г. Красноярск |
|
15 декабря 2020 г. |
Дело N А33-19336/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "08" декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" декабря 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Иванцовой О.А.,
судей: Бабенко А.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рукосуевым Л.В.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик Компания "АРБАН"): Барановой А.В., представителя на основании доверенности от 01.12.2020 (диплом о высшем юридическом образовании), паспорта;
от третьего лица (Службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края): Немешаевой Е.В., представителя на основании доверенности от 17.01.2020 N 7, служебного удостоверения от 01.02.2019 N 25-36; Крохалевой И.А., представителя на основании доверенности от 10.09.2020 N 8 (диплом о высшем юридическом образовании), паспорта,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства администрации города Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "24" августа 2020 года по делу N А33-19336/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик Компания "АРБАН" (ИНН 2464228175, ОГРН 1102468040620, далее - заявитель, общество, ООО "СЗ "Арбан") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации города Красноярска (далее - ответчик, администрация) о признании незаконным отказа администрации, оформленного письмом от 28.05.2020 N 01/2291-д в выдаче обществу разрешения на строительство объекта "Комплекс многоэтажных жилых домов N1 - N 9 с подземной парковкой и инженерным обеспечением объектов по адресу: г. Красноярск, ул. Молокова - ул. Авиаторов" II-этап" (Жилые дома 3-8, подземная парковка); об обязании администрацию устранить нарушения прав и законных интересов общества, выдав обществу разрешение на строительство объекта: "Комплекс многоэтажных жилых домов N1 - N9 с подземной парковкой и инженерным обеспечением объектов по адресу: г. Красноярск, ул. Молокова - ул. Авиаторов" II-этап" (Жилые дома 3-8, подземная парковка) в установленный судом срок.
Определением от 29.06.2020 заявление принято к производству суда, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Служба по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края (далее - служба), Департамент градостроительства администрации города Красноярска (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "24" августа 2020 года по делу N А33-19336/2020 заявление удовлетворено.
Не согласившись с данным судебным актом, Департамент обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить полностью и принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе Департамент ссылается на следующие обстоятельства:
- судом первой инстанции не учтена приоритетность генерального плана;
- суд первой инстанции не учёл ограничения и перспективы развития территории размещениях объектов на земельных участках с кадастровыми номерами 24:50:0000000:195496, 24:50:0000000:195152.
- суд первой инстанции не принял во внимание информацию об отсутствии возможности обеспечить жителей проектируемого комплекса местами в общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях.
Заявителем и Службой представлены отзывы на апелляционную жалобу, в которых они не согласились с доводами апелляционной жалобы, просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Службы в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признали по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик и Департамент, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих уполномоченных представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей ответчика и указанного третьего лица.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 N 7-107 "О Генеральном плане городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета" утвержден Генеральный план городского округа город Красноярск (далее - Генеральный план).
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 21.11.2016 N В-190 "О внесении изменений в Генеральный план городского округа город Красноярск" утверждено внесение изменений в Генеральный план городского округа город Красноярск, утвержденный Решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 N 7-107 "О Генеральном плане городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета".
Согласно материалам, утвержденным в составе Генерального плана редакцией от 26.11.2016, в границах участка функциональной зоны 4.0.24 (площадью 11,63 га) предусмотрено размещение объекта местного значения культурно-досугового назначения.
Генеральным планом заложены общие сведения планируемого объекта - Объект культурно-досугового назначения (местного значения). В соответствии с решениями по генеральному плану г. Красноярск, приложение N 1 к решению Красноярского городского совета депутатов от 21.11.2016 N В-190 "О внесении изменений в генеральный план городского округа город Красноярск":
"3. Параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального, регионального, местного значения, за исключением линейных объектов (реализация до 2033 г.)", на участке генерального плана г. Красноярск с кодом участка функциональной зоны 4.0.24, предлагается размещение Объекта культурно-досугового назначения (местного значения).
Параметр функциональной зоны -11,63 га. Функциональная зона с кодом 4.0.24, площадью 11,63 га, состоит из следующих земельных участков, с кадастровыми номерами: 24:50:0000000:195152, S = 1,809 га, 24:50:0000000:195496, S = 2,2724 га, 24:50:0400110:34, S = 1,05 га, 24:50:0400111:1733, S = 0,8922 га, 24:50:0400111:1765, S= 0,2023 га, 24:50:0400110:20, S = 0,8814 га, 24:50:0400110:35, S = 0,9751 га, 24:50:0400395:4508, S = 0,3427 га (в границах зоны - S = 0,28 га), 24:50:0000000:1853, S = 0,1256 га (в границах зоны - S = 0,1 га), неразграниченные земли, S = 3,1676 га.
При этом планируемое генеральным планом в редакции от 21.11.2016 размещение на участке функциональной зоны 4.0.24 объекта культурно-досугового назначения местного значения программами по развитию города Красноярска с распределением бюджетных средств, в том числе с учетом строительства объектов, строительство данного объекта не предусмотрено. Согласно программе комплексного развития социальной инфраструктуры городского округа г. Красноярска до 2033, утвержденной постановлением администрации г. Красноярска от 13.03.2020 N 160, в Советском районе г. Красноярска не предусмотрено строительство культурно-досугового центра.
Муниципальной программой "Развитие культуры в городе Красноярске" на 2020 и плановый период 2021 - 2022", утвержденной постановлением администрации г. Красноярска от 14.11.2019 N 866, по мероприятию 3.6. "Создание и укрепление материально-технической базы" также не предусмотрено проектирование, строительство предполагаемого генеральным планом культурно-досугового центра местного значения.
Также в приложении N 1 Генерального плана "Положение о территориальном планировании" в разделе 1 положения "Перечень планируемых объектов капитального строительства местного значения (реализация до 2033)" в подразделе "Планируемые объекты капитального строительства местного значения в области культуры и искусства, необходимые для осуществления полномочия "Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры" отсутствуют объекты культурно-досугового назначения местного значения, планируемые к размещению в многофункциональных зонах.
Согласно архиву аукционов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка и развития застроенной территории за 2017 год (размещенному в сети Интернет по адресу http://www.admkrsk.ru/muntorgi/Pages/arhiv_aukcion_2017.aspx) земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0000000:195152, 24:50:0000000:195496 (входящие в функциональную зону с кодом 4.0.24) в апреле и июне 2017 года выставлены на аукцион по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков (организатор аукциона - департамент), решение о проведении аукционов принято распоряжениями администрации города Красноярска:
-от 03.03.2017 N 876-недв "О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка (ул. Молокова - ул. Авиаторов; 24:50:0000000:195152)" (данный аукцион отменен);
-от 26.04.2017 N 1931-недв "О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка (ул. Авиаторов - ул. Молокова; 24:50:0000000:195496)", согласно протоколу итогов аукциона победителем аукциона признано ООО "Современные технологии";
- от 31.05.2017 N 2519-недв "О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка (ул. Молокова - ул. Авиаторов; 24:50:0000000:195152)", согласно протоколу итогов аукциона победителем аукциона признано ООО "Современные технологии".
Администрацией арендатору земельных участков ООО "Современные технологии" в 2017 году выданы разрешения на строительство объектов на указанных земельных участках:
-от 29.08.2017 N 24-308-364-2017 на строительство объекта капитального строительства "Управленческий комплекс с инженерным обеспечением по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Авиаторов - ул. Молокова" на земельном участке 24:50:0000000:195496;
-от 13.04.2018 N 24-308-48-2018 на строительство объекта капитального строительства "Комплекс гаражей для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра, по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Авиаторов - ул. Молокова" на земельном участке 24:50:0000000:195152.
- 04.04.2018 департаментом (продавец) с ООО "Современные технологии" (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка 24:50:0000000:195496.
- 30.04.2019 департаментом (продавец) с ООО "Современные технологии" (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка 24:50:0000000:195152.
