г. Красноярск |
|
15 декабря 2020 г. |
Дело N А69-351/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "08" декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" декабря 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Иванцовой О.А.,
судей: Бабенко А.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (Министерства топлива и энергетики Республики Тыва): Кыргыс О.Б., представителя на основании доверенности от 17.12.2019 (диплом о высшем юридическом образовании), служебного удостоверения;
от антимонопольного органа (Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва): Хаджиева Ф.А., руководителя на основании приказа от 07.09.2015 N 1545-к, служебного удостоверения,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства топлива и энергетики Республики Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "24" сентября 2020 года по делу N А69-351/2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство топлива и энергетики Республики Тыва (ОГРН 1141719000675, ИНН 170154486, далее - заявитель, министерство, Минтопэнерго РТ) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - антимонопольный орган, УФАС по РТ) о признании недействительным решения по делу N 05-13-01/08-16-19 от 15.11.2019.
Определением суда от 14.05.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Ремнев Сергей Павлович (ОГРНИП 307170110600016, ИНН 170105496707) (далее - третье лицо, ИП Ремнев С.П.).
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от "24" сентября 2020 года по делу N А69-351/2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, министерство обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить полностью и принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на следующие обстоятельства:
- УФАС по РТ неправильно проведён анализ рынка;
- заявитель не мог заключить соглашения в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), поскольку не является предприятием топливно-энергетического комплекса, а также не могу осуществлять закупку для муниципальных нужд.
УФАС по РТ представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором антимонопольный орган не согласился с доводами апелляционной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное заседание проводится путем использования системы видеоконференц-связи.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на изложенные в ней доводы.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо, уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, отзыв на апелляционную жалобу не представил. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие третьего лица (его представителя).
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
13.06.2019 в адрес УФАС по РТ поступило обращение первого заместителя прокурора Республики Тыва о выявленных признаках нарушения антимонопольного законодательства при заключении между Минтопэнерго РТ и ИП Ремневым С.П. соглашений на предоставление субсидий на реализацию мероприятий по государственной поддержке предприятий ТЭК, предусмотренных Государственной программой Республики Тыва "Энергоэффективность и развитие энергетики на 2014-2020 годы" на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией товаров), выполнением работ, оказанием услуг для поставки дизельного топлива муниципальным дизельным электростанциям из средств республиканского бюджета.
Приказом от 03.07.2019 N 188 антимонопольным органом в отношении Минтопэнерго РТ и ИП Ремнева С.П. возбуждено дело N 05-13-01/08-16-19 по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и создана комиссия по рассмотрению дела.
В ходе рассмотрения дела УФАС по РТ установлено, что между Минтопэнерго РТ и ИП Ремневым С.П. заключены соглашения от 18.10.2018 N 39, от 30.10.2018 N 43, от 06.12.2018 N 49, от 18.12.2018 N 55, от 26.12.2018 N 56, предметом которых явилась передача министерством денежных средств исполнителю в виде субсидий на реализацию мероприятий по государственной поддержке предприятий ТЭК, предусмотренных Государственной программой Республики Тыва "Энергоэффективность и развитие энергетики на 2014-2020 годы" на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией товаров), выполнением работ, оказанием услуг для поставки дизельного топлива муниципальным дизельным электростанциям из средств республиканского бюджета. Во исполнение условий соглашения от 18.10.2018 N 39 ИП Ремневу С.П. перечислены субсидии на сумму 19 100 000 руб., по соглашению от 30.10.2018 N 43 - на сумму 7 500 000 руб., от 06.12.2018 N 49 - на сумму 27 265 000 руб., от 18.12.2018 N 55 - на сумму 7 000 000 руб., от 26.12.2018 N 56 - на сумму 200 000 руб.
УФАС по РТ проведены анализ состояния конкурентной среды на розничном рынке энергии (мощности) на территории Республики Тыва за 2018 год и анализ на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Тыва за 2018 год, в ходе которых выявлено, что ИП Ремнев С.П. не является хозяйствующим субъектом, действующим на указанном рынке.
12.11.2019 состоялось рассмотрение дела N 05-13-01/08-16-19, по итогам которого вынесено решение от 15.11.2019 о признании Минтопэнерго РТ и ИП Ремнева С.П. нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции в части заключения между Минтопэнерго РТ и ИП Ремневым С.П. соглашений N 39 от 18.10.2018, N 43 от 30.10.2018, N 49 от 06.12.2018, N 55 от 18.12.2018, N 56 от 26.12.2018, предметом которых является передача министерством денежных средств исполнителю в виде субсидий на реализацию мероприятий по государственной поддержке предприятий ТЭК, предусмотренных Государственной программой Республики Тыва "Энергоэффективность и развитие энергетики на 2014-2020 годы" на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией товаров), выполнением работ, оказанием услуг для поставки дизельного топлива муниципальным дизельным электростанциям из средств республиканского бюджета в нарушение требований действующего законодательства, что имеет (может иметь) своим последствием ограничение конкуренции на рынке дизельного топлива. В связи с исполнением соглашений на предоставление субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией товаров), выполнением работ, оказанием услуг для поставки дизельного топлива муниципальным дизельным электростанциям из средств республиканского бюджета принято решение предписание не выдавать. Решено направить материалы дела N 05-13-01/08-16-19 в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Тыва для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении должностного лица Минтопэнерго РТ; передать материалы дела N 05-13-01/08-16-19 уполномоченному должностному лицу УФАС по РТ для возбуждения административного производства в отношении виновных лиц.
Минтопэнерго РТ, не согласившись с вынесенным решением УФАС по РТ от 15.11.2019 по делу N 05-13-01/08-16-19, считая его незаконным и необоснованным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
С учетом положений статьи 22, пункта 1 части 1 статьи 23, части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции, пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что комиссия антимонопольного органа вынесла оспариваемое решение в пределах предоставленных полномочий.
Процедура возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, полномочия комиссии управления установлены судом первой инстанции и не оспариваются заявителем.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение антимонопольного органа законно и обосновано, не нарушают прав и законных интересов заявителей.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
В пункте 7 и 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
С учетом изложенного, для квалификации действий хозяйствующих субъектов и органа государственной власти субъекта Российской Федерации не соответствующими статье 16 Закона о защите конкуренции необходимо установить наличие противоречащих этому Закону соглашений между указанными лицами или их согласованных действий и наступление (возможность наступления) в результате этих действий (соглашения) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта о бюджете субъекта, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта (пункт 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, 20.12.2013 Правительством Республики Тыва принято постановление N 750 "Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Энергоэффективность и развитие энергетики на 2014-2020 годы". Указанное постановление принято в целях повышения энергетической безопасности и надежности тепло- и энергоснабжения Республики Тыва.
Приложением N 15 к государственной программе Республики Тыва "Энергоэффективность и развитие энергетики на 2014-2020 годы" утвержден Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Тыва на государственную поддержку предприятий топливно-энергетического комплекса (в ред. постановления Правительства РТ от 17.01.2018 N 7) (далее - Порядок).
Согласно пункту 1 настоящий Порядок определяет цели, условия и порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Тыва на государственную поддержку предприятий топливно-энергетического комплекса.
Пунктом 2 Порядка определено, что субсидии предоставляются на возмещение следующих затрат (в ред., действовавшей в спорный период):
а) на оплату потребленной электрической энергии, а также на уплату кредиторской задолженности по данным направлениям;
б) на приобретение топлива, в том числе каменного угля и газообразного топлива;
в) на приобретение аварийного запаса оборудования и материалов, а также на уплату кредиторской задолженности по данным направлениям;
г) на приобретение транспортных средств и запасных частей, а также на уплату кредиторской задолженности по данным направлениям;
д) на оплату труда работникам получателей субсидии;
е) на погашение задолженности, в том числе реструктурированной, по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды;
ж) на оплату потребленных услуг водоснабжения и канализации, а также на уплату кредиторской задолженности по данным направлениям;
з) на оплату транспортных расходов, а также на уплату кредиторской задолженности по данным направлениям;
и) на выполнение текущего и капитального ремонта объектов коммунального хозяйства;
к) на обеспечение электроснабжением республиканских мероприятий и праздников; л) на модернизацию и строительство объектов топливно-энергетического комплекса.
Главным распорядителем бюджетных средств является Министерство топлива и энергетики Республики Тыва.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что получателями субсидий являются хозяйствующие субъекты топливно-энергетического комплекса, находящиеся на территории Республики Тыва, основным видом деятельности которых является один из следующих видов деятельности (в ред., действовавшей в спорный период):
- производство и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии);
- распределение газообразного топлива;
- перевозка грузов автотранспортом;
- эксплуатация и содержание электрических сетей;
- производство (дизельные электростанции), передача и распределение электроэнергии.
Согласно пункту 5 Порядка субсидии на возмещение части затрат предоставляются в пределах затрат, понесенных получателем субсидии, но не более бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Республики Тыва о республиканском бюджете Республики Тыва на текущий финансовый год и плановый период.
