14 декабря 2020 г. |
дело N А40-80677/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.
Судей Тетюка В.И., Бодровой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Азарёнок Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Истца
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.09.2020 г. (резолютивная часть от 24.09.2020) по делу N А40-80677/20
по иску Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284)
к АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБУСТРОЙСТВА ВОЙСК" (ОГРН 1097746390224)
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Бобышев А.Е. по доверенности от 21.09.2020,
от ответчика: Логунов П.А. по доверенности от 07.12.2020
УСТАНОВИЛ:
Министерства обороны Российской Федерации (заказчик) предъявило АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБУСТРОЙСТВА ВОЙСК" иск о взыскании неустойки по государственному контракту от 23.11.2015 N 1517187390152090942000000 в размере 134 981 287,77 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы, объявленным в порядке ч. 2 ст. 176 АПК РФ 24.09.2020 г., изготовленным в полном объеме 30.09.2020 г. в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением, Истец подал апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Истец требования и доводы жалобы поддержал, Ответчик по ним возражал.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
Установлено, что между Министерством обороны Российской Федерации (далее - Государственный заказчик) и АО "ГУОВ" (далее - Генподрядчик) заключен государственный контракт от 23.11.2015 N 1517187390152090942000000 (далее - Контракт) на полный комплекс работ по объекту.
Согласно пункту 2.1 Контракта Генподрядчик осуществляет работы по инженерным изысканиям, обследованиям и обмерам для подготовки проектной документации, разработку проектной и рабочей документации, строительно-монтажные работы в соответствии с условиями Контракта, в том числе раздела 23 Контракта, и работы (услуги), необходимые для ввода объекта в эксплуатацию в соответствии с условиями Контракта (далее - работы).
Пунктом 5.2. Контракта установлены сроки выполнения работ: инженерные изыскания, обследования, обмеры - 15.07.2016; разработка проектной документации, градостроительной документации - 15.10.2016.
В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, то есть 17.10.2016; получение положительного заключения Государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации - 15.12.2016; разработка рабочей документации - 30.01.2017; выполнение строительно-монтажных работ - 30.11.2017. Дата подписания итогового акта приемки выполненных работ - 10.12.2017.
В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, то есть 11.12.2017.
В указанные сроки Генподрядчиком работы не выполнены и Государственному заказчику не сданы.
Согласно пункту 18.4 Контракта, в случае нарушения сроков выполнения этапов Работ, предусмотренных контрактом, государственный заказчик вправе потребовать уплаты неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Генподрядчиком исполнения данного обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по контракту. Размер такой неустойки (пени) устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 10421, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
Цена Контракта составляет 557 927 615,00 руб. (пункт 3.1 Контракта).
Расчет неустойки за нарушение сроков выполнения этапов Работ, предусмотренных Контрактом, складывается из следующих показателей: (цена Контракта - стоимость фактически выполненных работ) х 1/300 х размер ставки рефинансирования (ключевой ставки), установленной Центральным банком Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) на дату уплаты пени х количество дней просрочки.
На 10.12.2017 работы Генподрядчиком не выполнены.
Просрочка исполнения этапа работ (инженерные изыскания, обследования, обмеры) с 16.07.2016 по 17.10.2016 составляет 94 дня.
Размер неустойки за просрочку исполнения этапа работ (инженерные изыскания, обследования, обмеры) составляет: (557 927 615,00 руб. - 0) х 1/300 х 10,5% х 65 дней (с 16.07.2016 по 18.09.2016) = 12 692 853,24 руб.; (557 927 615,00 руб. - 0) х 1/300 х 10% х 29 дней (с 19.09.2016 по 17.10.2016) = 5 393 300,28 руб.
Сумма неустойки за просрочку исполнения этапа работ (инженерные изыскания, обследования, обмеры) составляет: 12 692 853,24 руб. + 5 393 300,28 руб. = 18 086 153,52 руб.
Просрочка исполнения этапа работ (разработка проектной документации, градостроительной документации) с 18.10.2016 по 15.12.2016 составляет 59 дней.
Размер неустойки за просрочку исполнения этапа работ (разработка проектной документации, градостроительной документации) составляет: (557 927 615,00 руб. - 0) х 1/300 х 10% х 59 дней (с 18.10.2016 по 15.12.2016) = 10 972 576,43 руб.
Просрочка исполнения этапа работ (получение положительного заключения Государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации) с 16.12.2016 по 30.01.2017 составляет 46 дней.
Размер неустойки за просрочку исполнения этапа работ (получение положительного заключения Государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации) составляет: (557 927 615,00 руб. - 0) х 1/300 х 10% х 46 дней (с 16.12.2016 по 30.01.2017) = 8 554 890,11 руб.
Просрочка исполнения этапа работ (разработка рабочей документации) с 31.01.2017 по 30.11.2017 составляет 304 дня.
Размер неустойки за просрочку исполнения этапа работ (разработка рабочей документации) составляет:
(557 927 615,00 руб. - 0) х 1/300 х 10% х 55 дней (с 31.01.2017 по 26.03.2017) = 10 228 672,96 руб.
(557 927 615,00 руб. - 0) х 1/300 х 9,75% х 36 дней (с 27.03.2017 по 01.05.2017) = 6 527 753,11 руб.
(557 927 615,00 руб. - 0) х 1/300 х 9,25% х 48 дней (с 02.05.2017 по 18.06.2017) = 8 257 328,72 руб.
(557 927 615,00 руб. - 0) х 1/300 х 9% х 91 день (с 19.06.2017 по 17.09.2017) = 15 231 423,92 руб.
(557 927 615,00 руб. - 0) х 1/300 х 8,5% х 42 дня (с 18.09.2017 по 29.10.2017) = 6 639 338,63 руб.
(557 927 615,00 руб. - 0) х 1/300 х 8,25% х 32 дня (с 30.10.2017 по 30.11.2017) = 4 909 763,02 руб.
Сумма неустойки за просрочку исполнения этапа работ (разработка рабочей документации) составляет: 10 228 672,96 руб. + 6 527 753,11 руб. + 8 257 328,72 руб. + 15 231 423,92 руб. + 6 639 338,63 руб. + 4 909 763,02 руб. = 51 794 280,36 руб.
Просрочка исполнения этапа работ (выполнение строительно-монтажных работ) с 01.12.2017 по 11.12.2017 составляет 11 дней.
Размер неустойки за просрочку исполнения этапа работ (выполнение строительно-монтажных работ) составляет: (557 927 615,00 руб. - 0) х 1/300 х 8,25% х 11 дней (с 01.12.2017 по 11.12.2017) = 1 687 731,03 руб.
Согласно пункту 13.14 Контракта выполнение всех обязательств Генподрядчиком подтверждается итоговым актом приемки выполненных работ.
По состоянию на 25.10.2018 обязательства по Контракту Генподрядчиком не исполнены, как следствие итоговый акт приемки выполненных работ не подписан.
Согласно пункту 18.3 договора в случае просрочки исполнения Генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных контрактом, Государственный заказчик вправе потребовать уплаты неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по контракту. Размер такой неустойки (пени) устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 10422, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
Расчет неустойки за просрочку исполнения обязательств по Контракту складывается из следующих показателей: (цена Контракта - стоимость фактически выполненных работ) х 1/300 х размер ставки рефинансирования (ключевой ставки), установленной Центральным банком Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) на дату уплаты пени х количество дней просрочки.
Просрочка исполнения обязательств по выполнению работ с 12.12.2017 по 25.10.2018 составляет 318 дней.
Размер неустойки за просрочку исполнения обязательств составляет: (557 927 615,00 руб. - 0) х 1/300 х 8,25% х 6 дней (с 12.12.2017 по 17.12.2017) = 920 580,56 руб.
(557 927 615,00 руб. - 0) х 1/300 х 7,75% х 56 дней (с 18.12.2017 по 11.02.2018) = 8 071 352,83 руб.
(557 927 615,00 руб. - 0) х 1/300 х 7,5% х 42 дня (с 12.02.2018 по 25.03.2018) = 5 858 239,96 руб.
(557 927 615,00 руб. - 0) х 1/300 х 7,25% х 175 дней (с 26.03.2018 по 16.09.2018) = 23 595 688,72 руб.
(557 927 615,00 руб. - 0) х 1/300 х 7,5% х 39 дней (с 17.09.2018 по 25.10.2018) = 5 439 794,25 руб.
Сумма неустойки за просрочку исполнения обязательств составляет: 920 580,56 руб. + 8 071 352,83 руб. + 5 858 239,96 руб. + 23 595 688,72 руб. + 5 439 794,25 руб. = 43 885 656,32 руб.
Общий размер неустойки по государственному контракту от 23.11.2015 N 1517187390152090942000000 складывается из суммы неустойки за нарушение сроков выполнения этапов работ, предусмотренных Контрактом (п. 18.4 Контракта) и неустойки за просрочку исполнения Генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных Контрактом (п. 18.3 Контракта) и составляет: 18 086153,52 руб. + 10 972 576,43 руб. + 8 554 890,11 руб. + 51 794 280,36 руб. + 1 687 731,03 руб. + 43 885 656,32 руб.= 134 981 287,77 руб.
В соответствии с разделом 21 Контракта Государственным заказчиком в адрес Генподрядчика направлены претензии от 05.02.2018 N 212/6/409, от 29.10.2018 N 212/6/4366дсп. Претензии оставлены без удовлетворения.
На основании изложенного, истец обратился в суд с настоящим иском.
В суде первой инстанции ответчик заявил о пропуске срока исковой давности взыскания неустойки до 14.05.2017 в порядке ст. 199 ГК РФ
Суд, рассмотрев ходатайство ответчика о пропуске срока исковой давности установил, что истцом пропущен срок исковой давности в части заявленных исковых требований, а именно начисления неустойки ранее 15.06.2020 г., в силу следующих обстоятельств.
Согласно доводам истца, основанием начисления неустойки является нарушение ответчиком срока сдачи работ по Контракту, в связи с чем истец начисляет неустойку: инженерные изыскания с 16.07.2016 по 17.10.2016; разработка проектной документации, градостроительной документации с 18.10.2016 по 15.12.2016; положительное заключение государственной экспертизы МО РФ с 16.12.2016 по 30.01.2017; разработка рабочей документации с 31.01.2017 по 30.11.2017; выполнение строительно-монтажных работ с 01.12.2017 по 11.12.2017; подписание итогового акта с 12.12.2017 по 25.10.2018.
Согласно ст. 196 Гражданского кодекса РФ Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Исковое заявление согласно штампа канцелярии было представлено в Арбитражный суд г. Москвы 15.05.2020 г.
Таким образом, учитывая, что исковое заявление поступило в суд в 15.05.2020 г., т.е. спустя более чем 3-х лет, с существенным пропуском установленного законом срока исковой давности, соответствующее заявление ответчика суд признает обоснованным.
Согласно п. 2 ст. 199 ГК РФ, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Таким образом, судом было установлено, что при предъявлении иска Истцом был пропущен срок исковой давности взыскания неустойки до 15.06.2017 (15.05.2020 г - 3 года + 30 дней досудебный (претензионный) порядок), что является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске в указанной части.
Кроме того, сроки выполнения работ были нарушены по причинам встречного неисполнения Истцом своих обязательств по Контракту, именно истцом не были представлены ответчику Исходные данные и документы, необходимые для выполнения им принятых по Контракту обязательств.
Согласно п. 7.1.10 Договора, Заказчик обязан до начала проектно-изыскательских работ передать Генподрядчику в установленном порядке Исходные данные, необходимые для выполнения проектно-изыскательских работ.
Согласно п. 1.1.18 Контракта, под исходными данными понимаются документы, необходимые Генподрядчику для выполнения инженерных изысканий, разработки Проектной и Рабочей документации, получения согласований по разработанной документации и положительного заключения государственной экспертизы.
Таким образом, к моменту заключения Контракта Истец должен был предоставить Ответчику исходные данные, однако, свою обязанность не исполнил.
В силу пункта 1 статьи 718 ГК РФ заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренном договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
В силу статьи 759 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации.
Из подпункта 3 п. 6 ст. 48 ГрК РФ следует, что технические условия относятся к числу исходных данных, которые обязан предоставить заказчик подрядчику.
Согласно пункту 7 статьи 48 ГрК РФ технические условия предоставляются по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков.
