г. Москва |
|
14 декабря 2020 г. |
Дело N А40-100059/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "КОУЛСТАР" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.10.2020 по делу N А40-100059/2020
по заявлению: общества с ограниченной ответственностью "КОУЛСТАР"
к Центральной энергетической таможне
о признании незаконными постановления и представления,
в присутствии:
от заявителя: |
Прудников Э.Б. по дов. от 15.06.2020; |
от заинтересованного лица: |
Кузин Р.С. по дов. от 27.12.2019; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 07.10.2020, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "КОУЛСТАР" (заявитель, Общество) о признании незаконными и отмене постановления и представления Центральной энергетической таможни (таможенный орган, ЦЭТ) от 07.05.2020 N 10006000-132/2020.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, считая, что отсутствие законодательного ограничения на ввоз товара означает отсутствие события правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ.
Представитель ЦЭТ в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением ЦЭТ от 07.05.2020 по делу N 10006000-132/2020 ООО "КОУЛСТАР" было привлечено к административной ответственности на основании ст. 16.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде взыскания штрафа в размере 50 000 рублей и выдано обязательное к исполнению предписание.
Полагая, что вынесенное административным органом постановление и предписание являются незаконными и подлежат отмене, ООО "КОУЛСТАР" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Оставляя заявленные требования без удовлетворения, суд первой инстанции исходил из наличия и доказанности материалами дела состава вменяемого ООО "КОУЛСТАР" административного правонарушения, отсутствия существенных нарушений процессуальных требований со стороны таможенного органа при производстве по делу об административном правонарушении, а также отсутствия оснований для квалификации совершенного заявителем правонарушения в качестве малозначительного.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Судом установлено, что 11.09.2019 на Межрегиональный энергетический таможенный пост ЦЭТ декларантом ООО "КОУЛСТАР" подана ВТД N 10006063/110919/0024072 (далее - ВТД) на товар: "уголь каменный битуминозный прочий размер 0-50 мм" код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 2701129000 (далее - товар), в количестве 5 000 000 кг.
08.07.2019 между ООО "КОУЛСТАР" и компанией ООО "Инком Трейд" (Словакия) заключен внешнеторговый контракт N 08-07-2019/01 (далее - контракт). В соответствии спецификацией N 2 от 10.09.2019 к контракту, продавец продает, а покупатель покупает товар, страна назначения - Словакия. Грузополучатель - ООО "ИНКОМ ТРЕЙД" (811, СЛОВАКИЯ, 05, БРАТИСЛАВА, ШАНЦОВА, 4007/48).
После осуществления фактического вывоза с таможенной территории ЕАЭС товара, задекларированного по ВТД, 13.01.2020 на Энергетический таможенный пост (Центра электронного декларирования) ЦЭТ (далее - ЭТП ЦЭД ЦЭТ) ООО "КОУЛСТАР" подана ПВД N 10006060/130120/0001363 (далее - ПВД) на товар, которой в качестве получателя задекларированного товара указана компания - ООО "ПКФ "НЕКСТРЕЙД" (адрес: Украина, 02105, г. Киев, проспект Мира, д. 15А, офис 309).
Страна назначения данной ПВД указана страна "Украина", в то время как в ВТД, на которую подана ПВД, содержится информация о стране назначения "Словакия".
Проведенный анализ документов и сведений, представленных декларантом при таможенном оформлении ПВД показал, что в соответствии с п. 5.6 приложения к контракту от 08.10.2019 N 1 (внешнеторговый контракт от 08.07.2019 N 08-07-2019/01), страной назначения декларируемого товара должна являться "Словакия", однако в п. 4 "Получатель" представленных железнодорожных накладных (СМГС), а также в представленном письме ООО "Инком Трейд" от 04.10.2019 N 12/10 указан вышеупомянутый получатель страны "Украина", что данная компания не имеет возможности принять от ООО "УК "Разрез Майрыхский" товар в объеме 4 442,05 тонн в октябре 2019 на станции Вояны ШРТ, ЗССК Карго, ввиду отказа конечного получателя "Словацкие Электростанции" принять груз в октябре 2019. Задекларированный по ВТД товар был "отправлен со станции Камышта, Красноярской ж/д, по накладным СМГС для получателя ООО "Инком Трейд" адрес: Словакия 811 05, Братислава, Шанцова, 4007/48, но после пересечения границы Украины был переадресован на ООО "ПКФ "Некстрейд" (Украина), станция назначения им. Кожушко A.M. Донецкой жд. УЗ.
