/180922/ПВ/500010 в отношении товара перемещавшегося в ж/д вагоне N 95766705 (ДТ N 10620010/240822/3155750, акт отбора проб и (или) образцов товаров N 10718020/210922/500017);
- от 20.09.2022 N 10718020/200922/ПВ/500011 в отношении товара перемещавшегося в ж/д вагоне N 95268843 (ДТ N 10620010/240822/3155750, акт отбора проб и (или) образцов товаров N 10718020/210922/500018);
- от 18.09.2022 N 10718020/180922/ПВ/500009 в отношении товара, перемещавшегося в ж/д вагонах N N 95629176, 95765558, 95953907 (ДТ N 10620010/120822/3148856, акт отбора проб и (или) образцов товаров N 10718020/210922/500016);
- от 25.09.2022 N 10718020/250922/ПВ/500013 в отношении товара, перемещавшегося в ж/д вагоне N 95624664 (ДТ N 10620010/120822/3148856, акт отбора проб и (или) образцов товаров N 10718020/270922/000004).
В соответствии с результатами заключений таможенных экспертов от 07.12.2022 N 12408040/00244103, от 16.11.2022 N 12408040/0020557, от 17.11.2022 12408040/0020558, от 18.11.2022 N 12408040/0020559, от 21.11.2022 N 12408040/0021975 установлено, что товар, задекларированный ООО "СТО" в ДТ NN 10620010/120822/3148856, 10620010/240822/3155750 и вывезенный в 7-ми ж/д вагонах NN 95624664, 95629176, 95765558, 95953907, 95268843, 95766705, 95856050 представляет собой смесь целых зерен кукурузы (76,48; 74,39; 66,32; 59,52; 65,69 мас. %) с продуктами дробления зерен кукурузы (23,5; 25,58; 33,61; 40,44; 34,25 мас. %) и примесью (0,02; 0,03; 0,07; 0,04; 0,06 мас. %) в виде стеблей, листьев и семян других культурных растений (подсолнечника).
При этом целые зерна кукурузы не имеют признаков обработки, продукты дробления зерен кукурузы получены из зерен кукурузы путем дробления (измельчения).
Согласно указанным выше заключениям таможенных экспертиз, внешний вид дробленых частиц (наличие зародышей и оболочек), компонентный состав (наличие целых и дробленых зерен), размеры зерен (зерновок) кукурузы и продуктов дробления кукурузы в исследуемых пробах товара, не позволяет отнести данный товар "дробленая кукуруза" к крупам из кукурузы.
Описание зерен кукурузы, классифицируемой в товарной позиции 1005 ТН ВЭД совпадает с установленными при проведении таможенных экспертиз характеристиками проверяемого товара - целые зерна (зерновки) кукурузы имеют продолговато-удлиненную форму со скошенными боками, часть зерновок имеет округлую верхушку, зерновки гладкие блестящие, желтого и оранжевого цветов, плодовая оболочка и чехлик сохранены, следовательно, зерновки кукурузы не имеют признаков дополнительной обработки.
Согласно Пояснению (XIII) к Правилу 2 (б) смеси и сочетания материалов или веществ и товары, изготовленные из более, чем одного материала или вещества, если они, prima facie, могут быть отнесены к двум или более товарным позициям, должны классифицироваться в соответствии с принципами Правила 3.
В соответствии с Правилом 3 ОПИ в случае, если в силу Правила 2 (б) или по какимлибо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется по правилам 3 (а), 3 (б) или 3 (в). Согласно Правилу 3 (а) предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара. В рассматриваемом случае классификация не может быть осуществлена по Правилу 3 (а), так как проверяемый товар представляет собой смесь, состоящую из целого зерна кукурузы, классифицируемого в товарной позиции 1005 ТН ВЭД, и зерна кукурузы дробленной, классифицируемой в товарной позиции 1104 ТН ВЭД.
В Пояснениях (V) к Правилу 3 (а) указано, что если в двух или более товарных позициях упоминается только часть материалов или веществ, входящих в состав смесей или многокомпонентных изделий, или только часть изделий в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции следует рассматривать как одинаково конкретные описания этих товаров, даже если одна из них дает более полное и конкретное описание, чем другие.
В таких случаях классификация товаров должна осуществляться по Правилу 3 (б) или 3 (в).