В силу ст. 1 и ст. 8 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 Субъектами права по "определению и предоставлению технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения" являются организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения и орган местного самоуправления либо правообладатель земельных участков.
Данная норма устанавливает исчерпывающий перечень лиц, которым могут предоставляться технические условия.
К данным лицам Ответчик не относится, поскольку не является ни органом государственной власти или местного самоуправления, ни правообладателем земельного участка.
В связи с тем, что правообладателем земельного участка, как указано выше, являлось ФКП "УЗКС МО РФ", следует, что технические условия выдаются именно - правообладателю земельного участка - ФКП "УЗКС МО РФ".
Аналогичный перечень исходных данных подлежащих передачи Подрядчику определён Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", в силу п. 11 указанного Постановления, при подготовке проектной документации Заказчик обязан передать Подрядчику: технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения); правоустанавливающие документы на объект капитального строительства; утвержденный и зарегистрированный в установленном порядке градостроительный план земельного участка; документы об использовании земельных участков.
28.03.2011 Первым заместителем Министра обороны Российской Федерации был утвержден Регламент подготовки и реализации организациями Министерства обороны Российской Федерации инвестиционных проектов по созданию (модернизации) объектов специального назначения (далее по тексту - Регламент).
Согласно п. 15 Регламента "орган военного управления организует работу по разработке и сбору исходных данных, необходимых для разработки проектной документации". Согласованные исходные данные представляются государственному заказчику, после чего Государственный заказчик заключает государственный контракт.
В соответствии с п. 17 Регламента в состав таких исходных данных входят: кадастровый план земельного участка; свидетельство о праве собственности на земельный участок; технические условия на присоединение объекта строительства к инженерным сетям.
Указанные положения Регламента полностью согласуются с императивными нормами ст. 759 ГК РФ и ст. 48 ГрК РФ, согласно которым исходные данные предоставляются Заказчиком.
Таким образом, условия Контракта не могут изменять императивные нормы ст. 759 ГК РФ и ст. 48 ГрК РФ. Переложение выполнения контрактных обязательств с заказчика на исполнителя недопустимо. В п. 8.2.4 Контракта указано о недостающей документации с учетом добросовестного выполнения заказчиком своих обязательств по предоставлению исходных данных в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, к моменту заключения Контракта Истец должен был предоставить Ответчику исходные данные и технические условия, однако, свою обязанность не исполнил.
Своевременность предоставления исходных данных (технических условий) полностью зависела от действий Заказчика.
Заказчик оказывает содействие Генподрядчику в ходе выполнения им работ по вопросам, непосредственно связанным с предметом Контракта, решение которых возможно только при участии Заказчика (п. 7.1.13 Контракта).
Так, в спорные периоды Заказчиком не были представлены технические условия о подключении к сетям водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, а также не заключен договор на технологическое присоединения к электрическим сетям. Заказчиком в адрес ресурсоснабжающих организаций были направлены следующие запросы на выдачу договоров:
- о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения от 26.07.2016 N ФКП/19/14263 в адрес МУП ВКХ "Водоканал";
- о подключении к системе теплоснабжения от 26.07.2016 N ФКП/19/14264 в адрес МУП ТХ "Теплосервис";
- об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 12.12.2016 N 153/6/19771 в адрес АО "Оборонэнерго".
МУП ВКХ "Водоканал" в адрес Заказчика направлен отказ от 08.08.2016 N 733 в подключении проектируемого жилого дома к сети водоснабжения и водоотведения по причине отсутствия технической возможности подключения, а также необходимостью разработки инвестиционной программы и утверждения ставок тарифов в Комитете по ценам и тарифам Московской области.
МУП ТХ "Теплосервис" в адрес заказчика не направил ни договор о подключении, ни отказ в выдаче договора и технических условий по причине отсутствия инвестиционной программы и утвержденных ставок тарифов в Комитете по ценам и тарифам Московской области.
АО "Оборонэнерго" в адрес Заказчика не направил договор о подключении к сети электроснабжения.
Непредставление Генподрядчиком в установленный Контрактом срок проектной документации Заказчику связано с нарушением последним своих обязательств, предусмотренных разделом 7 Контракта.
Таким образом, в связи с тем, что в адрес АО "ГУОВ" не направлены договоры о подключении к инженерным сетям, у Генподрядчика отсутствовала возможность выполнить работы в установленный Контрактом срок.
По указанным основаниям в последствии Государственный контракт был прекращен по инициативе Министерства обороны.
Кроме того, судом установлено, что Истец неправомерно начисляет неустойку за нарушение срока этапа "Получение положительного заключения государственной экспертизы", что противоречит существу обязательства и неправомерно, ввиду противоречия нормам Градостроительного кодекса РФ.
Условиями Контракта на Ответчика не возлагается обязанность по прохождению экспертизы и получению соответствующего заключения (раздел 8 Контракта "Права и обязанности Генподрядчика"), указанные мероприятия осуществляются Заказчиком (ФКП "УЗКС МО РФ"), в свою очередь на Ответчика возложена ответственность за несвоевременное исполнение третьим лицом своих обязательств по Контракту, т.е. Ответчик несет ответственность за наступление обстоятельства, которого не зависит от его воли.
В соответствии с п. 1 ст. 49 ГрК РФ только заказчик или технический заказчик имеет право направлять проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу.
В соответствии с п. 10 ст. 49 ГрК РФ только заказчик или технический заказчик имеет право оспаривать отрицательное заключение экспертизы.
Таким образом, направлять документацию на государственную экспертизу, обжаловать заключение экспертизы, а, следовательно, получать положительное заключение государственной экспертизы может исключительно Заказчик или технический заказчик.
Учитывая изложенное, указанное действие не может быть совершено Ответчиком, расценивать его как отдельное обязательство, за нарушение сроков которого возможно начисление неустойки не правомерно.
Обязательства по прохождению государственной экспертизы возложена на Заказчика, а не на Ответчика (п. 1 ст. 49 ГрК РФ).
Кроме того, согласно условий п. 2 Административного регламента предоставления Министерством обороны Российской Федерации государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости капитального строительства объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 06.07.2012 N 1700, заявителем на предоставление услуги по проведению государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий является Заказчик, обратившийся с заявлением.
Вопросы передачи Заказчиком документации на государственную экспертизу, а также вопросы соблюдения сроков рассмотрения проектной документации органами государственной экспертизы находятся вне компетенции Ответчика, и он не может нести ответственности за описанные обстоятельства.
Более того, условиями Контракта не предусмотрена ответственность за нарушение срока получения положительного заключения государственной экспертизы, поскольку пунктом 18.4 Контракта (на который ссылается Истец в обоснование исковых требований) предусмотрена ответственность лишь за невыполнение обязательств по срокам выполнения Работ.
Пункт 2.1 Контракта содержит понятие Работ: к ним относятся работы по инженерным изысканиям для подготовки Проектной документации, разработку Проектной и Рабочей документаций, строительно-монтажные работы в соответствии с условиями Контракта.
Получение положительного заключения государственной экспертизы к Работам не относится, следовательно, п. 18.4 Контракта не предусматривает ответственности за несвоевременное получение положительного заключения.
Таким образом, требования об уплате неустойки за нарушение сроков получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации является необоснованным и противоречащим закону и условиям Контракта.
В отношении начисления истцом неустойки на несвоевременную разработку Рабочей документации, суд отмечает следующее. Выполнение работ по разработке Рабочей документации невозможно в отсутствии полностью разработанной Проектной документации.
В соответствии с п. 1.1.28 Контракта Рабочая документация - документация, разработанная на основании утвержденной Проектной документации и предназначенная для проведения строительных работ.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Постановление N 87) рабочая документация разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства. Она состоит из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.
Основные требования к порядку оформления и составу рабочей документации содержатся в ГОСТ Р 21.1101-2013 "Система проектной документации для строительства (СПДС). Основные требования к проектной и рабочей документации".
Из указанного следует, что рабочая документация не является составной частью проектной документации и разрабатывается после ее разработки проектной документации и получения положительного заключения по итогам экспертизы. Указанная позиция подтверждается письмом Минрегиона России от 22.06.2009 N 19088-СК/08 "О применении Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
В проектной документации должны содержаться требования, которые должны быть учтены в рабочей документации, разрабатываемой на основании проектной документации, в связи с принятыми методами возведения строительных конструкций и монтажа оборудования.
Объем, состав и содержание рабочей документации должны определяться заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в проектной документации, и указываться в задании на проектирование.
Учитывая этапность и последовательность выполнение работ, рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации, прошедшей государственную экспертизу.
Поскольку как установлено судом в ходе судебного разбирательства по делу, по вине Истца проектная документация не разработана, у Ответчика отсутствует возможность разработать Рабочую документацию, а, следовательно, привлечение Ответчика к имущественной ответственности за нарушение данного обязательство - неправомерно.
Срыв сроков выполнения работ на определенном этапе влечет за собой увеличение сроков выполнения работ в целом.
Очевидно, что в случае, когда подрядчик по вине заказчика не может приступить к выполнению работ по договору, общий срок выполнения работ подлежит соразмерному продлению, на срок вынужденного простоя, вызванного действиями (бездействиями) заказчика.
Поскольку срыв сроков проведения проектно-изыскательских работ произошел по вине Заказчика, и принимая во внимание то обстоятельство, что до передачи указанной документации выполнение работ Генподрядчиком было невозможно, следовательно, выполнить работы в установленный Контрактом срок Генподрядчик не смог.
Отсутствие надлежащих документов объективно препятствовало Генподрядчику начать выполнять работы.
Относительно этапа "выполнение строительно-монтажных работ" суд отмечает следующее.
Учитывая этапность и последовательность выполнение работ, строительно-монтажные работы выполняются после получения разрешения на строительство, после получения положительного заключения государственной эскпертизы по проектной документации.
Заказчик обязан до начала производства строительно-монтажных работ передать Генподрядчику в установленном порядке на период строительства объект строительную площадку по акту передачи строительной площадки, а также разрешение на строительство (п. 7.1.11 Контракта).
В соответствии с п. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, дающий застройщику право осуществлять строительство.
Пункт 4 ст. 52 ГрК РФ предусматривает, что при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство.
Пунктом 5.6 Свода правил от 20.05.2011 СП 48.13330.2011 установлено, что перед началом выполнения работ на объекте подрядчик, осуществляющий строительство: получает от застройщика (технического заказчика) разрешение на строительство; принимает площадку для строительства.
Разрешение на работы подготовительного периода N 153-99-2016 Заказчиком получено лишь 15.08.2016, то есть за пределами срока выполнения строительно-монтажных работ. Без разрешения на работы подготовительного периода Генподрядчик не мог своевременно приступить к подготовительным работам.
При этом разрешение на строительство в полном объеме Заказчиком до настоящего времени не получено.
Без разрешения на строительство Генподрядчик не имеет возможности приступить к выполнению строительно-монтажных работ, данное обстоятельство влияет на сроки выполнения работ по Контракту в стороны увеличения.
Таким образом, предусмотренные Контрактом работы не могли быть выполнены Генподрядчиком в установленные Контрактом сроки ввиду многочисленных нарушений со стороны Государственного заказчика и Заказчика.
Как следует из искового заявления, истец также рассчитывает неустойку за нарушение срока подписания итогового акта.
Между тем, подписание итогового акта не является работой по договору подряда в смысле ГК РФ, а представляет собой лишь двустороннее подписание документа.
Следовательно, ни действующим законодательством, ни спорным контрактом не предусмотрена ответственность за неподписание (несвоевременное подписание) итогового акта.
Таким образом, оценив вышеизложенные обстоятельства и установленные фактические обстоятельства дела, а также пояснения сторон в совокупности, суд пришел к выводу, что требования истца необоснованные, поскольку истцом частично пропущен срок исковой давности взыскания неустойки, а также учитывая что просрочка уже выполненных работ ответчиком была допущена по вине истца в связи с встречным неисполнением своих обязательств, как было установлено и указано судом выше.
Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции о неправомерности заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления, изложенные выше, признанные судами необоснованными, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.09.2020 г. (резолютивная часть от 24.09.2020) по делу N А40-80677/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Е. Кузнецова |
Судьи |
Е.В. Бодрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-80677/2020
Истец: Министерство Обороны Российской Федерации
Ответчик: АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБУСТРОЙСТВА ВОЙСК"