Предоставление субсидий осуществляется в соответствии с соглашением, заключаемым между Министерством и получателем субсидии по форме, утвержденной Министерством финансов Республики Тыва (п. 10 Порядка).
Согласно пункту 13 Порядка субсидия перечисляется на расчетные счета, открытые получателям субсидий в кредитных организациях, не позднее десяти рабочих дней, и по результатам рассмотрения Министерством документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка (в ред., действовавшей в спорный период).
Согласно пункту 6 Порядка для перечисления субсидий получатель представляет в Министерство заявку с приложением следующих документов:
счета, выставленные энергоснабжающими организациями, и организациями водоснабжения и канализации, - в случае расчетов по предоплате за электрическую, тепловую энергию, услуги водоснабжения и канализации, счета-фактуры, выставленные поставщиком ресурсов, либо акты сверки взаиморасчетов - в случае наличия кредиторской задолженности. Для отчетности в срок, установленный в соглашении между Министерством и получателем субсидии, но не позднее 30 февраля года, следующего за отчетным, получатель субсидии представляет в Министерство копию платежного поручения, подтверждающего оплату за потребленные ресурсы;
счета, выставленные поставщиком топлива, либо договор поставки - в случае расчетов по предоплате за топливо. Для отчетности в срок, установленный в соглашении между Министерством и получателем субсидии, но не позднее 30 февраля года, следующего за отчетным, получатель субсидии представляет в Министерство копию платежного поручения, подтверждающего оплату поставок топлива, и акт сверки взаимных расчетов;
счета, выставленные поставщиком сырья и материалов, либо договор поставки - в случае расчетов по предоплате за сырье и материалы. Для отчетности в срок, установленный в соглашении между Министерством и получателем субсидии, но не позднее 30 февраля года, следующего за отчетным, получатель субсидии представляет в Министерство копию платежного поручения, подтверждающего оплату поставок сырья и материалов, и товарные накладные;
счета, выставленные транспортными компаниями, либо договор транспортных услуг - в случае расчетов по предоплате за транспортные услуги. Для отчетности в срок, установленный в соглашении между Министерством и получателем субсидии, но не позднее 30 февраля года, следующего за отчетным, получатель субсидии представляет в Министерство копию платежного поручения, подтверждающего оплату транспортных услуг, и акты выполненных работ;
копию штатного расписания получателя субсидии и справку - расчетную ведомость (по унифицированной форме N Т-51, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 5 января 2004 г. N 1) по оплате труда работникам получателя субсидии на дату не позднее 31 декабря текущего финансового года. Для отчетности в срок, установленный в соглашении между Министерством и получателем субсидии, но не позднее 30 февраля года, следующего за отчетным, получатель субсидии представляет в Министерство документы, подтверждающие оплату труда работникам получателя субсидии;
справку о состоянии расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и государственными внебюджетными фондами по задолженности, образованной на дату не позднее 31 декабря текущего финансового года. Для отчетности в срок, установленный в соглашении между Министерством и получателем субсидии, но не позднее 30 февраля года, следующего за отчетным, получатель субсидии представляет в Министерство платежные документы, подтверждающие оплату задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды, образованной на дату не позднее 31 декабря текущего финансового года;
сметный расчет на выполнение ремонтных работ объектов коммунального хозяйства либо электроснабжения республиканских мероприятий и праздников, при наличии кредиторской задолженности - акты сверки взаиморасчетов. Для отчетности в срок, установленный в соглашении между Министерством и получателем субсидии, но не позднее 30 февраля года, следующего за отчетным, получатель субсидии представляет в Министерство акт о приемке выполненных работ по форме N КС-2, справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, в случае выполнения ремонтных работ хозяйственным способом копию организационно-распорядительного акта о приемке и стоимости выполненных работ с приложением документов, подтверждающих оплату и понесенные затраты;
договоры (контракты) поставки аварийного запаса оборудования и материалов, приобретения транспортных средств и запасных частей и приобретения материалов и оборудования, при наличии кредиторской задолженности - акты сверки взаиморасчетов. Для отчетности в срок, установленный в соглашении между Министерством и получателем субсидии, но не позднее 30 февраля года, следующего за отчетным, получатель субсидии представляет в Министерство товарные (транспортные) накладные с приложением документов, подтверждающих оплату.
