г. Самара |
|
15 декабря 2020 г. |
Дело N А55-11760/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Корнилова А.Б., Некрасовой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Самсоненко Н.В.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 сентября 2020 года по делу N А55-11760/2020,
по заявлению акционерного общества "Транснефть-Дружба" (ОГРН 1023202736754 ИНН 3235002178), город Брянск,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, город Самара,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Транснефть-Дружба" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - Территориальное управление, управление) о признании незаконным бездействия, выразившееся в нарушении сроков рассмотрения заявления общества и отсутствии подготовленного, подписанного и направленного в адрес заявителя проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 63:08:0111002:54, площадью 52 407 кв.м. с местоположением: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Самарская область, г. Сызрань, в районе ул. Нефтепроводная, пос. Белый ключ, с разрешенным использованием: Производственная база, с категорией земель: Земли населённых пунктов, и возложении на управление обязанность в течение тридцати дней с момента вступления в силу судебного акта направить обществу проект договора аренды указанного земельного участка.
Решением суда от 14.09.2020 г. заявление общества удовлетворено частично.
Суд признать незаконным бездействие управления в не рассмотрении заявления общества о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:08:0111002:54, площадью 52 407 кв.м. с местоположением: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Самарская область, г. Сызрань, в районе ул. Нефтепроводная, пос. Белый ключ, с разрешенным использованием: Производственная база, с категорией земель: Земли населенных пунктов, и обязал управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения по существу заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов от 25.02.2020 г. N ТДР-100-01-08-15/7741 в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу, а в остальной части в удовлетворении заявления обществу отказал.
Управление, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт, которым полностью отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.
Общество, апелляционную жалобу отклонило, по основаниям, изложенным в возражениях, приобщенных к материалам дела, и просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, а решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, АО "Транснефть - Дружба" является собственником строений, сооружений, расположенных по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Нефтепроводная, что подтверждается выпиской из ЕГРП.
Указанные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером 63:08:0111002:54, площадью 52 407 кв.м. с местоположением: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Самарская область, г. Сызрань, в районе ул. Нефтепроводная, пос. Белый ключ, с разрешенным использованием: Производственная база, с категорией земель: Земли населённых пунктов (далее - участок), который согласно выписке из ЕГРН является собственностью РФ.
18.03.2017 г. общество, руководствуясь п. 9 ст. 39.6 ЗК РФ обратилось к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области с заявлением N ТДР-100-01-08-15/10671 о предоставлении участка в аренду, дополнительно уведомив о готовности выступить заказчиком оценки земельного участка
Как указал заявитель, 02.05.2017 г., с нарушением 30 дневного срока установленного п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ для рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в аренду, управление письмом N 4621 сообщило, что заключение договора аренды возможно только после получения им отчета об оценке рыночной стоимости участка.
При этом указав, что земельный участок включен в перечень земельных участков, подлежащих рыночной оценке в 2017 г. за счет средств федерального бюджета, и что договор аренды будет направлен в адрес общества после получения такого отчета.
Так, 18.09.2017 г. общество направило в управление обращение N ТДР-100-01-08-15/39163 о том, что по состоянию на 15.09.2017 г. проект договора в адрес общества не поступил и отсутствие оформленных договоров аренды препятствует производственной деятельности общества.
02.10.2017 г. управление письмом N 10788 сообщило обществу, что на участок зарегистрировано обременение в виде аренды и для заключения договора аренды необходимо снятие обременения, которое в свою очередь будет возможным после погашения задолженности по оплате арендной платы предыдущим арендатором, а также, что денежные средства, выделенные управлению в 2017 г. для проведения оценки рыночной стоимости земельных участков законтрактованы в полном объеме и в случае выделения средств управлению в 2018 г. участок будет учтен при формировании перечня земельных участков подлежащих оценке в 2018 г.
Общество повторно обратилось в управление с заявлением N ТДР-100-01-08-15/36648 о предоставлении участка в аренду, указав, что установление арендной платы за участок исходя из данных отчета об оценке не обоснованно и размер арендной платы должен производиться на основании п. 5 постановления Правительства РФ от 16.07.2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ" (далее - постановление).
Общество в очередной раз обратилось в управление с заявлением N ТДР-100-01-08-15/25368 о предоставлении участка в аренду, а также 28.06.2019 г. направило обращение N ТДР-100-01-08-15/25667 о том, что с прежнего арендатора по решению суда была взыскана и уплачена задолженность по арендной плате и просило управление погасить обременение на участок.
Управление письмом N 8988 сообщило обществу, что им будет направлено в адрес Управления Росреестра по Самарской области заявление о погашении в ЕГРН обременения в виде аренды на участок и после его погашения управление рассмотрит вопрос о его предоставление в аренду обществу.
Общество вновь обратилось в управление с заявлением N ТДР-100-01-08-15/7741 от 25.02.2020 г. о предоставлении участка в аренду с приложением необходимых документов, но заявление общества рассмотрено или возвращено не было.
Считая бездействие со стороны управления незаконным, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении заявленных обществом требований, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ст. ст. 200 и 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу ст. 65 АПК РФ обязанность доказать факт нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя.
Пунктом 1 ст. 39.20 ЗК РФ установлено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду граждан, юридических лиц, являющихся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, сооружений.
Исключительность данного права заключается в том, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим объектом (п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
В соответствии с п.п. 1 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ к заявлению прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные п.п. 1 и 4 - 6 п. 2 ст. 39.15 настоящего Кодекса.
В течение 10 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям п. 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка (п. 2 и 3 ст. 39.17 ЗК РФ).
Территориальным управлением каких-либо претензий и замечаний к представленному обществом заявлению и приложенным к нему документам не высказано.
Согласно п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
- осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
- принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
- принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю.
В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Между тем, из отзыва Территориальным управлением следует, что издание управлением распоряжения о предоставлении в аренду земельного участка и заключение договора аренды станет возможным, после доказательств наличия исключительных прав на участок.
Тем самым судом правильно установлено, что Территориальным управлением в установленный законом срок не совершено ни одно из действий предусмотренных п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ:
- не совершена подготовка проекта договора аренды земельного участка, соответственно проект договора не направлен для подписания заявителю;
- не принято решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 ЗК.
Предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в аренду, является государственной услугой.
Согласно п. 3.14, 3.14.2 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов, утв. приказом Минэкономразвития России от 04.04.2017 г. N 166, максимальный срок для отправки в адрес заявителя письма с приложением проекта договора аренды и акта приема-передачи в необходимом количестве экземпляров (не менее трех) составляет 30 дней со дня поступления заявления.
Согласно п. 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. N 432 (далее - Положение), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
В соответствии с п. 5.35 (1) ст. 5 указанного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет принятие решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Согласно п. 4 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В силу разъяснений, приведенных в п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах связанных с применением земельного законодательства", рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным; в случае не направления исполнительным органом проекта договора собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
Обществом были предоставлены сведения, предусмотренные ст. 39.17 ЗК РФ и полный пакет документов, указанный в Перечне документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без поведения торгов, утв. приказом Минэкономразвития РФ от 12.01.2015 г. N 1.
Учитывая, что заявление общества, направленное управлению письмом от 25.02.2020 г. N ТДР-100-01-08-15/7741, не рассмотрено по существу в установленный срок, общество лишено возможности надлежащим образом оформить права на участок, что нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, судом сделан правильный вывод, что Территориальным управлением не выполнена установленная законом обязанность в установленном законом порядке и сроки, а, следовательно, допущено незаконное бездействие, которое препятствует реализации обществом прав на оформление права на земельный участок.
Доказательств обратного Территориальным управлением в ходе рассмотрения дела ни суду первой инстанции, ни апелляционному суду, не представлено.
Таким образом, в данном случае имеет место бездействие управления, выразившееся в не рассмотрении заявления общества по существу.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Отказ в рассмотрении заявления общества по существу поставленных в нем вопросов должен быть мотивирован, то есть из него должно быть поняты причины, которые послужили основанием для нерассмотрения заявления.
Кроме того, заявитель должен был быть поставлен в известность о том, какие недостатки он должен будет устранить в будущем для того, чтобы его последующее обращение было рассмотрено по существу.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу, что оспариваемое бездействие управления не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя и подлежит признанию незаконным.
На основании п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений при удовлетворении требований должно содержаться указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В качестве восстановления своих нарушенных прав, заявитель просил возложить на Территориальное управление обязанность в течение тридцати дней с момента вступления в силу судебного акта направить обществу проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 63:08:0111002:54, площадью 52 407 кв.м. с местоположением: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Самарская область, г. Сызрань, в районе ул. Нефтепроводная, пос. Белый ключ, с разрешенным использованием: Производственная база, с категорией земель: Земли населенных пунктов.
По смыслу главы 24 АПК РФ требование о понуждении органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.
Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений и совокупности установленных обстоятельств по делу.
При этом, исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд должен определить насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела, а также будет способствовать эффективному восстановлению нарушенного права лица, обратившегося в суд с заявлением.
Предложенный обществом способ устранения нарушенных прав заявителя судом правомерно не принят во внимание, поскольку он фактически предрешает судьбу рассмотрения заявления соответствующим органом.
В рамках настоящего дела обществом оспаривается лишь отказ в рассмотрении заявления, т.е. бездействие органа местного самоуправления, а не отказ, положенный в основу рассмотренного по существу заявления.
Выбирая восстановительную меру, суд должен исходить из конкретной ситуации, применяемая восстановительная мера должна: соответствовать существу спора и касаться именно его предмета; быть адекватной возможностям и потребностям каждой из сторон; способствовать реальному восстановлению прав лица, чьи права были нарушены и быть направленной на устранение именно того нарушения, которое обсуждалось в ходе судебного спора.
При этом суд не вправе подменять компетентный административный орган, при устранении нарушения прав и законных интересов выигравшей стороны.
Признание незаконным бездействия Территориального управления по не рассмотрению в установленном порядке заявления общества о предоставлении земельного участка в аренду, не предполагает рассмотрение по существу обоснованности заявления с совершением действий, указанных в п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ, то есть о предоставлении либо отказе в предоставлении земельного участка.
Вместе с тем, при признании незаконным бездействия, суд, следуя требованиям процессуального законодательства, обязан принять меры к восстановлению нарушенного права.
Однако суд не вправе принимать на себя функции органа, уполномоченного на решение вопросов о наличии или отсутствия у заявителя права на получение земельного участка без торгов, поскольку данный вопрос не является предметом материальных отношений между заявителем и уполномоченным органом.
При этом суд полагает, что законные права и интересы заявителя, нарушенные бездействием по не рассмотрению по существу заявления о предоставлении земельного участка, будут восстановлены при рассмотрении управлением заявления с осуществлением действий в соответствии с нормами земельного законодательства.
Исходя из того, что оспариваемым отказом нарушено право общества на своевременное рассмотрение по существу его заявления от 25.02.2020 г., суд пришел к правильному выводу о том, что в данном случае в качестве способа устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя возможно путем обязания Территориального управления рассмотрения по существу заявления общества о предоставлении земельного участка без проведения торгов от 25.02.2020 г. N ТДР-100-01-08-15/7741 в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу, а в остальной части в удовлетворении заявления обществу следует отказать.
С учетом изложенного, и принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении заявленных обществом требований.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 сентября 2020 года по делу N А55-11760/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11760/2020
Истец: АО "Транснефть-Дружба", АО Пензенское районное управление "Транснефть-Дружба"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области