г. Владивосток |
|
15 декабря 2020 г. |
Дело N А24-3197/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.В. Зимина,
судей Д.А. Глебова, С.М. Синицыной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ундольской,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству
апелляционное производство N 05АП-7514/2020
на решение от 20.08.2020
судьи И.А. Васильевой
по делу N А24-3197/2020 Арбитражного суда Камчатского края
по иску Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству (ИНН 4101128090, ОГРН 1094101000058)
к обществу с ограниченной ответственностью "Северные промыслы" (ИНН 4100019115, ОГРН 1024101020107)
о расторжении договора
при участии: стороны не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Северо-Восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее - истец, апеллянт, управление) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Северные промыслы" (ответчик, общество) о расторжении договора о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов от 04.09.2018 N ДВ-М-1899.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 20.08.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции апеллянт указал, что спорный договор от 04.09.2018, сроком действия с 01.01.2019 по 31.12.2033 не является заключенным, а переоформленным в соответствии с нормами действующего законодательства в связи с истечением сроков действия договоров от 2016 года. Учитывая, что освоение квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов за период 2017 и 2018 годы составило менее 50 % промышленных квот, договор от 04.09.2018 подлежит досрочному расторжению в соответствии с нормами действующего законодательства.
Ответчик в отзыве относительно доводов апелляционной жалобы возражал против ее удовлетворения, просил оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны, извещённые о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили, в связи с чем суд, руководствуясь статьей 156 АПК РФ, статьей 266 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствии.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как верно установлено судом первой инстанции, Федеральным агентством по рыболовству и ООО "Северные промыслы" заключены договоры от 21.03.2016 N ФАР-АЭ-978, от 05.04.2016 N ФАР-АЭ-997, от 05.04.2016 N ФАР-АЭ-998, от 05.04.2016 N ФАР-АЭ-999 о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, согласно которому орган государственной власти предоставляет, а ООО "Северные промыслы" приобретает право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в соответствии с долей квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства терпуги в ПетропавловскоКомандорской подзоне в размере 0,973% (договор N ФАР-АЭ-978), 0,002% (договор N ФАР-АЭ-997), 0,018% (договор N ФАР-АЭ-998), 0,769% (договор N ФАР-АЭ-999) (пункты 1 договоров).
На основании пунктов 2 договоров промышленные квоты распределяются юридическому лицу на каждый календарный год по соответствующему виду водных биологических ресурсов и району добычи (вылова) водных биологических ресурсов исходя из утвержденных в установленном порядке на этот год соответствующих видов квот добыч (вылова) водных биологических ресурсов и доли, закрепленной за юридическим лицом.
Согласно подпунктам "а" пунктов 4 указанных договоров ООО "Северные промыслы" приняло на себя обязательство осуществлять добычу (вылов) водных биологических ресурсов на основании ежегодно распределяемых ему квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в соответствии с закрепленной договором долей с соблюдением правил рыболовства, норм и правил безопасности мореплавания, иных норм законодательства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и условий договора.
Срок действия договоров определен сторонами в пунктах 5 - до 31.12.2018.
В соответствии с частью 1 статьи 60 Закона о рыболовстве, договоры о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства, срок действия которых истекает после 31.12.2018, подлежат переоформлению в 2018 году.
По истечении срока действия договоров от 21.03.2016 N ФАР-АЭ-978, от 05.04.2016 N ФАР-АЭ-997, от 05.04.2016 N ФАР-АЭ-998, от 05.04.2016 N ФАР-АЭ-999 истец заключил с ООО "Северные промыслы" договор от 04.09.2018 N ДВ-М-1899 о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, по условиям которого агентство предоставляет, а ООО "Северные промыслы" приобретает право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в соответствии с долей квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море для осуществления добычи (вылова) терпугов в Петропавловско-Командорсской подзоне в размере 0,986% (пункт 1 договора).
Согласно пункту 7 срок действия договора - с 01.01.2019 по 31.12.2033.
Согласно информации об освоении квот добычи (вылова) водных биологических биоресурсов (далее - ВБР) за 2017-2018 год освоение ООО "Северные промыслы" квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов составило: - в 2017 году 27,200 тонн, при выделенной квоте 61,366 тонн (44,324%); - в 2018 году 0,380 тонн, при выделенной квоте 22,049 тонн (1,723%).
Комиссией СВТУ Федерального агентства по рыболовству было принято решение о расторжении с ответчиком договора от 04.09.2018 N ДВ-М-1899, поскольку ответчик не исполнял обязанности по осуществлению добычи (вылова) терпугов в Петропавловско-Командорсской подзоне по договорам от 21.03.2016 N ФАР-АЭ-978, от 05.04.2016 N ФАР-АЭ-997, от 05.04.2016 N ФАР-АЭ-998, от 05.04.2016 N ФАР-АЭ-999.
Письмом от 31.01.2020 N 05-01-13/1875 СВТУ Федерального агентства по рыболовству обратилось к ответчику с предложением о расторжении договора от 04.09.2018 N ДВ-М-1899 в добровольном порядке, установив при этом срок для добровольного расторжения в течение 10 дней с момента получения письма.
Ответчик в письме от 18.02.2020 N 14 отказался от расторжения указанного договора и, учитывая то, что в 2017-2018 годах освоение квот ответчиком составило 44,324% и 1,723%, истец обратился в арбитражный суд с требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 60 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" договоры о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства, срок действия которых истекает после 31.12.2018, подлежат переоформлению в 2018 году.
Как указано в пункте 27 Правил "О переоформлении договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в соответствии с частью 8 статьи 60 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами переоформления договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, указанных в части 1 статьи 60 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", срок действия которых истекает после 31 декабря 2018 года"), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2018 N 260 (далее - Правила N 260) договоры, указанные в пункте 1, срок действия которых истекает после 31.12.2018, признаются расторгнутыми с 01.01.2019.
Сведения о расторжении таких договоров подлежат внесению в государственный рыбохозяйственный реестр.
На основании статьи 60 Закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ и в соответствии с названными Правилами стороны перезаключили вышеуказанные договоры о закреплении долей квот (добычи) ВБР посредством заключения нового договора от 28.08.2018 N ДВ-М-68 со сроком действия с 01.01.2019 по 31.12.2033.
В соответствии с частью 3 статьи 33.1 Закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ по договору о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов одна сторона - орган государственной власти обязуется предоставить право на добычу (вылов) водных биоресурсов другой стороне - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В статьях 450 и 451 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплено, что изменение и расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами и договором.
Договор может быть изменен или расторгнут по решению суда по требованию одной из сторон при существенном его нарушении другой стороной и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором, либо в связи с существенным изменением обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 33.5 Закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ договор о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, договор пользования рыболовным участком и договор пользования водными биоресурсами могут быть досрочно расторгнуты по требованию одной из сторон в соответствии с гражданским законодательством, настоящим Федеральным законом.
Орган государственной власти, заключивший соответствующий договор, вправе требовать его досрочного расторжения после направления другой стороне в письменной форме предупреждения о необходимости исполнения его условий (часть 4 статьи 33.5 Закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ).
В силу пункта 2 части 2 статьи 13 Закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ право на добычу (вылов) водных биоресурсов прекращается органом государственной власти, осуществляющим свои полномочия в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в случае, если добыча (вылов) водных биоресурсов осуществляется пользователем в течение двух лет подряд в объеме менее 50 процентов промышленных квот и прибрежных квот (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений).
Как следует из материалов дела, освоение квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов составило: - в 2017 году 27,200 тонн, при выделенной квоте 61,366 тонн (44,324%); - в 2018 году 0,380 тонн, при выделенной квоте 22,049 тонн (1,723%).
При этом применяя положения статьи 60 Закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ, руководствуясь пунктом 27 Правил N 260, договоры от 2016 года расторгнуты и заключен новый договор от 04.09.2018.
В соответствии с пунктом 2 статьи 453 ГК РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.
В связи с чем допущенные ответчиком нарушения условий ранее заключенных в 2016 году договоров, имевших место в 2017 - 2018 годах, не могут быть основанием для расторжения нового договора от 04.09.2018, так как на момент допущенных нарушений договоры, заключенный сторонами в 2018 году, о расторжении которых просит истец в настоящем иске, отсутствовали.
Как следствие этому, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в иске.
Довод управления о том, что правоотношения сторон по договорам от 2016 не прекратились, а были переоформлены путем заключения нового договора о закреплении долей квот добычи (вылова) ВБР от 04.09.2018, судом апелляционной инстанции отклоняется как основанный на ошибочном толковании приведенных норм законодательства.
После заключения спорного договора у сторон возникли новые права и обязанности, в том числе, обязанность ответчика осуществлять промышленное и (или) прибрежное рыболовство во внутренних морских водах РФ, в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, Каспийском море в пределах тех объемов, сроков, районов и в отношении тех видов водных биологических ресурсов, которые указаны в разрешении на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, в соответствии с законодательством РФ, а у истца право требовать расторжения договора на основании части 2 статьи 13 Закона о рыболовстве и в случае не освоения ответчиком выделенных ему квот в соответствующих размерах.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации апеллянт освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 АПК РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 20.08.2020 по делу N А24-3197/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.В. Зимин |
Судьи |
Д.А. Глебов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-3197/2020
Истец: Северо-Восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству
Ответчик: Общество с огшраниченной ответственностью "Северные промыслы"