Исходя из вышеизложенного, следует, что субсидии из республиканского бюджета на государственную поддержку предприятиям топливно-энергетического комплекса предоставляются на возмещение понесенных определенных затрат хозяйствующим субъектам, основным видом деятельности которых является производство и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), распределение газообразного топлива, перевозка грузов автотранспортом, эксплуатация и содержание электрических сетей, производство (дизельные электростанции), передача и распределение электроэнергии; для перечисления субсидий хозяйствующий субъект представляет в министерство заявку с приложением документов, подтверждающих, в том числе, несение затрат.
Как следует из материалов дела, 18.10.2018 между Минтопэнерго РТ и ИП Ремневым С.П. заключено соглашение N 39, предметом которого явилась передача министерством денежных средств в виде субсидий на реализацию мероприятий на государственную поддержку предприятий ТЭК, предусмотренных по Государственной программе Республики Тыва "Энергоэффективность и развитие энергетики на 2014-2020 годы" на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией товаров), выполнением работ, оказанием услуг для поставки дизельного топлива муниципальным дизельным электростанциям, из средств республиканского бюджета в сумме 19 100 000 руб.
18.10.2018 между Минтопэнерго РТ, Ремневым С.П. и МУП "Тоджинская ДЭС" заключено дополнительное соглашение N 1 к соглашению N 39 от 18.10.2018 о передаче министерством ИП Ремневу С.П. субсидий на реализацию мероприятий на государственную поддержку предприятий ТЭК, предусмотренных по Государственной программе Республики Тыва "Энергоэффективность и развитие энергетики на 2014-2020 годы" на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией товаров), выполнением работ, оказанием услуг для поставки дизельного топлива муниципальным дизельным электростанциям на сумму 10 950 000 руб.
Аналогичные дополнительные соглашения к соглашению N 39 от 18.10.2018 заключены между Минтопэнерго РТ, Ремневым С.П. и МУП "Энергетик" (дополнительное соглашение N 2) на сумму 5 000 000 руб.; между Минтопэнерго РТ, Ремневым С.П. и МУП "ЖКХ Тере-Хольского кожууна" (дополнительное соглашение N 3) на сумму 1 600 000 руб.; между Минтопэнерго РТ, Ремневым С.П. и МУП "ДЭС Качык" (дополнительное соглашение N 4) на сумму 1 600 000 руб.; между Минтопэнерго РТ, Ремневым С.П. и МУП "Севинская ДЭС" (дополнительное соглашение N 5) на сумму 600 000 руб.
Платежным поручением от 19.10.2018 N 335758 на счет ИП Ремнева С.П. перечислены денежные средства в размере 19 100 000 руб. с назначением платежа "Субсидии на фин. обесп. затрат в связи с произв., выполн. работ для поставки диз. топлива муниц. дизел. электростанциям по Гос. прогр. РТ "Э/эффективность и развитие э/э на 2014-2020 г". Согл 39 от 18.10.18г. Без НДС".
30.10.2018 между Минтопэнерго РТ и ИП Ремневым С.П. заключено соглашение N 43, предметом которого явилась передача министерством денежных средств в виде субсидий на реализацию мероприятий на государственную поддержку предприятий ТЭК, предусмотренных по Государственной программе Республики Тыва"Энергоэффективность и развитие энергетики на 2014-2020 годы" на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией товаров), выполнением работ, оказанием услуг для поставки дизельного топлива муниципальным дизельным электростанциям, из средств республиканского бюджета в сумме 7 500 000 руб.
Платежным поручением от 31.10.2018 N 395968 на счет ИП Ремнева С.П. перечислены денежные средства в размере 7 500 000 руб. с назначением платежа "Субсидии на фин. обесп. затрат в связи с произв., выполн. работ для поставки диз. топлива муниц. дизел. электростанциям по Гос. прогр. РТ "Э/эффективность и развитие э/э на 2014-2020 г". Согл 43 от 30.10.18г. Без НДС".
06.12.2018 между Минтопэнерго РТ и ИП Ремневым С.П. заключено соглашение N 49, предметом которого явилась передача министерством денежных средств в виде субсидий на реализацию мероприятий на государственную поддержку предприятий ТЭК, предусмотренных по Государственной программе Республики Тыва "Энергоэффективность и развитие энергетики на 2014-2020 годы" на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией товаров), выполнением работ, оказанием услуг для поставки дизельного топлива муниципальным дизельным электростанциям, из средств республиканского бюджета в сумме 27 265 000 руб.
