г. Москва |
|
15 декабря 2020 г. |
Дело N А40-73393/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
В.А.Свиридова, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Фармасервис"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09 сентября 2020 года по делу N А40-73393/20(154-543)
по заявлению ООО "Фармасервис"
к 1) МИФНС N 46 по г. Москве, 2) УФНС России по г.Москве
о признании незаконными решения
при участии:
от заявителя: |
Ведерникова Е.В. по дов. от 30.06.2020; |
от ответчиков: |
1) Чид А.А. по дов. от 06.10.2020; 2) Комарова Е.В. по дов. от 14.01.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ФАРМАСЕРВИС" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными решения МИФНС России N 46 по г. Москве N 528120А от 15.11.2019 г. об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица и решения УФНС России по г. Москве N 12-13/015554@ от 27.01.2020 г., возложении на Межрайонную ИФНС России N 46 по г. Москве обязанности принять решение о государственной регистрации ликвидации Заявителя (ООО "Фармасервис" ИНН 7729661770) согласно представленному 08.10.2019 года заявлению о государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Решением от 09 сентября 2020 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Фармасервис" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, ликвидационный баланс содержал все необходимые сведения и должен был быть принят, ООО "Фармасервис" ИНН 7729661770 - ликвидировано и исключено из ЕГРЮЛ.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган решение суда поддержал, возражал против доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда, как принятое с нарушением материальных и процессуальных норм права.
Представители налоговых органов в судебном заседании поддержали решение суда, просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав позиции представителей сторон, считает, что отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 08.10.2019 года ООО "Фармасервис" обратилось в МИФНС N 46 по г. Москве с заявлением о ликвидации юридического лица.
15.11.2019 года МИФНС N 46 принято решение об отказе в государственной регистрации по основанию, указанному в подпункте "х" пункта 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Заявитель, не согласившись с указанным решением, обратился с жалобой в УФНС России по г. Москве.
По результатам рассмотрения жалобы, УФНС России по г. Москве было принято решение N 12-13/015554@ от 27.01.2020 г., которым жалоба заявителя была оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с указанными выше решениями, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не установил несоответствий законодательству в решении МИФНС России N 46 по г. Москве N 528120А от 15.11.2019.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд руководствуется следующим.
Согласно пп. х) п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) (абз.1 п.4.4 ст.9 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме N Р16001, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также комплект документов в соответствии с пп. "а", "б", "в", "г", п.1 ст. 21 Закона N 129-ФЗ.
В заявлении подтверждается, что изменения, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в заявлении достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении соответствующих изменений.
Порядок ликвидации юридического лица определен в ст.ст. 61 - 64.1, 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
В силу п. 6 ст. 63 ГК РФ ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами.
Пунктом 3 ст. 22 Закона N 129-ФЗ установлено, что документы, предусмотренные ст. 21 названного Федерального закона, представляются в регистрирующий орган по окончании процесса ликвидации.
В соответствии с п. 4 ст. 51 ГК РФ заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящего включения данных в ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц.
Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ, посредством способов, изложенных в п. 4.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
Основания, условия и способы проведения указанных в п.4.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются Приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@.
В силу п. 4.4 ст. 9 Закона N 129-ФЗ в случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, но не более чем на один месяц.
Решение о приостановлении государственной регистрации принимается в пределах срока, предусмотренного для такой государственной регистрации.
При этом течение указанного срока прерывается. В решении о приостановлении государственной регистрации должны быть указаны основания, по которым она приостановлена, и срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
Указанный срок для представления заявителем документов и пояснений не может быть менее чем пять дней.
Решение о приостановлении государственной регистрации выдается или направляется заявителю способом, указанным в п.4 ст.23 Закона N 129-ФЗ.
В силу пп. 2 п.2 Приказа ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ основаниями для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, является несоответствие сведений, содержащихся в документах, представленных в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у территориальных органов ФНС России.