Письмом от 10.01.2019 N 01/40-дг администрация сообщала ООО "СК "АРБАН", что одним из документов, необходимых для получения разрешения на строительство, является градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня предоставления заявления на получение разрешения на строительство; после получения заявления о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства департамент проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка. Если градостроительный план земельного участка не содержит сведений об утвержденном проекте планировки и проекте межевания территории, проверка соответствия проектной документации указанным документам не проводится.
20.06.2019 управлением архитектуры администрации выдан градостроительный план N RU24308000-19570 земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:195152.
25.06.2019 управлением архитектуры администрации выдан градостроительный план N RU24308000-19564 земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:195496.
Согласно градостроительным планам земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0000000:195152 и 24:50:0000000:195496 имеют виды разрешенного использования "Среднеэтажная жилая застройка (код 2.5)", "Многоэтажная жилая застройка (код 2.6), "Объекты гаражного назначения (код 2.7.1), в части размещения подземных гаражей" (пункт 2.2). Застройка земельных участков осуществляется в соответствии с предельными параметрам разрешенного строительства, установленными для территориальной зоны "Многофункциональная зона" (МФ). Для земельных участков установлены предельные параметры по площади, проценту застройки и коэффициенту интенсивности. Иных ограничений по застройке земельных участков не имеется. В строке "Информация о границах зоны планируемого размещения объектов капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при наличии)" указано, что проект планировки не утвержден. В строке "Реквизиты проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) межевания территории" указано, что документация по планировке территории не утверждена.
Генеральным планом и правилами землепользования и застройки земельные участки также отнесены к территориальной зоне "Многофункциональная зона (МФ)".
Доказательств изменения территориальной зоны с момента утверждения градостроительных планов в материалы дела не представлено.
После выдачи градостроительных планов N RU24308000-19564, N RU24308000-19570 принят Проект планировки и проект межевания территории северо-восточной левобережной части города Красноярска (утвержден постановлением от 01.07.2019 N 410), которым предусмотрены параметры объекта местного значения (60 тыс. томов, 325 зр. места, 200 мест, площадью 7191,0 м2), а также его планируемое размещение в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:195152.
ООО "СЗ "АРБАН" с использованием кредитных средств на основании договоров купли-продажи от 15.08.2019 приобретены земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0000000:195152 и 24:50:0000000:195496 по адресу: ул. Молокова-Авиаторов и расположенные на земельных участках сооружения.
Как следует из заявления общества, стоимость приобретения земельных участков одобрена Банком с учетом градостроительных планов земельных участков N RU24308000- 19564, N RU24308000-19570, устанавливающих, в том числе, вид разрешенного использования - многоэтажная жилая застройка, код. 2.6.
В отношении застройки данных участков разработана проектная документация:
- "Комплекс многоэтажных жилых домов N 1 - N 9 с подземной парковкой и инженерным обеспечением объектов по адресу: г. Красноярск, ул. Молокова - ул. Авиаторов. I-этап" (Жилые дома 1,2,9);
- "Комплекс многоэтажных жилых домов N 1 - N 9 с подземной парковкой и инженерным обеспечением объектов по адресу: г. Красноярск, ул. Молокова - ул. Авиаторов" II-этап" (Жилые дома 3-8, подземная парковка).
Согласно плану благоустройства объекта "Комплекс многоэтажных жилых домов N 1 - N 9 с подземной парковкой" (шифр 25-19/2-ПЗУ, лист 5), положительному заключению экспертизы проектной документации "Комплекс многоэтажных жилых домов N1-N9 с подземной парковкой и инженерным обеспечением объектов по адресу: г. Красноярск, ул. Молокова - ул. Авиаторов. II-этап" (стр. 18 - 20) благоустройство территории застройки предусмотрено, в том числе, с учетом размещения элементов благоустройства на площади обоих застраиваемых земельных участков, как единый комплекс. Согласно сводному плану сетей инженерно-технического обеспечения (шифр 25-19/2-ПЗУ, лист 6) предусмотрено также единое инженерно-техническое обеспечение жилых домов.
Администрацией 26.03.2020 обществу выдано разрешение на строительство N 24-308-59-2020 для объекта "Комплекс многоэтажных жилых домов N1-N9 с подземной парковкой и инженерным обеспечением объектов по адресу: г. Красноярск, ул. Молокова - ул. Авиаторов. I этап".
22.05.2020 обществом подано заявление о выдаче разрешения на строительства объекта "Комплекс многоэтажных жилых домов N 1 - N 9 с подземной парковкой и инженерным обеспечением объектов по адресу: г. Красноярск, ул. Молокова - ул. Авиаторов" II-этап" (Жилые дома 3-8, подземная парковка) (вх.N 2713-ек). Заявление подано в электронном виде через сервис на сайте администрации.
Письмом администрации от 28.05.2020 N 01/2291-д в выдаче разрешения на второй этап строительства обществу отказано. Основаниями отказа в письме указано на несоответствие запроектированного объекта генеральному плану г. Красноярска и на использование при разработке материалов проектной документации недостоверных данных о резерве мест в школах и дошкольных учреждениях.
В отказе указано, что согласно материалам, утвержденным в составе Генерального плана, в границах рассматриваемой территории предусмотрено размещение объекта местного значения культурно-досугового назначения - Центр культуры и досуга с подземным гаражом (60 тыс. томов, 325 зр. места, 200 мест, площадью 7191,0 м2); с учетом ранее выданного разрешения на строительство 1 этапа строительства жилого комплекса в границах функциональной зоны размещение указанного объекта местного значения не представляется возможным; генеральным планом на рассматриваемой территории не предусмотрено возведение многоэтажных многоквартирных жилых домов, хотя не имеет прямого действия, но имеет приоритетное значение, как основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.
Также в отказе указано, что согласно сведениям ч. 4.2.2 заключения негосударственной экспертизы проектной документации ООО "Крассети" от 12.05.2020 N 24-2-1-2-016501- 2020, потребность жителей проектируемых домов в дошкольных и школьных образовательных учреждениях будет обеспечена за счет существующих учреждений в радиусе 500-м; в указанном радиусе расположена одна общеобразовательная школа МБДОУ СШ N 154 и 2 детских сада - МАДОУ N 72, МБДОУ N 101; согласно письму главного управления образования администрации города Красноярска от 25.03.2020 N 552-гуо данные учреждения не смогут обеспечить потребности жителей проектируемого комплекса в местах в общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях в нормативном радиусе доступности; следовательно, с учетом ранее принятых решений 1 этапа строительства количество жителей жилого комплекса составляет 2404 человека, потребность для которых в образовательных учреждениях составляет в ДОУ - 103 места, в общеобразовательных организациях - 295 мест.
Полагая отказ в выдаче разрешения на строительство незаконным, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ ответчика, оформленный письмом от 28.05.2020 N 01/2291-д, в выдаче обществу разрешения на строительство, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 7 статьи 51 ГрК РФ установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган или подает заявление через многофункциональный центр. К указанному заявлению прилагается, в том числе, градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка.
Согласно части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим и содержится в части 13 статьи 51 ГрК РФ, согласно которой уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство.
Как следует из материалов дела, 22.05.2020 ООО "СЗ "Арбан" обратился в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительства объекта "Комплекс многоэтажных жилых домов N 1 - N 9 с подземной парковкой и инженерным обеспечением объектов по адресу: г. Красноярск, ул. Молокова - ул. Авиаторов" II-этап" (Жилые дома 3-8, подземная парковка), кадастровый номер земельного участка 24:50:0000000:195152.
Представленный с заявлением о выдаче разрешения на строительство градостроительный план N RU24308000-19570 датирован 20.06.2019.
На основании изложенного, с учетом приведенного нормативного правового регулирования, именно по состоянию на 20.06.2019 администрацией должна проводиться проверка соответствия соблюдения требований к строительству объекта капитального строительства, то есть представленные заявителем документы должны соответствовать представленному обществом градостроительному плану.
Основанием оспариваемого отказа указано несоответствие запроектированного объекта генеральному плану г. Красноярска.
Вместе с тем, несоответствие документов, приложенных к заявлению о выдаче разрешения на строительство, генеральному плану муниципального образования в перечень основания отказа, перечисленных в части 13 статьи 51 ГрК РФ, не включено. Данное основание также не является частным случаем такой причины для отказа в выдаче разрешения на строительство, как несоответствие представленных документов разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Как следует из пункта 5 статьи 1, частей 1, 11, 12 статьи 9, части 3 статьи 23 ГрК РФ, генеральный план является документом долгосрочного планирования, определяющим назначение территорий, в частности, посредством установления функциональных зон и отображения планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа. По смыслу приведенных норм, а также части 1 статьи 26, статей 41, 43 ГрК РФ положения генерального плана, определяющие принципиальное направление развития территории муниципального образования, применительно к вопросам строительства, носящим более узкий характер, напрямую не применяются, а реализуются посредством документации по планировке территории, а также принятия решений и совершения действий, указанных в части 1 статьи 26 ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 57.3 ГрК РФ источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно части 1 статьи 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
В градостроительном плане земельного участка, содержится информация, определенная пунктами 1 - 17 части 3 статьи 57.3 ГрК РФ, в том числе, о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории.
По смыслу статей 41 - 46 ГрК РФ градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
В рассматриваемом градостроительном плане от 20.06.2019 N RU24308000-19570 воспроизведена информация о строительных характеристиках земельного участка и об установленных на 20.06.2019 ограничениях, в том числе, об ограничениях, установленных в отношении земельного участка в целях реализации генерального плана г. Красноярска в ред. от 21.11.2016 N В-190.
Как верно установлено судом первой инстанции, несоответствия представленных ООО "СЗ "Арбан" документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, не имелось.
Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:195152 имеет вид разрешенного использования "Среднеэтажная жилая застройка (код 2.5)", "Многоэтажная жилая застройка (код 2.6), "Объекты гаражного назначения (код 2.7.1), в части размещения подземных гаражей".
Согласно градостроительному плану земельного участка застройка осуществляется в соответствии с предельными параметрам разрешенного строительства, установленными для территориальной зоны "Многофункциональная зона" (МФ). Для земельного участка установлены предельные параметры по площади, проценту застройки и коэффициенту интенсивности.
Иных ограничений по застройке земельного участка, в том числе установленных согласно документации по планировке территории, не имеется.
В силу части 10 статьи 57.3 ГрК РФ правообладатель земельного участка, на основании выданного градостроительного плана, в течение трех лет после выдачи градостроительного плана земельного участка имеет право использовать информацию, указанную в градостроительном плане земельного участка, для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство.
Довод апеллянта о том, что суд первой инстанции не учёл ограничения и перспективы развития территории размещениях объектов на земельных участках с кадастровыми номерами 24:50:0000000:195496, 24:50:0000000:195152, признаётся судом апелляционной инстанции несостоятельным.
Согласно пункту 38 приказа Минэкономразвития России от 09.01.2018 N 10 "Об утверждении Требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 7 декабря 2016 г. N 793" на картах документов территориального планирования отображаются планируемые к размещению объекты. Уточнение местоположения планируемых к размещению объектов осуществляется на этапах реализации документов территориального планирования посредством подготовки градостроительной и землеустроительной документации.
Следовательно, в Генеральном плане городского округа не может быть установлено размещение объекта местного значения на уровне координат, с привязкой к конкретным земельным участкам.
Генеральным планом г. Красноярска не устанавливалось размещение объекта местного значения в границах спорных земельных участков. Согласно материалам, утвержденным в составе Генерального плана, в границах рассматриваемой территории (т.е. не границах участка 24:50:0000000:195152 площадью 1,809 га, а в границах участка функциональной зоны) предусмотрено размещение объекта местного значения культурно-досугового назначения.
При этом в границах функциональной зоны (с кодом участка функциональной зоны 4.0.24, площадью 11,63 га), помимо участков 24:50:0000000:195152 и 24:50:0000000:195496, имеется семь земельных участков, поставленных на кадастровый учат, а также неразграниченные земли, на которых возможным было планирование размещения объекта культурно-досугового назначения. Участки общества составляют 35% от функциональной зоны 4.0.24. Соответственно, общество, в том числе располагая сведениями о наличии утвержденной редакции Генерального плана от 21.11.2016 N В-190, не имело оснований для однозначного вывода о том, что объект местного значения планируется к размещению именно в границах земельного участка 24:50:0000000:195152. Согласно генеральному плану г. Красноярска объект культурно-досугового назначения (местного значения) мог быть предусмотрен на любом из участков, входящих в состав функциональной зоны 4.0.24. Иного из материалов дела не следует, ответчиком не доказано.
Генеральным планом предусматривались общие сведения - Объект культурно-досугового назначения (Местного значения). Остальные параметры (60 тыс. томов, 325 зр. места, 200 мест, площадью 7191,0 м2), размещение в границах земельного участка 24:50:0000000:195152, предусмотрены Проектом планировки и проектом межевания территории северо-восточной левобережной части города Красноярска, утвержденным постановлением администрации от 01.07.2019 N 410, принятым после выдачи градостроительных планов NRU24308000-19564, NRU24308000-19570.
Вместе с тем, из приведенных выше положений ГрК РФ следует, что последующее внесение изменений в документы территориального планирования при рассмотрении вопроса о выдаче разрешения на строительство не учитывается, не изменяет содержание градостроительных планов, выданных в соответствии с ранее действующими нормативными актами. Градостроительные планы N RU24308000-19564, N RU24308000-19570 были подготовлены и выданы ранее указанных изменений и на момент их утверждения полностью соответствовали сложившимся градостроительным условиям.
Суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельным и отклонил довод ответчика о том, что на дату подачи ООО "СЗ "Арбан" заявления на выдачу разрешения на строительство (22.05.2020) изменения в документы территориального планирования были уже внесены и вступили в законную силу.
Кроме того, администрацией не указано и из материалов дела не следует, в чем заключались ограничения для земельных участков и в соответствии с какими положениями земельного и иного законодательства Российской Федерации они были установлены.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков относится к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений.
В силу части 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Перечень возможных ограничений прав на землю приведен в части 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 106 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения использования земельных участков устанавливаются в границах зоны с особыми условиями использования территории, перечень которых содержится в статье 105 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 30 ГрК РФ ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, указываются в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Согласно пункту 9 части 3 статьи 57.3 ГрК РФ в градостроительном плане земельного участка указывается информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий.
В материалы дела не представлены документы, подтверждающие установление в отношении земельного участка 24:50:0000000:195152 ограничений использования земельного участка. Правила землепользования и застройки г. Красноярска, сведения из Государственной информационной системы градостроительной деятельности г. Красноярска, градостроительный план земельного участка от 20.06.2019 не содержат сведений о наличии по земельному участку таких ограничений.
Проект планировки территории, принимаемый органом местного самоуправления городского округа, не относится к федеральным законам или иному законодательству Российской Федерации, поэтому согласно части 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации не может установить ограничения использования земельного участка, а согласно части 13 статьи 51 ГрК РФ не может являться ограничением, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, наличие которого препятствует выдаче разрешения на строительство.
Как верно установлено судом первой инстанции, ответчиком не предоставлено доказательств наличия намерений и правовых оснований строительства объекта местного значения в границах земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0000000:195152, 24:50:0000000:195496, предыдущие действия ответчика, свидетельствуют об отсутствии у него такого намерения (в отношении земельных участков в 2016 и 2017 году подготовлены градостроительные планы, не содержащие ограничений по использованию, в 2017 году земельные участки переданы в аренду, в 2017 и 2018 годах предыдущим правообладателям выданы разрешения на строительство объектов, в последующем принято решение о продаже муниципальных земельных участков в частную собственность в целях эксплуатации объектов недвижимости, изъятие земельных участков, как и их мена, согласно положениям Земельного кодекса Российской Федерации в настоящее время невозможны, программами комплексного развития социальной инфраструктуры города Красноярска строительство на земельных участках объекта культуры местного значения не предусмотрено).
Довод департамента о том, что суд первой инстанции не принял во внимание информацию об отсутствии возможности обеспечить жителей проектируемого комплекса местами в общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.
Пункт 3 части 7 статьи 51 ГрК РФ обязывает приложить к заявлению о выдаче разрешения на строительство материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительную записку;
б) схему планировочной организации земельного участка, выполненную в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка;
в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства;
г) проект организации строительства объекта капитального строительства.
Согласно пункту 4 части 7 статьи 51 ГрК РФ также прикладывается положительное заключение экспертизы проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса), в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства.
Согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно части 13 статьи 48 ГрК РФ состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации и дифференцируются применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также в зависимости от назначения объектов капитального строительства, видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства), их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов строительства, реконструкции в соответствии с требованиями настоящей статьи и с учетом особенностей, предусмотренных в данной части статьи 48 Кодекса.
Согласно части 12 статьи 48 ГрК РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства с учетом особенностей, предусмотренных частью 13 настоящей статьи, включается, в том числе, пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с техническими условиями подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, и в случае проведения экспертизы результатов инженерных изысканий до проведения экспертизы проектной документации с реквизитами положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий.
Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 утвержден о состав разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, в том числе состав и требования к содержанию пояснительной записки. При этом постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 не содержит каких-либо положений о необходимости при разработке проектной документации осуществлять расчет обеспеченности дошкольными и образовательными учреждениями жителей проектируемого дома, как и приводить данные о резерве мест в школах и дошкольных учреждениях.
ГрК РФ, Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 не предусматривают обязанности застройщика включать в проектную документацию разделы, которые обосновывают потребность жителей строящихся жилых домов в местах в дошкольных образовательных учреждениях и школах, обосновывать резерве мест в школах и дошкольных учреждениях.
Согласно части 5 статьи 48 ГрК РФ лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов.
Информация Главного управления образования администрации г. Красноярска о возможности либо отсутствии возможности обеспечения потребности жителей проектируемого комплекса в местах в дошкольных образовательных учреждениях и школах не является исходными данными для подготовки проектной документации, не подлежит включению в состав пояснительной записки проектной документации и не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Согласно материалам дела, в пределах транспортной доступности застраиваемого района размещены как существующие дошкольные образовательные учреждения, школы, так и планируемые к строительству учреждения.
Требования о наличии свободных мест в существующих учреждениях на дату выдачи разрешения на строительство жилых домов законодательством не предусмотрено.
Как верно указано судом первой инстанции, нормативы строительства, в том числе обеспеченности дошкольными и образовательными учреждениями, должны быть учтены органом местного самоуправления на стадии утверждения градостроительного плана земельного участка, а не на стадии выдачи разрешения на строительство.
При этом применительно к данному основанию администрацией не указано, какой именно норматив градостроительного проектирования Красноярского края нарушен обществом.
Таким образом, ответчиком не подтверждено наличие оснований для отказа обществу в выдаче разрешения на строительство. Утверждение градостроительных планов, выдача разрешения на строительство первого этапа и отказ в выдаче разрешения на строительство второго этапа (представляющего единый комплекс строительства) нарушает права заявителя.
С учетом изложенного, требования общества правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводам, изложенным в апелляционной жалобе, дана надлежащая оценка судом первой инстанции. Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для их переоценки, поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы, связанные с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы (поскольку Департамент является третьим лицом и не освобождается от уплаты государственной пошлины).
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "24" августа 2020 года по делу N А33-19336/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-19336/2020
Истец: ООО "КОМПАНИЯ "АРБАН"
Ответчик: Администрация города Красноярска
Третье лицо: Департамент градостроительства администрации города Красноярска, Служба по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края