06.12.2018 между Минтопэнерго РТ, Ремневым С.П. и МУП "Тоджинская ДЭС" заключено дополнительное соглашение N 1 к соглашению N 49 от 06.12.2018 о передаче министерством ИП Ремневу С.П. субсидий на реализацию мероприятий на государственную поддержку предприятий ТЭК, предусмотренных по Государственной программе Республики Тыва "Энергоэффективность и развитие энергетики на 2014-2020 годы" на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией товаров), выполнением работ, оказанием услуг для поставки дизельного топлива муниципальным дизельным электростанциям на сумму 12 952 530 руб.
Аналогичные дополнительные соглашения к соглашению N 49 от 06.12.2018 заключены между Минтопэнерго РТ, Ремневым С.П. и МУП "Энергетик" (дополнительное соглашение N 2) на сумму 10 721 954 руб.; между Минтопэнерго РТ, Ремневым С.П. и МУП "ЖКХ Тере-Хольского кожууна" (дополнительное соглашение N 3) на сумму 2 382 675 руб.; между Минтопэнерго РТ, Ремневым С.П. и МУП "ДЭС Качык" (дополнительное соглашение N 4) на сумму 452 128 руб.; между Минтопэнерго РТ, Ремневым С.П. и МУП "Севинская ДЭС" (дополнительное соглашение N 5) на сумму 379 505 руб.; между Минтопэнерго РТ, Ремневым С.П. и МУП "Севинская ДЭС" (дополнительное соглашение N 6) на сумму 376 874 руб.
Платежным поручением от 06.12.2018 N 539055 на счет ИП Ремнева С.П. перечислены денежные средства в размере 27 265 000 руб. с назначением платежа "Субсидии на фин. обесп. затрат в связи с произв., выполн. работ для поставки диз. топлива муниц. дизел. электростанциям по Гос. прогр. РТ "Э/эффективность и развитие э/э на 2014-2020 г". Согл 49 от 06.12.18г. Без НДС".
18.12.2018 между Минтопэнерго РТ и ИП Ремневым С.П. заключено соглашение N 55, предметом которого явилась передача министерством денежных средств в виде субсидий на реализацию мероприятий на государственную поддержку предприятий ТЭК, предусмотренных по Государственной программе Республики Тыва "Энергоэффективность и развитие энергетики на 2014-2020 годы" на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией товаров), выполнением работ, оказанием услуг для поставки дизельного топлива муниципальным дизельным электростанциям, из средств республиканского бюджета в сумме 7 000 000 руб.
Платежным поручением от 19.12.2018 N 592827 на счет ИП Ремнева С.П. перечислены денежные средства в размере 7 000 000 руб. с назначением платежа "Субсидии на фин. обесп. затрат в связи с произв., выполн. работ для поставки диз. топлива муниц. дизел. электростанциям по Гос. прогр. РТ "Э/эффективность и развитие э/э на 2014-2020 г". Согл 55 от 18.12.18г. Без НДС".
26.12.2018 между Минтопэнерго РТ и ИП Ремневым С.П. заключено соглашение N 56, предметом которого явилась передача министерством денежных средств в виде субсидий на реализацию мероприятий на государственную поддержку предприятий ТЭК, предусмотренных по Государственной программе Республики Тыва "Энергоэффективность и развитие энергетики на 2014-2020 годы" на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией товаров), выполнением работ, оказанием услуг для поставки дизельного топлива муниципальным дизельным электростанциям, из средств республиканского бюджета в сумме 200 000 руб.
Платежным поручением от 27.12.2018 N 668065 на счет ИП Ремнева С.П. перечислены денежные средства в размере 200 000 руб. с назначением платежа "Субсидии на фин. обесп. затрат в связи с произв., выполн. работ для поставки диз. топлива муниц. дизел. электростанциям по Гос. прогр. РТ "Э/эффективность и развитие э/э на 2014-2020 г". Согл 56 от 26.12.18г. Без НДС".
Довод апеллянта о том, что УФАС по РТ неправильно проведён анализ рынка, признаётся судом апелляционной инстанции несостоятельным. Нарушений при составлении анализов рынка судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
Особенности проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, установлены пунктом 10.8 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220.
