г. Санкт-Петербург |
|
15 декабря 2020 г. |
Дело N А56-24376/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баженовой Ю.С., Галенкиной К.В.
при ведении протокола судебного заседания: Самсоновой Е.В.
при участии:
от истца: Ахремчик Д.А. (доверенность от 09.01.2020)
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25454/2020) Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 04.08.2020 по делу N А56-24376/2020 (судья Заварзина М.А.), принятое
по иску Комитета по природным ресурсам Ленинградской области
к ООО "Трансстройматериалы-Красный Сокол"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Трансстройматериалы-Красный Сокол" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 2 402 792 руб. 16 коп. задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 11.05.2011 N 104/К-2011-05 в федеральный бюджет, 480 558 руб. 43 коп. задолженности по арендной плате и 256 285 руб.89 коп пеней за просрочку платежей в областной бюджет.
Решением от 04.04.2020 с Общества взыскано 2 402 792 руб. 16 коп. задолженности по арендной плате по договору аренды в федеральный бюджет, в удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Комитет, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение в части отказа во взыскании задолженности по арендной плате и пеней в областной бюджет отменить, иск удовлетворить в полном объеме, полагая, что суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования в части взыскания задолженности по арендной плате в федеральный бюджет, подтвердил правомерность требований в данной части, но необоснованно отказал во взыскании неустойки за просрочку присужденных судом платежей за период с 01.10.2019 по 31.12.2019. По мнению подателя жалобы, начисление арендной платы с учетом применения повышающего коэффициента 1,2 является правомерным.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Комитетом (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор от 11.05.2011 N 104/К-2011-05 аренды лесного участка площадью 62,1 га, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, Рощинское лесничество, Черкасовское участковое лесничество, квартал 130 (выдел 30, части выделов 1,2,4,5,6,18,19,20,29,31), квартал 166 (части выделов 13,15,16,18,19,21,23,25), сроком до 31.12.2022.
Согласно пункту 5 договора арендная плата за использование лесных участков по настоящему договору рассчитывается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка, а также с учетом повышающего коэффициента 1.2, определенного договорными отношениями, и устанавливается на календарный год.
В соответствии с пунктом 6 договора арендная плата за использование лесных участков состоит из двух частей. Первая часть - платежи направляются в федеральный бюджет, вторая часть - платежи направляются в областной бюджет по кодам бюджетной классификации в соответствии с законом о федеральном бюджете и законом об областном бюджете Ленинградской области на соответствующий год.
В силу пункта 8 договора арендатор вносит установленную арендную плату ежеквартально не позднее последнего числа последнего месяца соответствующего квартала (согласно приложению N 4).
Согласно пункту 13 договора за несвоевременное внесение платы за использование предоставленных участков арендатор выплачивает пени в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной суммы за каждый день просрочки платежа.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком условий договора, наличие задолженности по арендной плате, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене или изменению.
В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 ГК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно требованиям статьи 614 ГК РФ и статьи 94 ЛК РФ размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 ЛК РФ и договором аренды лесного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объем лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310).
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73) разъяснено, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Как указано в пункте 18 Постановления N 73, судам следует учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов. В тех случаях, когда в соответствии с законом торги на право заключения договора аренды не проводились, условия договоров аренды государственного или муниципального имущества, предусматривающие взимание с арендатора дополнительно к регулируемой арендной плате платы за право на заключение договора аренды, являются ничтожными (статьи 168, 614 ГК РФ).
В рассматриваемом случае договор аренды от 11.05.2011 заключен не по результатам проведения торгов, т.е. арендная плата в данном случае является регулируемой, и в силу Постановления N 310 при ее расчете к ставкам платы за единицу объема лесного участка и единицу площади лесного участка применение повышающего коэффициента 1.2 не предусмотрено.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что условие договора аренды от 06.05.2008 о применении данного коэффициента при расчете и определении размера арендной платы за предоставленный Обществу лесной участок не соответствует закону, является недействительным (ничтожным).
С учетом изложенного судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требования о взыскании в областной бюджет 480 558 руб. 43 коп. задолженности по арендной плате, сумма которой определена в результате применения коэффициента 1,2, и начисленных на указанную сумму пеней.
Довод Комитета о неправомерности отказа во взыскании пеней за просрочку внесения арендной платы в федеральный бюджет за период с 01.10.2019 по 31.12.2019 подлежит отклонению апелляционным судом, поскольку данная сумма неустойки за 2019 год не подлежит взысканию в областной бюджет исходя из следующего.
Согласно пункту 16 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) суммы штрафов, неустоек, пеней, которые должны быть уплачены юридическим или физическим лицом в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед государственным (муниципальным) органом, казенным учреждением, подлежат зачислению в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, получателем средств которого являются указанные орган, учреждение, по нормативу 100 процентов.
В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона от 02.12.2019 N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" доходы от денежных взысканий (штрафов), поступающие в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года, в 2020 году подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действовавшим в 2019 году.
Статьей 4 ЛК РФ установлено, что от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Таким образом, при наличии в договоре аренды лесного участка, стороной которого является орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, условий о выплате штрафов, неустоек, пеней за ненадлежащее исполнение обязательств перед данным органом суммы таких штрафов, неустоек, пеней с 1 января 2020 года должны поступать соответственно в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет (бюджет бюджетной системы Российской Федерации, получателем средств которого является указанный орган).
В соответствии с письмом Министерства финансов РФ от 21.02.2020 N 02-05-10/12919 для учета поступлений штрафов, неустоек, пеней по договору аренды лесного участка, обязанность по уплате которых возникла после 1 января 2020 года, Приказом N 85н предусмотрен код бюджетной классификации 000 1 16 07030 00 0000 140 "Штрафы, неустойки, пени, уплаченные в соответствии с договором аренды лесного участка или договором купли-продажи лесных насаждений в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед государственным (муниципальным) органом, казенным учреждением", детализированный по соответствующим элементам кода вида доходов бюджетов.
Поскольку в рамках настоящего дела истцом заявлена ко взысканию неустойка за 2019, оснований для ее взыскания в областной бюджет не имеется, тогда как с требованием о взыскании неустойки в федеральный бюджет истец не обращался, а у суда отсутствует право выйти за рамки заявленных сторонами требований.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению апелляционным судом как необоснованные, оснований для отмены обжалуемого решения не установлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.08.2020 по делу N А56-24376/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-24376/2020
Истец: КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (Рощинское лесничество - филиал ЛОГКУ "ЛЕНОБЛЛЕС")
Ответчик: ООО "ТРАНССТРОЙМАТЕРИАЛЫ-КРАСНЫЙ СОКОЛ"