г. Томск |
|
16 декабря 2020 г. |
Дело N А03-8449/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2020 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2020 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сбитнева А.Ю.
судей: Колупаевой Л.А.,
Ходыревой Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Терещенко Е.А., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Монолит" (07АП-8762/2020) на решение от 04 августа 2020 г. Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-8449/2020 (судья Ланда О.В.)
по иску акционерного общества "Рубцовский теплоэнергетический комплекс" (г. Барнаул, ИНН 2224182463, ОГРН 1162225092930)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Монолит" (г. Рубцовск Алтайского края, ИНН 2209038899)
о взыскании 8 596 671 руб. 43 коп. задолженности за период с февраля по июль 2019 года по договору теплоснабжения и поставки горячей воды N 703р, 781 673 руб. 85 коп. пеней,
при участии в судебном заседании:
от истца - не явился;
от ответчика - не явился;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Рубцовский теплоэнергетический комплекс" (далее - истец, АО "Рубцовский теплоэнергетический комплекс") обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Монолит" (далее - ответчик, ООО "УК "Монолит") 8 596 671,43 руб. задолженности за период с февраля 2019 года по июль 2019 года по договору теплоснабжения и поставки горячей воды N 703р за поставленные коммунальные ресурсы - отопление и горячее водоснабжение (далее - ГВС) в многоквартирные жилые дома (далее - МКД), находящиеся на обслуживании у ответчика, 781 673,85 руб. пени.
Решением от 04.08.2020 Арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены, с ООО "УК "Монолит" в пользу АО "Рубцовский теплоэнергетический комплекс" взыскано 8 596 671,43 руб. задолженности, 781 673,85 руб. пени, всего 9 378 345,28 руб., а также 41 060 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новое решение.
В обосновании доводов апелляционной жалобы апеллянт указывает, что в рамках настоящего дела оспаривается качество поставленной тепловой энергии. Отказав в назначении по делу экспертизы с целью установления размера снижения платы за некачественно оказанную услугу (отопление) за период - марта 2019 года суд нарушил право ООО "УК "Монолит" на полное и всестороннее рассмотрение дела.
Истец в представленном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 3 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили.
В порядке части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество "Рубцовский теплоэнергетический комплекс" осуществляет отпуск тепловой энергии и горячей воды потребителям г. Рубцовска, которые в части используются для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов, находящихся на обслуживании ответчика.
Ответчик в силу статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и абзаца седьмого пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), является управляющей организацией, приобретающей тепловую энергию и горячую воду для целей предоставления коммунальных услуг в обслуживаемых им домах.
06.12.2018 между обществом "Рубцовский теплоэнергетический комплекс" и управляющей компанией "Монолит" заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды N 703р (далее - договор), в соответствии с которым истец обязался поставлять ответчику тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду, а ответчик - оплачивать принятый ресурс.
В период с февраля 2019 года по июль 2019 года истец осуществлял поставку тепловой энергии и горячей воды на объекты, находящиеся на обслуживании ответчика.
Количество потребленных ответчиком коммунальных ресурсов (весь объем по МКД) определено на основании отчетов о потреблении тепловой энергии и теплоносителя, актов снятия показаний тепловой энергии, показаний приборов учета ГВС, передаваемых управляющей компанией РСО, указано в выставленных счетах-фактурах, расшифровках к счетам-фактурам.
Ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств по оплате послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным в материалы дела доказательствам и соответствуют действующему законодательству. Апелляционный суд поддерживает выводы суда при этом исходит из следующего.
Правовое регулирование правоотношений в сфере горячего водоснабжения в части предоставления указанных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме регулируются положениями ЖК РФ, Правилами N 354, Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Вопросы ценообразования и установления нормативов потребления в сфере горячего водоснабжения, в частности осуществляемого с использованием закрытых систем водоснабжения, регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
В силу части 9 статьи 32 Закон N 416-ФЗ тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 36, 38 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном этими же Правилами, по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду") размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к названным Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
В соответствии с пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qi п - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qi одн) в формуле 24 того же приложения.
