г. Саратов |
|
14 декабря 2020 г. |
Дело N А57-29450/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Степуры С.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мацуциным Е.В.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Каскад" Пелишенко А.А. на основании доверенности от 09.01.2019, представителя Государственной жилищной инспекции Саратовской области Ткаченко Л.Н. на основании доверенности от 23.01.2020 N 63-01-10,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Каскад"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 октября 2020 года по делу N А57-29450/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Каскад" (410054, г. Саратов, ул. Новоузенская, д. 147А, кв. 24А, ОГРН 1186451019534, ИНН 6454117586),
заинтересованные лица: Государственная жилищная инспекция Саратовской области (410000, г. Саратов, ул. Челюскинцев, д. 114, ОГРН 1026402664353, ИНН 6452057998), Горочкин Александр Сергеевич (г. Саратов),
о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Каскад" (далее - ООО "УК "Каскад", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - инспекция, административный орган) от 08.11.2019 N 361-06-05 по устранению выявленных нарушений.
Решением суда первой инстанции от 07 октября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "УК "Каскад" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Представитель административного органа в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Горочкин Александр Сергеевич в судебное заседание не явился, явку представителя не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие данного лица, участвующего в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением от 08.10.2019 N 996-06-13 с целью рассмотрения обращения, содержащего доводы о нарушении порядка начисления платы за коммунальные услуги на содержание общего имущества многоквартирного жилого дома по адресу: г. Саратов, ул. Политехническая, д. 74/82, в мае, июне, июле, августе 2019 года, Государственной жилищной инспекцией Саратовской области проведена внеплановая документарная проверка ООО "УК "Каскад", по результатам которой составлен акт от 08.11.2019 N 617-06-06.
В ходе проверки административным органом установлено нарушение обществом требований части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), выразившееся в начислении собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Саратов, ул. Политехническая, д. 74/82, в мае, июне, июле 2019 года платы по статье "Холодное водоснабжение на содержание общего имущества", в мае 2019 года по статье "Стоки на содержание общего имущества", в августе 2019 года по статье "Электроснабжение на содержание общего имущества" в размере, превышающем размер такой платы, исчисленный исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса.
08.11.2019 инспекцией обществу выдано предписание N 361-06-05, согласно которому ООО "УК "Каскад" надлежит в срок до 20.01.2020 прекратить нарушение части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами), пункта 27 Приложения N1 к Правилам установления и определения нормативов, потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсом в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, выразившееся в начислении собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Саратов, ул. Политехническая, д. 74/82, платы за холодное водоснабжение, потребляемое в целях содержания общего имущества в мае, июне, июле 2019 года и стоки, потребляемые в целях содержания общего имущества в мае 2019 года, свыше нормативов потребления соответствующих коммунальных ресурсов; произвести перерасчет платы по статье "Холодное водоснабжение на содержание общего имущества" в мае, июне, июле 2019, по статье "Стоки на содержание общего имущества" в мае 2019 года в сторону уменьшения (не свыше нормативов потребления данных коммунальных ресурсов).
ООО "УК "Каскад", полагая, что предписание от 08.11.2019 N 361-06-05 является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для у заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилья включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 29 Правил содержания общего имущества установлено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С 01.01.2017 в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановления Правительства РФ N 354).
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498), предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (уполномоченные органы).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано не позднее 1 июня 2017 года утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего Постановления.
С 01.06.2017 применяются нормативы, установленные постановлениями комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.05.2017 N 25/1, от 17.06.2016 N 25/3 (с изменениями, внесенными постановлением от 19.05.2017 N 25/2).
В ходе проверки инспекцией установлено, что ООО "УК "Каскад" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Саратов, ул. Политехническая, д. 74/82, на основании договора управления.
Административным органом установлено, что размер платы, начисленной собственникам указанного дома, за коммунальные услуги по холодному водоснабжению в мае, июне, июле 2019 года на содержание общего имущества, по водоотведению в мае 2019 года на содержание общего имущества, превысил размер платы, рассчитанный исходя из норматива потребления соответствующих коммунальных ресурсов.
Ссылка заявителя на решение общего собрания собственников спорного многоквартирного дома, оформленное протоколом от 29.03.2019 N 1, об определении расходов граждан и организаций в составе платы за коммунальные ресурсы на содержание общедомового имущества, исходя из объема потребления, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органом государственной власти субъекта РФ, обоснованно отклонена судом первой инстанции.
Несмотря на наличие решения, принятого собственниками многоквартирного дома, общество не обладало правом перерасчета платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме с применением показаний установленных в домах коллективных (общедомовых) приборов учета, поскольку величина их показателей являлась выше императивно установленного норматива потребления соответствующих коммунальных ресурсов, при этом доказательств превышения обществом минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг материалы дела не содержат.
Аналогичный вывод содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.08.2019 N 309-ЭС19-13542.
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета (совокупность средств измерения), за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Таким образом, законодатель установил порядок определения размеры платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме при этом, предоставив право собственникам изменить его путем принятия решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В связи с этим, отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды, в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, - направлено на достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом из буквального толкования изложенных норм следует, что собственниками помещений в многоквартирном доме должно быть принято решение по вопросу, формулировка которого соответствует предусмотренной в абзаце втором пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг, освобождающее исполнителя коммунальной услуги (управляющую организацию) от обязанности нести расходы по оплате ресурсоснабжающей организации разницы между фактическим и нормативным объемом коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.
29.03.2019 общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Саратов, ул. Политехническая, д. 74/82, принято решение об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета по тарифам, установленным органами государственной власти субъектом Российской Федерации.
Между тем, в рассматриваемом случае собственники помещений в многоквартирном доме не принимали решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных ООО "УК "Каскад" требований.
Судом первой инстанции также обоснованно отклонена ссылка заявителя на решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 23.10.2019 по делу N 2-4000/2019, которым отказано в удовлетворении требований Горочкина А.С. к ООО "УК "Каскад" о перерасчете платы за коммунальные услуги, поскольку предметом рассмотрения в суде общей юрисдикции были иные обстоятельства.
Преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела указанный судебный акт не имеет.
Апелляционная коллегия считает, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы общества не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 октября 2020 года по делу N А57-29450/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-29450/2019
Истец: ООО УК Каскад
Ответчик: ГЖИ СО, Государственная жилищная инспекция Саратовской области
Третье лицо: Горочкин А.С., ГУ ОАСР УВМ МВД России по Саратовской области