В соответствии с Правилом 3 (б) смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим.
Согласно Пояснениям (VI) к Правилу 3 (б) второй метод относится только к: (i) смесям;
(и) многокомпонентным товарам, состоящим из разных материалов; (ш) многокомпонентным товарам, состоящим из разных компонентов; (iv) товарам, входящим в набор для розничной продажи. Он используется только в том случае, если Правило 3 (а) не применимо.
Согласно Пояснениям (VII) во всех этих случаях товары должны классифицироваться так, как будто они состоят только из материала или компонента, который придает им основное свойство в той степени, в которой применим этот критерий. При этом в соответствии с Пояснением (VIII) - фактор, который определяет основное свойство, будет различным для разных видов товаров.
Он может, например, определяться природой материала или компонента, его объемом, количеством, массой, стоимостью или же ролью, которую играет этот материал или компонент при использовании товара. Исходя из того, что проверяемый товар, задекларированный ООО "СТО" в ДТ N N 10620010/120822/3148856, 10620010/240822/3155750 и вывезенный в 7-ми ж/д вагонах в общем количестве 491400 кг, представляет собой смесь целых зерен кукурузы без признаков обработки с продуктами дробления зерен кукурузы, в которой количество целых зерен кукурузы превышает количество дробленых зерен и составляет более 59,52 масс. %, данный товар в соответствии с ОПИ 3 (б) подлежит классификации в товарной позиции 1005 ТН ВЭД ЕАЭС, к которой относятся "Злаки: кукуруза".
В соответствии с ОПИ 6 для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Товарная позиция 1005 ТН ВЭД ЕАЭС предполагает следующую детализацию субпозиций: "1005 Кукуруза: - 1005 10 семенная: - 1005 90 000 0 прочая".
Так как проверяемый товар не является семенной кукурузой, а предназначен для пищевых целей, он соответствует товарной подсубпозиции 1005 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
С учетом изложенного, в соответствии с ОПИ 1, 3б и 6 ТН ВЭД ЕАЭС, исходя из наименования и описания товара в части количественного состава смеси, а именно наличия целых зерен кукурузы (76,48; 74,39; 66,32; 59,52; 65,69 мас.%) и отсутствия признаков обработки целых зерен кукурузы, проверяемого товара "зерно кукурузы", помещенного под таможенную процедуру "экспорта" по ДТ N N 10620010/120822/3148856, 10620010/240822/3155750 и вывезенного в общем количестве 491400 кг., подлежит классификации в товарной подсубпозиции 1005 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС "Злаки: кукуруза: прочая (кроме семенной)" является верным.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 г. N 117 "О ставках вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе" утверждено Положение о расчете и применении ставок вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры, которым определено, что ставки вывозных таможенных пошлин в отношении зерновых культур, в том числе кукурузы (код 1005 90 ООО 0 ТН ВЭД ЕАЭС), рассчитываются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз РФ).
Информация о рассчитанных ставках вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры размещается на официальном сайте Минсельхоза РФ в сети "Интернет".
На дату регистрации ДТ N 10620010/120822/3148856 (на 12.08.2022) в отношении кукурузы (код 1005 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС) - соответствовала ставка вывозной таможенной пошлины в размере 3802,80 руб./l тн, на дату регистрации ДТ N 10620010/240822/3155750 - 3852,40 руб./l тн (см. на сайте https://mcx.gov.ru).
Согласно расчету таможенных платежей, с учетом классификации в товарной подсубпозиции 1005 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС части проверяемого товара, задекларированного по двум ДТ N N 10620010/120822/3148856, 10620010/240822/3155750, правомерно доначислена вывозная таможенная пошлина в общей сумме 1 879 141,68 рублей.
Довод заявителя о подтверждении кода 1104 23 400 0 ТН ВЭД сертификатами качества от 08.08.2022 N 0016638, N 0016639, N 0016640, N 0016641, от 18.08.2022 N 0016642, 0016645, 0016646, выданными данному товару Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория", в которых указаны номера вагонов N N 95624664, 95629176, 95765558, 95953907, 95268843, 95766705, 95856050 правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 20 ТК ЕАЭС коды товаров, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров.
Указанные документы, в том числе сертификат качества, не являются нормативными источниками классификации товаров, в связи с чем, не подлежат применению для целей классификации в сфере таможенных правоотношений.
Классификация товаров осуществляется исключительно в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, Основными правилами интерпретации, применяемыми с учетом Примечаний и Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС.
Также несостоятелен довод заявителя об утверждении Технических условий ТУ 01.11.20-001- 39795352-2020 на производимую кукурузу дробленную на пищевые цели, в соответствии с которыми продукция должна соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" TP ТС 021/2011 и изготавливаться по действующей Технологической инструкции по производству дробленой кукурузы, утвержденной ООО "СТО", поскольку данные ТУ распространяются на кукурузу смешанного состава (дробленая и целая), предназначенную для употребления в пищу, при этом процентное соотношение целой и дробленой части не определяется (примечание к пункту 2.3 ТУ).
В рамках проведенных таможенных экспертиз в отношении проверяемого товара, задекларированного в оспариваемых ДТ, экспертом учтены технические условия ТУ 01.11.20-001-39795352-2020 и Технологическая инструкция по производству дробленой кукурузы, разработанные самим ООО "Сибирская торговая организация".
При этом таможенным экспертом установлено, что проверяемый товар представляет собой смесь целых зерен кукурузы без признаков обработки с продуктами дробления зерен кукурузы, в которой количество целых зерен кукурузы превышает над дробленым зерном и составляет более 67 масс. %.
При оценке довода заявителя о том, что в адрес ООО "Сибирская торговая организация" не выслано акта таможенного осмотра либо досмотра товара ни на один из проверяемых вагонов, нет актов отбора проб и (или) образцов от 27.09.2022 N N 10718020/250922/000004 из вагона 95624664 и от 17.09.2022 N 1078020/150922/500015 из вагона 95856050, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 310 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля. В соответствии со статьей 338 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе применять меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля.
Данные меры применяются самостоятельно или для обеспечения применения форм таможенного контроля.
Одной из данных мер является назначение проведения таможенной экспертизы, отбор проб и (или) образцов товара. При выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками.
В соответствии с системой управления рисками и с учетом профиля риска, которым было предусмотрено применение соответствующих мер по их минимизации, а именно проведение таможенной экспертизы и отбора проб товара "зерно кукурузы дробленое", должностными лицами таможенного поста данные действия были произведены в установленном порядке.
В отношении товара, перемещавшегося в 7-ми ж/д вагонах, таможенный контроль в форме таможенного осмотра либо досмотра товаров не проводился, соответственно, акты таможенного осмотра/досмотра не оформлялись и не направлялись в адрес ООО "СТО".
В целях проведения таможенной экспертизы в отношении товара, задекларированного в ДТ N 10620010/120822/3148856 и перемещавшегося в ж/д вагоне N 95624664, 27.09.2022 произведен отбор проб товара из данного вагона, акт отбора проб и (или) образцов от 27.09.2022 N 10718020/250922/000004 направлен в адрес декларанта ООО "СТО" сопроводительным письмом от 27.09.2022 (исх. N 16-03-12/04061 от 27.09.2022.
В отношении товара, задекларированного в ДТ N 10620010/240822/3155750 и перемещавшегося в ж/д вагоне N 95856050, 17.09.2022 произведен отбор проб товара, акт от 17.09.2022 N 107148020/170922/500015 направлен письмом от 17.09.2022 (исх. N 16-03- 12/03946 от 17.09.2022).
Указанные выше письма направлены на официальную электронную почту организации "sibtorgorg22@gmail.com", о чем имеется подтверждение о получении данных писем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 ТК ЕАЭС обмен документами и (или) сведениями в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, иными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, между таможенными органами и декларантами, перевозчиками, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами и иными лицами, совершающими таможенные операции, осуществляется в электронной форме или путем представления (направления) документов и (или) сведений на бумажном носителе.
При этом согласно пункту 2 статьи 362 ТК ЕАЭС обмен электронными документами и (или) сведениями в электронной форме осуществляется путем взаимодействия информационных систем таможенных органов и информационных систем вышеуказанных лиц, либо с использованием ресурсов сети Интернет. В данном случае вышеуказанные документы направлены в адрес ООО "СТО" на официальный электронный адрес организации "sibtorgorg22@gmail.com" с последующим досылом на бумажном носителе почтовой связью на юридический адрес организации.
Доводы заявителя о нарушении порядка отбора проб товара при проведении таможенного осмотра и недостаточности массы пробы для проведения таможенной экспертизы судом также правомерно отклонены с приведением соответствующих мотивов, с которыми соглашается и суд апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 393 ТК ЕАЭС для проведения таможенной экспертизы пробы и (или) образцы товаров отбираются должностными лицами таможенных органов.
В соответствии с пунктом 2 приказа ФТС N 384 "Об утверждении Порядка отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы" (зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2021 N 64776) (далее - приказ ФТС N384), отбор таможенными органами проб и (или) образцов товаров осуществляется должностным лицом таможенного органа, в должностные обязанности которого входит проведение такого отбора, на основании решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы. Отборы проб товара "зерно кукурузы дробленое" проводились должностным лицом таможенного поста ЖДПП Наушки на основании решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы.
В ходе проведения отбора проб товара "кукуруза" должностные лица таможенного поста ЖДПП Наушки руководствовались методами отбора, в соответствии с ГОСТ 13586.3-2015 "Зерно. Правила приемки и методы отбора проб" (далее - ГОСТ 13586.3- 2015).
Разделами ГОСТ 13586.3-2015 "Межгосударственный стандарт. Зерно. Правила приемки и методы отбора проб" регулируется, в том числе порядок отбора точечных проб с применением механических пробоотборников и ручных щупов, а также порядок формирования объединенной пробы.
В связи с этим должностными лицами таможенного поста с целью соблюдения пункта 5 ГОСТа 13586.3-2015 отбор проб осуществлен с применением ручного средства отбора проб различных сыпучих материалов, а именно - с применением пробоотборника ПСМ-УС-270, который соответствует модификациям оборудования, приведенным в приложении "А" к указанному ГОСТу (копия паспорта - руководства по эксплуатации ПСМ-УС-270 прилагается).
Также в соответствии с требованиями пункта 5.3 ГОСТа 13586.3-2015 учтен способ составления объединенной пробы, которая составлялась как совокупность точечных проб, все точечные пробы ссыпались в чистую твердую, исключающую изменение качества товара тару.
Порядок отбора проб из железнодорожных вагонов данным ГОСТом не регламентирован, в связи с этим отбор проб производился должностными лицами таможенного поста с применением ручного метода взятия точечных проб пробоотборником (щупом) ПСМ-УС-270 с использованием метода, который аналогичен приведенному в пункте 5.2.1.1 данного ГОСТа по схеме "В".
Так, точечные пробы отбирались равномерно по длине вагона, по всей глубине насыпи, с верхнего, среднего и нижнего слоя, после чего формировалась объединенная проба общим весом от 2 кг до 3 кг с каждого вагона, содержащая наиболее объективные характеристики перемещаемого товара, из которой сформированы 3 пробы по 500 грамм.
В соответствии с конструктивными характеристиками пробоотборника (щупа) ПСМ-УС270 количество отобранных с одного вагона точечных проб товара составило более 16 точек отбора.
Согласно паспорту - руководству по эксплуатации пробоотборник ПСМ-УС-270 имеет в своей конструкции 2 камеры для отбора проб, общим объемом не менее 50 мл. (0,05 кг.).
Таким образом, при осуществлении отбора с верхнего, среднего и нижнего уровня сыпучего товара из одной точки масса пробы составляет примерно 150 мл. (0,15 кг.) в зависимости от фракции отбираемого товара.
Таблицей 2 раздела 5.2.4.4 указанного ГОСТа предусмотрено, что для насыпи зерна с большой глубиной пробы отбирают каждые 2 метра, что соответствует одной точечной пробе, а также указано, что процедуру повторяют столько раз, сколько необходимо без привязки к конкретному количеству минимального числа точечных проб.
Также данной таблицей предусмотрено, что минимальная масса лабораторной пробы для других анализов, не связанных с определением контаминантов (химических загрязнителей пищевых продуктов) составляет от 1 до 3 килограммов в зависимости от требований аналитических методов.
В данном случае, с учетом объема пробоотборника ПСМ-УС-270 (0,150 кг) и количества отобранных с одного вагона точечных проб товара (более 16 точек отбора), общая масса объединенной пробы с одного вагона составляет более 2,2 кг.
При определении минимального количества проб, необходимого для проведения таможенной экспертизы, должностные лица таможенного поста ЖДПП Наушки руководствовались требованиями приказа ФТС России от 07.02.2021 N 384 "Об утверждения Порядка отбора проб и (или) образцов товаров для проведения таможенной экспертизы" (далее - Порядок).
В указанном Порядке содержатся конкретные сведения о минимальном количестве проб и образцов, необходимом для проведения таможенной экспертизы продукции мукомольно-крупяной промышленности 11 группы ТН ВЭД ЕАЭС - 3 пробы по 500 грамм.
Должностными лицами таможенного поста ЖДТП Наушки из объединенной пробы товара, полученной из точечных проб из каждого вагона, формировалось с помощью поверенных электронных весов по 3 пробы по 500 грамм (общим весом 1,5 кг), в установленном в соответствии с требованиями приказа ФТС N 384 минимальном количестве для проведения таможенной экспертизы.
Указанный вес отобранных проб не противоречит требованиям пункта 5.2.4.4 ГОСТа ISO 24333-2017 "Зерно и продукты его переработки. Отбор проб" (от 1 до 3 кг). По доводу заявителя о задержке исполнения решений о назначении таможенной экспертизы.
В данном случае |обжалуемые решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС N N РКТ-10718000-23/000035 и РКТ0718000-23/000036 от 23.03.2023 приняты по результатам камеральной таможенной проверки, проведенной ОПДЛ Бурятской таможни после выпуска товара, задекларированного ООО "СТО" в ДТ NN10620010/120822/3148856 и 10620010/240822/3155750.
В соответствии с пунктом 2 статьи 390 ТК ЕАЭС срок проведения таможенной экспертизы приостанавливается в случае наличия ходатайства уполномоченного таможенного органа перед таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу, о предоставлении ему дополнительных материалов, документов, проб и (или) образцов товаров, а также в иных случаях, устанавливаемых законодательством государств-членов.
На основании ходатайств таможенного эксперта об уточнении вопроса N 1, поставленного на разрешение таможенного эксперта, и необходимости предоставления дополнительных материалов (технологической схемы/инструкции с описанием производства товара и технических условий на товар) срок производства таможенных экспертиз приостанавливался на 10 рабочих дней, до 25.10.2022: по заключению N 12408040/0020557 таможенный пост проинформирован письмом СЭД от 12.10.2022 N 42-08-12/0869; по заключениям N 12408040/0020558, 12408040/0020559 таможенный пост проинформирован письмом СЭД от 12.10.2022 N 42-08-12/0867.
Срок производства таможенной экспертизы по заключению N 12408040/0021975 приостанавливался на 10 рабочих дней, до 27.10.2022, о чем таможенный пост проинформирован письмом СЭД от 13.10.2022 N 42-08-12/0878.
Срок производства вышеуказанных экспертиз возобновлен по получению писем таможенного поста от 26.10.2022 N 16-02-10/04386, от 11.11.2022 N 16-02-10/04589, от 11.11.2022 N 16-02-10/04590,
Срок проведения таможенных экспертиз с учетом их приостановления не превышает 20-ти рабочих дней, установленных пунктом 1 статьи 390 ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума ВС РФ N 49 основанием для вывода о неправомерности оспариваемого в суде решения о классификации товара по ТН ВЭД является неправильная классификация товара таможенным органом.
В судебном акте, при наличии к тому достаточных доказательств, также может содержаться вывод о верности классификации, произведенной декларантом, и об отсутствии в связи с этим у таможенного органа основания для принятия решения об иной классификации товара, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 20 Таможенного кодекса.
Поскольку таможенным органом не допущено неправильной классификации спорного товара, постольку суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Вопреки утверждению апеллянта, принятие Бурятской таможней 27.07.2023 решений об изменении РКТ не указывает на незаконность решений от 23.03.2023 о внесении изменений в сведения, заявленные в декларациях на товары после выпуска товаров.
В данном случае в РКТ от 23.03.2023 г. в пункте 8, в котором указываются сведения об обосновании принятия решения о классификации товара, в подпункте 8.1 вместо ссылки на ОПИ 3(6) указано на ОПИ 2(6). При этом, применение ОПИ 3(б) не влияет на необходимость изменения классификационного кода товара (1005 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС), указанного в графе 6 РКТ от 23.03.2023 г., а также не изменяются сведения, необходимые для классификации, указанные в графе 7 данных РКТ.
На основании изложенного Бурятской таможней 27.07.2023 были приняты решения об изменении решений о классификации товара в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС оN РКТ-10718000-23/000035И, РКТ-10718000-23/000036И (далее - Решения об изменении РКТ), согласно которым в ранее принятые Решения о классификации NN РКТ-10718000-23/000035, РКТ-10718000-23/000036 от 23.03.2023 г. (далее - РКТ) внесены изменения в пункте 8.1 данных РКТ в части указания вместо ОПИ 2(б) ссылки на ОПИ 3(б). Классификационный код в РКТ от 23.03.2023 не изменялся.
В этой связи довод апеллянта о том, что в Решениях об изменении РКТ от 27.07.2023 не упомянуты как обоснование результаты таможенной проверки, несостоятелен ввиду того, что в соответствии с приказом ФТС России от 25.10.2021 N 926 в Решения об изменении решения о классификации товара вносятся только те сведения, которые изменяются. В данном случае в РКТ от 23.03.2023 в пункте 8.4 "Обоснование принятия решения о классификации товара" имеется ссылка на результаты проведения таможенной проверки, а также в пункте 9.4 "Для служебных отметок" указан акт таможенной проверки от 09.02.2023 N 10718000/210/090223/А000002.
Применительно к пункту 21 Постановления Пленума ВС РФ N 49 в данном случае судом первой инстанции правомерно установлено и подтверждено материалами дела, что таможенным органом не допущено неправильной классификации спорного товара и, следовательно, оснований для признания недействительными решений не имеется.
Доводы апеллянта о допущенных судом первой инстанции процессуальных нарушениях проверены судебной коллегией и отклоняются как необоснованные.
Как следует из материалов дела, общество заявило ходатайство о вызове свидетелей Павлова Г.С. и Февралева А.С., в удовлетворении которого судом отказано исходя из того, что заявителем указано о невозможности обеспечения их явки в суд.
Судебная коллегия, не усматривая нарушения судом процессуального закона, повлекшего принятие неправильного решения (часть 3 статьи 270 АПК РФ), исходит из того, что положения статьи 88 АПК РФ не обязывают суд в безусловном порядке удовлетворить ходатайство стороны о вызове свидетеля, тем более обеспечивать их явку.
Отклонив ходатайство о вызове свидетеля, суд первой инстанции не лишил заявителя возможности реализации принадлежащих ему процессуальных прав и обязанностей по доказыванию своих требований с учетом представленных по делу доказательств.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что заявления о фальсификации актов отбора проб (образцов) общество не делало, в связи с чем вызов указанных свидетелей при достаточном для полного и всестороннего рассмотрения дела объеме доказательственной базы повлек бы явно необоснованное затягивание процесса.
Доводы о нарушении судом первой инстанции процессуальных принципов беспристрастности, объективности и состязательности при рассмотрении настоящего дела своего подтверждения не нашли и отклоняются судебной коллегией как необоснованные.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств, а также неправильным толкованием приведенных норм материального права.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В соответствии с п. 33 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 года N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В соответствии с пп. 3 ст. 333.21 НК РФ при обжаловании судебных актов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственная пошлина для организаций составляет 3000 руб.
В связи с вышеуказанным при подаче апелляционной жалобы на судебный акт по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственная пошлина для юридических лиц составляет 1500 руб.
Суд апелляционной инстанции удовлетворил ходатайство ООО "Сибирская торговая организация" об отсрочке уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Ходатайства о снижении размера государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии с пунктом 2 статьи 333.22 НК РФ заявителем жалобы не заявлено.
С учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы с общества с ограниченной ответственностью "Сибирская торговая организация" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1500 руб.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 сентября 2023 года по делу N А10-4222/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Сибирская торговая организация" (ОГРН 1192225019106, 656063, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Космонавтов, дом 69А, офис 2) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-4222/2023
Истец: ООО Продовольствие Алтая
Ответчик: БУРЯТСКАЯ ТАМОЖНЯ