В качестве одного из компонентов формулы расчета является утвержденный норматив.
Таким образом, в силу Правил N 354 расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду осуществляется исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях на территории Алтайского края были установлены Решением от 18.04.2018 N 50 Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, вступившим в силу с 01.07.2018.
Судом установлено, что за спорный период истец в нарушение указанных положений производил начисления по ГВС исходя из данных общедомовых приборов учета, фиксирующих как объем потребленной холодной воды в куб.м., так и объем тепловой энергии в Гкал.
Истцом представлены альтернативные расчеты начислений с применением норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды (0,062), в соответствии с которыми размер начислений увеличивается, в том числе за февраль 2019 года на 75 666,65 руб., за март 2019 года на 59 646,35 руб., за апрель 2019 года на 29415,33 руб., за май 2019 года - на 24167,29 руб., за июнь 2019 года - на 29175,23 руб., за июль 2019 года - 15508,37 руб., всего на общую сумму 233 579,22 руб.
При таких обстоятельствах, в рассматриваемом случае начисление истцом ответчику платы за ГВС по показаниям ОДПУ, не нарушает прав ответчика.
Вопрос ненадлежащего качества поставленного ресурса и необходимости снижения стоимости платы был предметом исследования суда первой инстанции.
Согласно пункту 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; производить в установленном данными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Из содержания приложения N 1 к Правилам N 354 следует, что одним из требований к качеству коммунальной услуги "горячее водоснабжение" является постоянное соответствие состава и свойств горячей воды санитарным нормам и правилам.
Согласно пункту 2.4 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 "Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09" температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C. Указанные Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
Учитывая, что объем обязательств исполнителя коммунальных услуг в отношении с гражданами не может отличаться от объема обязательств энергоснабжающей организации в случае, если бы у нее были заключены прямые договоры энергоснабжения с гражданами, установленная Правилами N 354 обязанность по перерасчету платы за энергоресурс при его ненадлежащем качестве в обязательном порядке распространяется на РСО.
В силу пункта 101 Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к данным Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к данным Правилам. Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к данным Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.
Пунктом 5 раздела II приложения N 1 к Правилам N 354 предусмотрен алгоритм расчета снижения платы за некачественную услугу горячего водоснабжения: за каждые 3°C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1% размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела IX Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40°C, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
Правила N 354 не допускают полного отказа от оплаты стоимости некачественной горячей воды (при нарушении ее температурного режима). При этом сам расчет снижения размера платы должен учитывать допустимые отклонения температуры горячей воды, производиться применительно ко дню (период), а не к месяцу либо часу путем суммирования.
В связи с несоответствием качества ГВС нормативным требованиям, исходя из представленных истцом перерасчетов платы в соответствии с дневной методикой сумма снижения платы за период с февраля 2019 года по июль 2019 года составил 116 161,31 руб.
Таким образом, понимая во внимание альтернативные расчеты начислений платы за ГВС по двухкомпонентному тарифу исходя из норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды, в соответствии с которыми размер начислений увеличивается, размер снижения платы в связи с оказанием услуг по ГВС ненадлежащего качества, к оплате за ГВС за спорный период истцом предъявлена меньшая сумма, что в свою очередь не нарушает прав ответчика.
При этом, рассматривая возражения ответчика относительно ненадлежащего качества ресурса - тепловой энергии на отопление, суд первой инстанции также обоснованно исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 24 Правил об организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808) показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать, в том числе, температуру теплоносителя в подающем трубопроводе, которая определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения.
Приведенное нормативное правило не означает, что показатели качества теплоснабжения в точке поставки (в части температуры теплоносителя в подающем трубопроводе на вводе в здание) должны быть идентичны температурному графику источника тепла. Напротив, они лишь определяются в соответствии с ним.
Так, согласно пункту 6.2.59 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115), температура воды в подающей линии водяной тепловой сети задается в соответствии с утвержденным для системы теплоснабжения графиком (то есть температурным графиком источника тепла) по усредненной температуре наружного воздуха за промежуток времени в пределах 12 - 24 ч, определяемый диспетчером тепловой сети в зависимости от длины сетей, климатических условий и других факторов.
При транзите перегретой воды по тепловым сетям в качестве теплоносителя неизбежно происходит ее остывание (тепловые потери), поэтому потребители получают от РСО теплоноситель со значениями температур, отличными от реальных показателей перегретой воды на источнике теплоснабжения.
На вводе в здание указанные температуры объективно ниже, что само по себе не является отступлением от требований к качеству ресурса. Наоборот, сами показатели качества (температура теплоносителя в подающем трубопроводе) должны быть определены в договоре теплоснабжения как с учетом температурного графика источника тепла, так и исходя из объективных (обусловленных местоположением объекта и других значимых факторов) обстоятельств, после чего подлежат соблюдению РСО в отношении каждого конкретного потребителя применительно к пункту 9.2.1 Правил N 115 (в пределах +/- 3%).
Таким образом, само по себе несоответствие зафиксированной ОДПУ температуры сетевой воды цифровым показателям температурного графика источника тепла основанием для презюмирования факта поставки некачественного ресурса не является.
Из материалов дела следует, что между сторонами были подписаны акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (по всем домам, в отношении которых проводилась экспертиза) к договору теплоснабжения и поставки горячей воды N 703р от 04.08.2017.
Поскольку акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности делаются единожды (при присоединении к сети потребителя к сети РСО), то, соответственно, данные акты разграничения имеют отношение и к договору теплоснабжения и поставки горячей воды N 703р от 06.12.2018.
Согласно указанным актам для системы отопления МКД, установлен температурный график - 95-70°С. График 130-70°С установлен для тепловой сети.
Кроме того, в пользу применения для системы отопления температурного графика 95-70°С, также свидетельствует то, что для систем внутреннего теплоснабжения в жилых и общественных зданиях, как правило нужно принимать температуру теплоносителя 95°С, что следует из следующего.
В рассматриваемом случае подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, соответственно эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно, в том числе обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживании граждан.
Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу Постановлением от 27.09.2003 N 170 были утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила N 170).
Согласно пункту 5.2.1. Правил N 170 эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать, в том числе, поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11). Данным приложением устанавливается график качественного регулирования температуры воды в системах отопления при различных расчетных и текущих температурах наружного воздуха при расчетных перепадах температуры в системе отопления 95-70 и 105-70°С.
Согласно приложению Д (таблица Д.1) свода правил СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование", максимально допустимая температура теплоносителя или теплоотдающей поверхности для жилых, общественных и административно-бытовых помещении для двухтрубных систем - не более 95°С; для однотрубных - не более 105°С.
Соответственно график качественного регулирования температуры воды в системах отопления предусмотренный Приложением N 11 к Правилам N 170 установлен на основании проектов многоквартирных домов, в соответствие с которыми максимальные температуры теплоносителя для внутридомовых тепловых сетей не могут превышать 95°С (большинство домов) или 105°С.
В пункте 4.4 СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64, указано, что при водяном отоплении температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 90 °С. Для приборов с температурой нагревательной поверхности более 75 °С необходимо предусматривать защитные ограждения. Из указанного следует, что температуру теплоносителя при входе в МКД следует сопоставлять с температурным графиком 95°С, а не с температурой 130 °С, поскольку такая температура теплоносителя предусмотрена для источника тепловой энергии.
Исходя из установленной пунктом 5 статьи 10 ГК РФ презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений и разумности их действий, а также по смыслу статей 469, 474 - 477, 542 ГК РФ надлежащее качество ресурса предполагается (презюмируется).
Заявляя о некачественности переданного ресурса, исполнитель в силу статей 9, 65 АПК РФ несет бремя доказывания соответствующих обстоятельств относимыми, допустимыми, достоверными доказательствами, совокупность которых должна в достаточной степени подтвердить обоснованность его возражений.
В рассматриваемом случае таких доказательств ответчиком не представлено.
В свою очередь АО "Рубцовский теплоэнергетический комплекс" представило температурный график регулирования температуры сетевой воды 95/70 °С, согласованный с Главой города Рубцовска, а также провело анализ исходя из указанного температурного графика 95/70 °С, сведений из Алтайского ЦГМС - филиал ФГБУ "Западно-Сибирское УГМС" и сведений о температуре о теплоносителе из отчетов о потреблении тепловой энергии и теплоносителя за спорный период, на соответствие качества тепловой энергии, поставленной АО "Рубцовский теплоэнергетический комплекс" на границу эксплуатационной ответственности теплоснабжающей организации и ответчика, согласно которым отклонений от нормативной температуры не установлено.
Таким образом, требование истца о взыскании оставшейся задолженности в сумме 8 596 671,43 руб. правомерно признано судом первой инстанции подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Поскольку ответчик нарушил сроки оплаты коммунальных ресурсов, истец предъявил требование о применении ответственности в виде взыскания пеней за период с 16.03.2019 по 28.02.2020 в размере 781 673,85 руб.
Согласно статье 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, предусмотренной законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признаётся определённая законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Согласно части 9.3 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении" (в редакции ФЗ N 307-ФЗ от 03.11.2015, вступившей в силу с 01.01.2016) управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Поскольку ответчик является управляющей организацией, приобретающей тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, с 01.01.2016 к нему подлежит применению указанная специальная норма Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010, регулирующая ответственность управляющих организаций за несвоевременную оплату тепловой энергии и теплоносителя.
Представленный в материалы дела расчет пени судом проверен и признан верным. Ответчиком расчет не оспорен.
Поскольку факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств подтвержден, расчет пени составлен в соответствии с действующим законодательством, правильность расчета ответчиком не оспорена, доказательств несоразмерности пени последствиям нарушенного обязательства не представлено, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца в указанной части в заявленном размере.
Довод заявителя апелляционной жалобы о необоснованном отказе суда в удовлетворении ходатайства о назначении судебной экспертизы размера снижения платы за некачественно оказанную услугу (отопление) за период - марта 2019 года, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В соответствии с частью 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
На основании части 2 статьи 64, части 3 статьи 86 АПК РФ заключения экспертов являются одним из доказательств по делу и оцениваются наряду с другими доказательствами.
Таким образом, судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания, а, следовательно, требование одной из сторон о назначении экспертизы не создает обязанности суда ее назначить. Такой подход соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.03.2011 N 13765/10.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон, фактические обстоятельства дела суд первой инстанции посчитал возможным рассмотреть дело по имеющимся доказательствам. При этом судом первой инстанции применительно к положениям статьи 159 АПК РФ было учтено поведение ответчика и отмечено, что у ответчика с момента принятия искового заявления к производству и до обращения с ходатайством о назначении экспертизы имелось достаточное количество времени. Доказательств отсутствия возможности подать такое ходатайство ранее по объективным причинам, ответчиком не представлено.
Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется, учитывая также возможность самостоятельного сопоставления ответчиком температуры теплоносителя при входе в МКД с температурным графиком 95-70° С и температурой наружного воздуха в целях подтверждения или отсутствия нарушений к качеству коммунального ресурса, на которую указал истец.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Принцип состязательности заключается в том, что обязанность доказывания своих доводов и возражений лежит на каждом из лиц, участвующих в деле (статья 65 АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Ответчик в подтверждение своих доводов и не соглашаясь с требованиями истца, должен представлять доказательства, опровергающие требования последнего и подтверждающие его доводы. Однако такие доказательства в материалах дела отсутствуют.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судом первой инстанций правильно, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу спора, опровергали выводы суда первой инстанции, либо влияли на обоснованность и законность принятого по делу решения.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя. Поскольку при принятии апелляционной жалобы заявителю была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, государственная пошлина в размере 3 000 руб. подлежит взысканию с ООО "УК "Монолит" в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04 августа 2020 г. Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-8449/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Монолит" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Монолит" в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
А.Ю. Сбитнев |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-8449/2019
Истец: АО "Рубцовский теплоэнергетический комплекс"
Ответчик: Мороз С. И., Мороз Сергей Иванович, ООО "Управляющая компания "Монолит", ООО УК "Монолит"