Из материалов дела следует, судом первой инстанции установлено, что на момент рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации ООО "ФАРМАСЕРВИС" в связи с ликвидацией (вх.N 528120А от 08.10.2019) МИФНС России N 46 по г. Москве располагала обращениями ООО "ДОМ-ПРАВА" и ООО "ДЕЛЬТА", содержащими возражения в отношении ликвидации ООО "ФАРМАСЕРВИС" в связи с наличием задолженности ликвидируемого юридического лица перед ООО "ДОМ-ПРАВА" и ООО "ДЕЛЬТА".
Учитывая изложенное, у МИФНС России N 46 по г. Москве возникли обоснованные сомнения в достоверности сведений, представленных для государственной регистрации ООО " ФАРМАСЕРВИС", в связи с чем, ею было принято решение о приостановлении государственной регистрации указанного юридического лица.
16.10.2019 МИФНС России N 46 по г. Москве, в рамках проверки достоверности сведений, представленных для государственной регистрации ликвидации ООО "ФАРМАСЕРВИС", в адрес кредиторов ликвидируемого юридического лица ООО "ФАРМАСЕРВИС" - ООО "ДОМ-ПРАВА" и ООО "ДЕЛЬТА" были направлены запросы о представлении информации, подтверждающей наличие/отсутствие задолженности ООО "ФАРМАСЕРВИС" перед кредиторами (исх. N05-18/089180@ от 16.10.2019 в адрес ООО "ДЕЛЬТА", исх. N05-18/089177@ от 16.10.2019 в адрес ООО "ДОМ-ПРАВА"), о соблюдении процедуры ликвидации ООО "ФАРМАСЕРВИС".
14.11.2019 на указанный запрос МИФНС России N 46 по г. Москве получен ответ ООО "ДЕЛЬТА" (вх.N 126595 от 14.11.2019), а именно: представлена информация об отсутствии принятых ликвидационной комиссий (ликвидатором) мер по уведомлению кредиторов о начавшейся процедуры ликвидации Общества (п.1 ст.63 ГК РФ).
Также приложены документы, подтверждающие направление требование кредитора в адрес Заявителя. Кроме того, как указывает заинтересованное лицо, им было установлено, что ООО "Дельта" инициировано исковое производство в Арбитражном суде г. Москвы по взысканию задолженности с ООО "ФАРМАСЕРВИС" (дело N А40-284389/2019).
При этом довод заявителя о том, что определением Арбитражного суда г. Москвы от 17.12.2019 по делу N А40-284389/2019 возвращено исковое заявление ООО "ДЕЛЬТА" правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку не имеет отношения к существу рассматриваемого дела, учитывая тот факт, что законность оспариваемого ненормативного правового акта, соответственно решения, действия (бездействия) подлежит проверке на момент принятия акта, совершения оспариваемого действия.
Законность действий регистрирующего органа не может быть поставлена в зависимость от последующих событий, которые на законность решения в момент его принятия влиять не могли, поскольку еще не существовали.
Таким образом, установленный позднее (17.12.2019) факт возврата судом искового заявления кредитора о взыскании задолженности с ООО "ФАРМАСЕРВИС", не указывает на то, что решение об отказе в государственной регистрации от 15.11.2019 не соответствует закону или иному правовому акту на момент его принятия МИФНС России N 46 по г. Москве.
Довод апеллянта о том, что в предусмотренный законом срок требования ООО "ДОМ-ПРАВА" и ООО "ДЕЛЬТА" к ликвидационной комиссии не заявлены, отклоняется судом в связи со следующим. При ликвидации юридического лица заявление о государственной регистрации, а также ликвидационный баланс, формирующие соответствующую часть государственного реестра юридических лиц, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны содержать достоверную информацию.
Установленный статьями 61 - 64.2 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидируемому должнику и его ликвидатору было достоверно известно о наличии обязательств, не исполненных перед кредитором, потребовавшим оплаты долга, в том числе путем инициирования судебного процесса о взыскании задолженности, при этом ликвидатор письменно не уведомил данного кредитора о ликвидации должника и не произвел расчета с ним.
В таком случае представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, не отражающего действительного размера обязательств перед названным кредитором, следует рассматривать как непредставление документа, содержащего необходимые сведения.
Указанные выше выводы изложены в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11 (далее - постановление N N7075/11).
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия и ликвидатор должны совершать действия, направленные на разрешение надлежащим образом вопросов, касающихся расчетов с кредиторами, в том числе заблаговременно направлять известным им кредиторам письменные уведомления с тем, чтобы последние имели реальную возможность реализовать право на предъявление требований в пределах срока, установленного ликвидационной комиссией, ликвидатором.
Общий же правовой подход Президиума, приведенный в постановлении N 7075/11, сводится к недопустимости внесения в ликвидационные балансы явно недостоверных сведений -составление балансов без учета обязательств ликвидируемого лица, о наличии которых было доподлинно известно, и которые не по вине кредиторов не были отражены в балансах.
Как верно установлено судом, проведенной МИФНС России N 46 по г. Москве проверки достоверности сведений, представленных для государственной регистрации ООО "ФАРМАСЕРВИС" в связи с ликвидацией, ликвидатор указанного юридического лица был осведомлен о наличии задолженности перед ООО "ДЕЛЬТА", однако не произвел расчета с ним и не отразил обязательств перед ООО "ДЕЛЬТА" в представленном в регистрирующий орган ликвидационном балансе, что свидетельствует о несоблюдении ООО "ФАРМАСЕРВИС" установленного законодательством порядка проведения процедуры ликвидации, что в силу пп. х) п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ является основаниями для отказа в государственной регистрации.
Таким образом, ликвидационный баланс ООО "ФАРМАСЕРВИС", представленный в комплекте документов, вх. N 528120А от 08.10.2019 содержал недостоверные сведения.
Таким образом, поскольку ООО "ФАРМАСЕРВИС" нарушен порядок осуществления ликвидационных процедур, ликвидация юридического лица не могла быть осуществлена налоговым органом.
В силу абз.2 ч. 3 ст.63 ГК РФ, а также п.1 ст. 224 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" в случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица.
При изложенных обстоятельствах, суд пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение МИФНС России N 46 по г. Москве об отказе в государственной регистрации в полной мере соответствует закону.
В связи с признанием оспариваемого решения МИФНС России N 46 по г. Москве об отказе в государственной регистрации законным и обоснованным, суд также обоснованно признал обоснованным решение УФНС России по г. Москве N 12-13/015554@ от 27.01.2020 г., вынесенное по жалобе заявителя на указанное решение МИФНС России N 46 по г. Москве.
Кроме того, решение от 27.01.2020 N 12-34/015554@ является результатом действий вышестоящего налогового органа по рассмотрению жалобы Заявителя в соответствии с положениями главы VIII. 1 Федерального закона N 129-ФЗ на принятое МИФНС России N 46 по г. Москве решение об отказе в государственной регистрации и соответствует законодательству Российской Федерации о государственной регистрации.
УФНС России по г. Москве оспариваемым решением никаким образом не обязывает Заявителя совершать каких-либо действий, не возлагает каких-либо обязанностей и не привлекает его к ответственности.
Заявителем было реализовано право на обжалование решения МИФНС России N 46 по г. Москве в порядке, установленном Федеральным законом N 129-ФЗ, и УФНС России по г. Москве данное право не нарушалось, так как жалоба Заявителя была принята, рассмотрена и по ней вынесено решение.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы подателя апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, поскольку, они не опровергают установленные судом обстоятельства и не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 09 сентября 2020 года по делу N А40-73393/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-73393/2020
Истец: ООО "ФАРМАСЕРВИС"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 46 ПО Г. МОСКВЕ, МИФНС N 46 ПО Г МОСКВЕ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