г. Москва |
|
15 декабря 2020 г. |
Дело N А40-103857/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Московской областной таможни
на решение Арбитражного суда города Москвы от 01.09.2020 по делу N А40-103857/20
по заявлению ООО "Юлла" (ОГРН 1177746879969)
к Московской областной таможне (ОГРН 1107746902251)
о взыскании процентов,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Щеголев А.М. по дов. от 08.04.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Юлла" (далее также - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о взыскании с Московской областной таможни (далее также - таможенный орган) процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей по таможенной декларации на товары ДТ N 10013160/180419/0115535 в размере 252 012, 83 руб., а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 8 040 руб.
Решением суда от 01.09.2020 заявление общества удовлетворено.
С таким решением суда не согласился таможенный орган и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой. Ссылается, что начисление процентов на сумму излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов возможно только при нарушении срока рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, который не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. Таким образом, по мнению таможенного органа, основания для взыскания процентов отсутствуют.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Московской областной таможни поддержал доводы жалобы,
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителя таможенного органа, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в апреле 2019 года ООО "Юлла" декларировало в Московской областной таможне товар - угорь жаренный, замороженный в соусе, ввезенный на территорию РФ по внешнеторговому контракту из Китая. Таможенная стоимость товара была заявлена по первому методу ее определению, по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В результате таможенного контроля, таможенный орган принял решение от 19.05.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10013160/180419/0115535 в части, касающейся таможенной стоимости, в связи с чем, сумма таможенных платежей увеличилась на 4 952 207, 57 рублей. Указанные денежные средства были списаны таможенным органом с единого лицевого счета Общества в качестве таможенных платежей 28.06.2019.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.11.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2020 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 01.06.2020 по делу N А40-191470/19, признано недействительным и отменено решение таможенного органа от 19.05.2019. Суды, признавая недействительным решение Московской областной таможни от 19.05.2019 о внесении изменений - (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10013160/180419/0115535, установили, что у таможенного органа отсутствовали законные основания для доначисления таможенных платежей в размере 4 952 207, 27 рублей.
После вступления в законную силу данного судебного акта и обращения ООО "Юлла" от 03.03.2020, таможенный орган 02.04.2020 произвел возврат таможенных платежей по ДТ N 10013160/180419/0115535 путем зачета суммы на единый лицевой счет участника внешнеэкономической деятельности, что подтверждается отчетом о расходовании денежных средств ООО "ЮЛЛА" и некой с единого лицевого счета.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств.
В соответствии с положениями Закона о таможенном регулировании при возврате излишне взысканных таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской грации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской грации принципа охраны частной собственности законом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О).
Как разъяснено в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", в целях компенсации потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у участников внешнеэкономической деятельности, законодательством предусмотрена выплата процентов в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов (часть 11 статьи 67 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а до начала ее применения - часть 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании).
Статьей 66 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) предусмотрено, что излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с ТК ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.
Возврат (зачет) сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таких ввозных таможенных пошлин, с учетом положений Договора о Союзе (пункт 4 статьи 67 ТК ЕАЭС).
Таким образом, проценты подлежат начислению на сумму излишне взысканных таможенных платежей со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, до даты фактического возврата.
Довод таможенного органа о том, что начисление процентов на сумму излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов возможно только при нарушении срока рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов является несостоятельным.
Верховным Судом Российской Федерации в пункте 6 раздела IV "Практика рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных отношений" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 25.11.2015 г., разъяснено, что при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей на сумму таких платежей начисляются проценты со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата независимо от того, соблюден ли таможенным органом месячный срок возврата указанных денежных средств.
Таким образом, независимо от того, нарушен или нет таможенным органом срок возврата таможенных пошлин, налогов, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 N 303-КГ14-7912).
Согласно представленному в материалы дела отчету о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, денежные средства в размере 4 952 207, 57 рублей были списаны таможенным органом 28.06.2019 в качестве таможенных платежей и 02.04.2020 были зачтены таможенным органом в качестве авансовых платежей, то есть, возвращены на единый лицевой счет общества.
Сумма процентов за период незаконного удержания денежных средств (с 29.06.2019 по 02.04.2020) составила 252 012, 83 руб.
Проверив правильность расчета, суд счел его верным.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования общества подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Иная оценка таможенным органом установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 01.09.2020 по делу N А40-103857/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-103857/2020
Истец: ООО "ЮЛЛА"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