город Омск |
|
15 декабря 2020 г. |
Дело N А70-1778/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Воронова Т.А.,
судей Грязниковой А.С., Краецкой Е.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зинченко Ю.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12286/2020) общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.09.2020 по делу N А70- 1778/2020 (судья Мингалева Е.А.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (ОГРН 1147232024455, ИНН 7204205739, дата регистрации 19.05.2014) к Муниципальному учреждению Администрации Беркутского сельского поселения (ОГРН 1057200301971, ИНН 7207004389, дата регистрации 20.12.2005) о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 25.02.2019 N ТО02КО0001000118,
при участии в судебном заседании представителей:
от ООО "ТЭО" - Пурман К.Н. по доверенности от 02.06.2020;
от ответчика - не явились, извещены надлежаще;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (далее - ООО "ТЭО", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному учреждению Администрации Беркутского сельского поселения (далее - учреждение, ответчик) о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 25.02.2019 N ТО02КО0001000118 в размере 11 807 рублей 85 копеек основного долга за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август 2019 года, 1 067 рублей 47 копеек пени за период с 12.02.2019 по 30.06.2020 с продолжением их начисления по день фактической уплаты долга.
Исковые требования со ссылкой на статьи 309, 310, 314, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статью 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательства по оплате оказанных услуг за период январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август 2019 года по договору от 25.02.2019 N ТО02КО0001000118.
Решением от 21.09.2020 Арбитражного суда Тюменской области в удовлетворении исковых требований отказано полностью.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ТЭО" обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.09.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "ТЭО" приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении, указывает, что в соответствии с дополнительным соглашением к договору учреждение обязано было оплачивать услуги по вывозу твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) с кладбищ с 01.01.2019, услуги истцом оказывались (соответствующие доказательства представлены) и подлежат оплате, вывоз мусора осуществлялся с близлежащих контейнерных площадок.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "ТЭО" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя ответчика.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "ТЭО" в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области от 27.04.2018, заключенным с Департаментом недропользования и экологии Тюменской области, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности Тюменской области (за исключением Ханты-Мансийского автономного округа - Югра и Ямало-Ненецкого автономного округа).
25.02.2019 между ООО "Тюменское экологическое объединение" и муниципальным учреждением Администрации Беркутского сельского поселения (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N N ТО02КО0001000118 в редакции протокола разногласий (далее - Договор) по условиям которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 2 договора объем твердых коммунальных отходов, места и накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, определяются согласно приложению к договору.
Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.01.2019 при условии установления предельного единого тарифа на услуги регионального оператора (пункт 4 договора).
Сроки и порядок оплаты по договору установлены разделом II договора.
В материалы дела представлено приложение N 1 к договору, подписанное сторонами: "Объем и место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов" (т. 1 л.д. 18), согласно которому объектом значится Администрация, по адресу: 625032, Тюменская область, Ялуторовский район, с. Беркут, ул. Первомайская, д.35, способ расчета объема согласован по нормативу.
19.08.2019 ответчику направлено дополнительное соглашение, которым в Договор включены новые объекты: кладбища в с.Беркут, с.Менгарская, д.Черемушки Ялуторовского района Тюменской области; согласно пункту 3 дополнительного соглашения его условия распространяются на отношения сторон, возникшие с 01.01.2019.
21.10.2019 в адрес ответчика также направлено дополнительное соглашение, которым в Приложение N 1 к Договору внесены изменения в части способа расчета объемов вывоза ТКО в отношении объектов "кладбища" (установлен способ расчета по количеству и объему контейнеров). Согласно пункту 3 данного дополнительного соглашения его условия распространяются на отношения сторон, возникшие с 01.08.2019.
Подписанные дополнительные соглашения ответчиком не возвращены.
Обращаясь с иском, ООО "ТЭО" указывает, что в период с января по август 2019 г. им услуги по договору оказаны надлежаще, в том числе, осуществлен вывоз ТКО с кладбищ, поименованных в дополнительном соглашении.
Ответчиком услуги не оплачены, размер задолженности составил 11 807 рублей 85 копеек.
Поскольку в добровольном порядке задолженность не погашена, требования, изложенные в претензии от 12.09.2019 исх. N И-ПД-ТЭО-2019-4150 не исполнены, ООО "ТЭО" обратилось в суд с иском о взыскании основного долга и пени.
Ответчик против удовлетворения иска возражал, утверждая, что услуги, плату за которые просит взыскать истец, в исковом периоде им не оказывались.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьями 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из договоров и иных оснований, предусмотренных законом, и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответчик принял на себя обязательства оплачивать оказанные услуги.
Согласно части 4 статьи 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами и типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.
Согласно пункту 9 Правил N 1156, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Как следует из материалов дела, спор между сторонами возник относительно мест вывоза накопленных твердых коммунальных отходов и объема. Требования истца обоснованы тем, что вывоз твердых коммунальных отходов производился не непосредственно с контейнерной площадки потребителя, а с близлежащих контейнерных площадок, расположенных по адресу: Тюменская область, Ялуторовский район, с. Беркут, ул. Первомайская, д. 37, д. 14, д. Менгарская, ул. Новая, д. 5, д. Черемушки, ул. Новая, д. 6.
В подтверждение доводов истец представил данные спутниковой системы навигации ГЛОНАСС, а также путевые листы.
Возражая против заявленных требований, ответчик ссылается на то, что согласно условиям заключенного договора производилось складирование ТКО на мусорной площадке по адресу, указанному в договоре (приложении N 1), а также производилась своевременная оплата оказанных истцом услуг.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ООО "ТЭО" доказательств оказания в исковой период услуг по вывозу ТКО с территории кладбищ не представлено.
ООО "ТЭО" ответчику выставлялись счета за январь-июль 2019 г. на общую сумму 3502 рубля 39 копеек в связи с вывозом ТКО по адресу: с.Беркут, ул.Первомайская, д.35 (том 1 л.д. 27-40).
31.08.2019 ответчику выставлен счет за август 2019 г., включающий в себя, помимо объекта по адресу: с.Беркут, ул.Первомайская, д.35, также три объекта (кладбища), указанные в дополнительном соглашении (том 1 л.д. 41-43).
Актом проведенной прокуратурой проверки от 14.02.2019 установлено отсутствие урн для сбора мусора и площадок для мусоросборников, имеющих твердое покрытие и ограждение, на территории кладбищ Беркутского сельского поселения по адресам: 1500 метров на юго-запад от с.Беркут, 200 метров на юго-восток от с.Менгарская, 500 метров на запад от д.Черемушки (том 1 л.д. 76-77).
Решением Ялуторовского районного суда Тюменской области от 04.04.2019 по делу N 2а-284/2019 на Администрацию возложена обязанность оборудовать площадки для мусоросборников на территории кладбища с.Менгарская и с.Черемушки Беркутского сельского поселения (том 1 л.д. 72-75).
На основании договора подряда от 18.03.2019 по акту N 751 от 30.06.2019 заказчиком - Администрацией Беркутского сельского поселения приняты работы по строительству площадок для контейнеров на кладбищах д.Черемушки, д.Менгарская.
В дополнительном соглашении к Договору от 30.08.2020 адреса объектов (кладбищ) указаны как: а/д с.Беркут, 400 метров на север от жилого дома N 1 по ул.Новая в д.Менгарская и а/д д.Черемушки.
То обстоятельство, что истец направил ответчику дополнительное соглашение о включении в договор новых объектов, действие которого должно распространяться на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2019, предполагает, что между сторонами уже имели место фактические отношения, не оформленные договором, на которые стороны намерены распространить дополнительное соглашение, заключенное впоследствии; а также предполагает, что истец должен был осуществлять вывоз ТКО с тех площадок, которые указаны в дополнительном соглашении.
Однако, фактически вывоз с площадок накопления ТКО, указанных в дополнительном соглашении, не осуществлялся истцом. Во-первых, ООО "ТЭО" в возражениях на отзыв подтверждает, что вывоз мусора осуществлялся с иных адресов. Во-вторых, контейнерные площадки на кладбищах в с.Менгарская и д.Черемушки не были оборудованы до 30.06.2019.
ООО "ТЭО" предлагает вменить ответчику накопление ТКО на близлежащих площадках, расположенных по адресам: Тюменская область, Ялуторовский район, с. Беркут, ул. Первомайская, д. 37, д. 14, д. Менгарская, ул. Новая, д. 5, д. Черемушки, ул. Новая, д. 6, за период с января по август 2019 г.
При этом, такое вменение очевидно не обосновано в части кладбищ в с.Менгарская и д.Черемушки в период июль-август 2013 г., поскольку в данный период объекты уже были оборудованы собственными контейнерными площадками. Доказательств вывоза ТКО с этих площадок материалы дела не содержат.
Доказательств того, что по адресам, по которым ответчику вменяется складирование и вывоз ТКО, изменились объем и периодичность вывоза, также не представлено.
Следовательно, такое вменение противоречит как материалам дела, так и позиции самого истца.
В период спорных правоотношений Постановлением Правительства Тюменской области от 09.09.2016 N 392-п была утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Тюменской области.
Согласно пункту 9 Правил N 1156, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно Правилам N 1156 на региональном операторе лежит обязанность по направление информации о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Информация о наличии дополнительных контейнеров, складирования отходов вне контейнерной площадки по указанным адресам в материалы дела не представлено, следовательно, представленными истцом документами, выписками ГЛОНАСС может подтверждаться лишь факт вывоза объема ТКО согласно территориальной схеме.
Кроме того, как правильно указано судом первой инстанции, представленные истцом данные спутниковой системы навигации ГЛОНАСС не подтверждают факт указанных в них мест мусорных площадок именно как близлежащих, не содержат сведения за весь спорный период, не подтверждают сам факт установки мусорных контейнеров; путевые листы также в достаточной мере не подтверждают факт оказания услуг, поскольку в них отсутствует информация о времени прибытия, не конкретизированы пункты погрузи и разгрузки.
Согласно положениям статей 9, 65, 71 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, и самостоятельно несет риск совершения (несовершения) процессуальных действий.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
С учетом совокупности представленных доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Обязанность ответчика по оплате наступает не в силу одного лишь существования истца как лица, обладающего статусом регионального оператора, а лишь в результате фактического оказания истцом ответчику услуг по вывозу твердых коммунальных отходов, что при рассмотрении настоящего спора не было доказано.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Принятое по делу решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.09.2020 по делу N А70-1778/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.А. Воронов |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.