г. Вологда |
|
15 декабря 2020 г. |
Дело N А66-13184/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 15 декабря 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бушмановой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" в лице обособленного подразделения "ТверьАтомЭнергоСбыт" на решение Арбитражного суда Тверской области от 19 августа 2020 года по делу N А66-13184/2019,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" в лице обособленного подразделения "ТверьАтомЭнергоСбыт" (ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075; адрес: 115432, Москва, проезд Проектируемый 4062-й, дом 6, строение 25; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция" Тверской области (ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890; адрес: 170026, Тверская область, город Тверь, проспект Комсомольский, дом 4/4; далее - управление, инспекция) о признании недействительным предписания от 04.06.2019 N 2358/ОГ-19.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Тверьгорэлектро" (далее - предприятие).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 19 августа 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Указывает на то, что судом не оценен довод общества о приоритетности показаний прибора учета, входящего в состав автоматизированной информационно-измерительной системы учета. Также указывает на неверное отклонение судом доводов заявителя о том, что отсутствие представителя гарантирующего поставщика не влечет недействительность процедуры допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии. Полагает, что сетевая организация имеет законное право допускать прибор учета электроэнергии к эксплуатации.
Управлением отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Предприятие в отзыве поддержало доводы апелляционной жалобы, просило ее удовлетворить.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, в соответствии с приказом Минэнерго России от 19.03.2014 N 116 с 01.04.2014 обществу присвоен статус гарантирующего поставщика в административных границах Тверской области (за исключением второй зоны деятельности публичного акционерного общества "МРСК Центра" и зоны деятельности акционерного общества "Оборонэнергосбыт").
На основании распоряжения от 08.04.2019 N 2358/ОГ-19 управлением в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка с целью рассмотрения обращения Соколовой Е.А. по вопросу установки выносного прибора учета электроэнергии и начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению по адресу: город Тверь, улица 1-я Вагонников, дом 25.
В ходе проверки управлением установлено нарушение обществом пунктов 42, 60, 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), выразившееся в нарушении порядка расчета размера платы Соколовой Е.А. за коммунальную услугу по электроснабжению за период с июля 2016 года по март 2019 года. Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 04.06.2019 N 2358/ОГ-19.
По итогам проверки управлением обществу выдано предписание от 04.06.2019 N 2358/ОГ-19, которым предписано в срок до 17.08.2019:
прекратить использование показаний индивидуального выносного прибора учета электрической энергии марки СЕ 102-М, заводской номер 010515124582484, установленного по вышеназванному адресу, при расчете платы за коммунальную услугу по электроснабжению до момента ввода в эксплуатацию индивидуального прибора учета в соответствии с Правилами N 354;
выполнить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению собственнику рассматриваемого дома за период с июля 2016 года по март 2019 года в соответствии с требованиями пунктов 42 и 60 Правил N 354, а именно исходя из норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению с применением повышающего коэффициента.
Не согласившись с предписанием управления, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, оспариваемое предписание выдано инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий, проверка проведена при наличии законных оснований.
Данный вывод суда не противоречит положениям статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) и обществом не опровергается.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ установлена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, по общему правилу, размер платы за коммунальные услуги устанавливается исходя из фактических (объективных) объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. При отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Пунктом 63 Правил N 354 определено, что потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги, плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Основанием для внесения платы являются платежные документы, которые исполнитель должен представить потребителям не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления указанных документов (пункт 67 Правил N 354).
В пункте 40 Правил N 354 определено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 80 Правил, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе, на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю (пункт 81 Правил N 354).
В случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81 (6) настоящих Правил (пункт 81 (3) Правил N 354).
Следовательно, исполнитель в силу закона должен обладать сведениями о наличии в жилых помещениях приборах учета коммунальных ресурсов, а также о сроках поверки таких приборов учета.
Согласно пункту 81(12) Правил N 354 прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:
а) неотображения приборами учета результатов измерений;
б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;
в) механического повреждения прибора учета;
г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;
д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
В случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то, начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем ведения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения, начисление платы за коммунальную услугу определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (подпункт "а" пункта 59 Правил N 354).
Согласно пункту 60 Правил N 354, по истечении указанного в подпункте "а" пункта 59 данных Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 Правил N 354 исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
В рассматриваемом случае индивидуальный прибор учета электрической энергии заводской номер 59622458, установленный внутри жилого дома в 1978 году, вышел из строя в связи с истечением межповерочного интервала.
Согласно пунктам 144-146 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики смежных субъектов розничного рынка потребителей. Обязанность по обеспечению эксплуатации и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию предусматривает проверку места установки и схемы подключения прибора учета, состояния прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям раздела X Основных положений N 442 в части метрологических характеристик.
Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), в границах которых такой прибор учета установлен, несет обязанность по обеспечению сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, по снятию, хранению и предоставлению его показаний в соответствии с настоящим документом, по своевременному информированию собственника прибора учета о его выходе из строя (его утрате или неисправности), а также по возобновлению учета электрической энергии в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) путем установки нового прибора учета в случае выхода из строя ранее установленного прибора учета.
Пунктом 153 Основных положений N 442, определено, что если установка прибора учета, допуск в эксплуатацию которого планируется осуществить, была произведена гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), имеющим договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых такой прибор учета был установлен, или сетевой организацией, имеющей договор оказания услуг по передаче электрической энергии с указанным собственником, то в этом случае такой собственник не обязан подавать заявку, а лицо, установившее прибор учета, обязано самостоятельно организовать проведение процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию и согласовать с указанным собственником дату и время проведения такой процедуры.
В случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию лиц из числа лиц, указанных в пункте 152 Основных положений N 442, которые были уведомлены о дате и времени ее проведения, процедура допуска проводится без их участия представителем сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), который явился для участия в процедуре допуска. Лицо, составившее акт допуска прибора учета в эксплуатацию, обязано в течение 2 рабочих дней со дня проведения такой процедуры направить копии такого акта лицам из числа лиц, указанных в пункте 152 Основных положений N 442, не явившимся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.
В 2014 году предприятие установило прибор учета электрической энергии марки СЕ 102-М, заводской номер 010515078002534, в щитке на опоре линии электропередачи.
Предприятие 20.03.2015 осуществило допуск в эксплуатацию указанного прибора учета электрической энергии (том 1, лист 77).
Предприятие является сетевой организацией.
Предприятием и Соколовой Е.А. договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не заключен.
В силу отсутствия договорных отношений предприятие не является исполнителем коммунальной услуги электроснабжения и на основании пункта 81 Правил N 354 не может проводить процедуру допуска в эксплуатацию прибора учета.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения о приглашении общества для участия в процедуре ввода в эксплуатацию указанного прибора учета.
Потребитель также не был надлежаще извещен о том, что 20.03.2015 будет осуществляться ввод в эксплуатацию прибора учета.
Таким образом, поскольку исполнителем является общество, а индивидуальный прибор учета марки СЕ 102-М, заводской номер 010515078002534, исполнителем не введен в эксплуатацию, то он не может применяться в качестве расчетного.
Кроме того, согласно представленному в материалы дела акту от 09.07.2018 N 109/07, предприятием осуществлена инструментальная проверка прибора учета марки СЕ 102-М, заводской номер 010515078002534, в ходе которой установлено, что указанный прибор учета исправен, однако не исправен тарификатор ERR-21 (том 1, листы 78-79).
Предприятие 23.08.2018 осуществило замену индивидуального прибора учета марки СЕ 102-М, заводской номер 010515078002534, на индивидуальный прибор учета марки СЕ 102-М, заводской номер 010515124582484, и допустило его в эксплуатацию (том 1, листы 80-81).
Сведения об уведомлении Соколовой Е.А. о дате и времени допуска в эксплуатацию индивидуального прибора учета марки СЕ 102-М, заводской номер 010515124582484, в материалах дела отсутствуют.
Соответствующее письмо с уведомлением о дате и времени осуществления допуска в эксплуатацию прибора учета направлено предприятием Соколовой Е.А. 10.08.2018 и согласно положениям статей 165.1, 190, 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 32, 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, потребитель имел право получить корреспонденцию (извещение) от предприятия в срок по 10.09.2018, поскольку извещение возвращено органами почтовой связи 11.09.2018 по истечению срока хранения.
Таким образом, предприятие без надлежащего согласования даты и времени осуществило допуск в эксплуатацию прибора учета.
Также в материалах дела отсутствуют сведения о приглашении общества для участия в процедуре ввода в эксплуатацию прибора учета марки СЕ 102-М, заводской номер 010515124582484.
По мнению общества, отсутствие представителя гарантирующего поставщика (исполнителя коммунальной услуги электроснабжения) не влечет недействительность процедуры допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, ссылаясь на пункт 81(2) Правил N 354, а именно на то, что в случае, если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки.
Данный довод заявителя правомерно отклонен судом в связи с тем, что потребителем заявка о вводе в эксплуатацию индивидуального прибора учета марки СЕ 102-М, заводской номер 010515124582484, в адрес исполнителя не направлялась.
В соответствии с требованиями пункта 81 Правил N 354, установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Поскольку в данном случае прибор учета электроэнергии марки СЕ 102-М, заводской номер 010515124582484, надлежащим образом в эксплуатацию не введен, его показания не могут быть приняты при осуществлении расчета размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению. Предписание инспекции в части пункта 1 соответствует приведенным положениям нормативных актов и обстоятельствам дела.
Доводы подателя апелляционной жалобы не опровергают обоснованность выводов инспекции и суда с учетом установленных обстоятельств отсутствия надлежащего введения рассматриваемых приборов учета в эксплуатацию.
Согласно пунктам 59, 60 Правил N 354, в случае выхода из строя индивидуального прибора учета, начиная с даты, когда наступили указанные события, в течение трех расчетных периодов, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям индивидуального прибора учета, а по истечении указанного срока плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 Правил N 354 - исходя из норматива потребления соответствующей коммунальной услуги с применением повышающего коэффициента.
Таким образом, поскольку индивидуальные приборы учета марки СЕ 102-М, заводской номер 010515078002534, и СЕ 102-М, заводской номер 010515124582484, надлежащим образом не введены в эксплуатацию, то в период с июля 2016 года по март 2019 года размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению должен определяться исходя из норматива потребления данной коммунальной услуги в соответствии с пунктом 42 Правил N 354.
Инспекцией установлено, что, согласно представленным платежным документам, за период с июля 2016 года по март 2019 года Соколовой Е.А. плата за электрическую энергию начислена в большем размере, чем при исчислении в порядке пункта 42 Правил N 354, что свидетельствует о нарушении обществом порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению.
В связи с изложенным является правильным вывод суда о том, что оспариваемое предписание соответствует положениям действующего законодательства и, как следствие, не нарушает права и законные интересы заявителя, следовательно в данном случае отсутствует совокупность условий, предусмотренных статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимых для признания его недействительным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. остаются на подателе жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 19 августа 2020 года по делу N А66-13184/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" в лице обособленного подразделения "ТверьАтомЭнергоСбыт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-13184/2019
Истец: АО "АтомЭнергоСбыт"
Ответчик: Главное управление "Государственная жилищная инспекция" Тверской области
Третье лицо: МУП "Тверьгорэлектро", Соколова Е.А.