город Москва |
|
16 декабря 2020 г. |
дело N А40-283579/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 14.12.2020.
Полный текст постановления изготовлен 16.12.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области (ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области) на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.10.2020 по делу N А40-283579/19
по заявлению Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области (ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области (ОГРН 1027725022863)
к ГБУ г. Москвы "Жилищник Донского района" (ОГРН 1147746013524)
о взыскании финансовых санкций;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Есакова Е.В. по доверенности от 14.12.2020;
установил: Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о взыскании с ГБУ г. Москвы "Жилищник Донского района" о взыскании 265.500 руб. финансовой санкции за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.10.2020 с ГБУ г. Москвы "Жилищник Донского района" в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации взыскана финансовая санкция за несвоевременное представление в установленный срок, представление неполных и (или) недостоверных сведений отчетности о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь, март 2017; январь, январь, февраль, март, апрель 2019 в сумме 2.000 руб., в удовлетворении оставшейся части заявленного требования, отказано.
Фонд не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявление удовлетворить в полном объеме, по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель учреждения в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 01.04.1996 N 27 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Закона от 01.04.1996 N 27 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь представляет в соответствующий территориальный орган ПФР сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Сведения представляются в территориальный орган ПФР в соответствии с утвержденными в установленном порядке формами документов и инструкциями.
В силу п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Несвоевременное представление сведений о каждом работающем у учреждения лице подтверждено материалами дела, сведения за спорный период представлены 17.02.2019 при сроке предоставления - 15.02.2019.
Пенсионным фондом л составлен акт от 14.03.2019 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
По итогам рассмотрения акта и материалов проверки, принято решение N 087S19190084881 от 12.04.2019 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которым страхователь привлечен к ответственности в виде начисления штрафа (финансовой санкции) в размере 239.000 руб.
Учреждению направлено требование об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 07.05.2019.
Штраф учреждением не уплачен.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для уменьшения размера финансовой санкции до 2.000 руб.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Положения Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 с 01.01.2015 не предусматривают возможности смягчения ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах", в связи с чем фонд не мог уменьшить самостоятельно размер штрафа.
Согласно постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 2-П от 19.01.2016, при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом N 212-ФЗ от 24.07.2009 (применяющийся к периоды вынесения решения) за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в случаях, которые установит суд на основе конкретных фактических обстоятельств (до принятии соответствующего законодательного регулирования).
По существу страхователь нарушение законодательства о персонифицированном учете не оспаривает.
В рассматриваемом случае, учитывая небольшой период просрочки, характер деятельности заинтересованного лица, суд первой инстанции счел возможным уменьшить размер начисленного штрафа до 2.000 руб.
Оснований для иного вывода суд апелляционной инстанции не усматривает.
Оснований для удовлетворения требований заявителя о взыскании финансовых санкций за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за отчетные периоды сентябрь 2016 и октябрь 2018 не имеется.
В соответствии со ст. 115 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании штрафа с организации и индивидуального предпринимателя в случаях предусмотренных п п.1-3, 2 ст. 45 Кодекса может быть подано налоговым органом в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа.
Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом.
Пунктом 3 ст. 45 Кодекса установлен перечень случаев, при которых взыскание налога, пеней и штрафа должно производиться только в судебном порядке.
Поскольку ст. 17 Закона установлен обязательный судебный порядок взыскания штрафа, то в силу положений ст. 1 Закона N 27-ФЗ, ст. 2 Закона N 167-ФЗ и аналогии закона, к правоотношениям по взысканию штрафа по индивидуальному учету подлежит применению установленный ст. 115 Налогового кодекса российской Федерации 6-месячный срок на обращение в суд с заявлением о взыскании.
Согласно ст. 17 Закона при выявлении правонарушения в области индивидуального учета должностными лицами Пенсионного фонда составляется акт, после рассмотрения акта и возражений выносится решение о привлечении к ответственности, на основании которого направляется требование об уплате штрафа, с установленным 10-дневным сроком на его добровольное исполнение.
Учитывая изложенное и исходя из положений ст. 115 названного Кодекса, при установлении органами ПФР правонарушения связанного с индивидуальным учетом, с начислением за данное правонарушение штрафа в решении о привлечении к ответственности, взыскание указанного штрафа производится в судебном порядке путем подачи заявления в суд в течение 6 месяцев с даты истечения 10-дневного срока на добровольную уплату штрафа указанного в требовании, с учетом 10-дневного срока на его направление после вынесения решения.
Судом установлено, что по результатам проверки представления отчетности по формам СЗВ-М Пенсионным фондом вынесено решение и требование, со сроком добровольной уплаты до 02.09.2018 - за отчетный период сентябрь 2016, до 12.03.2019 - за отчетный период октябрь 2018.
С заявлением в суд фонд обратился 24.10.2019, то есть с пропуском 6-месячного срока.
В соответствии с п. 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении заявлении налоговых органов о взыскании штрафов судам необходимо проверить соблюдение сроков на обращение в суд, учитывая, что данные сроки при наличии уважительных причин могут быть восстановлены судом на основании ходатайство налогового органа.
При этом, не могут рассматриваться в качестве уважительной причины пропуска срока на обращение в суд кадровые перестановки, смена руководителя и иные внутренние организационные причины повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Соответственно, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства, суд отказывает в удовлетворении требования о взыскании штрафа.
Таким образом, судом установлено, что Пенсионный фонд, обращаясь в суд с заявлением о взыскании с должника штрафа по требованию пропустил установленный ст. 115 Налогового кодекса Российской Федерации 6-месячный срок обращения в суд, вследствие чего, требование Пенсионного фонда о взыскании указанного штрафа удовлетворению не подлежит.
Мотивированного ходатайства о восстановлении срока на обращение в арбитражный суд не заявлено.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании штрафа за отчетные периоды сентябрь 2016 и октябрь 2018 не имеется и отсутствуют оснований для удовлетворения требований заявителя относительно финансовой санкции за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за по форме СЗВ-М (дополняющая) за отчетные периоды: январь 2017, март 2017, январь 2019, февраль 2019, март 2019, апрель 2019, исходя из того, что учреждением представлены в адрес пенсионного фонда за пределами срока, установленного п. 2.2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ, дополняющую форму сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2017 - 10.03.2017, март 2017 - 24.04.2017, январь 2019 - 25.02.2019, февраль 2019 - 16.04.2019, март 2019 - 16.04.2019, апрель 2019 - 07.06.2019.
На основании представленных обществом отчетов по форме СЗВ-М (дополняющая) Фондом проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
По итогам проверки составлены акты.
Фонд счел, что страхователем представлены сведения несвоевременно с нарушением срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п. 2.2. ст.11 ФЗ от 01.04.1996 N 27 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на основании сведения о застрахованных лицах за январь 2017, март 2017, январь 2019, февраль 2019, март 2019, апрель 2019 приняты решения от 18.06.2019 N 087S19170202216, от 18.06.2019 N 087S19170210588 от 19.04.2019 N 087S19190092664, от 14.06.2019 N0 087S19190140071, от 30.05.2019 N 087S19190144043, от 25.07.2019 N 087S19190181425, которыми страхователь привлечен к ответственности предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за несвоевременное представление индивидуальных сведений.
На основании решений выставлены требования от 09.07.2019 N 087S01180050541, от 09.07.2019 N 087S01180054110, от 07.06.2019 N 087S01190148956, от 05.07.2019 N 087S01190203214, от 10.07.2019 N 087S01190208730, от 14.08.2019 N 087S01190246289 с предложением оплатить финансовые санкции.
Неисполнение требования в срок, послужило основанием для обращения пенсионного фонда в суд с требованием по настоящему делу.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 01.04.1996 N 27 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Закона от 01.04.1996 N 27 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь представляет в соответствующий территориальный орган ПФР сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Сведения представляются в территориальный орган ПФР в соответствии с утвержденными в установленном порядке формами документов и инструкциями.
В силу п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, указанные в п. 2.2 ст. 11 Закона, предоставляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п.
Согласно ст. 17 Закона за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 данного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
При этом, данной нормой также предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение 5 рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В соответствии с п. 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н страхователь в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда уточненные индивидуальные сведения.
Пунктом 39 Инструкции предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность.
При этом, данным пунктом предусмотрено два случая освобождения страхователя от ответственности предусмотренной ст. 17 Закона в случае представление недостоверных или неполных сведений, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений; в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведения при самостоятельном выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Постановлением N 83п предусмотрено возможность представления сведений по форме СЗВ-М в соответствующих видах: исходная форма - форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; дополняющая форма - форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; отменяющая форма - форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Учитывая положения ст. ст. 11, 17 Закона и Инструкции, Перечень утвержденных постановлением N 83п форм сведений СЗВ-М, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в случае самостоятельного выявления страхователем ошибок в ранее своевременно представленных сведениях по форме СЗВ-М в отношении определенных застрахованных лиц (ошибки в данных о СНИЛС или ФИО застрахованного лица или не включение застрахованного лица в представленные сведения) он вправе подать в ПФР уточненные сведения в виде формы СЗВ-М (дополняющей), в которых исправить найденные ошибки.
При подаче таких уточненных (исправленных) сведений форма СЗВ-М (дополняющей) до обнаружения ошибки самим территориальным органом ПФР в виде направления страхователю уведомления о расхождениях при проверке первоначально представленных сведений, указанное действие не может быть расценено как нарушение порядка представления сведений, влекущее ответственность, предусмотренную ст. 17 Закона, поскольку страхователем выявлены и исправлены ошибки самостоятельно, что влечет отказ в привлечении к ответственности за представление неполных или недостоверных сведений.
Каких-либо уведомлений, в том числе о необходимости предоставления корректных сведений по форме СЗВ-М по указанным периодам, фондом в материалы дела не представлено.
Доказательств того, что сведения (исходная форма) по форме СЗВ-М за январь 2017, март 2017, январь 2019, февраль 2019, март 2019, апрель 2019 представлены учреждением с нарушением установленного срока, суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что учреждением выявлены ошибки в указанных сведениях, которые исправлены путем представления уточненных сведений по форме СЗВ-М (дополняющая), при этом, фондом нарушений и ошибок при проверке первоначальных сведений не обнаружено, доказательств обратного заявителем суду не представлено (ст. 65 АПК РФ).
Фондом уведомление о расхождении в соответствии с п. 38 Инструкции в адрес страхователя не направлено, в связи с чем, в силу ст. 17 Закона и п. 40 Инструкции у него отсутствовали основания для привлечения страхователя к ответственности за представление неполных и недостоверных уточненных сведений, соответственно, требования Фонда о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за январь 2017, март 2017, январь 2019, февраль 2019, март 2019, апрель 2019 удовлетворению не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, нарушений судом первой инстанции норм материального права и процессуального законодательства судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.10.2020 по делу N А40-283579/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-283579/2019
Истец: ГУ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 8 ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ЖИЛИЩНИК ДОНСКОГО РАЙОНА"