город Воронеж |
|
14 декабря 2020 г. |
Дело N А48-6147/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 декабря 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Осиповой М.Б.,
Малиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Финансового управляющего Сударикова Юрия Васильевича - Бучина Дмитрия Владимировича: Михальченко А.С. - представителя по доверенности от 03.12.2020;
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от Сударикова Юрия Васильевича: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от Публичного акционерного общества "Сбербанк России в лице Орловского отделения N 8595": представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области: представитель не явился, извещён надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Финансового управляющего Сударикова Юрия Васильевича - Бучина Дмитрия Владимировича на решение Арбитражного суда Орловской области от 08.10.2020 по делу N А48-6147/2020, по исковому заявлению Финансового управляющего Сударикова Юрия Васильевича - Бучина Дмитрия Владимировича (Воронежская область, г. Воронеж, ул. Свободы, д. 14, оф. 700) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) (ОГРН 1175749006058, ИНН 5703007658), о признании незаконными действий и взыскании в конкурсную массу должника 455697,10 руб.,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Судариков Юрий Васильевич (Орловская область, г. Мценск),
Публичное акционерное общество "Сбербанк России" (ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893) в лице Орловского отделения N 8595,
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области (ОГРН 1025700826744, ИНН 5753002380),
УСТАНОВИЛ:
Финансовый управляющий Сударикова Юрия Васильевича - Бучин Дмитрий Владимирович (далее - истец, финансовый управляющий) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) (далее - ответчик, УПФР в Мценском районе Орловской области (межрайонное), пенсионный орган) о признании незаконными действий, выразившихся в неперечислении пенсии Сударикова Ю.В. на основной счет должника и взыскании в конкурсную массу должника 455 697,10 руб.
Определениями суда в к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Судариков Юрий Васильевич, Публичное акционерное общество "Сбербанк России" в лице Орловского отделения N 8595, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области.
Решением от 08.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, финансовый управляющий, обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что в результате нарушения норм Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" действиями УПФР в Мценском районе Орловской области (межрайонное), выразившимися в отказе в перечислении денежных средств на основной счет должника, причинен существенный вред кредиторам должника - гражданина РФ Сударикова Ю.В. Полагает, что, размер денежных сумм, подлежащих распоряжению лично Судариковым Ю.В., должен быть не более установленной Постановлением Правительства Орловской области на территории проживания должника величины прожиточного минимума для пенсионеров. В результате перечисления ответчиком страховой пенсии по старости непосредственно Сударикову Ю.В., в обход финансового управляющего, в конкурсную массу должника не поступили денежные средства в размере 455 697,10 руб.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве УПФР в Мценском районе Орловской области (межрайонное) возражало против доводов апелляционной жалобы финансового управляющего, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание явился представитель финансового управляющего. Иные участники процесса не явились.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, ПАО "Сбербанк России" в лице филиала - Орловское отделение N 8595 обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) Сударикова Ю.В.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 02.02.2017 гражданин, Судариков Ю.В. признан банкротом, в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина; финансовым управляющим утвержден Бучин Дмитрий Владимирович, член Союза "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Северо-Запада".
Из ответа УПФР в Мценском районе Орловской области (межрайонное) финансовому управляющему стало известно о том, что Судариков Ю.В. является получателем страховой пенсии по старости.
Судариков Ю.В. 13.02.2017 обратился в Арбитражный суд Орловской области с ходатайством, в котором просил суд исключить из конкурсной массы должника ежемесячный доход в виде пенсии по старости в размере 22 000 руб.
17.04.2017 года по делу N А48-4778/2016 ходатайство Сударикова Ю.В. удовлетворено. Суд определил исключать ежемесячно, начиная с 26.01.2017, из конкурсной массы, формируемой в деле о банкротстве гражданина - Юрия Васильевича Сударикова за счет сумм его дохода денежные средства в размере не более установленной Постановлением Правительства Орловской области на территории проживания должника величины прожиточного минимума для пенсионеров.
В период с января 2017 года и по декабрь 2017 года страховая пенсия по старости Сударикова Ю.В. перечислялась на расчетный счет N 40817810047178629112, открытый в Орловском отделении N 8595 ПАО "Сбербанк России" доступ к которому имелся у финансового управляющего.
Начиная с января 2018 года Управлением пенсионного фонда РФ в Мценском районе Орловской области выплаты на указанный счет были прекращены на основании личного заявления Сударикова Ю.В.
Финансовым управляющим было направлено письмо-уведомление в УПФР в г. Мценске и Мценском районе о представлении банковских реквизитов счета, на который осуществляется перевод пенсионных выплат Сударикову Ю.В. в настоящее время, а также просьба с момента получения настоящего письма-уведомления перечислять пенсионные выплаты Сударикова Ю.В. только на специальный банковский счет.
Согласно ответу Управления пенсионного фонда РФ в Мценском районе Орловской области N 111-к от 25.04.2018, доставка пенсии Сударикову Ю.В. осуществляется через организацию почтовой связи по адресу проживания, на основании личного заявления N 25888/18 от 23.01.2018, а также со ссылкой на закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" указано, что выплата пенсии производится в установленном размере, без каких-либо ограничений, иных правил о выплате и доставке пенсии согласно требованию финансового управляющего иным способом, отличном от указанного в заявлении пенсионера, пенсионное законодательство не содержит.
Письмом Управления Пенсионного фонда по Орловской области от 26.06.2018 сообщено, что действия УПФР в Мценском районе Орловской области (межрайонное) правомерные, так как выплата и доставка пенсии лицу, признанному банкротом, должна осуществляться согласно его волеизъявлению в порядке, предусмотренном пенсионным законодательством.
Отказ УПФР в Мценском районе Орловской области (межрайонное) в перечислении денежных средств на основной счет должника послужил основанием для обращения финансового управляющего в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий и взыскании в конкурсную массу должника 455 697,10 руб.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда, исходя из нижеследующего.
Конституция Российской Федерации как правового демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой, предусматривая необходимость создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 7), гарантирует гражданам не только свободу труда, но и право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 2 статьи 7, части 1 и 2 статьи 39). Конституционным правом на социальное обеспечение охватывается и право на получение пенсий в определенных законом случаях и размерах.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с названным федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный федеральный закон.
Таким образом, указанная норма направлена на недопущение внесения произвольных изменений в правила пенсионного обеспечения, при этом правила выплаты пенсии могут устанавливаться только в самом пенсионном законе. Если же нормы о пенсионном обеспечении содержатся в иных законодательных актах, то они не должны противоречить положениям специальных пенсионных законов.
Порядок выплаты и доставки страховых пенсий, в том числе удержания из сумм указанной пенсии, определен Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Федеральный закон "О страховых пенсиях" определяет, что удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании: 1) исполнительных документов; 2) решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 этого федерального закона; 3) решений судов о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям) вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке. Удержание производится в размере, исчисляемом из размера установленной страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (части 1 и 2 статьи 29 названного закона).
В соответствии с частью 12 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона.
Приведенная норма изменена Федеральным законом от 03.10.2018 N350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", который вступил в силу с 01.01.2019.
Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее - Федеральный закон N 350-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон "О страховых пенсиях", направленные на обеспечение прав пенсионеров, признанных банкротами в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", на получение установленной им пенсии в полном объеме.
Согласно части 12 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в редакции подпункта "б" пункта 12 статьи 7 Федерального закона N 350-ФЗ) выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, в том числе при признании этого гражданина банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 данного федерального закона.
В ранее действовавшей редакции часть 12 статьи 21 Закона N 400-ФЗ не устанавливала дополнительных гарантий пенсионерам в процедурах банкротства. Однако положения указанной нормы, с учетом внесенных Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ изменений, с 01.01.2019, по сути, вывели из состава конкурсной массы гражданина-банкрота выплачиваемую ему страховую пенсию.
Доставка страховой пенсии производится по желанию пенсионера через кредитную организацию путем зачисления сумм страховой пенсии на счет пенсионера в этой кредитной организации либо через организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой страховых пенсий, путем вручения сумм страховой пенсии на дому или в кассе организации, производящей доставку (часть 13 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Определение понятий "выплата" и "доставка" страховой пенсии содержится в пункте 4 "Общие положения" Правил:
выплата пенсии, включая организацию доставки (далее - выплата пенсии) - ежемесячное начисление территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации причитающихся пенсионеру сумм пенсии, оформление документов, отражающих начисленную сумму пенсии, перечисление начисленных к доставке сумм пенсии на счет организации, осуществляющей доставку пенсии;
доставка пенсии - передача начисленной суммы пенсии пенсионеру (его законному представителю) путем зачисления сумм пенсии на счет пенсионера (его законного представителя в установленных законодательством Российской Федерации случаях) в кредитной организации либо путем вручения сумм пенсии на дому или в кассе организации почтовой связи или иной организации, занимающейся доставкой пенсии.
В пункте 24 названных правил установлено, что пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку, и уведомить об этом территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации путем подачи заявления о доставке пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда, который организует доставку пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом территориальный орган Пенсионного фонда дает пенсионеру разъяснения об организациях, осуществляющих доставку, с которыми этим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заключены договоры.
Доставка пенсии производится через кредитные организации, организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой пенсий, с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заключены договоры, типовые формы которых утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 23 Правил).
Таким образом, Федеральным законом "О страховых пенсиях" установлен исчерпывающий перечень оснований для выплаты страховой пенсии в полном объеме и удержания сумм из установленной пенсионеру страховой пенсии.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что в рамках выплаты страховой пенсии пенсионеру, признанному банкротом в соответствии с Законом о банкротстве, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации организует доставку пенсии только в соответствии с заявлением пенсионера (его законного представителя) о доставке пенсии.
Каких-либо иных правил, в том числе о выплате и доставке пенсии согласно требованию финансового управляющего иным способом, отличным от указанного в заявлении пенсионера, или на указанный счет финансовым управляющим, пенсионное законодательство не содержит.
С учетом изложенного выплата и доставка пенсии гражданину, признанному банкротом, должна осуществляться согласно его волеизъявлению в порядке, предусмотренном пенсионным законодательством.
Основное содержание пенсионного обеспечения заключается в предоставлении человеку средств к существованию, удовлетворении его основных жизненных потребностей. Поскольку пенсия имеет особое значение для поддержания материальной обеспеченности пенсионеров, стабильности их правового положения, сохранение за ними признанных государством пенсионных прав гарантируется на законодательном уровне.
Следует учитывать, что данная норма конкретизирована в пункте 10 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н, о том, что выплата начисленных сумм пенсии производится за текущий календарный месяц в установленном размере без каких-либо ограничений, в том числе при признании этого гражданина банкротом в соответствии с Законом о банкротстве, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Согласно правовой позиции, сформированной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 23.03.2020 N АКПИ20-65, требование финансового управляющего о выплате страховой пенсии гражданина-банкрота на основной счет должника, которая в дальнейшем под контролем арбитражного суда подлежит распределению с выплатой должнику прожиточного минимума, сводится к требованию об обязании осуществить нормативное регулирование, однако в силу действующего законодательства вопрос о принятии каких-либо нормативных правовых актов или внесении в них дополнений относится к исключительной компетенции соответствующих органов государственной власти, а не к компетенции суда.
Пенсионным законодательством не предусмотрена возможность изменения порядка доставки страховой пенсии гражданину, признанному банкротом, по требованию его финансового управляющего (определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2019 N 307-ЭС19-9805 (2)).
Аналогичный правовой подход изложен и в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.07.2020 по делу N А70-5697/2019.
С учетом изложенного, УПФР в Мценском районе Орловской области (межрайонное) при перечислении пенсии Сударикову Ю.В. были соблюдены ст. ст. 7, 39 Конституции РФ, ст. ст. 2, 8, п. 12, 13 ст. 21 Закона N 400-ФЗ, в связи с чем отсутствуют основания для признания незаконными действий пенсионного органа, оспариваемых заявителем.
Таким образом, суд первой инстанции, правомерно отказал финансовому управляющему в удовлетворении его заявления, поскольку перечисление сумм пенсии и иных выплат на банковский счет, открытый для гражданина-банкрота, может производиться отделением Пенсионного Фонда Российской Федерации только по заявлению самого пенсионера или по заявлению его представителя по доверенности.
Истцом заявлено требование о взыскании с УПФР в Мценском районе Орловской области (межрайонное) в конкурсную массу должника убытков в размере 455 697 руб. 10 коп., возникших в результате перечисления Управлением пенсионного фонда РФ в Мценском районе Орловской области страховой пенсии по старости непосредственно Сударикову Ю.В., в обход финансового управляющего.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В соответствии с пунктами 12, 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.2015 N 25-П, при рассмотрении дел о взыскании убытков арбитражному суду необходимо установить состав правонарушения, включающий факт наступления вреда, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными для истца последствиями, а также размер ущерба.
В рассматриваемом случае совокупности всех вышеуказанных обстоятельств не имеется.
Учитывая установленные обстоятельства, у суда отсутствуют основания для признания действий УПФР в Мценском районе Орловской области (межрайонное) по не перечислении пенсии Сударикова Ю.В. на основной счет должника не соответствующими требованиям Закона N 127-ФЗ, закона, N 400-ФЗ и применения ответственности в виде взыскания убытков на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, требования финансового управляющего не подлежат удовлетворению в полном объеме.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводов, основанных на доказательственной базе и имеющих правовое значение применительно к обстоятельствам настоящего спора, апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст.269-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 08.10.2020 по делу N А48-6147/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-6147/2020
Истец: Финансовый управляющий Сударикова Ю.в. Бучин Дмитрий Владимирович
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕНСКОМ РАЙОНЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ
Третье лицо: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ПАО "Сбербанк России" в лице Орловского отделения N 8595, Судариков Юрий Васильевич