Пунктом 1(2) Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1716-83 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 г. N 592" установлено, что с 01.06.2019 вывоз из Российской Федерации на территорию Украины товаров по перечню согласно приложению N 3 (в которое входит товарные позиции угля 2701, 2702 и 2704, в том числе транзит) осуществляется исключительно на основании разрешений, выдаваемых Министерством экономического развития Российской Федерации.
В рамках проведения административного расследования с целью установления порядка и условий вывоза товара, явившегося предметом административного правонарушения, ЦЭТ направлен запрос в Правовой Департамент Министерства экономического развития РФ (далее - Минэкономразвития РФ) согласно полученному ответу установлено, что на октябрь 2019 года Минэкономразвития РФ было выдано разрешение ООО "КОУЛСТАР" на вывоз угольной продукции марки ДОМСШ в объеме 5 000 тонн в адрес ООО "Инком Трейд" (Словакия), иные разрешения на вывоз угольной продукции на/через территорию Украины на октябрь 2019 года Обществу не выдавались.
Вывоз угольной продукции на территорию Украины возможен только на основании вышеуказанных разрешений, при этом, получение разрешения после фактического вывоза угольной продукции не предусмотрено. В случае отказа покупателя от приема угольной продукции, грузоотправителю необходимо уведомить Минэкономразвития РФ о смене грузополучателя и осуществить поставку угольной продукции в адрес нового грузополучателя только после получения нового разрешения.
В соответствии с пп 3 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) вывоз товаров из Российской Федерации - фактическое перемещение (убытие) любым способом товаров за пределы территории Российской Федерации и (или) пределы искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в другие государства - члены Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) или на территории, не входящие в таможенную территорию ЕАЭС, а также совершение лицами действий, направленных на такое фактическое перемещение (убытие) товаров, до фактического пересечения товарами Государственной границы Российской Федерации или пределов искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Согласно пп. 10 п. 1 ст. 2 ТК (далее - ТК) ЕАЭС, запреты и ограничения -применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
В соответствии с п. 1 ст. 7 ТК ЕАЭС, перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК ЕАЭС, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств -членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Пунктами 7 и 9 ст. 106 ТК ЕАЭС определено, что в таможенной декларации подлежат указанию, в том числе, сведения о соблюдении запретов и ограничений, а также о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в декларации на товары, среди прочих относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка.
Согласно ч. 3 ст. 108 ТК ЕАЭС установлено, что документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с п. 8 ст. 104 ТК ЕАЭС или определенных ст.ст. 114-117 ТК ЕАЭС, такие документы могут отсутствовать на момент подачи декларации.
Согласно п. 4 ст. 128 ТК ЕАЭС, обязанность по подтверждению соблюдения условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру возлагается на декларанта.
При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант, согласно п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС, обязан произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате; соблюдать условия использования товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС.
Пунктом 3 статьи 84 ТК ЕАЭС установлена ответственность декларанта за неисполнение обязанностей, предусмотренных п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
В соответствии с п. 8 ст. Ill TK ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Согласно ст. 400 ТК ЕАЭС, за несоблюдение требований международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, несут ответственность в соответствии с законодательством государств-членов.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 118 ТК ЕАЭС определено, что выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру.
На основании ст. 140 ТК ЕАЭС одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру экспорта является соблюдение запретов и ограничений в соответствии со ст. 7 ТК ЕАЭС.
Федеральным законом N 289-ФЗ установлено введение Российской Федерацией запретов и ограничений в одностороннем порядке, а также при применении в Российской Федерации мер таможенно-тарифного регулирования, отличных от мер, применяемых в одном или нескольких государствах - членах Союза, применяются методы и средства обеспечения их соблюдения, установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации могут быть определены методы и средства обеспечения соблюдения указанных мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, введенных Российской Федерацией в одностороннем порядке, а также федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору за соблюдением установленных мер.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.10.2018 N 592 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2019 N 460-25 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2019 N 1716-83 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22.10.2018 N 592", введено ограничение на вывоз с 01.06.2019 из Российской Федерации на территорию Украины товаров по перечню согласно приложению N 3 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1716-83.
Данное ограничение, исходя из преамбулы названного Указа Президента Российской Федерации, установлено в соответствии с федеральными законами от 04.08.2018 N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" и от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности".
При таможенном декларировании товара вывезенного по ВТД железнодорожным транспортом с территории Российской Федерации транзитом через территорию Украины в количестве 5 000 000 кг и заявленного по ПВД, ООО "КОУЛСТАР" разрешительный документ Министерства экономического развития Российской Федерации, подтверждающий соблюдение установленных законодательством Российской Федерации мер экспортного контроля и допускающий вывоз (и последующую продажу) с территории Российской Федерации на территорию Украины указанного товара, представлен не был, в связи с чем, ограничение в части мер экспортного контроля Обществом не соблюдено.
За несоблюдение установленных международными договорами государств -членов ЕАЭС, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС или из Российской Федерации, установлена административная ответственность, предусмотренная ст. 16.3 КоАП РФ.
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ, является установленный таможенным законодательством порядок таможенного декларирования товаров и транспортных средств, в части, касающейся соблюдения запретов и ограничений, в том числе, мер экспортного контроля.
Объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ, составляет несоблюдение установленных международными договорами государств - членов ЕАЭС, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего КоАП РФ.
Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ является лицо, на которое возложена обязанность по таможенному декларированию товаров и соблюдению установленных запретов (ограничений), путем получения и представления в таможенный орган соответствующих разрешительных документов, в данном случае - декларант. Согласно п. 1 ст. 83 ТК ЕАЭС, декларантом может быть лицо государства - члена ЕАЭС, являющееся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу Союза, в данном рассматриваемом случае - ООО "КОУЛСТАР".
Субъективная сторона данного правонарушения выражается виной в форме умысла или неосторожности.
Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 N 7-П, виновность юридического лица в совершении правонарушения имеет место, если нарушение не вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для данных субъектов таможенных отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась, в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей, и что с их стороны к этому были приняты все меры. То есть юридическое лицо должно предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства, за нарушение которых предусмотрена ответственность, в то время, когда у юридического лица имелась возможность принятия таких мер.
Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть, соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
При этом, права лица, корреспондирующийся с его обязанностями, в свою очередь определяют ту степень заботливости и осмотрительности, которая должна быть проявлена лицом.
В апелляционный жалобе заявитель указывает на отсутствие законодательного ограничения на вывоз товара.
По мнения Общества, судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права, что привело к принятию неправильного решения и неприменения п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Между тем, в решении суда первой инстанции обоснованно указано, что в соответствии с пп "д" ч. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 115 Конституции Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов, распоряжений, поручений Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
В соответствии с ч. 2 ст. 115 Конституции Российской Федерации постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Согласно статьи 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 18.04.2019 N 460-25 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. N 1716-83" официально опубликовано на интернет-портале правовой информации http://wNvw.pravo.gov.ru, 18.04.2019, "Собрание законодательства РФ", 22.04.2019, N 16, ст. 1962.
В апелляционный жалобе заявитель указывает на отсутствие нормативно-правового регулирования правоотношений для соблюдения ограничения на вывоз товара. По мнению заявителя, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Однако, вопреки доводам апелляционной жалобы общества, судом выяснены и установлены все фактические обстоятельства, имеющие значения для настоящего дела, выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам, что в силу ст. 211 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении требования заявителя.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
В соответствии со статьями 202, 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается, в связи с чем уплаченная заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 3 000 рублей по чек-ордеру от 19.10.2020, подлежит возврату плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07.10.2020 по делу N А40-100059/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "КОУЛСТАР" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3 000 (три тысячи) рублей, как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-100059/2020
Истец: ООО "КОУЛСТАР"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТАМОЖНЯ