город Омск |
|
14 декабря 2020 г. |
Дело N А75-13173/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12362/2020) Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение от 28.09.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-13173/2020 (судья Дроздов А.Н.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Трансфер плюс" (ОГРН 1078603007340, ИНН 8603147230) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1188617004729, ИНН 8603232976) о признании недействительным решения от 08.07.2020 N10593,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Трансфер плюс" (далее - ООО "Трансфер плюс", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - ГУ - УПФ РФ в г. Нижневартовске, пенсионный орган, заинтересованное лицо) о признании решения от 08.07.2020 N 10593 недействительным в части наложения штрафа в размере, превышающим 1 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.09.2020 по делу N А75-13173/2020 заявление общества удовлетворено. Признано недействительным решение пенсионного органа от 08.07.2020 N 10593 в части наложения штрафа в размере, превышающем 1 000 руб.
Возражая против принятого по делу решения, ГУ - УПФ РФ в г. Нижневартовске в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то что, отсутствие специалиста, ответственного за сдачу отчетности, не исключает вину страхователя в нарушении срока сдачи отчетности; доводы о допущении истцом нарушения впервые являются недействительными, поскольку на момент подачи искового заявления истцом были допущены нарушения неоднократно; законодательством об обязательном пенсионном страховании не предусмотрены порядок и пределы снижения размера финансовых санкций, следовательно, страхователь подлежит привлечению к ответственности за несвоевременное представление сведений по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
От ООО "Трансфер плюс" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
От ГУ - УПФ РФ в г. Нижневартовске поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя. Данное ходатайство судом апелляционной инстанции удовлетворено.
ООО "Трансфер плюс" и ГУ - УПФ РФ в г. Нижневартовске, надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей заявителя и заинтересованного лица в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителя заявителя и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "Трансфер плюс" отчет по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год представило в адрес ГУ - УПФ РФ в г. Нижневартовске 03.03.2020.
Пенсионным органом 26.05.2020 по результатам проверки отчета был составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 10593.
ГУ - УПФ РФ в г. Нижневартовске 08.07.2020 приняло решение N 10593 о применении финансовых санкций к обществу за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 241 500 руб., из расчета 500 руб. за каждое застрахованное лицо.
Считая решение не основанным на законе в части размера штрафа, ООО "Трансфер плюс" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя удовлетворены, с чем пенсионный орган не согласился, реализовав право апелляционного обжалования принятого по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица (статья 4 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ)).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ заявитель является страхователем по данному виду страхования и согласно пункту 2 статьи 14 указанного закона обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров (пункт 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусматривается, что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) перечисленные в нем сведения.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507п утверждена форма СЗВ-СТАЖ, в которой подлежат представлению сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (абзац 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
В настоящем случае, в качестве объективной стороны состава правонарушения обществу вменено не предоставление им в установленные Законом N 27-ФЗ сроки сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 названного закона, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Так, обществом сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год представлены 03.03.2020, т.е. с пропуском срока на 1 день.
Общество данное нарушение объяснило увольнением начальника отдела кадров 27.02.2020 и отсутствием электрической энергии на предприятии, в подтверждении данных доводов представлены акты об увольнении и об отключении электроэнергии, что подтверждается материалами дела и не оспаривается заинтересованным лицом.
При этом суд первой инстанции при принятии решения руководствовался разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимися в постановлении от 15.07.1999 N 11-П, согласно которым, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Установление в качестве наказания штрафа, размер которого является значительным, требует и введения правил его дифференциации в зависимости от характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных имеющих существенное значение обстоятельств; такая дифференциация предполагает, по общему правилу, использование конструкции относительно определенной санкции с установлением нижнего и верхнего размера штрафа. Вместе с тем не исключает она и возможность назначения наказания ниже низшего предела санкции в случаях, связанных с характером совершенного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к ответственности лица, а также с учетом иных смягчающих и отягчающих обстоятельств (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 4-П и от 25 февраля 2014 года N 4-П).
Ссылаясь на ранее выраженную им в постановлении от 25.02.2014 N 4-П правовую позицию и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5 постановления от 19.01.2016 N 2-П указал на то, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом N 212-ФЗ, за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Таким образом, принимая во внимание изложенное, учитывая совершение ООО "Трансфер плюс" (на момент предоставления сведений 03.03.2020) правонарушения впервые, отсутствие умысла и причин, не зависящих от воли заявителя (аварийное отключение 02.03.2020 электроэнергии на предприятии), отсутствие негативных последствий для бюджета и застрахованных лиц, незначительный (1 день) период просрочки, принимая во внимание правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированные в постановлении от 19.01.2016 N 2-П, с учетом конституционных принципов индивидуализации и справедливости наказания, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для снижения размера наложенного заявителю оспариваемым решением пенсионного органа штрафа до 1 000 руб.
Удовлетворив требования заявителя, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание выработанную по настоящей категории дел судебную практику, предписывающую руководствоваться при оценке действий страхователей не исключительно формальным подходом, а учитывать инициативность позиции страхователя, направленной на представление в пенсионные органы достоверной информации в целях обеспечения функционирования системы обязательного социального страхования.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ГУ - УПФ РФ в г. Нижневартовске от обязанности по уплате государственной пошлины освобождено, в связи с чем судебные расходы не подлежат распределению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.09.2020 по делу N А75-18395/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-13173/2020
Истец: ООО ТРАНСФЕР ПЛЮС
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Нижневартовске ХМАО-Югры, ГУ УПФР в г. Нижневартовске ХМАО-Югры
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1285/2021
14.12.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-12362/20
22.10.2020 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-13173/20
28.09.2020 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-13173/20