г. Ессентуки |
|
15 декабря 2020 г. |
Дело N А61-1054/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.12.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.12.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучиновой Т.В., при участии от Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по Республике Северная Осетия - Алания Южного главного управления - Бораздова Т.Р. (доверенность от 28.03.2019 N 15АА0797834), от Администрации местного самоуправления г. Владикавказ - Гагиевой Н.В. (доверенность от 09.01.2020 N Д-7) в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по Республике Северная Осетия - Алания Южного главного управления на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 05.10.2020 по делу N А61-1054/2020 (судья Сидакова З.К.),
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по Республике Северная Осетия - Алания Южного главного управления (далее-Банк) к Администрации местного самоуправления г. Владикавказ (далее - Администрация) со следующими требованиями (с учетом уточнений): 1. установить границы земельных участков путем внесения изменений в следующие постановления Администрации: от 27.08.2003 N 641 в части увеличения площади равной 0,2372га земельного участка с кадастровым номером 15:09:0020147:4 по ул. Куйбышева, д. 4 на 150кв.м; от 25.05.1998 N 208 в части увеличения площади равной 0,163 га земельного участка с кадастровым номером 15:09:0020147:19 по ул. Ленина, 37 на 28кв.м.; от 01.07.2003 N 451 в части увеличения площади равной 0,0323га земельного участка с кадастровым номером 15:09:0020147:3 по ул. Ленина/Куйбышева, 37/6 на 44кв.м; 2. установить площадь земельного участка с кадастровым номером 15:09:0020147:3, расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Ленина/Куйбышева, 37/6, в размере - 367кв.м.; установить границы земельного участка с кадастровым номером 15:09:0020147:3, расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Ленина/Куйбышева, 37/6, в соответствии с координатами приведенными истцом; установить площадь земельного участка с кадастровым номером: 15:09:0020147:4, расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Куйбышева, д. 4, в размере - 2522кв.м; установить границы земельного участка с кадастровым номером 15:09:0020147:4, расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Куйбышева, д. 4, в соответствии с координатами приведенными истцом; установить площадь земельного участка с кадастровым номером: 15:09:0020147:19, расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Ленина, 37, в размере 1658кв.м; установить границы земельного участка с кадастровым номером 15:09:0020147:19, расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Ленина, 37, в соответствии с координатами приведёнными истцом; 3. указать, что решение суда по настоящему делу является основанием для внесения изменений Управлением Росреестра по Республике Северная Осетия-Алания в единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) изменений площадей и местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами: 15:09:0020147:3; 15:09:0020147:4; 15:09:0020147:19, в соответствии с размерами и координатами, приведенными истцом.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Северная Осетия-Алания.
Решением суда от 05.10.2020, в удовлетворении требований Банка отказано. Судебный акт мотивирован тем, что принимать решения о закреплении за Банком земельных участков, неразрывно связанных с принадлежащими банку строениями, обязана Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Северная Осетия-Алания, а не Администрация. Центральный банк Российской Федерации не указан в Земельном кодексе РФ в качестве лица, которому земельный участок может быть предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования.
Банк обжаловал решение суда в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Также просит отменить определение суда от 08.10.2020 о результатах рассмотрения замечаний на протокол судебного заседания от 28.09.2020 в части отклонения на замечания по оформлению протокола.
Определением суда от 12.11.2020 удовлетворено ходатайство Банка о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Северная Осетия-Алания.
От Администрации поступил отзыв на апелляционную жалобу.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Комитета по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Северная Осетия-Алания.
В судебном заседании представитель Банка поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель Администрации возразила по существу доводов представителя Банка, поддержала позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей Банка и Администрации, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что постановлениями Администрации от 01.07.2003 N 451, от 27.08.2003 N 641 и от 25.05.1998 N 208 Банку предоставлены в постоянное бессрочное пользование следующие земельные участки: земельный участок площадью 0,0323га по ул. Ленина/Куйбышева, 37/6 с кадастровым номером 15:09:0020147:3; земельный участок площадью 0,2372га по ул. Куйбышева, д. 4 с кадастровым номером 15:09:0020147:4; земельный участок площадью 0,163 га по ул. Ленина, 37 с кадастровым номером 15:09:0020147:19 (далее - земельные участки). Указанные земельные участки, переданы Банку на праве постоянного (бессрочного) пользования и находятся в собственности Российской Федерации, что подтверждается сведениями из ЕГРН и выписками от 21.10.2019 N КУВИ-001/2019-25616623; N КУВИ-001/2019-25616622 и от 19.10.2019 N NКУВИ-001/2019-25616552. Земельные участки заняты неразрывно связанными с ними зданиями (недвижимостью), принадлежащими Банку. Межевые планы на земельные участки оформлены Банком России в 2002 году.
В результате проведения межевых работ по уточнению площадей и границ земельных участков, после введения новой системы координат, кадастровым инженером установлены расхождения в площадях и границах земельных участков. Здания, принадлежащие Банку, выходят за границы земельных участков, с которыми непосредственно связаны. Расхождения отражены в межевом плане от 12.11.2019.
По мнению Банка, Администрацией выделены земельные участки в меньшем размере, по сравнению с площадью под зданиями Банка. Ошибки допущены в связи с тем, что не были выделены земельные участки, находящиеся над подвальными помещениями Банка, выступающими в подземной части за периметры здания Банка. Не выделены участки, на которых возведена лестница, ведущая в здание Банка. На обращение Банка, Администрацией не было принято решение о выделении дополнительной площади.
Банк, полагая, что его права как лица, владеющего на праве постоянного бессрочного пользования земельными участками с кадастровыми номерами 15:09:0020147:3, 15:09:0020147:4, 15:09:0020147:19 могут быть защищены путем увеличения площади земельных участков, обратился в суд с исковым заявлением.
Согласно пункту 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.07.2006), разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ). Абзацем третьим статьи 3 названного Закона в качестве основания внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, предусматривалось включение таких участков в состав земель населенных пунктов, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности.
В статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" изменены критерии разграничения государственной собственности на землю и порядок ее разграничения. В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации (пункт 1 статьи 3.1). При этом указанной нормой возникновение права федеральной собственности на такие участки не поставлено в зависимость от проведения каких-либо процедур, в том числе государственной регистрации этого права в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 ГК РФ).
На основании пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступают в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Земельными участками, находящимися в федеральной собственности, и расположенными на территории Республики Северная Осетия-Алания, распоряжается Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Республики Северная Осетия-Алания.
В соответствии с Федеральным законом РФ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделён имущественной и финансовой самостоятельностью.
Нахождение на земельных участках зарегистрированной в ЕГРН недвижимости, принадлежащей Банку, как федеральной структуре, повлекло разграничение государственной собственности на данный участок по правилам статьи 3.1 Закона N 137- ФЗ и приобретение соответствующего права Российской Федерацией.
Таким образом, принятие решения о закреплении за Банком земельных участков, неразрывно связанных с принадлежащими Банку строениями, обязана Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Северная Осетия-Алания, а не Администрация.
В рассматриваемом случае являются необоснованными требования Банка к Администрации, которая не наделена правами на распоряжение федеральной собственностью.
Учитывая нахождение на земельных участках объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, правом на обращение с заявлением о кадастровом учете изменений этих объектов обладает уполномоченный орган государственной власти, выступающий от имени собственника.
Банк, обращаясь с исковыми требованиями о выделении ему большей площади земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования, также не учел, что Центральный банк Российской Федерации не указан в Земельном кодексе Российской Федерации в качестве лица, которому земельный участок может быть предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования.
При таких обстоятельствах заявленные требования не подлежали удовлетворению.
Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, а свидетельствуют о несогласии Банка с установленными судом обстоятельствами.
Доводы Банка о процессуальных нарушения, при рассмотрении дела в суде первой инстанции, проверены судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению.
Не соответствует материалам дела довод Банка о том, что протокол судебного заседания не подписан судьей, поскольку оригинал протокола судебного заседания от 28.09.2020-02.10.2020 подписан судьей (л.д. 179-181 т. 3).
Замечания на протокол рассмотрены и приняты судом первой инстанции.
Факт не направления отзыва на исковое заявление в адрес Банка не повлиял на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта. Кроме того, Банк имел возможность воспользоваться своим процессуальным правом и ознакомиться с материалами дела.
Довод о заинтересованности суда при вынесении обжалуемого судебного акта также не нашел своего подтверждения.
Суд первой инстанции не допустил процессуальных нарушений. Оснований полагать, что суд ограничил ответчика или истца в их процессуальных правах, не имеется.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, в силу положений статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 05.10.2020 по делу N А61-1054/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Семенов М.У. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-1054/2020
Истец: Центральный Банк Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по РСО-Алания Южного главного управления
Ответчик: АМС г. Владикавказа
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), АДМИНИСТРАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ г.Владикавказ, Дзиова Ирина Эльбрусовна, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом