г. Москва |
|
14 декабря 2020 г. |
Дело N А41-13202/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Боровиковой С.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Казаковой Т.А.,
при участии в заседании:
от истца: Парамонов С.А., по доверенности от 23.11.2020;
от ответчика: Данилова М.Ю., по доверенности от 13.01.2020
от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Торговый дом "ТЕХЭНЕРГОХОЛДИНГ" на решение Арбитражного суда Московской области от 03.09.2020 по делу N А41-13202/20, по иску Общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ТЕХЭНЕРГОХОЛДИНГ" к Акционерному обществу "Научно-исследовательский инженерный институт", третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации о взыскании суммы задолженности по контракту,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ТЕХЭНЕРГОХОЛДИНГ" (далее - ООО "ТД "ТЭХ", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Акционерному обществу "Научно-исследовательский инженерный институт" (далее - АО "НИИИ", ответчик) с требованиями о взыскании суммы задолженности по контракту от 01.11.2018 N 1618187312511452221001220/7257/2018 в размере 661 532 руб. 72 коп., неустойки за период с 28.12.2019 по 06.01.2020 в размере 1 323 руб. 07 коп.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено: Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.09.2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ответчика возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Государственный заказчик - Министерство обороны Российской Федерации и АО "НИИИ" (исполнитель) заключили государственный контракт N 1618187312511452221001220 от 24.03.2016, по которому исполнитель обязуется в установленный контрактом срок выполнить опытно-конструкторскую работу "Разработка удлиненного заряда разминирования" (шифр "Разрез") в объеме, соответствующую качеству, результату и иным требованиям, установленными контрактом и своевременно сдать заказчику ее результат, а заказчик обязуется принять и оплатить такой результат.
Между АО "НИИИ" (заказчик) и ООО "ТД "ТЭХ" (поставщик) заключен договор поставки N 1618187312511452221001220/7257/2018 от 01.11.2018, по которому поставщик обязуется в пределах срока действия настоящего договора по заявкам заказчика поставлять канат ПэкВ-Пл-12Пр-16 мм-краш-Пр, соответствующий установленным в Техническом задании (приложение N 1 к договору) требованиям, на условиях, предусмотренных настоящим договором, а заказчик принимать и оплатить товар в порядке, определенном настоящим договором.
Согласно п. 1.4 договора от 01.11.2018 поставляемый по настоящему договору товар закупается в целях выполнения государственного оборонного заказа в рамках государственного контракта N 1618187312511452221001220 от 24.03.2016.
ООО "ТД "ТЭХ" поставило, а АО "НИИИ" приняло товар по УПД N 15 от 19.11.2018 на сумму 1 121 241,90 руб.
АО "НИИИ" уплатило ООО "ТД "ТЭХ" аванс в размере 459 709,18 руб. платежным поручением N 7348 от 27.12.2018.
Согласно прилагаемому расчету, поставленные товары не оплачены, на момент обращения в суд, размер задолженности составляет 661 532,72 рублей.
Указанное обстоятельство и послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском, поскольку претензия направленная ответчику, оставлена последним без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О государственном оборонном заказе" государственный контракт по государственному оборонному заказу (далее - государственный контракт) - договор, заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации с головным исполнителем на поставки продукции по государственному оборонному заказу и предусматривающий обязательства сторон, их ответственность;
контракт - договор, заключенный в письменной форме головным исполнителем с исполнителем или между исполнителями на поставки продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения государственного оборонного заказа, и предусматривающий в том числе обязательства сторон и их ответственность (п. 7 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О государственном оборонном заказе").
В соответствии с п. 1.3 договора от 01.11.2018 стороны обязуются соблюдать требования Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
Согласно п. 9 ст. ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О государственном оборонном заказе" расчеты по государственному оборонному заказу - любые расчеты по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемых сделок между государственными заказчиками, головными исполнителями, исполнителями с участием уполномоченных банков;
отдельный счет - счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта, каждого контракта, а также используемый для совершения операции, разрешенной в соответствии с пунктом 16 статьи 8.4 настоящего Федерального закона, после исключения такого банка из категории уполномоченных банков (п. 10 ст. ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О государственном оборонном заказе").
Согласно п. 7 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О государственном оборонном заказе" государственный заказчик использует для расчетов по государственному контракту только отдельный счет, открытый в уполномоченном банке головному исполнителю, с которым у государственного заказчика заключен государственный контракт, при наличии у такого головного исполнителя договора о банковском сопровождении, заключенного с уполномоченным банком;
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О государственном оборонном заказе" головной исполнитель использует для расчетов по контрактам только отдельные счета, открытые исполнителям, с которыми у головного исполнителя заключены контракты, в уполномоченном банке, при наличии у таких исполнителей договора о банковском сопровождении, заключенного с уполномоченным банком;
Исполнитель соблюдает режим использования отдельного счета, установленный настоящим Федеральным законом (пп. 5 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О государственном оборонном заказе").
Согласно п. 1 ст. 8.3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О государственном оборонном заказе" режим использования отдельного счета предусматривает:
1) списание денежных средств только при указании в распоряжении идентификатора государственного контракта;
2) списание денежных средств только на отдельный счет Согласно п. 2.1 договора цена составляет 1 121 241,90 руб.
В соответствии с п. 3.1 договора (в ред. дополнительного соглашения N 1 от 26.12.2018) расчеты по настоящему договору осуществляются заказчиком путем перечисления денежных средств на отдельный банковский счет, открытый поставщиком в уполномоченном банке ПАО "Сбербанк", с обязательным указанием номера идентификатора государственного контракта в следующем порядке:
- в течение 10 рабочих дней с момента заключения настоящего договора, на основании выставленного поставщиком счета, заказчик выплачивает аванс в размере 41% от цены договора;
- окончательный расчет с учетом ранее выплаченного аванса, производится после поставки товара в полном объеме, но не позднее 10 рабочих дней, с даты подписания, заказчиком товарной (товарно-транспортной) накладной на последнюю партию поставленного товара, на основании выставленного поставщиком счета, при условии поступления денежных средств от государственного заказчика. Датой оплаты считается дата списания денежных средств с расчетного счета заказчика.
Истцом и ответчиком согласованы расчеты по государственному оборонному заказу через отдельный счет, открытый головному исполнителю АО "НИИИ", исполнителю ООО "ТД "ТЭХ" в уполномоченном банке при условии поступления денежных средств от государственного заказчика Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, требования ООО "ТД "ТЭХ" по договору поставки от 01.11.2018 не могут быть удовлетворены за счет иного имущества АО "НИИИ" помимо денежных средств, поступивших от государственного заказчика, на отдельный счет.
ООО "ТД "ТЭХ" поставило, а АО "НИИИ" приняло товар по УПД N 15 от 19.11.2018 на сумму 1 121 241,90 руб.
АО "НИИИ" уплатило ООО "ТД "ТЭХ" аванс в размере 459 709,18 руб. платежным поручением N 7348 от 27.12.2018.
Как следует из выписки операций по лицевому счету 40706810240000004238 АО "НИИИ", открытому для расчетов по государственному оборонному заказу, за период с 01.01.2016 по 25.05.2020 окончательный расчет государственным заказчиком Министерством обороны Российской Федерации не произведен.
В порядке ст. 65 АПК РФ не представлены доказательства нарушения АО "НИИИ" режима использования отдельного счета для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта, контракта.
Согласно п. 8 ст. 7 Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О государственном оборонном заказе" государственный заказчик обеспечивает авансирование и оплату поставок продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственных контрактов.
Государственный заказчик - Министерство обороны Российской Федерации и АО "НИИИ" (исполнитель) заключили дополнительное соглашение N 3 от 18.12.2018 к государственному контракту N 1618187312511452221001220 от 24.03.2016, согласно которому п. 4.1.2 контракта изложен в следующей редакции: "окончание ОКР - 30 ноября 2019 г.", п. 15.2 контракта изложен в следующей редакции: "Обязательства исполнителя по предоставлению заказчику документов на оплату, должны быть исполнены не позднее 10 декабря 2019 г.".
Однако, сроки окончания (закрытия) 3 этапа были перенесены Министерством обороны Российской Федерации на 31.05.2019 по причине запрета проведения предусмотренных договором испытаний Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 202 "Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 и Кубка конфедераций FIFA 2017 года", что подтверждается письмом Министерства обороны Российской Федерации от 09.06.2018 исх. N 430.
Также из материалов дела следует, что Министерством обороны Российской Федерации принято решение о приостановки выполнения работ по ОКР "Разрез" по государственному контракту N 1618187312511452221001220 от 24.03.2016, а также списания затрат по нему до принятия решения государственным заказчиком о дальнейшем порядке его выполнения, что подтверждается письмом от 11.02.2020 исх.N 235/3/5/1944.
По смыслу пункта 1 статьи 314 ГК РФ, статьи 327.1 ГК РФ срок исполнения обязательства может исчисляться, в том числе, с момента исполнения обязанностей другой стороной, совершения ею определенных действий или с момента наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором (п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении").
В соответствии со ст. 403 ГК РФ должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо.
Исходя из взаимосвязанных положений пункта 6 статьи 313 и статьи 403 ГК РФ в случае, когда исполнение было возложено должником на третье лицо, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства этим третьим лицом перед кредитором отвечает должник, если иное не установлено законом. (п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении").
Таким образом, учитывая то, что Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О государственном оборонном заказе" установлено, что государственный заказчик обеспечивает авансирование и оплату поставок продукции по государственному оборонному заказу, стороны согласовали расчет по контракту при условии поступления денежных средств от государственного заказчика, отсутствие доказательств поступления денежных средств от государственного заказчика, а также учитывая обязанность АО "НИИИ" соблюдать режим использования отдельного счета для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу, отсутствие доказательств нарушения АО "НИИИ" указанного режима, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом апелляционный суд в целях соблюдения баланса интересов сторон разбирательства считает необходимым указать, что поскольку срок исполнения обязательства по оплате ответчиком за выполненные работы в настоящее время не наступил, истец не лишен права обратиться за взысканием долга по наступлению указанного срока.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.09.2020 по делу N А41-13202/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-13202/2020
Истец: ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ " ТЕХЭНЕРГОХОЛДИНГ"
Ответчик: АО "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНЖЕНЕРНЫЙ ИНСТИТУТ"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