В ходе рассмотрения антимонопольного дела N 05-13-01/08-16-19 УФАС по РТ проведен анализ состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Республики Тыва за 2018 год и на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Тыва за аналогичный период с целью установления доминирующего положения энергосбытовых организаций (в том числе гарантирующих поставщиков электрической энергии (мощности)), осуществляющих деятельность на территории Республики Тыва, в результате чего установлено, что состав хозяйствующих субъектов тот же, как и в 2017 году: АО "Тываэнергосбыт", МУП "Дизель", МУП ДЭС "Качык", МУП "Сэвинская ДЭС", МУП ЖКХ Тере-Хольского кожууна, МУП "Тоджинская ДЭС", МУП "Энергетик"; независимых энергосбытовых организаций не появилось; в соответствующих границах зон деятельности каждый из гарантированных поставщиков являются единственными энергосбытовыми организациями. ИП Ремнев С.П. не является хозяйствующим субъектом, действующим на указанных рынках, т.е. не является организацией, осуществляющей производство электрической энергии по электрическим сетям в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также не осуществляет эксплуатацию и содержание электрических сетей.
Согласно выписке из ЕГРИП основным видом деятельности ИП Ремнева С.П. является торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах; дополнительными видами - торговля оптовая моторным топливом, включая авиационный бензин, торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах и т.д.
УФАС по РТ проведен анализ состояния конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива Республики Тыва за 2018 год, по итогам установлено, что рынок розничной реализации дизельного топлива Республики Тыва является рынком с высоким уровнем концентрации с существующими, но преодолимыми барьерами - на территории Республики Тыва порядка 43 хозяйствующих субъектов осуществляют розничную торговлю дизельным топливом, которые не входят в группу лиц; действует 74 автозаправочных станций, реализующих небольшие объемы дизельного топлива, в связи с этим рынок является высококонцентрированным; лидирующее положение по объемам розничных продаж дизельного топлива за 2018 на территории г. Кызыла занимает хозяйствующий субъект ИП Ремнев С.П.
На основании вышеизложенного, ИП Ремнев С.П. не является хозяйствующим субъектом, действующим как на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Республики Тыва, так и на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Тыва.
Следовательно, он не может подпадать под критерии лиц, определенных для получения субсидий, выделяемых из республиканского бюджета на государственную поддержку предприятий топливно-энергетического комплекса в рамках Государственной программы Республики Тыва "Энергоэффективность и развитие энергетики на 2014-2020 годы".
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о том, что Минтопэнерго РТ неправомерно выделены ИП Ремневу С.П. субсидии на реализацию мероприятий на государственную поддержку предприятий ТЭК, предусмотренных по Государственной программе Республики Тыва "Энергоэффективность и развитие энергетики на 2014-2020 годы".
Довод о том, что заявитель не мог заключить соглашения в соответствии с Законом о контрактной системе, поскольку не является предприятием топливно-энергетического комплекса, а также не могу осуществлять закупку для муниципальных нужд, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Как следует из представленных в материалы дела соглашений, фактически предметом заключенных соглашений является поставка дизельного топлива ИП Ремневым С.П. предприятиям топливно-энергетического комплекса за счет средств республиканского бюджета.
В силу части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 рассматриваемой статьи функций и полномочий.
Следовательно, поставка дизельного топлива для нужд предприятий топливно- энергетического комплекса является государственной (муниципальной) нуждой и могут быть получены в порядке, установленном Законом о контрактной системе.
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Республики Тыва от 21.02.2014 N 65, Министерство топлива и энергетики Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по выработке государственной политики и правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса Республики Тыва; в порядке и пределах, определенных законами Республики Тыва, функции и полномочия учредителя государственных учреждений и унитарных предприятий, а также прав собственника в отношении имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций Министерства в соответствующей сфере деятельности, в том числе имущества, переданного подведомственным государственным учреждениям и унитарным предприятиям.
Таким образом, министерство обязано соблюдать положения Закона о контрактной системе.
Пунктами 5 и 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход; под конкуренцией - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Под соглашением согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Действующим законодательством прямо запрещены любые договоренности в письменной или устной форме, направленные на ограничение конкуренции.
Сама возможность заключения соглашения между хозяйствующими субъектами, если такое соглашение приводит или может привести к ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства.
Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.
На основании вышеизложенного, действия Минтопэнерго РТ и ИП Ремнева С.П. по заключению соглашений по передаче субсидий на реализацию мероприятий по государственной поддержке предприятий ТЭК свидетельствуют о наличии антиконкурентного соглашения между ними; заключенные соглашения способствовали созданию ИП Ремневу С.П. преимущественного положения и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта.
Препятствий для своевременного проведения конкурентных процедур из материалов дела не усматривается.
При изложенных обстоятельствах Минтопэнерго РТ и ИП Ремнев С.П. правомерно признаны УФАС по РТ нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Минтопэнерго РТ освобождено от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "24" сентября 2020 года по делу N А69-351/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-351/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА