город Ростов-на-Дону |
|
15 декабря 2020 г. |
дело N А53-10786/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии:
от истца: представитель Михайлова А.И. по доверенности от 09.01.2020, паспорт;
от ответчика: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дружба" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.09.2020 по делу N А53-10786/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Экосервис" (ОГРН 1156181000986, ИНН 6141047531)
к обществу с ограниченной ответственностью "Дружба" (ОГРН 1186196011363, ИНН 6133013560)
о взыскании задолженности и пени,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экосервис" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Дружба" (далее - ответчик) о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 63-юр-Т от 30.01.2019 в размере 30 503,59 рублей, пени за просрочку исполнения денежного обязательства в размере 1/300 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации с 25.01.2020 по день фактического исполнения обязательства.
Исковые требования мотивированы обязанностью ответчика осуществить оплату оказанных ему услуг.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.09.2020 по делу N А53-10786/2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Общество с ограниченной ответственностью "Дружба" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что работы истцом не выполнялись. Таким образом, по мнению ответчика, оснований для оплаты коммунальных услуг не имеется.
В отзыве на апелляционную жалобу истец считает решение суда законным и обоснованным, просит суд решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя не обеспечил. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 30.01.2019 между обществом с ограниченной ответственностью "Экосервис" (региональный оператор) и обществом с ограниченной ответственностью "Дружба" (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 63/юр/Т от 30.01.2019.
В соответствии с п. 2.1 договора региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 2.2 договора объем твердых коммунальных отходов, места накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация в графическом виде о размещении мест накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и подъездных путей к ним указаны в приложениях N 1, N 2 к договору.
В соответствии с приложением N 1 к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 63/юр/Т от 30.01.2019 местом накопления твердых коммунальных отходов является объект, расположенный по адресу: Тарасовский район, п. Тарасовский, ул. Ленина, д. 39.
Согласно п. 3.4 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 2.6 договора установлено, что дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 01.01.2019.
Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2018 N 85/125 установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Экосервис" в зоне деятельности Миллеровского МЭОК с 01.01.2019 по 30.06.2019 в размере 492,40 руб. за 1 куб. м (без учета НДС), 590,88 руб. за 1 куб. м (с учетом НДС), с 01.07.2019 по 31.12.2019 в размере 492,40 руб. за 1 куб. м (без учета НДС), 590,88 руб. за 1 куб. м (с учетом НДС).
Указанный договор по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг, отношения по которому регулируются гл. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Во исполнение данного договора истцом за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 года оказаны ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Стоимость оказанных услуг 30 503,59 рублей.
Указанное подтверждено актом N 10306 от 31.12.2019 (том 1, л.д. 15).
Однако ответчик не исполнил обязательство по оплате оказанных ему услуг, в связи с чем у него перед истцом образовалась задолженность в сумме 30 503,59 рублей.
Между тем статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового обороты или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства.
Возражая против исковых требований, общество с ограниченной ответственностью "Дружба" в отзыве на иск указало в период с 01.01.2019 по 01.01.2020 услуги по вывозу твердых коммунальных отходов по адресу: Ростовская область, п. Тарасовский, ул. Ленина, 39 А, были оказаны собственнику здания, расположенного по данному адресу - предпринимателю Сухину С.Ю., который оплатил услуги в полном объеме. Ответчиком представлена копия договора N 28/ИП/Т от 01.06.2019, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "Экосервис" и индивидуальным предпринимателем Сухиным С.Ю. об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: Ростовская область, п. Тарасовский, ул. Ленина, 39 А (т. 1, л.д. 75-84), счета на оплату, выставленные истцом Сухину С.Ю. за период с февраля по август 2019 года, платежные квитанции по оплате данных счетов (т. 1, л.д. 66-74). При таких обстоятельствах ответчик полагает, что у него отсутствует обязанность по оплату услуг по вывозу ТБО, иное приведет в 2-ой оплате одной и той же услуги.
Между тем данные доводы ответчика подлежат отклонению ввиду следующего.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 61-АИ N 857235 и выписке из единого государственного реестра недвижимости площадь помещения, находящегося по адресу: Ростовская область, п. Тарасовский, ул. Ленина, 39 А, составляет 56.7 кв. м. Данное помещение на праве собственности принадлежит Сухину С.Ю. (л.д. 115-122). Судом установлено, что между обществом с ограниченной ответственностью "Дружба" и Сухиным С.Ю. был заключен договор аренды нежилого помещения от 21.05.2018, согласно условиям которого арендодатель передает нежилые помещения площадью 10,7 кв. м и 30 кв. м, общая площадь - 40.7 кв. м. в аренду ООО "Дружба".
То есть оставшейся частью помещений (16 кв.м) Сухин С.Ю. владеет и пользуется самостоятельно.
Таким образом, Сухин С.Ю. осуществляет обращение с твердыми коммунальными отходами по договору N 28/ИП/Т от 01.06.2019 в рамках осуществления своей деятельности в помещении площадью 16 кв. м.
Соответственно, обязанность по оплате за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на находящейся в аренде площади в 40,7 кв. м лежит на арендаторе, т.е. на обществе с ограниченной ответственностью "Дружба".
Согласно п. 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ обязанность по внесению оплаты за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами установлена для всех собственников твердых коммунальных отходов начиная с 01.01.2019 года.
В соответствии со ст. 153 Жилищного Кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации).
Общество с ограниченной ответственностью "Экосервис", в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, приступило к выполнению функций регионального оператора с 01.01.2019 года.
Являясь региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, общество с ограниченной ответственностью "Экосервис" заключило с обществом с ограниченной ответственностью "Дружба" договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 63/юр/Т от 30.01.2019. Данный договор и приложения к нему подписаны ответчиком. Копия договора представлена в материалы дела.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что общество с ограниченной ответственностью "Экосервис" не осуществляло вывоз твердых коммунальных отходов, опровергается представленным истцом в материалы дела актом N 10306 от 31.12.2019 (том 1, л.д. 15).
Данный акт не подписан ответчиком, однако правомерно признан судом первой инстанции надлежащим доказательством оказанных ответчику услуг, по следующим основаниям.
Согласно п. 3.8 региональный оператор ежемесячно (не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца) составляет акт оказанных услуг за отчетный месяц и счет на оплату оказанных услуг, которые в подписанном виде направляются потребителю не позднее 5 числа, следующего за отчетным, по средствам электронной связи с последующим досылом по почте оригинала акта оказанных услуг и счета на оплату оказанных услуг.
В соответствии с п. 3.9 договора потребитель до 10 (десятого) числа этого месяца возвращает подписанный акт оказанных услуг региональному оператору, либо предоставляет мотивированный письменный отказ от его подписания.
Согласно п. 3.10 договора в случае, если в течение указанного в пункте 3.9 договора срока акт оказанных услуг (выполненных работ) не будет подписан потребителем и потребитель не предоставит в письменной форме мотивированный отказ от его подписания, услуги считаются оказанными и подлежат оплате потребителем в полном объеме.
Так, обществом с ограниченной ответственностью были направлены в адрес ответчика акт оказанных услуг N 10306 от 31.12.2019, счет на оплату N 10330 от 25.12.2019, счет-фактура N 10402 от 31.12.2019, что подтверждается почтовой квитанцией и описью вложения (том 1, л.д. 20).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пункт 2 статьи 13 Федерального закона N 89-ФЗ, пункта 14 части 1 статьи 15 и статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указывают, что обязанность органов местного самоуправления по организации деятельности в области обращения с отходами определена законодательно.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ).
Пунктом 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2018 N 1094 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (пункт 8 (17)) предусмотрено, что Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ сбор, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее по тексту - ГКО), на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами.
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
По результатам конкурсного отбора, проведенного Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, одним из региональных операторов по обращению с ТКО выбрано ООО "Экосервис".
Согласно ч. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
В силу положений ч. 2, ч. 3 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ все собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, а также оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно п. 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ обязанность по внесению платы за услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти: соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года. Таким образом, обязанность по внесению платы за услугу по обращению с ТКО установлена для всех собственников ТКО начиная с 01.01.2019.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно исходит из того, что возражений или замечаний по факту оказанных услуг по договору ответчиком не заявлено, в связи с чем, услуги считаются принятыми ответчиком.
С учетом изложенного, подтвержден факт осуществления обществом с ограниченной ответственностью "Экомервис" вывоза твердых коммунальных отходов с 01.01.2019 по 31.12.2019 из контейнеров, расположенных по адресу: Ростовская область, п. Тарасовский, ул. Ленина, 39 А, а так же факт того, что оплату за оказанные услуги должно осуществлять общество с ограниченной ответственностью "Дружба".
При таких обстоятельствах требования истца о взыскании с ответчика суммы задолженности за неисполнение обязательств по оплате оказанных услуг по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами законны и обоснованы и подлежат удовлетворению.
Истцом также заявлено требование о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Дружба" пени за просрочку исполнения денежного обязательства в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации с 25.01.2020 по день фактического исполнения обязательства.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии с п. 7.2 договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 63/юр/Т от 30.01.2019 в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате услуг регионального оператора, последний вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 65 Постановления N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства.
Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве). В случае неясности судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника (статья 179 АПК РФ).
В силу изложенного судом признано правомерным требование истца о взыскании с ответчика пени за просрочку исполнения денежного обязательства в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации с 25.01.2020 по день фактического исполнения обязательства.
Аналогичная правовая позиция отражена в судебных актах по делу N А53-10786/2020.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.09.2020 по делу N А53-10786/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Дружба" (ОГРН 1186196011363, ИНН 6133013560) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-10786/2020
Истец: ООО "ЭКОСЕРВИС"
Ответчик: ООО "ДРУЖБА"