г. Москва |
|
16 декабря 2020 г. |
Дело N А41-22995/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Семушкиной В.Н., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Казаковой Т.А.,
при участии в заседании:
от истца: не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика: Айвазова Н.С., по доверенности от 12.05.2020;
от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИП Аливова А.И. на решение Арбитражного суда Московской области от 07.09.2020 по делу N А41-22995/20, по иску ИП Аливова А.И. к Администрации муниципального образования "Городской округ Черноголовка" третье лицо: - Министерство имущественных отношений Московской области, о признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:
ИП Аливов А.И. (далее - заявитель, предприниматель) обратился в суд с заявлением к Администрации муниципального образования "Городской округ Черноголовка" (далее- ответчик, Администрация) со следующими требованиями:
Признать Постановление администрации муниципального образования "Городской округ Черноголовка" от 23.03.2020 г. N 143 "О принудительном демонтаже самовольно установленных и/или незаконно размещенных нестационарных объектов" незаконным в части демонтажа НТО расположенного по адресу: г. Черноголовка, ул. Центральная, между АЗС и магазином ЛЮ Анж.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.09.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителей истца и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Администрации возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит нестационарный торговый павильон, расположенный по адресу: Московская область, г. Черноголовка, ул. Центральная, между АЗС и магазином "Лю-Анж".
Уведомлением N 10 от 27.01.2020 г. о демонтаже самовольно установленного и/или незаконно размещенного нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования "Городской округ Черноголовка" заявитель обязан в срок до 10.02.2020 г. демонтировать нестационарный торговый объект, расположенный по адресу: Московская область, г. Черноголовка, ул. Центральная, между АЗС и магазином "Лю-Анж" с привидением территории в первоначальное состояние и восстановлением благоустройства.
23.03.2020 г. администрацией принято Постановление N 143 "О принудительном демонтаже самовольно установленных и/или незаконно размещенных нестационарных торговых объектов", в соответствии с которым Ассоциации по развитию и реализации программ и проектов, направленных на благоустройство городской среды "Доброе Дело" поручено с 02.04.2020 осуществить демонтаж НТО, указанных в приложении 1, в то числе нестационарный торговый объект: "Павильон", расположенный по адресу: Московская область, г. Черноголовка, ул. Центральная, между АЗС и магазином "Лю-Анж", принадлежащий заявителю.
Посчитав постановление N 143 от 23.03.2020 г. незаконным, нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 ГК РФ.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подп. 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ), в целях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков.
В силу положений пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Во исполнение указанной нормы федерального законодательства Министерством потребительского рынка и услуг Московской области приняты распоряжение от 27.12.2012 N 32-Р "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Можайского городского округа Московской области", а также распоряжение от 02 июня 2014 года N 16РВ-34 "Об утверждении Методических рекомендаций по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области".
В соответствии с пунктом 3.1 Методических рекомендаций по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области, утвержденных распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 02.06.2014 года N 16РВ-34, размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области осуществляется по результатам проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области, который проводится органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области после утверждения схемы в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области.
Исходя из содержания пункта 3.3 Методических рекомендаций основанием для размещения нестационарного торгового объекта является схема и договор на размещение нестационарного торгового объекта или иной договор, заключенный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом (далее - договор), предметом которого является предоставление места для размещения нестационарного торгового объекта в соответствии со схемой.
Указанные договоры могут содержать положения, регулирующие пользование земельным участком под нестационарным торговым объектом, либо ссылку на существующий договор, регулирующий пользование земельным участком.
Из материалов дела следует, что срок действия Постановления администрации от 20.07.2015 N 451 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Городской округ Черноголовка" на 2015-2019 годы" которым утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов, в том числе по адресу: Московская область, г. Черноголовка, ул. Центральная, между АЗС и магазином "Лю-Анж" истек.
В настоящий момент нормативного правового документа, предусматривающего возможность размещение торговых объектов по испрашиваемому заявителем адресу, не имеется.
Указанные обстоятельства послужили основанием для направления в адрес заявителя уведомления от 27.01.2020 N 10, а затем принятия оспариваемого постановление от 23.03.2020 N 143 "О принудительном демонтаже самовольно установленных и/или незаконно размещенных нестационарных торговых объектов".
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В рамках настоящего дела оспариваемым постановлением орган местного самоуправления принял решение о демонтаже временного объекта, расположенного по адресу: Московская область, г. Черноголовка, ул. Центральная, между АЗС и магазином "Лю-Анж".
При этом доказательств того, что у заявителя имеются иные законные основания занимать земельный участок под НТО, в материалы дела не представлено.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07.09.2020 по делу N А41-22995/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
В.Н. Семушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-22995/2020
Истец: Аливов Абдулмуталим Ибрагимович
Ответчик: Администрация муниципального образования "Городской округ Черноголовка"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЧЕРНОГОЛОВКА"